Оглавление:
Век Просвещения создал настоящий культ разума. Его возможности в познании и анализе как природного, так и социального мира казались безграничными. Однако практическая реализация «основанных на разуме» проектов переустройства общества (Великая французская гражданская революция 1789-1794 гг.) несколько приглушила энтузиазм апологетов рационализма эпохи Просвещения. Из лозунгов свободы, равенства, братства и счастья только первые два могут считать себя реализованными, да и то в сильно урезанном виде. Стало ясно, что философские и идеологические аксиомы Просвещения нуждаются в дозе неприукрашенной критики. Эту задачу блестяще выполнила немецкая классическая философия последней трети XVIII — первой трети XIX века. Его несомненной заслугой был глубокий критический анализ, который не уничтожил философские инновации эпохи Просвещения, а сохранил и даже приумножил их, став, по сути, новым этапом в развитии западноевропейской философской мысли.
В «команду» классиков немецкой философии на рубеже 18 и 19 веков входили известные мыслители: Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель и Людвиг Фейербах. Все они — очень разные философы, и все же их работы принято рассматривать как единое интеллектуальное целое. Их объединяют прежде всего общие методологические принципы построения философского знания: рационализм, диалектика, историзм.
Для характеристики немецкой философии важны две отличительные черты: преемственность по отношению к идеям Просвещения и философское новаторство. Первое вполне очевидно: немецкие классики унаследовали важнейшее достижение философов Просвещения — рационализм, а также критическое отношение ко всем социальным институтам и гуманистическим ценностям.
Философия Шеллинга — это не единое и законченное целое, а несколько систем, которые он развивал одну за другой в течение своей жизни. Однако не стоит думать, что эти системы вообще не были связаны между собой. Напротив, мировоззрение Шеллинга развивалось органично, как будто от главного стебля отпочковывалось новое потомство. Переходя от одной области исследования к другой, Шеллинг, как правило, стремился привести эти различные отрасли в гармоничное единство, свободное от противоречий. Различные фундаментальные принципы, которые приобретали преобладающее значение в различные периоды его творчества, а также новые проблемы и области, разработке которых он посвятил себя, предполагали, однако, очень четкие границы между этими периодами.
Первый период в развитии философии Шеллинга состоит в исследовании эпистемологической проблемы, касающейся фундаментального принципа познания и возможности познания, с позиций модифицированного критицизма Фихте. Здесь Шеллинг в целом не отходит от пути, намеченного Фихте.
Главная задача второго периода — построить природу как саморазвивающийся духовный организм.
Система тождества, характеризующая третий период, заключается в раскрытии идеи Абсолюта как тождества фундаментальных противоположностей реального и идеального, конечного и бесконечного.
В четвертом периоде Шеллинг излагает свою философию религии — теорию отступничества мира от Бога и возвращения к Богу через христианство. За этим же периодом следует, в качестве дополнения, «позитивная» философия, известная только по лекциям Шеллинга. В ней философия религии излагается не как объект рационального познания, а как интуитивно открытая истина. С этой точки зрения, позитивная философия является одновременно философией мифологии и откровения.
Биография и жизненный путь Шеллинга
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, представитель классического немецкого идеализма, вошел в историю как 23-летний профессор, который в начале своей карьеры обратился к изучению природы. Учителями Шеллинга в философии были Кант и Фихте.
Шеллинг родился 27 января 1775 года в городе Леонберг в Вюртемберге. В шесть лет Фридрих пошел в начальную школу, а в восемь начал изучать древние языки. Через два года его отправили в латинскую школу в Нюртенгене. В возрасте пятнадцати лет, на три года раньше, чем было разрешено законом, Шеллинг был принят в Теологический колледж в Тюбингене, благодаря заступничеству своего отца. Во время учебы он подружился с Гегелем и поэтом Гёльдерлином. Их сближение началось на почве политического свободомыслия. В 1795 году Шеллинг завершил свое обучение. Ему предстояло разделить судьбу всех классиков немецкого идеализма — в роли наставника в период между академической подготовкой и академическим преподаванием.
В 1797 году, в качестве проводника идей своей «Wissenschaftslehre», молодой Шеллинг привлек внимание Фихте, который уже разрабатывал новую систему, натурфилософию. В том же году появились идеи Шеллинга по натурфилософии, а годом позже вышло исследование, получившее восторженное одобрение Гете, «О вельце». Гипотеза высшей физики для объяснения универсального организма». С помощью Фихте и Гете Шеллинг получил должность доцента в Йене в 1798 году.
