Оглавление:
Феномен нарциссизма изучался многими исследователями (З. Фрейд, К. Абрахам, Х. Кохут, М. Кляйн, О.Ф. Кернберг, М. Балинт, Г. Розенфельд, Э. Джонс и др.) Нарциссические состояния — это, по сути, те защитные и компенсаторные состояния личности, в которых ярко выражены проблемы настроения, самооценки и регуляции внутреннего напряжения. Во-первых, они отражают неспособность человека поддерживать адекватную самооценку, а во-вторых, могут свидетельствовать о неудачных попытках сформировать стабильное представление о себе. Это указывает на стойкие проявления нарциссической личности, которые демонстрируют описательные черты, входящие в структуру нарциссического расстройства, но не достигают уровня, необходимого для постановки диагноза патологического нарциссизма. Второй относится скорее к их неспособности формировать глубокие межличностные отношения и получать удовольствие от общения с людьми.
Одной из функций нарциссической активности является нивелирование субъективной значимости фактора, который может травмировать личность и защитить ее от возможной физической и/или эмоциональной боли. В ситуациях, когда самовосприятие находится под угрозой, нарциссическая активность (как совокупность защитно-компенсаторных функций самости) служит в первую очередь для сокрытия неадекватности или несостоятельности личности. Можно сказать, что нарциссическая активность отражает два взаимозависимых аспекта — социальный и субъективный, которые можно разделить только теоретически. Этот подход не противоречит отечественной психологической традиции (которая не противопоставляет объект и субъект), а лишь дополняет ее.
Клинические наблюдения (в диапазоне от нарциссической акцентуации и легкого расстройства личности до полноценных злокачественных форм) подтверждают необычайную чувствительность людей с нарциссическим типом личностной организации в случаях, когда они испытывают стыд или унижение. Субъективно это проявляется как желание «провалиться сквозь пол», чтобы скрыть от мира то, что кажется неадекватным в себе. Важно отметить, что в ситуации переживания стыда внешний объект (и тем более значимый объект) является не только свидетелем стыда, но и зеркалом, которое постоянно усиливает это неприятное переживание. Чувство стыда как функция самоуважения берет свое начало в детско-родительских отношениях. Как утверждает А. Купер, «переживание стыда может возникнуть уже в первые полтора года жизни ребенка, задолго до появления у него чувства собственного достоинства в целом. Переживание стыда возникает в контексте интереса, удовольствия и возбуждения, когда невозможность таких переживаний или неожиданные события приводят к внезапному ослаблению их положительных аффектов. Стыд всегда вызывает элемент когнитивного шока — разницу (разрыв) между ожидаемым и реальным. Стыд всегда подрывает спокойное функционирование «я». На более поздних этапах онтогенеза стыд является не только следствием процесса самооценки, но и выводом о неадекватности Я-концепции человека. И напротив, конструктивно присущую вину можно рассматривать как следствие процесса адекватной самооценки, когда человек приходит к выводу, что его поведение было плохим, неприемлемым или нерегулярным, но это не обязательно подразумевает дефект представления человека о себе, который рассматривается другими как неисправимый или очевидный.
Сущность понятия нарциссизма в психологии
Динамическая психиатрия рассматривает нарциссизм как центральную Я-функцию, которая изначально играет конструктивную роль регулятора энергоинформационного обмена между Я и обществом и представляет собой начальный потенциал развития личности, из которого формируются другие интрапсихические единицы. Поэтому формирование нарциссизма рассматривается как необходимый этап в развитии личности. В то же время, в зависимости от бессознательной групповой динамики первичного симбиоза (наиболее важными являются бессознательные «поведенческие программы» матери или первичной среды, которые запечатлеваются и интернализируются ребенком), нарциссизм может приобретать деструктивные или дефицитарные черты, которые делают развивающееся личностное «я» дезадаптивным или блокируют его.
Конструктивный нарциссизм означает признание собственной ценности, «форму любви к себе», основанную на позитивном опыте межличностных отношений и оценке значимого окружения; одобрение и позитивное отношение к различным областям своего существования — как к своему телу, телесным процессам, переживаниям, чувствам, мыслям, действиям, так и к своей духовности. Другими словами, это целостное реалистичное самопринятие, позитивное восприятие собственной личности и гармоничное сочетание различных проявлений «Я для себя» и «Я для других».
