Оглавление:
В конце 20-го века и в начале 21-го психология переживает свой расцвет. Психология сейчас является модной наукой и, что более важно, очень популярной. Число людей, желающих получить психологическое образование, постоянно растет; сейчас психологи работают в бизнесе, образовании, политике и даже в правоохранительных органах.
Вышло рекордное количество книг по психологии, причем книги по общей психологии, социальной психологии и социальной адаптации, психологии личности, стрессоустойчивости и самоконтролю возглавляют список. Но часто среди этих публикаций встречается множество сборников ошибочных, непроверенных методов, представленных в них, не откорректированных, искаженных, с неверными или отсутствующими ссылками на первоисточник, без научного обоснования. Нередко и эти так называемые «книги по практической психологии» представляют собой пустые рассуждения, заумное философствование и мистические воззвания, которые не помогают психологу в его сложной работе с конкретными людьми.
Сегодня психология развивается по 48 направлениям и исследует 261 психологическую проблему. Но, как это часто бывает в критические периоды истории, многие люди легковерно попадают под влияние эзотерики, которая скрывает свое истинное лицо с помощью псевдопсихологических техник и аргументов. Целители, мистики, провидцы разного толка, называющие себя «психологами», оказывают серьезное влияние на некоторых людей именно потому, что ниша влияния на личность не была вовремя заполнена настоящими психологическими службами в той мере, в какой это было необходимо.
Психология активно, иногда на первых ролях, стала привлекаться к выполнению грандиозных заказов по манипулированию индивидуальным и общественным сознанием: формирование образа (не лица, а необходимой маски, личины) политиков; навязывание каких-либо (часто вредных, просто опасных) идей, товаров, услуг; создание кумиров молодежи; участие в тоталитарных организациях и многое другое.
Теории личности в психологии
Термин «личность» имеет несколько значений. Наука о личности, или персонология, — это дисциплина, которая пытается заложить основу для лучшего понимания человеческой индивидуальности с помощью различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, как научная дисциплина, трансформирует умозрительные мысли о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.
Личность — это понятие, объединяющее множество аспектов, характеризующих человека: Эмоции, мотивация, мысли, переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, которые обуславливают особенности поведения человека в различных ситуациях. Теории личности сильно различаются между собой, так что практически невозможно просто подвести концептуальное определение под слово «личность». В контексте психологии не существует единого общепризнанного значения — их столько же, сколько психологов и теорий личности, которые занимаются этим вопросом.
Термин «характер» означает набор устойчивых индивидуальных личностных черт, которые развиваются и проявляются в деятельности и общении и определяют типичное поведение. Характер — это качество личности, обобщающее наиболее характерные черты человека, которые тесно связаны между собой и поэтому ярко выражены в различных типах черт действия. Это каркас и подструктура личности, наложенные на ее основные подструктуры. Не все черты человека можно считать характерными, а только существенные и устойчивые. Характер определяется и формируется на протяжении всей жизни человека.
Содержание характера, отражая социальные влияния, формирует жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека подразумевает нечто значимое для него в мире, в жизни, то, что определяет мотивы его поступков, цели его действий, которые он ставит перед собой.
Важнейшее значение для понимания характера имеет взаимосвязь между социальным и личностным смыслом для человека. В основе единства, цельности, силы характера лежит направленность личности. Обладание жизненными целями — главное условие формирования характера. Однако характер и направленность личности — это не одно и то же. Направленность личности в огромной степени формирует общее поведение человека. И хотя поведение определяется целостной системой отношений, в этой системе всегда на первый план выходит что-то, что доминирует в ней и придает своеобразный колорит характеру человека.
В сформированном характере ведущим компонентом является система убеждений. Вера определяет долгосрочное направление поведения человека, его приверженность целям, уверенность в праведности и важности того, что он совершает. Сходство интересов не означает сходство черт характера.
