Оглавление:
Начало Ренессанса (возрождения) обычно приписывается середине XIV века, а конец — 40-м годам XVII века (время первой английской революции). (Время первой английской революции). Обычно различают итальянский ренессанс (середина XIV в. — начало XVI в.) и северный ренессанс (XVI в. — начало XVII в.), последний период также называют периодом Реформации.
Данте Алигьери (1265-1321), автор «Божественной комедии», считается пионером итальянского Возрождения. Начало Возрождения связано с деятельностью двух других итальянских поэтов, Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1375). Их работа уже раскрывает нескрытый интерес к древней культуре, которая в средние века была осуждена Церковью как языческая. Возрождение древней культуры — но людьми с Евангелием (т.е. благочестивыми христианами) — стало девизом эпохи, отсюда и название (данное позже).
Характерной чертой Ренессанса является возникновение специфического ренессансного мировоззрения — гуманизма (Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Лоренцо Валлат, Пико де ла Мирандола, Эразмус из Роттердама, Себастьян Бранд, Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень и другие).
В XIV-XV веках турецко-византийские войны, закончившиеся падением Константинополя в 1453 году, привели к бегству (в том числе и в Италию) большого числа образованных греков, которые забрали с собой множество древних и средневековых текстов. Это способствовало более глубокому знакомству итальянских ученых с древнегреческим языком и оригинальными трудами греческих философов, особенно Платона и Аристотеля, с новыми переводами их трудов и новыми прочтениями. Результатом этого стал новый ренессансный аристотеллизм (Падуанский университет, и особенно Питер Помпонацци (1462-1524)) и ренессансный платонизм (Платоновская академия во Флоренции, и особенно Пикодела Мирандола (1463-1494)). А поскольку схоластика развивалась в XIII-XV веках прежде всего в русле перипатетизма (особенно томизма), то платонизм Ренессанса стал знаменем борьбы против схоластики, и его увлечение распространилось особенно широко. Но платонизм той эпохи охватил все неоплатонические и средневековые христианские слои, и, кроме того, многочисленные философские и магические идеи.
Последовательное дальнейшее развитие идей платонизма и неоплатонизма привело к появлению пантеизма, крупнейшими представителями которого были Николай Кузанский, Джордано Бруно и Яков Боэм.
Ренессанс характеризуется быстрым развитием науки (естествознания) и значительным ростом ее авторитета. В XV веке происходило активное развитие естественной философии (философии природы). На ранней стадии его развития в нем преобладали магические и мистические идеи, но в XVI веке основным объектом изучения стали сами законы природы. Философия природы, несмотря на многочисленные недоразумения, сыграла роль связующего звена между средневековой и современной наукой и послужила основой для последней. В основном, естественная философия была основана на идеях гилозоизма и пантеизма. Самыми важными философами-природожителями были Парацельс и Бернардино Телесио.
Великие географические открытия пятнадцатого и семнадцатого веков положили начало европейской экспансии, которая привела к значительному увеличению размеров «христианского мира». Эти же открытия оказали заметное влияние на теологию, науку и философию. Таким образом, богословие столкнулось с проблемой нового теодичества (оправдания Бога): если Христос пришел спасти всех людей, то как так получилось, что большинство народов мира не только не «спасались» до 1500 лет после пришествия Христа, но даже не знали о Нём?
Великие географические открытия коренным образом изменили географию: кругосветное путешествие Магеллана опровергло древние и средневековые представления о том, что Земля плоская, и доказало, что Земля — это сфера.
Бог и природа в философии Возрождения
Пантеизм, конечно, возник задолго до европейского Возрождения. В некоторых вариантах оно проявлялось в учениях восточных (даосизм и индуизм) и древних философов (Гераклит, Анаксимандер, Ксенофан, греческие и римские стоики), а позднее — в раннем гностическом христианстве.
Сторонники индоевропейской теософии Нового времени утверждали, что инициируют тайны скрытой мудрости, ибо древность не антропоморфизовала Бога, а поняла его абстрактно — как активную духовную силу, универсальный трансцендентальный закон, источник и основу всего бытия.
В средние века церковное богословие исказило это глубокое понимание божественной сущности. Но в эпоху Возрождения, благодаря влиянию восточно-эзотерической мысли, она вновь появилась: сначала в завуалированной форме у христианского мистика Мейстера Экхарта и натуралиста кардинала Николая из Кузы, затем совершенно открыто и смело у выдающегося философа-естествоиспытателя эпохи Возрождения Джордано Бруно.
