Оглавление:
Известно, что философия и наука в Древней Греции формировались практически в одно и то же время. Это время формирования нового отношения человека к окружающему миру, которое привело к возникновению философии (любви к мудрости).
Первоначально термин «философия» имел значение универсальной, всеобъемлющей науки, изучающей мировое целое, единство бытия. Интерес к определенным сферам бытия привел к отделению частной науки от философии. Согласно Аристотелю, философия — это наука, которая исследует происхождение и причины всех вещей.
Возникновение философии и науки связано с признанием разницы между знанием (совокупностью наблюдений, логических рассуждений, выводов, мышления) и мнением (случайными, поверхностными наблюдениями). Истинное знание — это знание чего-то стабильного, постоянного, неизменного, это знание сущности объекта, оно едино, однозначно. Чтобы получить эти знания, философы и ученые сосредоточили свои усилия.
Если частные науки изучают какие-то отдельные сферы реальности, то философия — это реальность вообще, единство всего сущего. И частичные науки, и философия ищут в своем объекте стабильное, неизменное, существенное. Итак, согласно этой традиции, философия — это наука, имеющая свой собственный объект, использующая средства и методы, аналогичные средствам и методам других наук. Отличие философии от других наук заключается в объекте познания.
Поскольку знание целого важнее, чем знание частей реальности, философия должна занимать особое место среди наук. Ведь если мы знаем всеобщие причины и начала, то тем самым обладаем основой, на которой может продуктивно развиваться все научное знание. И поэтому философия — это наука наук, самая важная наука. Это предпосылка, отправная точка, на которой строятся все частные науки.
Метафизический смысл философии заключается в том, что это учение об основах бытия и познания. Значение этого термина следующее: Физика и естественные науки исследуют природу, чувственно наблюдаемую реальность. Философия не ограничивается познанием природы, ее интересует человек, человеческое общество, культура, то есть вся реальность. Она как будто выходит за пределы чувственной реальности природы. Это понятие называлось не только философией, но и особым методом философского познания. Особенностью этого метода является выход за пределы чувственно данной реальности.
Рассмотрение философии как науки, возникшее еще в античности, является очень устойчивой тенденцией, которая сохраняется в некоторых философских учениях и в наши дни. С появлением в наше время экспериментальной и математической науки попытки представить философию как науку усилились и достигли своего апогея в философии Гегеля.
В современной философии проблема научности философии вновь приобрела актуальность. Позитивизм, утверждая конец прежней философии, пытался доказать, что только «позитивная философия», которая является обобщением научного знания, имеет право на существование. Близкой к этим взглядам является позиция марксистской философии, согласно которой истинная философия должна опираться на достижения науки. Результаты конкретно-научного познания подтверждают, обосновывают философские положения, а философия дает универсальный метод научного познания. Однако ни одна из этих философий не привела к разработке универсального метода, который можно было бы эффективно использовать в современной науке.
В начале двадцатого века основатель философской феноменологии Гуссерль вновь выдвинул программу построения «философии как строгой науки». Исследования его учеников и преемников также не дали удовлетворительных результатов. Зарождающаяся доктрина экзистенциализма (экзистенциальной философии) прямо подчеркивала ненаучный характер философии.
Сходства и различия между философией и наукой
Философию и науку объединяет то, что они являются способами познания реальности. Однако это знание имеет разное значение. Наука познает конечные вещи, ограничивает объект своего исследования тем, что известно в данный момент времени. Каждый новый научный закон, каждая новая научная теория расширяет область знаний. Предмет философии безграничен, это все сущее в его единстве.
Любая научная теория в конечном итоге основывается на фактах, на чувственных данных, на эмпиризме. Философия не может этого сделать. Во-первых, потому что эмпирическое обоснование философских утверждений потребовало бы обращения ко всему опыту, ко всем фактам, что невозможно. Во-вторых, с точки зрения философии, чувственный опыт, факт, является изменчивым, мимолетным моментом познания.