Разницу в теориях личности можно проиллюстрировать на примере. Карл Роджерс определил личность в терминах самости: как организованную, долговременную сущность, которая находится в центре нашего опыта. Гордон Олпорт определил личность как то, чем на самом деле является человек, то внутреннее нечто, что определяет то, как человек взаимодействует с миром. Джордж Келли считал, что личность — это присущий каждому человеку уникальный способ осознания жизненного опыта. А Эрик Эриксон представил личность как функцию результатов психосоциальных кризисов на протяжении всей жизни человека.
Зигмунд Фрейд: психодинамическое течение в теории личности
Зигмунд Фрейд предположил, что человек находится в состоянии постоянного конфликта, истоки которого лежат в сфере бессознательных влечений.
Давайте сначала рассмотрим его взгляды на организацию психики.
Фрейд различал три уровня в жизни души: сознательный, предсознательный и бессознательный.
Сознательный уровень состоит из ощущений и опыта, которые мы воспринимаем в данный момент. Фрейд настаивал на том, что незначительная часть психической жизни (мысли, восприятия, чувства, память) относится к сфере сознания, так что в данный момент человек не осознает ее. Это следует рассматривать как результат процесса селективной сортировки, в значительной степени контролируемого внешними сигналами. Более того, определенное содержание осознается лишь на короткое время, а затем быстро опускается на уровень предсознательного или бессознательного, поскольку внимание переключается на другие сигналы. Сознание составляет лишь небольшой процент всей информации, хранящейся в мозге.
Сфера бессознательного включает в себя все переживания, которые не осознаются в данный момент, но могут легко вернуться в сознание.
Самая глубокая и значительная область человеческого разума — это бессознательное. Бессознательное — это хранилище примитивных инстинктивных влечений, а также эмоций и воспоминаний, которые настолько угрожают сознательному разуму, что они были подавлены и вытеснены в область бессознательного. Бессознательный материал во многом определяет наше повседневное функционирование.
Фрейд придал эмпирический статус концепции бессознательной жизни. Позже Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. Сфера ид полностью бессознательна, в то время как эго и суперэго действуют на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает все три структуры личности, хотя оно в значительной степени формируется импульсами, исходящими от ид.
Фрейдовское id представляет примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Она функционирует полностью в бессознательном и тесно связана с инстинктивными биологическими побуждениями, которые заряжают энергией наше поведение. Ид — это нечто темное, не знающее законов и не подчиняющееся правилам. Она выражает основной принцип всей человеческой жизни — немедленную разрядку психической энергии, порождаемой биологическими влечениями (особенно сексуальными и агрессивными). Последние, когда сдерживаются и не высвобождаются, создают напряжение в функционировании личности. Поскольку ид невежественен в отношении страха и тревоги, он не предусматривает выражения своего намерения.
Эго — это компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго служит безопасности и самосохранению организма. В борьбе за выживание, как против внешнего социального мира, так и против инстинктивных потребностей ид. Эго — это «исполнительный» орган личности и область интеллектуальных процессов и решения проблем.
Суперэго — это интернализованные социальные нормы и стандарты поведения, усвоенные в процессе «социализации». Суперэго пытается полностью подавить все социально осуждаемые импульсы ид, чтобы привести человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и делах.
Психоаналитическая теория основана на идее, что поведение человека активируется одной энергией, согласно закону сохранения энергии (т.е. она может переходить из одного состояния в другое, но ее количество остается неизменным), а мотивация человека основана исключительно на энергии возбуждения, порождаемой телесными потребностями, выраженными в виде желаний и называемыми инстинктами.
Фрейд назвал две их основные группы: инстинкт жизни и инстинкт смерти. К первой группе относятся самые необходимые — сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов — это определенное количество энергии, которая находит свою разрядку только в сексуальном поведении. Вторая группа является основой всех проявлений жесткости и агрессии. Он предположил, что инстинкты подчиняются принципу энтропии, согласно которому каждая энергетическая система стремится сохранить динамическое равновесие.
Чтобы избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек вырабатывает так называемые защитные механизмы.
Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности
Юнг утверждал, что душа состоит из трех отдельных, взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, через которые мы ощущаем свою целостность. Эго служит основой нашего самосознания. В личном бессознательном хранятся конфликты и воспоминания, которые когда-то были осознанными, но теперь подавлены и забыты. Юнг ввел понятие комплекса, который представляет собой совокупность эмоционально заряженных мыслей, чувств и переживаний, возникающих у человека на основе личного или унаследованного бессознательного опыта. Комплексы могут возникать вокруг самых обыденных вопросов и оказывать сильное влияние на поведение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного уникален и доступен сознанию. Наконец, более глубоким слоем в структуре личности является коллективное бессознательное, которое представляет собой хранилище латентных следов человеческой памяти. Она отражает мысли и чувства, которые присущи всем людям. Юнг предположил, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов — архетипов. Архетипы — это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом; другими словами, это универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на конкретный объект или событие. Архетипы, описанные Юнгом, включают мать, ребенка, героя, мудреца, солнце, оруженосца, Бога, смерть и т.д. Наиболее важными архетипами являются Персона (наше публичное лицо), Тень (подавленная, темная сторона личности), Анимус/Анима (внутренний образ женщины в мужчине и, наоборот, внутренний образ мужчины в женщине) и Самость (ядро личности, вокруг которого организованы и объединены все остальные элементы).
Наиболее известный вклад Юнга в психологию проявляется в двух основных эго-ориентациях, которые он описал: Экстраверсия и интроверсия. Идея психической энергии, саморегуляции и компенсации тесно связана в аналитической психологии с классификацией «психологических типов». Выделяют несколько таких типов. Они относятся к врожденным различиям в темпераменте, целостному сочетанию устойчивых психодинамических характеристик, которые проявляются в деятельности, заставляющей человека воспринимать и реагировать определенным образом. Прежде всего, следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.
Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию или либидо вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Этот тип естественно и спонтанно проявляет интерес и внимание к объекту — другим людям, предметам, внешним манерам и украшениям. Экстраверт чувствует себя лучше всего, когда взаимодействует с внешней средой и общается с другими людьми. И становится беспокойным и даже больным, когда находится в одинокой, монотонной обстановке. Поскольку экстраверт поддерживает слабую связь с субъективным внутренним миром, он будет опасаться столкновения с ним, будет стараться недооценивать, принижать и даже принижать все субъективные запросы как эгоистичные.
Интроверт, с другой стороны, характеризуется тенденцией его либидо стремиться внутрь и обязательно связывать свою психическую энергию со своим внутренним миром мыслей, фантазий или чувств. Интроверт наиболее успешно взаимодействует с самим собой, и делает это тогда, когда он освобожден от необходимости соответствовать внешним обстоятельствам. Интроверт имеет свое собственное общество, свой «маленький мир», и сразу же отстраняется от больших групп.
И экстраверты, и интроверты обнаруживают некоторые собственные слабости, в зависимости от типа, но каждый из них склонен непреднамеренно недооценивать другого. Для экстраверта интроверт кажется эгоцентриком, «зацикленным на себе», так сказать. Для интроверта экстраверт выглядит как поверхностный, пустой оппортунист или лицемер.
Альфред Адлер: индивидуальная теория личности
Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько основных принципов, на основе которых она описывает личность:
1) Личность унитарна, самосогласованна и целостна;
2) Человеческая жизнь — это динамичное стремление к совершенству;
3) Личность — это творческое и самоопределяющееся существо.
4) Социальная принадлежность индивида.
Согласно Адлеру, люди стремятся компенсировать чувство неполноценности, испытанное в детстве, и, испытывая неполноценность, они борются за превосходство на протяжении всей своей жизни. Каждый человек вырабатывает свой собственный уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится достичь вымышленных целей превосходства или совершенства. С этим связана концепция «фиктивного финализма», идея о том, что поведение человека подчинено его собственным намеченным целям на будущее. Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ярко проявляется в отношении и поведении человека к трем основным целям жизни: работе, дружбе и любви. Основываясь на оценке степени выражения социального интереса и степени активности, по отношению к этим трем задачам, Адлер выделил типы установок, сопровождающих тот или иной стиль жизни:
Контролирующий (уверенность в себе, напористость, низкий социальный интерес, установка на превосходство над внешним миром);
Принятие (паразитизм по отношению к внешнему миру, отсутствие социального интереса, низкий уровень активности).
