Оглавление:
Еще до появления науки люди в ходе своей повседневной практической деятельности приобрели необходимые знания о свойствах и характеристиках предметов и явлений. Знание — это результат познания действительности, проверенный практикой, правильное выражение в сознании человека. Основная функция знания — обобщение разрозненных идей о законах природы, общества и мышления.
Знание может быть относительным и абсолютным.
Движение человеческой мысли от незнания к знанию называется познанием. Его основой является отражение объективной реальности в сознании человека в процессе его практической (производственной, социальной и научной) деятельности. Следовательно, познавательная деятельность человека обусловлена практикой и направлена на практическое освоение действительности. Этот процесс бесконечен, поскольку диалектика познания выражается в противоречии между бесконечной сложностью объективной реальности и ограниченностью наших знаний.
Основной целью познания является получение истинного знания, которое реализуется в виде теоретических определений и выводов, законов и доктрин, которые подтверждаются практикой и существуют объективно, независимо от нас.
Научное познание имеет ряд особенностей:
- направленный на производство знаний;
- четкое выделение объекта познания, что связано с фрагментацией
- изучаемой реальности, выделение различных уровней ее структуры;
- использование специальных инструментов;
- регламентация определенного набора методов и других видов нормативного знания (принципов, идеалов и норм, стиля научного мышления);
- наличие специализированного языка, постоянно адаптированного к специфике познавательных действий.
Сущность научного знания заключается в постижении действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в нахождении необходимого, закономерного, общего для случайного и осуществлении на этой основе предвидения различных явлений.
Предсказательная сила является одним из основных критериев оценки научной теории. По своей природе процесс научного познания имеет творческий характер. Дело в том, что задача ученого состоит не только в умножении наших впечатлений и идей, но и в постижении сущности объекта, в постижении истины, в установлении связей, отношений и законов. Законы, управляющие процессами природы, общества и человеческого существования, не просто вписаны в наши непосредственные впечатления; они представляют собой бесконечно разнообразный мир, который необходимо исследовать, открыть и постичь. Этот когнитивный процесс включает в себя интуицию, догадки, вымысел и здравый смысл. Научное знание, в принципе, включает в себя что-то еще относительно простое, что может быть более или менее строго обобщено, убедительно доказано, помещено в рамки законов, причинно объяснено, короче говоря, то, что вписывается в парадигмы, принятые в научном сообществе. В научном познании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые часто превращаются в предельно абстрактные формулы математики и различные формализующие признаки, например, химические, в диаграммы, схемы, кривые, графики.
Знания о мире
Франк писал: «Поскольку сам мир имеет бесконечно разнообразное и изменчивое содержание, различное в каждом данном месте и в каждый данный момент, наш опыт, чаще всего наше знакомство с данными действительности, вообще не мог бы служить практической ориентации, если бы мы не были способны уловить в том новом и измененном еще элементы уже известного, которые именно как таковые делают возможными целесообразные действия. С позиции здравого смысла, т.е. познания, руководствующегося интересами сохранения жизни и содействия благоприятным условиям жизни….. существенно не отличается от позиции научного знания. Если даже полностью абстрагироваться от того, что именно постановка вопросов и тем самым, хотя бы частично, определенные результаты научного познания имеют своей отправной точкой и целью потребности практической ориентации в жизни и овладения миром, если таким образом представить научное познание только как «чистое» познание, возникающее из бескорыстного, незаинтересованного любопытства, то интенция этого познания все равно состоит в вопросе: «Что на самом деле кроется в том, что до сих пор было от меня скрыто? » или «как?», что означает: как мне понять это новое явление, с которым я сталкиваюсь впервые?».
Это глубокое наблюдение С.Л. Франка объясняет фундаментальную неадекватность научного знания и в то же время открывает нетривиальный путь «вглубь» самой эпистемологии.
