Оглавление:
Правовое регулирование — это регулирование поведения человека системой законов. Она оставляет без внимания огромную область человеческих отношений, так называемые нравственные отношения. Например, закон не предусматривает наказания за нарушение правил приличия, грубости и так далее. Оно осуждается общественным или личным мнением.
Таким образом, жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и моральным принципам порядка, которые изучает этика — исследование морали. Мораль — это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, отражающая общепринятые нормы и оценки человеческих поступков. Сам принцип морали «предписывает нам заботиться об общем благе, ибо без этой заботы личная мораль становится эгоистичной, т.е. безнравственной». Заповедь нравственного совершенствования дана нам раз и навсегда в Слове Божьем, и дана, конечно, не для того, чтобы мы повторяли ее, как попугаи, или разбавляли своими разговорами, а для того, чтобы мы могли что-то сделать для реализации нравственных заповедей в той среде, в которой мы живем, то есть, другими словами, нравственный принцип должен обязательно реализовываться в общественной деятельности.
Нравственный человек наделен чуткой совестью, удивительной способностью к самоконтролю. Механизм совести устраняет дихотомию личности. Возьмем пример с преступником, находящимся под судом. Он, согласно I. Кант, «может сколько угодно описывать свой проступок, о котором он помнит, как непреднамеренную оплошность, как простую неосторожность, которой никогда нельзя полностью избежать, то есть как нечто, в чем он запутался в силу естественной необходимости, чтобы считать себя невиновным»; И все же он видит, что защитник, говорящий в его пользу, ни в коем случае не может заставить замолчать его обвинителя, если тот знает, что, совершая проступок, он был в здравом уме, т.е. в здравом уме. Т.е. он мог воспользоваться свободой выбора».
Моральное сознание включает в себя принципы и нормы морали. Мораль, таким образом, — это и определенный аспект объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Мы говорим о моральном действии и моральных идеях, понятиях. Моральное сознание имеет сложную структуру, элементами которой являются моральные категории, моральные чувства и моральный идеал как восприятие и представление о высшем проявлении морали, вытекающее из общественного идеала совершенного мироустройства.
Важнейшим проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед другими и самим собой. Правила, которыми руководствуются люди в своих взаимоотношениях, — это моральные нормы; они формируются спонтанно и действуют как неписаные законы — каждый следует им по мере необходимости. Это и мера того, что общество требует от людей, и мера вознаграждения за заслуги в виде признания или порицания. Правильной мерой требования или вознаграждения является справедливость — справедливо наказывать преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом.
Моральные нормы и принципы
Моральные нормы, принципы и оценки в конечном итоге являются выражением и закреплением правил поведения, которые люди вырабатывают в работе и социальных отношениях. Истоки морали восходят к обычаям, которые устанавливали те действия, которые опытом поколений доказали свою полезность для сохранения и развития общества и человека, отвечали потребностям и интересам исторического прогресса. Мораль — это спонтанно обобщенный и устойчивый способ действия людей, как их нравственность.
Мораль в историческом развитии обладает определенной преемственностью, относительной самостоятельностью: каждое новое поколение не создает с нуля все нормы поведения, а заимствует моральные ценности прошлых эпох, модифицирует и развивает их.
В морали, как и во всех других областях знаний, обычно наблюдается определенный исторический прогресс. В то же время существуют относительно неизменные моральные императивы — так называемые универсальные нормы морали. Это одна из самых стабильных точек отсчета в человеческом обществе. Их значение для настоящего и будущего мирового сообщества чрезвычайно велико.