Избегающий (отсутствие активности и социального интереса, страх наготы, бегство от решения жизненных проблем)
Социально полезный (сочетание высокого уровня социального интереса с высоким уровнем активности, забота о других и интерес к общению, осознание важности сотрудничества, личное мужество и готовность внести свой вклад в благополучие других).
Адлер считал, что стиль жизни создается творческой силой личности, но на него определенно влияет порядок рождения: Первый ребенок, единственный ребенок, средний ребенок или последний ребенок.
В индивидуальной психологии акцент также делается на том, что называется социальным интересом, а именно на внутренней тенденции человека участвовать в создании идеального общества.
Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое «Я». Это понятие воплощает активный принцип человеческой жизни; то, что придает ей смысл; то, под влиянием чего формируется стиль жизни. Эта творческая сила отвечает за цель человеческой жизни и способствует развитию социальных интересов.
Олпорт, Кеттел, Айзенк: диспозиционная линия
Диспозиционное направление психологии личности основано на двух общих идеях. Первый заключается в том, что люди имеют широкий спектр предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях. То есть люди демонстрируют определенную последовательность в своих действиях, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем, что нет двух абсолютно одинаковых людей.
Личность, согласно Олпорту, — это динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его характерное поведение и мышление и обуславливают его уникальную адаптацию к окружающей среде.
С точки зрения теории Олпорта, черта личности может быть определена как предрасположенность к одинаковому поведению в различных ситуациях.
Олпорт различал индивидуальные и общие черты. В то же время Олпорт называл только общие черты «собственно чертами», а индивидуальные черты — «личностными диспозициями» или «морфогенными чертами». Реальная разница между ними заключается в том, что личностные диспозиции, в отличие от черт, определяются как принадлежащие индивиду. С помощью концепции общих признаков можно провести сравнительное исследование одного и того же признака, который выражен у разных индивидов или групп индивидов. Он считал, что черты характера и личные склонности существуют у людей, но не поддаются непосредственному наблюдению и должны быть выведены из поведения.
Олпорт предположил, что существует принцип, который организует установки, мотивы, оценки и диспозиции в единое целое. Для этого он придумал термин «проприум». Проприум — это позитивное, творческое, стремящееся к росту качество человеческой природы, которое включает в себя все аспекты личности, способствующие ощущению внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума:
Ощущение собственного тела;
- чувство самоидентичности;
- чувство собственного достоинства;
- расширение самости;
- самовосприятие;
- рациональное самоуправление;
- наконец, проприативный привод.
Олпорт никогда не занимался психотерапией и поэтому отказывался верить, что у зрелых и незрелых людей много общего. Олпорт долго работал над созданием адекватного описания «зрелой личности» и в итоге пришел к выводу, что психологически зрелая личность руководствуется шестью характеристиками:
1) Зрелый человек имеет широкие границы собственного достоинства;
2) Зрелый человек способен на теплые, сердечные социальные отношения;
3) Зрелый человек проявляет эмоциональную беззаботность и самопринятие;
4) Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и стремления;
5) Зрелый человек проявляет самоанализ и чувство юмора;
6) Зрелый человек имеет целостную философию жизни.
Следующий представитель диспозитивного направления — Раймонд Кеттел. Подход Кеттелла основан на использовании точных эмпирических методов исследования. По мнению Кеттела, личность — это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в той или иной ситуации. Он рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, в которой мотивация зависит преимущественно от подмножества того, что он называет динамическими чертами. Черта — самое важное понятие в мышлении Кеттела. Центральное место в концепции Кеттела занимает различие между поверхностными и базовыми чертами. Для него оригинальные черты важнее, чем поверхностные. Динамические черты можно разделить на три группы: Отношение, Эрг и Чувства.
Теория типов личности Айзенка основана на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы — это наборы, в которых отдельные черты попадают между двумя крайностями. Айзенк подчеркивает, что большинство людей не попадают в крайние категории. Согласно Айзенку, в основе структуры личности лежат два основных типа (супертипа): Интроверсия — Экстраверсия и Стабильность — Нейротизм, что представлено в виде «круга» Айзенка.