Философия пантеизма эпохи Возрождения существовала в двух вариантах — мистическом и натуралистическом. Мистическая версия (Парацельс, Бехме) предполагала, что материальная природа растворилась в Боге. Более того, немецкий естествоиспытатель Бехме подчеркнул, что Бог существует не только «в природе», но и «над и за ее пределами», поскольку в нем «все живет».
В натуралистическом варианте пантеизма (Бруно) Бог растворяется в природе и воспринимается как ее активная движущая сила духовного порядка, заключенная в глубочайшей сущности самих природных вещей. Согласно этой точке зрения, каждое живое существо несет в себе божественные энергии, которые постепенно превращаются в объективное бытие.
Если первая фаза культуры Ренессанса была связана с расцветом гуманизма, который проявлял мало интереса к природе, то вторая фаза характеризовалась быстрым развитием философии природы (философии природы) и естественных наук. Наиболее важными представителями этого этапа были Н. Кузанский, Б. Телесио, Л. да Винчи, Парацельс, Н. Коперник, Ж. Бруно, Ж. Кеплер и Х. Галилей. Кеплер и Галилей жили и работали в эпоху позднего Возрождения (конец XVI в.) и в начале современного периода (XVII в.), научная революция которых была подготовлена достижениями мыслителей и исследователей позднего Возрождения.
Естествоиспытатель кардинал Николай из Кузы и христианский философ-мистик
Якоб Бёме. Следуя за Платоном и Неоплатониками, Кузанский принимает Бога как Исходную точку своей онтологии. Но в отличие от древних мыслителей, он верит, что у Бога нет онтологических противоположностей (несингулярного или сотворенного мира). Бог охватывает все возможные существа. А это значит, что Бог бесконечен и является абсолютным максимумом. Но в любой бесконечности противоположности неразличимы и фактически совпадают. Следовательно, и в Боге все различия преодолеваются и исчезают. Абсолютный максимум совпадает с абсолютным минимумом.
Таким образом, Кузанский обнаруживает принцип совпадения противоположностей и приходит к подтверждению онтологической аксиомы древнего философа Анаксагора «все в одном». «Бог через все есть во всем, — писал кардинал, — и все через все есть в Боге». Другими словами, абсолютный максимум содержит абсолютный минимум, а это, в свою очередь, абсолютный максимум. В переводе с абстрактного философского языка на язык объектов это означает, что Вселенная (как творение Бога) содержит все вещи, а каждая вещь содержит Вселенную внутри себя — в своей «свернутой» форме. Человек, в данном случае, это микрокосм, содержащий внутри себя потенциально огромный макрокосмос.
Эстетика Николая Кузанского
Николай Кузанский (настоящая фамилия — Рак, стабильное прозвище, общее для средневековья, дается по месту рождения — Куза на Мозеле), видный церковный деятель (кардинал римско-католической церкви) действительно не может быть ограничен только рамками эстетики Возрождения и Ренессанса. Его взгляды изначально сочетали в себе элементы собственно Ренессанса, Средневековья и предвидения философии более поздних периодов. Николай Кузанский обратился к неоплатонизму, и поэтому в его эстетике есть все основные черты этой философии.
Эстетические взгляды Кузана проистекают из его неоплатонического отношения к философии в целом. Он сохранил средневековое понятие красоты, подразумевающее пропорциональность, ряд идей «метафизики света» и др. Наиболее известна философская доктрина трех аспектов красоты:
- сияние формы;
- пропорции частей;
- единство целого.
Последнее ясно из общего контекста философии Кузанза, который разработал (с помощью математики и естественной философии) философию целого. Противоречия, которые существуют в сотворённом мире, разрешаются в Боге по словам Николая Кузанского. Красота даёт разницу между прекрасным и хорошим, красота рождает любовь, которая в свою очередь доказывает высочайшее совершенство прекрасного. Напомним, что Кузанец понимал любовь вполне традиционно, в христианском платоническом духе, как восхождение из видимого в невидимое. Такие преобразования, приводящие к максимальному раскрытию красоты, можно охарактеризовать как диалектические.
