Оглавление:
Появление социологии как науки относится к первой половине XIX века. Поскольку любая наука формируется в ответ на потребности социального развития, изоляция социологии как самостоятельной отрасли знаний была подготовлена предшествующим социально-политическим, экономическим и духовным развитием человечества. Стремительное развитие капиталистических отношений, промышленная революция, социальные конфликты, кульминацией которых стали буржуазные революции современности, меняют устоявшиеся ценности и требуют осмысления происходящих социальных процессов и явлений. В этот период началось бурное развитие естественных и социальных наук, что заставило ученых по-новому взглянуть на окружающий мир и рассматривать общество как особую систему, подчиняющуюся собственным законам.
В основе социологии лежат идеи философов современной эпохи и эпохи Просвещения. Социальные философы XVII века подходят к обществу с точки зрения естественных наук. Теории философов Просвещения XVIII века, которые представляют общество в виде механической модели, в которой каждый элемент выполняет свои функции, показывают элементы системного подхода.
В работах Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), А. Сен-Симона (1760-1825) и др. был проведен анализ современной социально-экономической ситуации, описаны основы функционирования общественных отношений, обращено внимание на изменение роли человека как активного участника исторического процесса.
Ближе всего к социологическому анализу действительности подошел Анри Сен-Симон, считающийся одним из самых ярких представителей французского утопического социализма. В своих работах он обосновывал необходимость создания новой «позитивной» науки общества, основанной на методах наблюдения и исследования естествознания. Суть философских воззрений мыслителя заключается в идее закономерности, объективности развития природы и общества, а также в идее прогрессивного, прогрессивного развития человечества.
Так что можно предположить, что А. Сен-Симон уже очень близко подошел к определению социологической науки.Однако слава создания новой науки общества принадлежит его ученику и преемнику Огюсту Графу.
Социальная и историософская мысль Нового и Новейшего времени
Мыслители XVII-XVIII веков резко критиковали теологические концепции средневековья: они рассматривали историю общества как продолжение истории природы и пытались раскрыть «естественные» законы общественной жизни. Это было связано с состоянием науки того времени, с поиском единых, универсальных законов мира и, соответственно, единой науки. Жизнь общества сравнивалась с жизнью природы. Если атомы являются исходным звеном в цепи природных процессов, то человек был представлен в качестве такого атома в общественной жизни. Как бы сильно люди ни отличались друг от друга, их объединяет общая основа — инстинкт самосохранения. От этого чувства рождаются страсти, которые являются своего рода источником человеческих поступков: Они определяют поведение человека с той же точностью, с какой физические силы определяют движение естественных тел. Действия людей строго законны. Свобода в человеческом поведении, в образном выражении Б. Спиноза была эквивалентна свободе камня, приведенного в движение по законам механики, воображая, что он движется по своей воле. Социальные законы рассматривались как проявление законов механики. Чувство самосохранения сравнивалось с законом инерции. Социальный инстинкт притягивает людей друг к другу, как центростремительная сила; и они склоняются друг к другу все больше, чем больше расстояние между ними, и чем больше они связаны друг с другом в своих страстях. А человеческий эгоизм, как и центробежная сила, отталкивает людей друг от друга. Каждый человек движется в жизни по своей орбите. Благодаря взаимодействию центростремительных и центробежных сил в общественной жизни устанавливается равновесие: Подобно тому, как небесные тела не падают друг на друга, люди не сливаются в одну массу и рассеиваются в разных направлениях.
Просветители XVIII века. Век заложил идеи исторического прогресса (Й. Вико, Я. А. Кондорсе), сформулировал принцип единства в историческом процессе (Й. Х. Хердер), заложил основы истории культуры
(Вольтер), и рационализировали идею влияния географической и социальной среды на человека (Монтескье и Руссо).
Философская концепция Новейшего времени
Философский образ человека современности — это не какой-то суперимидж homo sapiens XX-XXI веков, а реальный образ современного человека как творца бытия с характерными социальными особенностями, обусловленный современным индустриально-информационным этапом социального развития и растущими социальными и индивидуальными потребностями. Он — личность, человек — человек реального пространства и реального времени, духовно воплощающий всю систему институтов социальной жизни (экономика, экология, менеджмент, педагогика, наука, искусство, медицина, физкультура, оборона и общественная безопасность), функционально объединяющий их и выступающий в качестве социального генератора идей. Она характеризует устойчивую биосоциальную природу человека как творца современного мира и окружающей среды. Благодаря овладению богатым социальным опытом, огромному научно-техническому потенциалу и духовности человека, выраженной в менталитете народа, он становится реальной личностью общества, которому закрыто социальное существо, формируемое им. Поэтому его образ персоцентричен.
Суть этого образа как социального феномена заключается в диалектике естественного эволюционного происхождения человека и в философском обосновании человеческого содержания мироздания — быть объективной реальностью, с одной стороны, и личностью «я» — с другой, личностью, способной формировать систему социальных и общественных отношений и предвидеть последствия их обратной связи. Для реализации этого решающее значение имеет концептуальное понимание Вселенной, открывающее путь к знанию и раскрытию сущности человека, его личностно-ориентированного образа, который отличается от космоцентрического, теоцентрического и антропоцентрического.
Вселенная как философское понятие абстрактно и логически отражает противопоставление нечеловеческого — космоса, природы и общества — человеку, личности, человеку. Универсальность — это основа (основа бытия) и определяющая (движущая сила) человека. Философию интересует не первобытное, а то, что законно производит человека, формирует его исторический образ и приводит к появлению особой субстанции, способной отражать как вселенную, так и саму себя. Эта рефлексия, однако, не пассивна, а активна и, что более важно, творческа, как и подобает человеку персонифицированного уровня. Человек вышел из Вселенной, но, стоя в стороне от нее, он начал распознавать и творчески преобразовывать ее, в соответствии с самопознанием и самосовершенствования себя, что позволило ему персонифицировать себя, значительно расширив диапазон своих потребностей и способностей. В этом суть концепции универсальности по отношению к философскому обоснованию ее человеческого содержания.