Деструктивный нарциссизм, как патологическое искажение конструктивного нарциссизма, означает искажение или нарушение способности личности реалистично воспринимать, чувствовать и оценивать себя; неустойчивость отношения к себе, проявляющаяся в колебаниях представлений о самооценке и недооценке с невозможностью стабилизировать отношение к себе из-за неспособности объективировать его в «зеркале» межличностного взаимодействия. Деструктивная нарциссическая личность характеризуется неуместной и противоречивой оценкой себя, своих действий, способностей и навыков, низкой фрустрационной толерантностью (стрессоустойчивостью); искаженным восприятием других, крайней обидчивостью, чрезмерной осторожностью, замкнутостью, склонностью постоянно контролировать собственное самовыражение и трудностями в общении, чувством несамостоятельности и непонимания субъективно важных переживаний, чувств, интересов и мыслей, высокой потребностью в общественном признании.
Дефицитарный нарциссизм — рудиментарное (неразвитое) состояние конструктивного нарциссизма, как неспособность ощущать самодостаточность и автономность, формировать целостную картину собственной личности, реалистично оценивать себя, а также придавать значение собственным желаниям, целям, мотивам и действиям, отстаивать собственные интересы и иметь независимые взгляды, мнения и точки зрения. Дефицитарная нарциссическая личность характеризуется низкой самооценкой, чувством незначительности, неуверенностью в себе, своих способностях, силе и компетентности, несамостоятельностью, пессимизмом, чрезмерной идентификацией с нормами, ценностями, потребностями и целями ближайшего окружения (конформизм) самопожертвованием, неспособностью, формирование и поддержание собственных целей и предпочтений, неспособность к подлинному человеческому контакту, конструктивному взаимодействию с жизнью, с невозможностью в достаточной мере ощутить ее полноту, узость и специфичность круга интересов, ощущение своей неполноценности и бесполезности, постоянная потребность в нарциссической «подпитке» (поддержке, помощи, присутствии рядом и т.д. и т.д.) с удовлетворением в роли пассивного получателя.
По мнению известных психоаналитиков, выявивших и обосновавших феномен нарциссизма (З. Фрейд, К. Абрахам, Х. Кохут, М. Кляйн, О.Ф. Кернберг, М. Балинт, Г. Розенфельд, Э. Джонс и др.), он означает концентрацию психического интереса на себе; поддержание аффективного равновесия за счет внутреннего самосознания.
Нарциссизм и проблема идентичности
Нарциссизм, явление, которое в своей наиболее знакомой и распространенной форме относится к чрезмерному поклонению себе с присущими ему отчужденностью, безразличием и отрицанием любой потребности в близких отношениях с другими людьми, давно привлекал и продолжает привлекать внимание многих. Длинная историко-литературная традиция, которую Луиза Виндж тщательно проследила в книге «Тема Нарцисса в западноевропейской литературе до начала XIX века», началась с пересказа Овидием мифа о Нарциссе в его «Метаморфозах», написанных в восьмом веке нашей эры. Как мы вскоре увидим, рассказ Овидия служит убедительным доказательством того, что образы самого Нарцисса и его спутницы Эхо послужили источником множества гипотез и домыслов о состоянии человеческой души и возможности ее искупления. Совершенно очевидно, что столь распространенный и даже популярный взгляд на это явление, хотя и отражает в какой-то степени истинное положение вещей, лежит лишь на поверхности очень обширного и сложного явления под названием нарциссизм.
В психоанализе и психоаналитической мысли термин «нарциссизм» появился довольно рано, использовался в уничижительном контексте и обычно имел негативный оттенок. Первоначально под этим подразумевалось патологическое самолюбие человека и связанная с ним эмоциональная непроницаемость, что не давало оснований для оптимистического терапевтического прогноза. Быть нарциссической личностью на самом деле означает быть плохим. В то время было широко распространено мнение, что такая личность не только поглощена собой, но и недоступна для психотерапии. Это отношение, принятое в психоаналитической традиции, распространялось на медитацию, интроверсию и творческое воображение, поэтому неудивительно, что Юнг использовал этот термин очень редко.
Однако «непробиваемый барьер» нарциссизма начал рушиться вскоре после начала детальных исследований психологических характеристик маленьких детей и пациентов с шизофренией, и отношение к феноменологии, лежащей в основе нарциссизма, постепенно начало меняться. Эта тенденция также нашла отражение в развитии клинической практики в лечении так называемых нарциссических расстройств личности. (Характерные симптомы этих расстройств включают тревогу, депрессию и параноидальные тенденции, но их, как правило, можно считать вторичными по отношению к основным жалобам этих пациентов, т.е. отсутствию чувства идентичности и низкой самооценке. При таких расстройствах мы сталкиваемся с нарушениями в развитии отношений эго-самость, а вовсе не с симптоматикой, характерной для психоневрозов, которая возникает, когда энергия драйва преодолевает защитные механизмы структуры эго).