Здесь можно увидеть нечто похожее на «диалектический треугольник» Георга Гегеля (см. ниже). Красота, будучи единым целым, может порождать множество, которое, в конечном счете, служит одному и тому же единству. Влияние средневековой эстетики, особенно Томаса Аквинского, неоспоримо в представлении Кушанца о красоте как о свойстве любой созданной вещи, бытия вообще (эстетический онтологизм). То, что уродливо, точно не является существованием — мы находим очень похожие мысли в Аквинах.
Элементом ренессанса в эстетике Николая Кузского является доктрина творчества, в которой художник выступает как создатель, в некотором смысле свободный и автономный. В целом религиозный характер эстетики Кузы, однако, не позволяет вдаваться в крайности, как это было со многими авторами того периода.
Философия бесконечности Николая Кузанского
В мировоззрении эпохи Возрождения особое место занимает наследие богослова и политика, математика и философа, гуманиста, коллекционера древних рукописей Николая Кузского (1401 — 1464 гг.), владельца одной из лучших библиотек Европы. Виртуозное владение семантическими и терминологическими инструментами средневековой схоластической традиции, верность неоплатонизму и погружение в созерцательные практики спекулятивной мистики объединили в нем интерес к математике, астрономии и географии. Универсальность его взглядов и диалектический потенциал, равный тому, который впоследствии был реализован немецким классическим идеализмом, принесли Николаю Кузанскую репутацию «мыслителя «перехода», сочетающего средневековый образ мышления с идеями, которым суждено было появиться в более позднее время»[1] Диалектический потенциал его взглядов, который позднее был реализован немецким классическим идеализмом, принесли Николаю Кузанскую репутацию «мыслителя «перехода», сочетающего средневековый образ мышления с идеями, которым суждено было появиться в более позднее время»
Николай Кребс, впоследствии прославившийся как кардинал Николай Кузанский, родился в 1401 году в деревне Куза недалеко от Трира в семье простого рыбака и винодела. Он ушел из дома в юности и был воодушевлен графом Феодориком из Мандершеида, который помог ему получить образование. Позже философ, он сначала учился в школе «Братьев общей жизни» в Девентере, Голландия, центре «нового благочестия» религиозного движения, которое практиковало мистически окрашенное благочестие и личные отношения с Богом. Затем Николай поступил в Гейдельбергский университет, где его, возможно, познакомили с традицией номинализма. В Падуе он изучал каноническое право и познакомился с гуманистическим движением: Наконец, в Кельне он изучал богословие, чтобы стать священником. Блестящий и разносторонний талант Кузанского способствовал его стремительному взлету в папскую канцелярию, куда он вошел с помощью гуманиста А. Траверсари — переводчика произведений Дионисия Ареопагита.
Николай Кузанский активно участвовал в церковно-политической жизни своего времени. Ревностный сторонник церковного единства, он был современником «Четырех» и участником двух церковных соборов — Базельского и Феррарского и Флорентийского. Для них он написал трактаты «О католическом согласии» (1433-1434) и «О мире и согласии веры» (1453). В 1437 году он посетил Византию с церковным представительством, чтобы договориться с греческими иерархами о возможном союзе между христианским Западом и Востоком. В Константинополе Кусанский встретился с видными представителями византийского платонизма — Г. Плифоном (1335-1452) и Виссарионом (1389-1452). Интерес к греческой богословской традиции, особенно к апофатизму Дионисия Ареопагита, вдохновил его на написание трактата «О познанном неведении» (1440), в котором он впервые изложил и обосновал идею совпадения противоположностей. За этим трактатом последовал труд «О допущениях» (1440). (1440), который подробно развивает понятие «домысел» — домысел, домысел — лежащее в основе его эпистемологии.
В 1448 году Кусанский стал кардиналом при Папе Римском Николае Викторовиче. С 1450 года он был епископом Брессанонского и немецкого легата, инспектировал монастыри и выступал за реформирование церковной жизни. Кузанен много путешествовал по империи, стремясь восстановить целостность религиозной жизни и вернуть гуситов в лоно католицизма. В 1458 году гуманист Папа Римский Пий II (Эней Сильвио Пикколомини), друживший с Кузани с юности, назначил его наместником и вызвал в Рим. Как ближайший советник папы Пия II, Николай Кузинский вновь стремился к реформам, выражая опережающие его время идеи о «единстве религии всех рациональных существ», религиозной толерантности и церковной гармонии. Особенно ревностно он относился к философии и математике в последнее десятилетие своей жизни, проясняя понятие научного невежества, которое стало основой всей его философии. Он написал пособия по созерцательной жизни для монахов Тегернского монастыря («О божественном видении» (1453) и «Берилл» (1458)), а также разработал учение о динамике первобытного в сочинениях «О возможности бытия» (1460), «О непорочности» (1462), «Преследование Мудрости» (1463), «Сборник» (1463), «О вершине созерцания» (1464). Земное путешествие Николая Кузинского завершилось в 1464 году в итальянском городе Тоди, а его прах покоится в церкви Святого Петра в руинах Рима.