Основными категориями морали являются добро и зло. Добро — это моральное выражение того, что способствует счастью людей. Негативные явления в общественной и личной жизни людей, силы торможения и разрушения называются злом. Зло стремится к тому, что противоречит интересам общества и людей. Диалектика истории, однако, по своей сути противоречива. Зло, по Гегелю, может функционировать как форма, в которой проявляется не только сдерживающая, но и движущая сила истории. Гете отмечал, что зло также выступает как отрицание, как сомнение, как необходимый момент в смелом движении человеческого разума к познанию истины, как ирония по поводу человеческих иллюзий. Каждый новый шаг вперед в истории является протестом против старой «святости» и оценивается современниками как зло. Это, кстати, показывает относительность понимания добра и зла.
Там, где человек связан с другими людьми определенными отношениями, возникают взаимные обязательства. Социальные обязательства, налагаемые на каждого члена общества, принимают форму морального долга. Согласно Иммануилу Канту, добродетель — это моральная твердость воли человека в соблюдении долга. Чистая мораль — это должное взаимодействие между индивидом и окружающей его средой — природной и социальной. К выполнению своего долга человека побуждает осознание интересов других людей и своих обязательств перед ними. Помимо знания о моральных принципах, важно также испытать их на себе.
Совесть — это способность человека осуществлять моральный самоконтроль. Она «заставляет» человека ставить перед собой морально санкционированные цели, проводить самооценку совершенных действий, испытывать чувство личной ответственности за свои поступки.
Когда мы говорим о совести, мы имеем в виду как силу положительного призыва души, так и ее упрек за «неправильные» и «неправильные» поступки. Происходят резкие столкновения между реальными и внутренними мотивами поступков людей. Они решаются внутренним судом, судом совести. «Вот, например, — говорит Ф. М. Достоевский, — образованный человек, с развитой совестью, с совестью, с сердцем. Одна-единственная боль его собственного сердца, еще до всякого наказания, убьет его своей агонией. Он осудит себя за свое преступление более жестоко, чем самый страшный закон».
Достоинство, то есть осознание своей социальной значимости и права на социальное уважение, играет важную роль в системе моральных категорий.
Центральным вопросом этики является вопрос о смысле человеческой жизни. Человеческое счастье, которое является моральным удовлетворением, возникающим от сознания целесообразности, величия и благородства своего главного поведения, полностью зависит от его реализации.
Структура морали
Анализ структуры морали выявляет неоднозначность ее интерпретации. У разных авторов можно найти вполне ощутимые расхождения, обусловленные, во-первых, многомерностью явлений, относящихся к сфере морали, а во-вторых, сложностью ее структуры. Поэтому допускается вариативность подходов, каждый из которых отражает часть, кусочек этого явления.
Структуру морали можно представить в единстве трех компонентов: морального сознания, моральной практики и моральных отношений.
Различие между моральным сознанием и практикой — это первое отношение, которое позволяет нам понять сложность механизма, обеспечивающего функционирование морали. В отечественной литературе достаточно распространен подход, который предлагает различать моральное сознание как представление о том, что правильно (мораль) и моральную практику, которая отождествляется с тем, что реально, актуально, фактично (нравственность).
Структура морального сознания может быть рассмотрена по разным причинам. Таким образом, существуют различные формы сознания, обусловленные различием его носителей — индивида, группы и общества в целом.
Индивидуальное моральное сознание представляет для нас наибольший интерес, поскольку является результатом усвоения индивидом уже сложившихся в той или иной социальной среде представлений о должном, после чего можно выделить три уровня осмысления и регуляции.
Первый уровень в структуре индивидуального морального сознания можно охарактеризовать как рационально-теоретический. Она включает в себя набор этических знаний, концепций и суждений о нормах поведения.
Человеческий разум образует первичный и наиболее очевидный слой в структуре морального сознания. Она генетически присутствует в каждом человеке и позволяет усвоить моральный опыт предыдущих поколений. Секрет Маугли, например, кроется в отсутствии возможности передать опыт старших детям, то есть включить их в процесс социализации, передачи социального опыта и приобретения моральных знаний. Древние мыслители придавали большое значение знанию нравственной добродетели; они считали, что человек, овладевший этим знанием, вполне нравственен.