Его личная жизнь любопытна и романтична. Из него — только одно: любовь к умной, талантливой женщине. Он влюбился в жену А.В. Шлегеля — Каролину, которая, в свою очередь, полюбила Шеллинга и стала его женой. И его творческая жизнь пульсировала. Каролина слушала и обсуждала с Шеллингом все его рукописи, давала мудрые советы, переписывалась. Это было сияющее, горящее, творческое общение двух страстно влюбленных сердец. Все шло блестяще… И вдруг Каролина заболела, и вскоре ее не стало. Она радикально изменила жизнь и творчество Шеллинга. Он долго молчал… Затем он погрузился в религиозную жизнь.
После смерти Каролины Шеллинг поверил в бессмертие и все же придерживался своего неприятия идеализма. Помимо литературной работы, он находил утешение в переписке с Полиной Готтер, дочерью близкого друга Каролины. Она называла его жену своей второй матерью.
Они переписывались некоторое время, прежде чем Шеллинг договорился о встрече с ней. Девушка производит на него приятное впечатление. 11 июня 1812 года она выходит за него замуж.
В мае 1827 года он назначается генеральным администратором научных коллекций. В августе он становится президентом Академии наук.
В феврале 1853 года Шеллинг страдает от старческого недомогания, его силы катастрофически падают. Он решает подвести итоги, написать интеллектуальное, философское завещание. Это список рукописей и указания относительно их судьбы.
Он обрел вечный покой 20 августа 1854 года в швейцарском курортном городке Рагац. Он был похоронен там. Здесь ему установлен памятник с надписью: «Первый мыслитель Германии».
Натурфилософия Шеллинга и ее три диалектических принципа
Такой своеобразный стиль мышления логически ставил натурфилософию, или Naturphilosophie, как называл ее сам Шеллинг, в центр всего учения. Этим термином обычно обозначалась такая интерпретация природы, которая исходила не из эмпирических данных, собранных естественными науками, а из неких априорных философских принципов, открытых чистым мышлением и развитых путем дедукции в целостную систему понимания мира. Фактический, экспериментально полученный материал, так сказать, «втискивается» в философские умозрительные конструкции и лишь призван свидетельствовать об их истинности. Если такие «доказательства» не работают, тем хуже для фактического материала.
Такой подход до XVIII и XIX веков оправдывался неразвитостью естествознания, которое было перегружено мифическими сущностями (такими как флогистон или теплород) не меньше, чем сама философия. Однако по мере того, как естественные науки набирали силу и переходили от накопления фактов к их обобщению и теоретической обработке, натурфилософия стала выглядеть все более архаичной. Но талант Шеллинга сумел вдохнуть жизнь даже в эту довольно устаревшую форму философствования.
Шеллинг возводит порок, так сказать, в добродетель, заявляя, что только натурфилософия может дать подлинно универсальное знание (что по-своему логично — только умозрение, полет мысли, не имеет препятствий; только в мысли можно «объять» неизмеримую вселенную). Естественные науки, которые всегда имеют в своем распоряжении лишь ограниченный экспериментальный материал, не могут претендовать на такой статус и поэтому должны занимать подчиненное место в иерархии способов познания.
Однако весомость взглядам Шеллинга придавала не общая идея, а отдельные нетривиальные идеи или принципы, с помощью которых философ выстраивал свою «картину мира».
К такого рода принципам можно отнести прежде всего твердое убеждение Шеллинга в единстве природы, то есть в том, что в ней нет разнородных субстанций, неделимых первоэлементов. Эта идея, помимо общефилософского звучания, имела и вполне конкретные последствия. Другим важным принципом натурфилософии Шеллинга была идея развития природы и духа. Движение и развитие являются изначальными и универсальными. Отдых, стабильность — понятие относительное.
Третий универсальный принцип — единство противоположностей. Любая реальность, утверждает философ, уже предполагает раздвоение. Там, где есть явления, есть и противоборствующие силы. Следовательно, учение о природе как непосредственном принципе предполагает универсальный дуализм.
Таким образом, натурфилософия Шеллинга опирается на явные диалектические принципы. Они не «заточены» в систематическое единство, как у Гегеля, но применяются к развивающейся природе, чего мы не находим ни у Гегеля, ни у Фихте.