Неоплатонизм в философии Возрождения
Учение Николая Кузского является не просто продолжением неоплатонической традиции, но существенным ее переосмыслением. Основными философскими трудами Кузы являются трактат «О познанном незнании» (1440 г.) и «Апология познанного незнания» (1449 г.), в котором содержится дальнейшее развитие его философской системы.
Почему философские работы такого странного характера? Как можно научить невежеству?
Николаю Кусанскому были глубоко чужды попытки создания рационалистических систем; он отвергал не только авторитет Аристотеля и его средневековых толкователей, но и сам метод схоластического познания Бога и мира. «Это отказ от «позитивного» богословия, которое доминировало в католической богословской мысли в средние века, и переход к апофатическому или негативному богословию, который подразумевал, что нужно начинать с предпосылки «не познания» Бога и применяемых к нему определений, чтобы познать отношения между Богом и миром. Будучи приверженцем негативного богословия, Николай Кусанский не признавал и не разрабатывал никаких доказательств божественного существования.
Понимание Бога в философии Николая Кузского показывает не столько религиозный, сколько философский подход к проблеме Бога и мира. Он истолковывает Бога как бесконечное единство и в то же время как скрытую сущность всего сущего. В своем толковании центральной концепции своей философии — понятия Бога как одного он заметно отходит от Платона и неоплатонистов, которые характеризовали одного как противоположность другого, а не как одного. Напротив, Кузанец с самого начала заявлял, что «нет ничего противопоставленного Единому».
С философской точки зрения, проблема отношений между Богом и миром — это проблема отношений между конечным и бесконечным. Он постулировал бесконечность и величие божественной природы и противопоставил формальный логический подход традиционного богословия спонтанному диалектическому подходу, принятому в древнем и средневековом неоплатонизме. Трактовка Бога как бесконечного единства связана с диалектическим учением Бога как центра единства противоположностей, «абсолютного максимума», содержащего все конечное, что возможно вне одной из противоположностей, т.е. совпадает с минимумом. Совпадение противоположностей оказывается важнейшим методологическим принципом кузанецкой философии.
Характеризуя отношения между Богом и миром, Николай Кузанецкий избегает понятия «акт творения Божьего на мир». Он также не использует неоплатоническую концепцию «эманации», то есть оттока мира от Бога. Для характеристики процесса перехода от Бога к миру Кузанец использовал термин «разворачивание» — «разворачивание» в мире того, что содержится в Боге в потенциальной или «свернутой» форме. С ним «саморазвитие» Абсолюта ведет к преодолению иерархического мировоззрения и более глубокому пониманию мира как единства. Процесс разворачивания — это переход от единства к множеству, от бесконечного к конечному.
Подобно тому, как линия — это разворачивание точки, время — разворачивание момента, движение — разворачивание покоя, так и мир рассматривается как разворачивание своего собственного бытия, завернутого в Бога, как разворачивание или развитие возможности быть заключенным в Боге. Как «возможность бытия», Бог содержит полноту вечного осознания бытия.
Николай из Кузы отверг дуалистическое толкование Бога и мира, присущее христианству. Он противопоставил мистическому пантеизму средневековое различие между вечным и преходящим миром: Бог в своей философии противостоит природе, не тождественной ей, но природа и мир содержатся в Боге.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Философия религии А. Бергсона
- Художественная мысль А. Рублева — Детство и отрочество Рублева
- Общество как система
- Философия просвещения
- Динамика науки, как процесс порождения нового знания
- Актуальность философии для осмысления современных проблем науки
- Философия как потребность человеческого духа
- Позитивизм и научное познание
- Гносеология
- Умберто Эко, итальянский учёный, философ