Любая наука, которая ограничивает объект своего исследования, основывается на предположениях, пресуппозициях, которые не подвергаются сомнению, критическому осмыслению. Это приводит к определенному произволу и субъективизму, оправданному только практической эффективностью полученных результатов. Философские доктрины также основаны на определенных предпосылках, допущениях. Но они принимаются заранее. Когда философ мыслит не догматически, он всегда обращает внимание на эти предположения и подвергает их критическому осмыслению. Критика является фундаментальной особенностью философского познания. Но критика не является характерной чертой научной мысли; разница в том, что критика предположений в науке приводит к их замене новыми (обычно не сформулированными явно). Это объясняет довольно быструю смену научных теорий. Философия не позволяет себе такой роскоши. Предпосылки философских доктрин критически осмысливаются, корректируются, но сравнительно редко меняются. Критически осмысленные, пресуппозиции перестают играть роль пресуппозиций в философии.
Частичные науки исследуют сущность во всем ее многообразии. Каждый из них, однако, исследует определенный срез бытия. Бесконечность всего сущего означает бесконечность этих срезов; это приводит к дифференциации научных дисциплин. С этим связана растущая специализация, разделение труда в науке. Новые дисциплины возникают на стыке различных дисциплин и пытаются объединить исследования различных сфер реальности. Это тенденция к интеграции научного знания. В целом, однако, ученый всегда заинтересован только в своей узкой области и мало заботится о целостности всего научного знания.
Процессы дифференциации и интеграции знаний происходят и в философии. Дифференциация здесь также связана со специализацией и разделением труда между философами. Создание всеобъемлющих философских доктрин знаменует собой интеграцию философского знания. Все великие философские учения прошлого, будь то Аристотель, Кант, Гегель, а также современные философские учения (позитивизм, феноменология, философия универсализма и т.д.) представляют собой великие синтезы философского знания.
Несмотря на сходство предмета и цели, философия отличается от науки тем, что не ограничивается изучением бытия. В то время как наука сосредоточена только на изучении того, что есть, философия также охватывает небытие, ничто. В философии, зародившейся в древней Индии и Китае, небытие является одной из самых важных и существенных проблем. Это также важная проблема в западноевропейской философской мысли. Наука не занимается проблемой небытия. Включение небытия в проблемное поле философии обусловлено тем, что философия стремится найти конечное основание всего сущего. С момента своего возникновения философия стремилась к всеобъемлющему, абсолютному знанию.
Общим между философией и наукой является то, что обе эти сферы являются сферами интеллектуальной, мыслительной деятельности. Их результаты выражаются в определенных системах мышления. При определенной схожести этих результатов, они, тем не менее, различны.
Философия как попытка научного понимания мира
Итак, философия и наука достаточно сильно связаны друг с другом, у них много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно отнести к науке, и наоборот, нельзя отрицать ее научный характер. Философия — это собственная форма знания, которая имеет научные основания и проявляет себя в те моменты и в тех областях научного знания, где теоретический потенциал в этих областях либо низок, либо отсутствует.
Специфическая роль философии в научном познании заключается в том, что сама философия выступает как инструмент или способ познания, наделяя субъекта познания способностью теоретического мышления. Мы говорим, что ученые сознательно или бессознательно поднимают себя до уровня теоретического понимания бытия и познания, и мы можем сказать, что в сознании ученого появляется философия, как только это понимание бытия раскрывается.
Вопрос в том, в какой форме существует философия? На этот вопрос можно ответить следующим образом. Она присутствует в виде логики и методологии познания, в виде мировоззренческих схем, мировосприятия, миропонимания, как совокупность самых основных научных определений, с помощью которых создается единство в понимании процессов, происходящих в окружающем мире, в виде образа (парадигмы) научных теорий, определенного стиля научного мышления. В этом контексте философия является наукой о наиболее общих универсальных законах бытия, формулирует такие понятия и категории, которые в силу своей абстрактности и всеобщности способны синтезировать материал, накопленный во всех других формах сознания, создавая синтетические формы сознания, высшие интегральные формы отражения мира. Это такие формы, как мировосприятие, миропонимание, мировоззрение, мироощущение, мироощущение, мировоззрение, и через эти формы целостного сознания ученый наделен такой рефлексивной способностью, как возможность отражать окружающий мир в категориях, логических построениях.