Научное знание стремится к максимальной точности и исключает все личное, что ученый привносит от себя. Вся история науки свидетельствует о том, что всякий субъективизм всегда отбрасывался с пути научного познания, а универсальными являются только объективные, то есть результаты научных исследований. Очень существенно, что ученому, изучающему результаты открытия И. Ньютона или А. Эйнштейна, как правило, не приходится обращаться к первоисточнику: научное открытие становится всеобщим достоянием. Наука, в своем абстрактном результате, является продуктом общего исторического развития. Наука в первую очередь занимается устранением всего единичного, индивидуального, неповторимого и фиксированием общего в виде понятий. Наука и искусство находятся на разных уровнях. Эти типы знаний о мире исходят в своем методе из природы их конкретного содержания. Научное знание основано на общем, на анализе, сравнении и сопоставлении. Он «работает» с многочисленными, серийными объектами и не знает, как подойти к действительно уникальному объекту. В этом заключается слабость научного подхода. Вот почему, при всех успехах научного знания и тех глубинах, которые оно открывает, никогда не может быть снят вопрос о его конечной адекватности для вечно существующей перед нами единой Вселенной. Образно говоря, никакая астрономия, какой бы хорошей она ни была, никогда не устранит великую тайну «звездного неба над нами», по крылатой фразе Канта.
Понятие точности знаний обычно ассоциируется именно с наукой. Научность подразумевает достаточно высокую степень достоверности как фактов, так и выводов, а также точность. Однако понятие точности применимо не только к математически обработанным данным, «скованным в жесткие цепи формул», но и к неформализованным знаниям, выраженным с помощью естественного языка.
Исследуя мир
С детства познавая мир, накапливая знания, все мы время от времени с волнением задумываемся о тайнах мироздания, о судьбе человечества, о жизни и смерти, о страданиях и счастье людей. Поэтому нет четкого, последовательного понимания вопросов, над которыми размышляли многие поколения философов.
Как устроен мир? Как соотносятся между собой материальное и духовное в нем? Хаотичный или упорядоченный? Какое место в мире занимают закономерность и случайность, стабильность и перемены? Что такое истина, и как ее отличить от обмана или сознательного искажения, лжи? Что такое совесть, честь, долг, ответственность, справедливость, добро и зло, красота? Что такое личность и каково ее место и роль в обществе?
К старым, «вечным» вопросам такого рода сегодня добавляются новые, серьезные и напряженные. Какова общая картина и тенденции развития современного общества, нашей страны в нынешней исторической ситуации? Каково общее состояние планеты Земля в наше время, социальное, духовное, экологическое? Как мы можем предотвратить смертельные угрозы, нависшие над человечеством? Как мы можем защитить, отстоять великие гуманистические идеалы человечества? И так далее. Размышления над такими вопросами вытекают из необходимости общей ориентации, самоопределения человека в мире. Отсюда и смысл долгого знакомства с философией: с древних времен и до наших дней философская мысль стремится разобраться в тех вопросах понимания мира, которые волнуют людей помимо философствования. Многое зависит от ясного понимания мира, жизни и самих себя, как в индивидуальной, так и в коллективной судьбе.
Общие представления о мире и человеке, на основе которых люди живут и действуют, называются мировоззрением. Это явление многомерно, оно формируется в различных сферах человеческой жизни, практики, культуры. Даже философию относят к духовным образованиям, которые относят к мировоззрению. Роль философии в обосновании проблем мировоззрения велика. Поэтому для того, чтобы ответить на вопрос, что такое философия, необходимо хотя бы в общих чертах прояснить, что такое мировоззрение.
Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, своего места в нем, а также отношение к жизни, программы поведения и поступки людей. Мировоззрение — необходимый компонент человеческого сознания; это не просто набор нейтральных знаний, страстных оценок и мудрых поступков. В его формировании участвует не только хладнокровный рассудок, но и человеческие эмоции. Различные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, установок, стремлений, надежд, объединяясь в мировоззрение, формируют более или менее полное представление о мире и о себе.
Сознание
Если предположить органическую интеграцию человека в целостность неживой и живой природы, то сознание предстает как свойство высокоорганизованной материи. Поэтому необходимо искать генетические истоки сознания в тех организационных формах материи, которые предшествовали человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ типов отношений между живыми существами и окружающей средой, в рамках которых возникают соответствующие регуляторы поведения как их «обслуживающие механизмы».
Появление современных людей (homo sapiens) ознаменовалось значительным прогрессом в производстве орудий труда. Переход к инструментальному способу взаимодействия с окружающей средой в условиях общества обусловил качественно новое развитие психики человека. Производство простейших орудий труда связано с мысленным предвосхищением их назначения, их структурных и функциональных характеристик, социальным разделением процесса их производства. Все это стимулировало развитие аналитической и синтетической деятельности, развитие человеческого интеллекта.
Во взаимодействии со сверстниками возникло сознание человека, оторванное от непосредственной биологической цели, действий, связанных с мыслью и волей человека.