Раньше считалось, что нарциссические расстройства личности неизлечимы именно из-за этого непробиваемого барьера, называемого нарциссической защитой, и считалось, что он является главным препятствием пациента на пути к любым эмоциональным отношениям с аналитиком (переносу). Однако, когда стало очевидно, что это не имеет большого значения, поскольку пациенты с нарциссическими расстройствами оказывают очень сильное влияние на своих аналитиков (производя контрпереносные реакции), нарциссизму стало уделяться гораздо больше внимания в психоаналитической литературе. Затем этот термин стал применяться в основном к отношениям и идентичности, поскольку к этому времени стало совершенно ясно, что все защитные механизмы нарциссической личности несут на себе характерный отпечаток защиты от травмы, полученной в результате уже неполноценного чувства идентичности. Распознавание реакций контрпереноса, которые являются объективными по своей природе, приводит к аналитическим открытиям, которые улучшают наше понимание природы психических структур, определяющих человеческую идентичность и лежащих в основе механизмов психологической защиты нарциссической личности.
Сочетая юнгианский и психоаналитический подходы, настоящее исследование представляет собой попытку расширить и углубить клинический взгляд на вопросы, связанные с нарциссизмом и проблемой идентичности.
Теория Н.Кохута о нарциссизме
Тема нарциссизма стала очень популярной в последние 40 лет. Очень большие изменения в подходе к теории нарциссизма произошли благодаря вкладу Г. Кохута. В своих ранних работах Кохут опирался на теорию либидо Фрейда, но на уровне теоретического предположения он предположил, что нельзя говорить о существовании отдельной линии в развитии нарциссизма, нарциссического либидо. С точки зрения Фрейда, нарциссическое либидо в ходе нормального развития трансформируется в объективное либидо. Кохут, с другой стороны, видел две относительно независимые и взаимодополняющие линии развития: объектное отношение и развитие самости.
С точки зрения клинического анализа Кохут начал понимать, что не все пациенты подходят для классического психоанализа или для техник классического психоанализа. Интерпретация не работает для этих пациентов, и их перенос диффузный, латентный, нечеткий и неоформленный. Он также отметил, что этих пациентов было трудно диагностировать: их нельзя было, по его мнению, отнести к невротикам, у них не было выраженных невротических конфликтов, проблем торможения агрессии, проблем сексуальной активности, проблем глубокого бессознательного чувства вины, то есть проблем Эдипова комплекса. Этих людей нельзя было классифицировать как психотиков, поскольку их тестирование реальности не было нарушено как психотическое. Они могли быть относительно успешными в социальной жизни, их жалобы носили такой диффузный характер: они жаловались на состояние пустоты, скуки, усталости, т.е. на жалобы, сходные с жалобами депрессивных пациентов, но других признаков депрессии (переживание печали, горя, ощущение себя перегруженным чем-то очень тяжелым, не переживание непостоянства, дурноты) не было. Скорее, они жаловались на какой-то дефицит, пустоту, отсутствие смысла в жизни, но не выражали столь острого страдания. Он заметил, что у этих пациентов было довольно много ипохондрических жалоб, и можно было предположить, что время от времени их либидо возвращалось к своего рода нарциссическому состоянию, они были озабочены своим телом и собой.
Другим компонентом, как писал Кохут, является жалоба на то, что вас захватила некая пугающая сексуальная фантазия, извращение сексуальной жизни. По мнению Кохута, эти пациенты страдали от своеобразного расстройства — функционирования самости. И он предположил, что здесь мы имеем дело с нарциссическим расстройством личности — особым повреждением самости, характера. Это не тот психоз, который Фрейд описал как нарциссический невроз с помощью теории либидо.
Кохут предположил наличие проблемы переноса. Фред считал, что при нарциссических неврозах не развиваются переносы в полном смысле этого слова. Кохут смог выявить «явления, подобные переносу» — они могли оставаться в относительно длительных отношениях и развивать глубокую привязанность, если чувствовали, что их нарциссические потребности удовлетворяются, хотя бы частично, в их взаимодействии с людьми, включая аналитика. И он описал три такие потребности, которые проявляются в психоаналитической ситуации в этих явлениях, подобных переносу:
- Необходимость идеализации. Эта потребность проявляется в идеализированном Я-объектном переносе, в котором пациент может поддерживать иллюзию того, что он находится в идеализированных объектных отношениях;
- Потребность в зеркальном отражении или рефлексии. Эти потребности естественным образом перетекают друг в друга. Идеальный объект, таким образом, — это объект, который свое «я» может по-настоящему отражать, видеть, восхищаться, чтобы быть адекватным, нетерпеливым вектором для служения своему «я». Эти реципиенты ожидают от аналитика и других значимых людей адекватного отражения своих нарциссических потребностей и постоянного эмоционального, страстного отклика. Таким образом, Кохут предположил, что наиболее важным психоаналитическим инструментом в работе с этим типом расстройства является не психоаналитическая интерпретация, то есть обнаружение некой бессознательной связи, а постепенная интеграция этого инфантильного грандиозного Я и формирование более целостного, зрелого Я через эмпатию психоаналитика, в чувствах.