Тенденции развития
Запад ощущает острую потребность в культурном диалоге с арабо-мусульманским Востоком, который возможен только при условии понимания особенностей его менталитета, знания конкретных механизмов его идеологического развития, понимания основных принципов историко-философских исследований и отношения к наследию. Сложности современной арабо-мусульманской философии отражают социально-философские, общекультурные и историко-философские проблемы. В то же время происходит постоянное обновление объекта исследования, логико-методологических понятий, что обусловливает необходимость нового изучения взаимосвязи с наследием, оценки основных элементов его структуры и их взаимосвязи. Социально-философские вызовы Запада арабскому миру тесно связаны с арабо-мусульманской мыслью, которая заставляет арабов переоценивать свое прошлое, свое уникальное национальное и всемирное наследие и искать в этом наследии элементы, которые могут стать толчком для развития общества. В то же время арабская философия признается в качестве одного из важнейших элементов арабской культуры, хотя ее положение и роль в арабской культуре на протяжении всей истории арабского мира были различными. Достижения арабской культуры и философии как неотъемлемой части мировой культуры и философии, несомненно, признаны. Неудивительно, что трудности мировой философии, в том числе западной, становятся препятствием для развития арабской мысли в наши дни.
Современная арабская мысль знает такие идеологические направления на пути к возрождению, как возвращение к наследию, основам обновления и перемен; принятие Запада в качестве модели обновления и перемен, более того, полное включение в западную культуру; поиск соответствия между унаследованным прошлым и достижениями эпохи; поиск другого пути. Этот поиск происходит в рамках религиозно-мусульманского, либерального, национал-социалистического, марксистского мышления, а также критико-исторического, умеренно-консервативного и национал-либерального культурных течений. И их история, и их культура переосмысляются. Здесь мы видим «школьность» арабской философии (М. Вакиди), идеологическую сложность ее конструкций, сложность выхода на мировую арену философии из-за языковой обособленности арабской культуры. Признана также необходимость поиска адекватных аналогов для философских концепций (A. Al-Urvi, A. Tahi).
С. А. Кадир в Пакистане разработал анализ мусульманской философии в рамках логического позитивизма. Хичам Длит (1986) связывает гегелианизм с экзистенциализмом. Он убежден, что только применение диалектической эпистемологии поможет понять истинную природу мусульманской культуры. Будучи левым, социальный философ Хади аль-Аляви (1932-1998 гг.) выступил с глубокой критикой арабского наследия, которая оказала влияние как на политическую философию и практику, так и на философскую идентичность. Он стремится увязать мышление с фундаментальными вопросами человеческого существования, среди которых он выделяет вопросы свободы, справедливости и важности разума.
Рационалистическое направление
В современной западной философии значительное место занимает ученый (от латинского scientia — знание, наука) и связанные с ним рационалистические доктрины современной зарубежной философии, к которым относятся нео-кантианизм, позитивизм, герменевтика и др.
Нео-кантианизм — это философское течение, возникшее в Германии в 1860-е годы и развившее некоторые положения философии Иоганна Канта. Нео-кантианизм подчеркнул эпистемологическую сторону Кантского учения. Кантийцы приложили особые усилия, чтобы отделить естественные науки от гуманитарных. В первых используется номотический метод (обобщающий — на основе вывода законов), во вторых — идиографический метод (индивидуализирующий — на основе описания уникальных научных фактов). Соответственно, мир делится на природу (мир бытия или объект естественных наук) и культуру (мир бытия или объект гуманитарных наук), а культура организована ценностями. Таким образом, именно нео-кантийцы выделили такую философскую науку, как аксиология.
Марбургскую школу возглавлял Герман Коген (1842-1918), который подчеркивал логическую сторону кантийской доктрины и рассматривал познание как чисто концептуальную конструкцию объекта. Философ интерпретировал познаваемую реальность не как данность, а как «паутину логических отношений», построенную как математическая функция.
Баденская школа, лидером которой был Вильгельм Виндельбанд (1848-1915), сосредоточила свое внимание на проблеме ценностей и их значении для методологии «гуманитарных наук». Генрих Риккерт (1863-1936) разработал концепцию «царства ценностей» и выделил шесть основных категорий ценностей: Истина, Красота, Безличная Святость, Нравственность, Счастье и Личная Святость, которых не существует, но которые многое «значат» для людей и функционируют как проводники в жизнь.
Нео-кантианизм отрицает объективность «вещи в себе» Канта и сводит ее к субъективной «конечной концепции опыта». Для марбургской школы предмет знания («вещь сама по себе») не дается, а «позиционируется»; для баденской школы «вещь сама по себе» полностью теряет свой смысл.
Нео-марксизм призывает к пересмотру[1] марксизма в новых исторических условиях. Термин «ревизионизм» впервые был применен к концепции Э. Бернштейна2, который считал, что политические привилегии капиталистической буржуазии постепенно уступают место демократическим институтам (заводское законодательство, демократизация местного самоуправления) во всех развитых странах.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Мифология и философия
- Основные сферы функционирования и развития общества, их диалектическое взаимодействие и единство
- Общество и основные его концепции
- Человек в концепциях космизма
- Качество и количество
- Формы направленного изменения: проблема революционного и эволюционного развития общества
- Переход от гносеологии к онтологии
- Любовь, брак и семья в различных философских традициях
- Проблема выбора субъектом жизненных ориентиров, сознательного построения образа жизни
- Вопрос о роли сознания в человеческой деятельности