Оглавление:
В России первая лаборатория экспериментальной психологии была основана в 1885 году. В.М. Бехтерев был направлен Военно-медицинской академией в Санкт-Петербурге в длительную командировку в Лейпциг (1884). Ученый прослушал курс по экспериментальной психологии и занимался в экспериментальной лаборатории В. А. Бехтерева. Вундт занимался в экспериментальной лаборатории. После возвращения в Россию В.М. Бехтерев был назначен профессором Казанского университета по кафедре психиатрии. Во время своего назначения молодой ученый предложил создать лабораторию экспериментальной психологии. А осенью 1885 года в Казанском университете при кафедре душевных и нервных болезней была создана первая в России лаборатория экспериментальной психологии.
Психологические лаборатории вскоре были созданы по всей стране: в Одессе (1896) при Новороссийском университете (Н.Н. Ланге), в Киеве (Г.И. Челпанов), в Юрьеве (В.Ф. Чиш), в Петербурге (А.Ф. Лазурский и А.П. Нечаев), в Москве (С.С. Корсаков и А.А. Токарский), в Харькове (П.И. Ковалевский) и других городах.
24 января 1885 года при Московском императорском университете было основано Московское психологическое общество. Его первым председателем был Матвей Михайлович Троицкий.
В 1887 году Николай Яковлевич Грот, целью которого было воплотить социальные и идеологические идеи русской интеллигенции и через деятельность общества влиять на общество, формируя в нем определенные ценности и стремления, стал председателем Московского психологического общества (далее РПО). Н. Я. Главные задачи Московского психологического общества (МПО) Грот видел в проведении научных исследований и организации просветительской работы.
Ученый организовал журнал «Вопросы философии и психологии», над которым в разное время работали В.С. Соловьев, В.И. Вернадский, Г.Е. Струве, Л.Н. Толстой, А.А. Фет, профессор Московской консерватории А.Н. Скрябин. Н. Скрябин, В. И. Немировича-Данченко и других известных культурных и общественных деятелей России. Вопросы, волновавшие общество, обсуждались на собраниях, теоретических дискуссиях или на страницах журнала «Вопросы философии и психологии». Это способствовало повышению авторитета психологии как науки и росту психологической культуры общества.
Русская философия XX века
Начало 20-го века характеризуется быстрым и свободным развитием русской культуры и философии. Философия «всеведения» В.С. Соловьева нашла непосредственное развитие в работах братьев С.Н. и Е. Н. Трубецкой. Н. Трубецкого, но и оказал значительное влияние на многих других русских философов (Бердяев, Флоренский, Булгаков, Франк и др.) и философских писателей (Мережковский, Розанов, Белого и др.).
Одно из центральных мест в философии этого периода и по сей день занимает проблема судьбы России, которая в то время велась в основном в форме дискуссий о «русской идее». Это понятие, введенное Соловьевым в 1887-1888 годах, стало предметом самой широкой дискуссии среди русской интеллигенции. В обсуждении этого вопроса принимали участие Трубецкой, Розанов, Франк, Ильин, Вяч. Иванов, Карсавин и многие другие. (Обсуждение этой проблемы вышло далеко за временные рамки Серебряного века и оставалось актуальным для русской зарубежной культуры вплоть до середины XX века).
Его тревога за судьбу своей страны, недовольство режимами, существовавшими в царской России, и юношеский максимализм привели к тому, что многие русские философы в молодости заинтересовались марксизмом (Бердяев, Булгаков, Франк). Но уже первая русская революция (1905-1907) отвернула их от социальной революции и материалистических идей и переключила их интересы на религиозно-идеалистические поиски. П.Б.Струве[1], который сам в 1890-х годах увлекся марксизмом и позитивизмом, сыграл важную роль в изменении взглядов многих представителей русской интеллигенции того времени.
Недовольство консерватизмом Русской православной церкви и ее высших иерархов привело к возникновению течения «нового религиозного сознания», связанного с деятельностью Религиозно-философских собраний (Мережковский, Розанов, Бердяев и др.), которое началось в Петербурге в 1901 году.