Эмоционально-чувственный уровень морального сознания знаменует собой дальнейшее закрепление полученных представлений о добре и зле. Наличие моральных чувств позволяет человеку ощутить смысл существующих моральных норм, ценностей, идеалов через собственный опыт.
Моральные чувства не обязательно являются положительными. Когда человек сталкивается с несоответствием между провозглашаемыми в обществе нормами и реальным положением дел, в его мышлении и поведении могут возникнуть самые неожиданные реакции на это противоречие.
Со времен Аристотеля, наряду со сложными нравственными чувствами, так называемыми страстями (зависть, ненависть, недоверие, ревность и т.д.), основу которых видят в различных физиологических ощущениях, реакциях, эмоциях.
Нравственные чувства определяются не только образовательным процессом, но и жизненным опытом. Можно выделить противоположные системы формирования морального облика человека. Например, Конфуций видел добродетель в том, чтобы человек «отдавал свои силы на служение родителям и не щадил своей жизни на службе императору».
Убеждения образуют самый глубокий уровень в структуре морального сознания. Они возникают, когда человек обретает способность сознательно выбирать между тем, чего он хочет (полезным, выгодным, удобным, приятным) и тем, что он должен делать.
Человек и воля
Для того чтобы нравственные знания и чувства воплотились в реальность, человек должен обладать волей.
Именно это движет личностью, которая поднимается над сиюминутной полезностью и утилитарно-гедонистическими соображениями и оказывается способной совершать определенные действия даже вопреки господствующим нравам и общественному мнению. Это позволит людям подавить свои страхи и дать практическое руководство, продиктованное их моральным кодексом и совестью;
Самосознание играет важную роль в формировании моральных убеждений, позволяя людям разобраться в своих восприятиях и чувствах. Наличие этого качества особенно важно в тех случаях, когда существует сильное расхождение между реальностью и внутренней ценностью, теорией и действительностью. В этом случае психический дискомфорт способен заставить человека искать, что истинно, а что ложно, что случайно, а что действительно важно. Самосознание основано на собственном опыте и поэтому оказывается самым глубоким структурным уровнем нравственного мира человека.
Структура морального сознания может быть рассмотрена через ряд элементов, характеризующих степень сложности регулирующего воздействия на личность.
Моральные ценности закрепляют представления людей о том, что является морально хорошим, о добре и зле, о справедливости, о счастье; моральные ценности — это действия людей, мотивы, результаты и последствия действий людей, которые являются социально значимыми. Существование ценностей обеспечивает основу как для требований, сформулированных в виде норм, так и для последующей моральной оценки действий людей. Моральные ценности делятся на высшие ценности (достоинство, совесть, честь и т.д.).
Моральная норма — это простейшая форма морального требования, которая определяет поведение в типичных ситуациях, повторяющихся в течение длительного периода времени в жизни многих поколений. Его обязательная сила для каждого индивида обусловлена эффектом массового примера, силой общественного мнения; моральная норма абсолютна и имеет универсальную направленность, поскольку императивные требования «Не убий», «Не укради» обращены ко всем, независимо от конкретных обстоятельств.
Моральные качества описывают наиболее типичные положительные и отрицательные черты поведения (добродетели и пороки); они относятся к конкретным лицам (группам) или поступкам, независимо от того, кто эти поступки совершает, и поэтому содержат оценочную сторону (правдивый — лживый, щедрый — скупой).
Моральные принципы — это более общие, чем нормы, предписывающие человеческие поступки, моральные качества, связанные с определенными аспектами человеческого поведения. Принципы дают человеку общую моральную ориентацию, которая затем служит основой для выбора определенных правил, норм и качеств. Например, это принципы беспристрастности, независимости и справедливости, которые характеризуют профессиональную деятельность юристов.