Абрахам Маслоу: гуманистический подход
Термин «гуманистическая психология» был определен группой психологов во главе с Абрахамом Маслоу. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы и противопоставил его бихевиоризму и психоанализу. Гуманистическая концепция характеризуется экзистенциальным взглядом на человека. Ее основные принципы включают рассмотрение личности как единого целого, бесполезность исследований на животных, восприятие человека как по сути своей позитивного и творческого существа, а также акцент на изучении психического здоровья.
Теория Маслоу описывает мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (базовые) потребности должны быть удовлетворены в определенной степени, прежде чем потребности высшего порядка станут доминирующей движущей силой в поведении человека. Иерархия потребностей в порядке доминирования выглядит следующим образом:
1) Физиологические потребности (пища, вода, сон и т.д.);
2) Потребность в безопасности (стабильности, порядке);
3) Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);
4) Потребность в уважении (самооценка, признание);
5) Потребность в самоактуализации (развитие навыков).
Маслоу различал два типа мотивов у людей: Мотивы дефицита и мотивы роста. Первые направлены на снижение напряжения, а вторые — на повышение напряжения путем поиска новых и захватывающих впечатлений. Маслоу предположил, что оба типа мотивов биологически заложены в человеке.
Он выделил несколько метапотребностей (например, истина, красота или справедливость), которые он использовал для описания самоактуализирующихся людей. Считалось, что неудовлетворенные метапотенциальные потребности вызывают метапатологии (например, апатию, цинизм и отчуждение).
Эмпирические исследования Маслоу сосредоточились на концепции самоактуализации. Самоактуализирующиеся люди — это «цветок» человечества, люди, которые живут полной жизнью и достигли потенциального уровня развития личности. Их характеристики следующие:
- Более эффективное восприятие реальности;
- принятие себя, других и природы;
- Непосредственность, простота и естественность;
- Ориентация на проблему;
- Самодостаточность: потребность в уединении;
- Автономия: независимость от культуры и окружающей среды;
- Свежесть восприятия; вершинные переживания;
- Общественный интерес;
- Глубокие межличностные отношения;
- Демократический характер;
- Различие между средствами и целями;
- Философское чувство юмора;
- Креативность (творческие способности);
- Устойчивость к одомашниванию.
Карл Роджерс: феноменологическая линия
Феноменологическое направление психологии личности, разработанное Карлом Роджерсом, основывается на положении о том, что поведение человека можно понять только в связи с его субъективным опытом. Также подразумевается, что люди способны сами строить свою судьбу и по своей природе являются целеустремленными, доверчивыми и самосовершенствующимися.
С точки зрения человеческого восприятия, это субъективная реальность — личный мир опыта человека. Центральное место в этом мире занимает Я-концепция. Элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются потребность в позитивном внимании, ценностные условия и безусловное позитивное внимание. Роджерс утверждал, что люди ведут себя в основном в соответствии со своей Я-концепцией. Угрозы возникают, когда человек воспринимает несоответствие между собой и общим организмическим опытом, а затем пытается защитить целостность «я», искажая или отрицая восприятие.
Роджерс подчеркивает открытость опыту (способность человека переживать то, что происходит внутри, не чувствуя угрозы), органическое доверие (способность полагаться на внутренний опыт и чувства как на основу для принятия важных решений) и эмпирическую свободу (субъективное ощущение, что человек может жить так, как он хочет). Характеристики полноценно функционирующей личности также включают креативность, которая представляет собой способность продуцировать новые идеи, результаты и способы решения проблем.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Влияние стиля воспитания на самооценку подростков с нарушением интеллекта — Концепция самооценки
- Гештальтпсихология в массовой коммуникации
- Сравнение эмоционального интеллекта в норме и у лиц с шизофренией в ремиссии
- Эмоциональные процессы: основания классификаций, функции эмоций
- Теории личности эго-психологии: Эриксон Э., Э. Фромм, К. Хорни
- Роль периода младенчества в развитии личности
- Межличностные отношения в группе
- Красный цвет в психологии
- Синдромы в нейропсихологии
- Исследование коллективного бессознательного