Работы Бердяева и Шестова заложили основу экзистенциализма (или предэкзистенциализма). Франк разработал концепцию «живого знания» — «философии жизни», обращенной к человеку; его идеи получили дальнейшее развитие в учении Н.И. Лосского. Христианский неоплатонизм получил дальнейшее развитие в работах В. Ф. Херна. Г. Г. Шпетц развивал феноменологию. В начале 20 века в России возникло такое интересное и своеобразное течение, как «философия имени» (Флоренский, Булгаков,
Лосев, Эрн). В этот же период продолжалось развитие «русского космизма» (Циолковский, Вернадский). В период Серебряного века мистицизм распространился в виде теософии Блаватской, а также учения «четвертого пути» Гурджиева и его ученика Успенского.
Особого внимания в этот период заслуживает развитие русского марксизма (учитывая его значение для последующих событий), реализованное в работах Плеханова, Богданова (Малиновского),Луначарского и Ленина.
Русская философская мысль
Русская философия — одна из первоначальных линий мировой философии. Подобно древнегреческой, китайской, индийской, арабской, немецкой, французской, английской и другим национальным философиям, русская философия занимает свою уникальную нишу в духовной культуре человечества. Философия в России отражает существенные черты развития русской интеллектуальной культуры и менталитета русского народа. В результате взаимодействия различных культур, осмысления исторического и духовного опыта россиян русская философия выявила свое специфическое, теоретическое и идейное своеобразие. Среди его особенностей в первую очередь следует отметить онтологизм — большое внимание к изучению основ бытия и существенных аспектов человеческой жизни. С онтологизмом связаны такие категории русской философии, как псевдо-вилленниализм, всезнание и соборность. Из онтологизма вытекают и такие особенности русской философии, как универсализм, «панчеловечность» (Ф.М. Достоевский), стремление к синтезу различных сторон жизни, преодолению разделения между духом и материей, личностью и обществом, властью и свободой.
Русская философия также преимущественно ориентирована на ценности, она нравственна, эстетична и религиозна. В ней с самых ранних времен развивались антропологические и экзистенциальные проблемы. Это не значит, что в России не было мыслителей, изучавших рационально-научные, гносеологические проблемы философии, но последние уступают русской философии по степени и охвату нравственных и антропологических проблем. Это приводит к известному литературоцентризму русской философии. Многие философы в России были писателями и поэтами, например, Соловьев или Константин Леонтьев, а известные писатели писали философские произведения, в том числе Лев Толстой и Ф.М. Достоевский. Художественный, символический стиль философского дискурса в русской философии сближает ее с диалектикой античной философии Сократа и Платона, целью которой было развитие самосознания человека, достижение мудрости и софистики. Русская философия неразрывно и органически связана с личностью самого философа, она личностна, потому что русские мыслители часто пытались поступиться своей философией.
Еще одним отличием русской философии является ее историзм. Еще в Древней Руси мы находим труды, посвященные изучению истории славянских племен: Нестор Летописец, Иларион Киевский и другие писали о русской истории и обычаях славянских племен. Философско-историческая перспектива русской философии была полностью сохранена в более поздний период. Стремление изучить прошлое России в контексте европейской и мировой истории, понять настоящее в основных тенденциях его развития характерно для творчества многих русских философов; таким образом, определенный консерватизм русской философии приобретает важный творческий смысл, поскольку оказывается средством понимания настоящего и будущего.
Наконец, следует отметить еще одну особенность русской философии: ее ориентацию на социальную практику — «конкретизм» (Б.В. Яковенко). Независимо от своих философских принципов, русские философы часто делали практические выводы из общих рассуждений о человеке и обществе, разрабатывали проекты переустройства общества и государства, а также улучшения жизни личности, ее воспитания и духовного совершенствования. В то же время абстрактная философская мысль во многом конкретизировалась русскими философами на основе принципа истина-справедливость, что в определенном смысле усиливает роль и значение моральных принципов в социальных построениях русских мыслителей.
Николай Яковлевич Грот биография
Родился в семье филолога, академика Я.А. Ковалева. К. Грота и писательница Наталья Петровна Семенова (1824-1899), сестра известных деятелей и писателей Николая Петровича Семенова и Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского. Учился в гимназии Видеман (1862-1868) и гимназии Ларина (1868-1871), которую окончил с медалью. Он также получил золотую медаль за сочинение «Критическое изложение философии пифагорейцев и Платона по XIII и XIV книгам «Метафизики» Аристотеля» на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета.