Основой философии Шеллинга является признание некоего Абсолюта — тождества субъекта и объекта, природы и духа, всеобщего идеального бытия (очень похоже на фихтеанское «абсолютное Я», только с упразднением объективности). Более того, движение этого идеального существа имеет абсолютно бессознательный характер. Поэтому у Шеллинга развитие природы трактуется как бессознательный процесс рождения все более высоких форм организации, основанный на творческой деятельности универсального духа, «мировой души».
Не нужно долго искать реальные земные аналоги такого «бессознательного» творения мира: по мнению Шеллинга, оно очень похоже на создание произведений искусства. Писатели, поэты и художники гордятся тем, что не могут объяснить сам творческий процесс, что заставляет их принимать то или иное эстетическое решение, использовать тот или иной образ, слово, цвет и так далее. Как бы вы ни называли это странное явление: глас Божий, муза или вдохновение, ясно одно — процесс творчества неподвластен сознанию. Этот таинственный, непреодолимый, бессознательный элемент творчества, спроецированный на эволюцию природы, предлагает если не самое убедительное, то, по крайней мере, элегантное решение: природа рассматривается как бессознательное художественное творение разума, «поэма, скрытая от нас таинственными, чудесными письменами».
Основные принципы и идеи натурфилософии Шеллинга
Шеллинг ставит перед собой задачу построить философию природы, то есть философское понимание объективной природы.
Основным принципом натурфилософии Шеллинга является принцип развития через поляризацию.
«Любая реальность уже предполагает раздвоение. Там, где есть явления, есть и противостоящие им силы. Таким образом, учение о природе предполагает в качестве непосредственного принципа всеобщую двойственность и, чтобы понять ее, всеобщее тождество материи. Ни принцип абсолютной неразличимости, ни принцип абсолютного тождества не могут считаться истинными; истина заключается в сочетании этих двух принципов».
Руководящим принципом натурфилософии является сведение всей природы к полярности, к дуализму сил. Все природные процессы раздвоены; их изначальная идентичность поляризована, и противоположные процессы должны пониматься как идентичные. Природа пронизана полярными процессами: материя определяется притягательными и отталкивающими силами, магнетизм — полярностью полюсов, электричество — противостоянием положительного и отрицательного электричества, химические процессы — противостоянием таких соединений, как кислород и радикал, кислота и щелочь, жизнь — полярностью возбуждения и торможения, сознание — противостоянием субъекта и объекта.
Развитие путем поляризации является основным принципом развития природы и разума. Полярные противоположности возникают из недифференцированного начального состояния. Суть развития состоит в прогрессивной дифференциации и превращении различий в полярности, их преодолении и постижении своей идентичности. В конечном итоге, различие между полярными противоположностями у Шеллинга оказывается чисто количественным. Она не только растворяется в абсолютном тождестве, но и не приводит ни к чему качественно новому. Фактически, развитие здесь сводится лишь к умножению того, что уже существовало ранее в недифференцированной форме.
Другой фундаментальной идеей натурфилософии Шеллинга была идея единства или взаимосвязи магнетизма, электричества и химических процессов.
Он рассматривал природу как многообразие и единство сил и процессов. Предвосхищая открытия в электрохимии Дэви, в электромагнетизме Эрстеда и Фарадея, Шеллинг выдвинул идею, которая нашла подтверждение в естествознании его времени — идею единства сил природы. Он объяснил явление химического сродства его электрической природой, что нашло экспериментальное подтверждение в открытиях Дэви и Берцелиуса.
H. К. Эрстед, вдохновленный натурфилософией Шеллинга, открыл магнитные свойства электричества, а позднее Фарадей продемонстрировал генерацию электрического тока путем изменения магнитного поля.
Видеть единство за полярностью — такова основная идея натурфилософии Шеллинга. Увидеть за альтернативными теориями в физике их связи — естественная философская предпосылка при анализе конкурирующих теорий, особенно корпускулярной и волновой теорий света. «Когда я утверждаю материальность света, я не исключаю тем самым противоположного мнения, а именно, что свет — это феномен движущейся среды». Насколько я знаю, и последователи Ньютона, и последователи Эйлера признают, что каждая из этих теорий сталкивается с определенными трудностями, которые отсутствуют в другой. Поэтому не лучше ли рассматривать эти мнения не как противоположные друг другу, как это было сделано, а как дополняющие друг друга, и таким образом объединить преимущества обоих в одной гипотезе?».