Моральные идеалы выражают конечную цель, к которой направлено нравственное развитие человека. Идеал можно рассматривать в двух основных проекциях: В одном случае он ассоциируется с образом морально совершенного человека, в другом — служит абстрактным обозначением всего того, что представляет собой морально превосходное, достойное поведение.
Нравственное сознание
Содержание нравственного идеала изначально проецирует противоречие между плоскостью бытия и должным. По своей природе идеал не должен быть приземленным и легко достижимым, поскольку в этом случае он теряет присущий ему высокий статус: тот, кто приобретает идеал, лишает себя ориентира для дальнейшего развития. Более того, приобретенный идеал может сильно отличаться в окружающей среде. В то же время чрезмерная удаленность идеала от земной реальности не менее опасна, поскольку порождает в человеке ощущение тщетности всех моральных усилий.
Стоит отметить понимание проблемы идеального, выработанное отечественной мыслью. Князь Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920), один из виднейших последователей философской школы Владимира Соловьева, писал: «По Соловьеву, содержание общественного идеала состоит из двух элементов: Она указывает на то, что должно быть, а именно. опыта действительности; но, с другой стороны, как практическое требование, он не может иметь исключительно спекулятивный характер: идеал должен требовать осуществимого и потому считаться с исторической действительностью». Можно предположить, что весь процесс нравственного самосовершенствования личности должен быть представлен как этапы движения и, соответственно, достижения идеала. Поэтому философ заключает: «Социальный идеал состоит в применении морального принципа к существующему обществу…».
Добавим к сказанному мысль, сформулированную А.А. Гусейновым. По его словам, жизнь и деятельность великих моралистов прошлого (Конфуция, Сократа, Иисуса Христа, Мухаммеда и др.) может служить мотивом для нравственного самосовершенствования личности. Их пример дает людям надежду на возможность поднять себя до уровня нравственного существа и в реальной (земной) жизни [5]. Речь идет о практической реализации морального выбора, что особенно важно в условиях очевидного торжества утилитаризма и гедонизма, зла и насилия. Жизнь великих моралистов — это воплощенное единство сознания и практики, без которого человек потерял бы всякий смысл земного существования, как это происходит, например, в буддизме. Однако даже после смерти Сократ и Иисус Христос утверждали моральную возвышенность жизненного труда.
Упомянутая проблема идеала приводит к еще одному важному разделению в структуре морального сознания — существованию в нем повседневных и теоретических форм. Первый постоянно присутствует в повседневной жизни с момента возникновения первых человеческих сообществ. Вторая возникает, когда общество достигает определенного уровня зрелости. По мере развития общественного разделения труда росла и потребность в людях, профессионально занимающихся осмыслением моральных проблем. В первую очередь это было дело рук софистов и Сократа, которые наметили новое направление интеллектуального творчества. Теоретическая форма морального сознания фактически функционирует как моральная философия, т.е. этика.
Теоретическое моральное сознание нельзя рассматривать как простое отражение моральной жизни и, следовательно, обыденного сознания. Дело в том, что в повседневной жизни моральное сознание основано на деятельности многих людей, где каждый прокладывает свой собственный путь в соответствии с общечеловеческими идеями. Этика стремится подняться над поведением отдельных людей, над негативными и противоречивыми аспектами, которые присутствуют в обществе. Она отражает представления теоретиков морали об идеале, а не о преобладающих нравах. Но «если эпоха не производит мыслителей, способных решать этические проблемы, то снижается нравственность этой эпохи, а вместе с тем и ее способность решать свои проблемы».
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Зарождение социально-исторического сознания
- Натурфилософия Шеллинга — Биография и жизненный путь Шеллинга
- Человек как субъект деятельности, познания и ценностного освоения мира
- Философское учение о семье. Проблема брака и пола в философии
- Познание как предмет философского анализа
- Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Номиналистическая критика томизма
- Гносеология в философии
- Философия техники и ее проблемы
- Концепция антропогенеза Теяр де Шардена
- Философия человека в новое и новейшее время