Философия возникла как новая попытка теоретически осмыслить мир, открыть всеобщие связи явлений мира. В конце концов, первые философы задавали вопрос: из чего все возникает? Что лежит в основе всего? Это означает, что они искали такую абстракцию сущностей, к которой можно свести все остальные абстракции мира. Под «абстракцией» мы понимаем абстрактное понятие, которое является единым целым. Следовательно, философия дает нашему знанию сам метод формирования теории. Например, такой метод, как восхождение от абстрактного к конкретному. Мы можем рассмотреть это на примере механики И. Ньютона. До Ньютона Г. Галилей открыл некоторые законы движения, сформулировал закон инерции, суть которого составляет принцип относительности Галилея, например, закон маятника и падения тела под действием силы тяжести, а природу сил тяжести или качения Галилей не установил. Он просто объяснил в математической формуле закономерность эмпирически наблюдаемых явлений. Ньютон поставил перед собой другую задачу — рассмотреть процессы мира, все явления Вселенной с точки зрения внутренней сущности, с точки зрения основного движения, управляющего всеми этими процессами. Когда Фрэнсис Бэкон говорит, «что в самой природе существует множество родов и движений», затем, «каждый из этих родов и движений связан с определенными свойствами природы», то есть природы, то для Ньютона такая натуралистическая и эмпирическая постановка вопроса была уже преодолена. Ньютон поставил перед собой, пусть и неосознанно, задачу найти такие препятствия, которые показывают универсальные физические свойства мира и связь между этими свойствами, что дает описание всех процессов Вселенной.
Разграничения наук о природе и наук о социуме
Естественные науки и науки о культуре — названия самостоятельных областей научного знания, которые были разделены по принципу логического дуализма в немецкой философии на рубеже XIX и XX веков лидерами баденской школы неокантианства В. Виндельбандом и Г. Риккертом. Цель такого разделения научных областей они видели в необходимости установления самостоятельного эпистемологического (познавательного и научного) статуса социально-гуманитарных дисциплин, не совпадающего с мировоззренческими и методологическими основами естественнонаучного знания.
С точки зрения этих мыслителей, целью естествознания является получение объективных знаний о внешней реальности. Это знание основано на законах причинности, не зависящих от человека, субъекта познания. Науки о природе направлены на познание общих, повторяющихся (регулярных) черт изучаемого явления и группируются вокруг одной главной науки — механики.
Науки о культуре направлены на познание особых, индивидуальных, неповторимых особенностей. Они попадают в телеологические (целенаправленные, т.е. соответствующие человеческим целям) контексты и пытаются реконструировать исторические образования в соответствии с телеологическим (от греч. telos — цель, logos — учение) принципом, определяя конкретные смыслы, зафиксированные в культурных явлениях. Для культурологии не может быть четкого ядра науки, но существует возможность объединения, предлагаемая понятием «культура».
Науки о культуре являются идиографическими (от греч. idios — особенный, grapho — пишу), т.е. описывают индивидуальные, неповторимые события, ситуации и процессы; естественные науки являются номотетическими (от греч. nomos — закон), т.е. законоопределяющими: они устанавливают общие, повторяющиеся, закономерные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от несущественных индивидуальных свойств. Номотетические науки (физика, биология и т.д.) способны формулировать законы и соответствующие общие понятия.
Значительный вклад в изучение этой проблемы внес немецкий философ и историк культуры В. Дильтей — представитель «философии жизни», основатель школы «истории разума». Понимание жизни в его философской концепции легло в основу разделения наук на два основных класса. Одна изучает жизнь природы, другая («наука о разуме») — жизнь людей. В. Дилтей отстаивал независимость предмета и метода гуманитарных наук от естественных наук.
В то же время В. Киндельбанд и Г. Риккерт считали разделение наук на естественные науки и «науки о духе» не совсем удачным, вовсе не считая материальное различие между природой и духом главным критерием разделения, но подчеркивая отнесение дисциплин гуманитарных наук преимущественно к психическим явлениям (как это происходит у В. Дильтея). Оба мыслителя предлагали, чтобы классификация отраслей научного знания начиналась с различий не в объектах наук, а в их фундаментальных методах. В этом контексте различие между естественными и культурными науками (с В. Виндельбандом: номотетические и идиографические науки) неокантианцы объясняют контрастом их методов (с Г. Риккертом: обобщающий и индивидуализирующий методы). Неокантианцы направляют свое внимание не на содержательную специфику естественных и культурных наук, а на различия в реальном процессе упорядочения и обработки содержательного материала, т.е. на различия в соответствующих формах мышления, в методах исследования.