В этих идеях натурфилософия Шеллинга превзошла естественные науки своего времени.
Третьей основополагающей идеей натурфилософии Шеллинга была идея о разворачивании противоположных сил в природе.
Влияние натурфилософии Шеллинга на естествознание XIX века
Ученый К.Ф. Шейнбейн, открывший озон и разработавший теорию аллотропии и изомерии, связал ее с идеей Шеллинга об актуальных и потенциальных состояниях. Хорошо известно, что Й.Й. Берцелиус, хотя и враждебно относился к динамической натурфилософии Шеллинга, тем не менее, признавал в ней предчувствие новых открытий: «Спекулятивная философия некоторых немецких школ, распространенная на естественнонаучные теории, создала, не без определенного предчувствия истины, новую систему, которую назвали динамической».
Натурфилософия Шеллинга была наиболее влиятельной среди биологов. Их привлекало то, что здесь жизнь рассматривалась как фундаментальное свойство всей природы, а жизнь достигла уровня духовности с формированием человеческого тела. Их, биологов, органицизм был воспринят в натурфилософии и спроецирован на природу в целом. Земля — это целостный организм, полный беспокойной энергии трансформаций, материя — это отпечаток и отложение духа, в ней бьется пульс полярных сил.
Для Л. Окена, одного из самых известных последователей Шеллинга, природа — это невидимый дух, а дух — невидимая природа. Согласно Окену, все органы всей природы заключены в человеке, и поэтому он (человек) находит себя во всем. Окен стремится к единству природы через представление о единстве человеческого организма и рассматривает человека как завершение развития природы и совершенное выражение ее организации. Пантеизм приводит Окена не только к одухотворению всей природы, но и к превращению ее в воплощение идей Бога. Идея упорядоченности природы означала, что в природе не может быть никакого хаоса, даже существования случайных процессов. Для Окена Бог — это свет, данный человеку физически через эфир.
По мнению Ж.-Ф. Блюменбаха, природе присуще влечение к форме, которое находит свое выражение в биологическом росте, но также и в форме-редукции, в разворачивании морфологических форм организмов и их внутренней структуры. Психологи и медики, которых было немало среди последователей натурфилософии Шеллинга, занимались такими явлениями психической жизни, как бессознательное (К.Г. Карус), психические заболевания (Г.Г. Шуберт).
Эрстед, величайший физик девятнадцатого века, был известным натурфилософом. В своей книге «Дух в природе» (1849 — 1850) он развил шеллингианское понимание природы.
В русском естествознании защитником «динамического атомизма» Шеллинга был М.Г. Павлов, который видел в натурфилософии «основы физики» (так назывался его главный труд).
Натурфилософия Шеллинга была одним из истоков исторической геологии. Х. Стеффенс, норвежский геолог, объединил натурфилософию с историческим подходом как к геологическому развитию Земли, так и к развитию форм органической жизни, которые привели к появлению индивидуальности, воплощенной в человеке.
В ходе развития школы Шеллинга критика научного знания становится все более выраженной, усиливается стремление к мистической, иррациональной интерпретации натурфилософии. Это направление наиболее ярко представлено в работах Й. Херреса, К. Эшенмайера и Ф. Баадера. Таким образом, Дж. Геррес рассматривает индивидуальный организм как ко-объективацию космического целого. Для него натурфилософия становится органономией, т.е. описанием форм органической жизни, построенных не с помощью рационального познания, а с помощью мифологических прототипов (свет и тьма, огонь и вода, мужское и женское). По мнению Эшенмайера и Баадера, от рационализма натурфилософии следует перейти к вере в сверхъестественное, представленной для одного в теологии, для другого в теософии. Последователи натурфилософии Шеллинга усиливают мистицизм и иррационализм, символизм в понимании как природы, так и душевной жизни человека, особенно сновидений и бессознательного, даже относятся к истории как к органическому процессу и рассматривают ее с точки зрения формирования целостности социально-политических норм, их тотальности.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Инженерные исследования и проекты Леонардо да Винчи
- Патристика, специфика теологической экзегезы и герменевтики
- Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса
- Общество как особая саморазвивающаяся система
- Зарождение социально-исторического сознания
- Человек как субъект деятельности, познания и ценностного освоения мира
- Философское учение о семье. Проблема брака и пола в философии
- Познание как предмет философского анализа
- Нравственное сознание
- Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Номиналистическая критика томизма