После годичной стажировки в Берлине и Страсбурге (у Вальдейера) за свой счет, в июне 1876 года он был назначен доцентом Нежинского историко-филологического института, где преподавал психологию, логику и историю философии; с сентября 1878 по сентябрь 1881 года был ученым секретарем института; с 1 сентября 1881 года на год уехал за границу для подготовки докторской диссертации. Подготовил в Киевском университете: в мае 1880 года магистерскую диссертацию «Психология эмоций в их истории и главных основаниях»; в феврале 1883 года диссертацию «О реформе логики».
Опыт новой теории ментальных процессов»С 1 декабря 1879 года он занимал должность полного профессора института Нишин (утвержден 14 мая 1880 года). В 1883-1886 годах он возглавлял кафедру философии Новороссийского университета в Одессе, а с августа 1886 года был полным профессором Московского университета, где занимал кафедру философии до самой смерти. Он несколько раз публиковался во французском журнале «Философское обозрение», который редактировал академик Теодюль Рибо. В феврале 1888 года он был избран президентом Московского психологического общества. В 1889 году он основал журнал «Вопросы философии и психологии», который редактировал с 1889 по 1896 год.
Научные взгляды
В ранний период, под влиянием К. Д. Кавелина, взгляды Грота склонялись к позитивизму. Позже взгляды Грота изменились, и он занялся метафизикой, основанной на данных экспериментальной науки (так называемый монодуализм), а также поиском научных оснований для этики и аксиологии. Он пытался интегрировать системы Канта, Шеллинга, Шопенгауэра, Гартмана.
Он признавал реальность сознания Вселенной, но при этом считал, что человек наделен надвременным элементом, дарованным Богом. Он разработал теорию психики, в которой выделил «психический оборот» как единицу анализа, объединяющую ощущение (как внешнее впечатление на тело), чувство (как переработку внешнего впечатления во внутреннее), мышление (как движение, производимое этим впечатлением) и волю (как внешнее движение тела к объекту).
В книге «Основы экспериментальной психологии» (1896) он предложил программу структуры психологии, которая должна была стать объективной, естественной, экспериментальной наукой. Он был активным сторонником практического применения психологии, ее связи с образованием, медициной и юриспруденцией. Одна из важнейших тем в работе Грота — проблема эмоционального развития.
В своей книге «Психология эмоций в ее истории и основных принципах» (1880) он применил к психологии законы дифференциации и интеграции, обнаруженные в физиологии, и доказал возможность экспериментального изучения эмоций. Связав, в соответствии с традицией того времени, проблему формирования эмоций с развитием морали, Грот по-новому подошел к вопросу о свободе воли, связав его с природой зависимости человека от его состояния.
При этом сама проблема наличия или отсутствия свободы воли, по его мнению, может быть понята и решена только на основе человеческого самосознания, то есть сознания человеком свободы выбора той или иной формы деятельности. В философии он назвал свой метод методом «субъективной индукции». В качестве критерия он выставил закон «однообразия природы», но трактовал его идеалистически, как один из моментов человеческого опыта. Н.Я. Грот попытался реформировать логику на основе того, что все психические процессы однородны и сводятся к шести исходным формам: Ассоциация, диссоциация, дисассоциация, интеграция, дезинтеграция и дифференциация, из которых ассоциация является основной формой.
Первые три формы — это процессы суждения, а остальные три формы — процессы умозаключения. Суждение, согласно Гроту, имеет два субъекта и, более того, включает в себя идею отношения между субъектами. Он назвал индукцию методологическим синтезом. Н.Я. Грот показал несостоятельность метафизических, эмпирических, формальных и психологических интерпретаций формально-логических законов рассуждения. Он тщательно критиковал современные ему логические концепции, но пытался свести логику к подотрасли психологии.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Вера и знания
- Функции гносеологии
- Эпикур, древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах
- Жизнь и учение Г. Сковороды
- Субъективные и объективные элементы общества
- Иерархия уровней структурной организации. Элементы общества и принцип их неделимости
- Джордж Беркли
- Христианство и Античная философия в 2-ом веке н. э.
- Культура, этнос, язык
- Понятие субстанции и основные варианты субстанциального понимания бытия