Результаты разделения наук о природе и наук о социуме
Это разделение привело к тому, что в рамках исследований «наук о культуре» центральное место заняло понятие «ценности». Г. Риккерт наиболее ярко выразил особенность социально-гуманитарного познания на основе принципа атрибуции ценностей. Он указал следующие основные черты социогуманитарного познания:
- ее объектом является культура (а не природа), т.е. совокупность фактически общепризнанных ценностей в их содержании и системном контексте, а непосредственным объектом ее исследования — индивидуализированные феномены культуры с их отнесением к ценностям;
- объекты социального знания неповторимы, невоспроизводимы и часто уникальны, так что их конечным результатом является не открытие законов, а описание Объекты социального знания неповторимы, невоспроизводимы и часто уникальны, так что их конечным результатом является не открытие законов, а описание отдельного события на основе письменных источников, материальных остатков прошлого и т.д;
- идиографический метод, суть которого заключается в описании специфики основных исторических фактов, а не в их обобщении (т.е. построении общих понятий и выявлении объективных законов), что характерно для номотетического метода естествознания; поэтому абстракции и общие понятия в гуманитарном знании выступают как вспомогательные средства при описании отдельных явлений, а не как самоцель, как в естествознании;
- социально-гуманитарное знание полностью зависит от ценностей, наукой о которых является философия;
- в социальном знании должны постоянно учитываться все субъективные моменты; если единство естествознания обусловлено классической механикой, то единство гуманитарного знания обусловлено понятием «культура».
H. Риккерт рассматривает особенность социально-гуманитарного знания на примере исторического знания и выделяет следующие аспекты взаимосвязи культуры и ценностей, имеющие принципиальное значение как для исторической науки, так и для социально-гуманитарного знания в целом.
- «Культура, в силу своего духовного характера, не может быть подчинена исключительно господству естественных наук». Более того, он считает, что естественно-научная точка зрения подчинена культурно-исторической, хотя бы потому, что естественная наука — «исторический продукт культуры».
- Исследовательский интерес при анализе культурных явлений и процессов направлен на конкретное и индивидуальное. Поэтому «в исторических науках о культуре нельзя стремиться к установлению ее общей «природы», напротив, следует использовать индивидуализирующий метод».
- Изучение культурных процессов является научным только в том случае, если, во-первых, оно не ограничивается простым описанием единичного, а учитывает индивидуальные причины и подводит частное под общее, используя «культурные термины»; во-вторых, если оно руководствуется «ценностями», без которых вообще не может быть исторической науки.
- важной задачей культурологии является использование индивидуализирующего метода и исторических концепций для «представления исторических явлений как этапов развивающегося ряда», то есть необходимо подходить к таким явлениям конкретно-исторически, как к «процессам» культуры.
- поскольку историческая жизнь не может быть классифицирована в строгую систему, культурология не может иметь фундаментальную науку, аналогичную механике. Но это не означает, что у них нет «возможности объединения в единое целое».
- по сравнению с естественными науками, исторические науки, по мнению Г. Риккерта, более субъективны, и важную роль в них играют такие факторы, как интерес, ценность, оценка, культура. «
- методологически, то есть «с общеисторической точки зрения, объединяя все частичные исторические исследования в единое целое всеобщей истории всего культурного развития, историческая наука не существует без философии истории».
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Эклектика и диалектика
- Трансцендентальная философия И. Канта
- Проблемы типологии истории
- Философия в средние века
- Чувственное и рациональное познание и их единство
- Стихийное и сознательное в истории
- Общая характеристика немецкой философии. Метод и система Гегеля. Знание, вера и нравственность в философии Канта
- Современная наука о строении и свойствах материи — История развития общих представлений о материи
- Проблема пространства и времени в философии и науке
- Социальная философия Монтескье — Биография и политика