Работа стимулировала человека к осознанию важности своих действий в системе действий других людей. Трудовая деятельность древних людей требовала: 1) осознания смыслов своих трудовых действий; 2) появления сигнификатора этих смыслов — слова; 3) социального взаимодействия людей, развития социальной коммуникации и главного средства этой коммуникации — языка.
Развитие последнего предполагает формирование телесных органов, через которые осуществляются процессы психики и сознания — нервной системы и ее наиболее высокоорганизованного отдела — головного мозга. Однако решающее значение для развития этих телесных органов имеет сама жизненная функция, ради которой эти органы работают. Человек обладает сознанием посредством своего мозга, но сознание — это не функция мозга как такового, а функция определенного, специфического вида отношения социально развитого человека к миру.
Сознание — это прежде всего совокупность знаний о мире. Оно не случайно связано с познанием. Если познание — это сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание, в свою очередь, является результатом познания. Здесь проявляется диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наш познавательный потенциал, и наоборот: чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в форме эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся чувства радости, удовольствия, печали, а также настроения и аффекты или, как их раньше называли, страсти — гнев, ярость, ужас, отчаяние и так далее. К уже упомянутым следует добавить такой важнейший компонент сознания, как воля, которая представляет собой сознательное стремление человека к определенной цели и направляет его поведение или действие. Наконец, самосознание — это самый важный компонент сознания, который заключает в скобки все остальные компоненты. Самосознание — это своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание — это осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе; проще говоря, он осознает себя как конкретную и единую личность.
Научное познание
Научное знание стремится к максимальной точности и исключает все личное, что ученый привносит от себя. Вся история науки свидетельствует о том, что любой субъективизм всегда отвергался с пути научного познания, и только объективные, то есть всеобщие результаты научных исследований являются универсальными. Очень существенно, что ученому, изучающему результаты открытия И. Ньютона или А. Эйнштейна, как правило, не нужно обращаться к первоисточнику: научное открытие становится универсальным свойством. Наука, в своем абстрактном результате, является продуктом общего исторического развития. Наука в первую очередь занимается устранением всего единичного, индивидуального, неповторимого и фиксированием общего в виде понятий. Наука и искусство находятся на разных уровнях.
Для каждого вида человеческой деятельности характерны методы рассуждения, которые используются и в науке, а именно: индукция и дедукция, анализ и синтез, абстракция и обобщение, идеализация, аналогия, описание, объяснение, предсказание, гипотеза, подтверждение, опровержение и т.д. Но задачи науки ни в коем случае не сводятся к сбору фактического материала. Научные теории не появляются как прямые обобщения эмпирических фактов. Теории возникают в сложном взаимодействии теоретического мышления и эмпирики, в ходе решения чисто теоретических проблем, в процессе взаимодействия науки и культуры в целом. В процессе построения теории ученые используют различные типы теоретического мышления. Например, уже Галилей широко использовал мысленные эксперименты в процессе построения теории. В ходе мыслительного эксперимента теоретик как бы проигрывает возможные варианты поведения разработанных им идеализированных объектов. Математический эксперимент — это современный тип мысленного эксперимента, в котором возможные последствия изменения условий в математической модели рассчитываются на компьютерах. Характеризуя научную деятельность, важно отметить, что ученые иногда обращаются к философии в ходе своей работы. Для ученых, особенно теоретиков, очень важно придать философский смысл сложившимся когнитивным традициям, рассмотреть изучаемую реальность в контексте мировоззрения. Обращение к философии особенно актуально в критические моменты развития науки. Великие научные достижения всегда были связаны с продвижением философских обобщений. Философия способствует эффективному описанию, объяснению, а также пониманию реальности, изучаемой наукой. Говоря о средствах научного познания, следует отметить, что наиболее важным является язык науки.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Аристотель, влиятельный философ древности
- Различие направленного социокультурного изменения и стихийного процесса социальной трансформации
- Габриэль Оноре Марсель и его философия
- Что такое «средневековье» в Индии
- Фридрих Шлейермахер, немецкий представитель протестантской теологии и философии
- История западной философии 19 и начала 20 века
- Проблемы этики в эллинистическо-римской философии — Этические системы Древней Греции и Рима
- Рене Декарт «Рассуждение о методе» (1637)
- Философия эпохи Просвещения и Великая французская революция — Общие черты эпохи Просвещения
- Мартин бубер, еврейский религиозный философ и писатель