- Потребность быть похожим на других, более зрелая нарциссическая потребность, которая позволяет почувствовать себя включенным, принадлежащим к другим людям, для ощущение «я такой же, как другой». Данная потребность, как заметил Кохут, особенно развита у людей с шизоидными чертами личности. Ощущение своей инаковости у них чрезвычайно болезненно, но с другой стороны это ощущение может гиперинвестироваться нарциссически и доходить до высокомерия явного или скрытого. Это важная нарциссическая потребность, которая должна развивается в процессе естественного удовлетворения.
Психологическая помощь при нарциссических расстройствах
Проблема диагностики нарциссизма и возможностей психологической помощи нарциссическим личностям особенно актуальна при подготовке психологов и психотерапевтов, поскольку все больше клиентов с нарциссическими проблемами обращаются к специалистам. На начальном этапе работы с клиентом терапевт должен найти ответы на ряд вопросов: насколько клиент тревожен («нормальный», невротический, пограничный или психотический уровень организации личности) и каков его тип характера (в рамках нозологии или психодинамического подхода) или преобладающий способ установления контакта с терапевтом (в гештальт-подходе). В терапевтической и консультационной практике мы сталкиваемся с самыми разными проявлениями нарциссизма: от неспособности получать удовольствие от жизни и работы, до неспособности любить, до гомосексуальных тенденций из-за неуверенности в сексуальной идентичности; от ситуативных нарциссических реакций до нарциссической структуры личности. Степень нарушения клиента, проявляющаяся в контакте с терапевтом, характер его нарциссических проявлений, истоки этих расстройств, методы компенсации и стратегии помощи находятся в центре внимания авторов данной статьи.
Практикующие психотерапевты говорят, что при работе с клиентами с нарциссическими расстройствами требуются особые качества и навыки:
- совершенно необходимо заранее проработать собственные нарциссические явления и механизмы, чтобы противостоять нарциссическим провокациям клиента и не вступать с ним в автоматическое соревнование, не «задавливать» его своей терапевтической силой важно иметь сформированное и осознанное «Я», иначе встреча с Другим, чье «Я» еще достаточно отчуждено, будет совершенно невозможно. Это требует стойкости, уверенности и способности переносить агрессию и обесценивание, которые неизбежно следуют за этим;
- принципиально важно уметь строить, поддерживать и развивать близкие и длительные отношения
- важно уметь найти время, чтобы примириться с собственными требованиями к психотерапевтической грандиозности
- важно быть готовым к тому, что клиент может внезапно прекратить терапию, сказав: «мне ничего не помогает» или «вы не в состоянии мне помочь»; важно закончить терапию, а не отказаться от нее. Для этого необходимы строгие условия контракта и способность терапевта донести до клиента важность их соблюдения;
- необходимо осознавать и быть готовым принять тот факт, что не всем нарциссическим клиентам можно помочь.
Цели психотерапии: помочь клиенту обнаружить и присвоить недостижимое «я», постепенно снижая амплитуду маятника от «Божественного — Ничто» и шаг за шагом продвигаясь к «достаточно хорошему». Формирование «Я» клиента, проживание с ним поражений и побед, очищение от панциря критики и самообвинения, избавление стен колодца от этих наслоений и постепенное создание почвы, наращивание. Найти его настоящим, подлинным, мало зависящим от внешних оценок, суждений, обвинений или признаний.
Цель: наблюдать вместе с ним, как он:
Испытывает почти постоянный стыд;
Боится близости и всячески избегает ее;
Идеализирует или обесценивает терапевта и окружающих его людей;
Делает то же самое со своими собственными достижениями и опытом;
Имеет «функциональное» отношение к себе и другим
Испытывает агрессию, стыд и чувство вины;
В значительной степени полагается на внешние оценки и суждения;
Отдает большую власть своему внутреннему «обвинителю» и не привлекает «защитника»;
Представляет себя так, чтобы его видели и замечали;
Страдает от недостатков, которые его или ее окружают;
Не позволяет себе ошибаться или быть неполноценным;
Не доверяет ни себе, ни окружающим;
Боится всего нового, потому что постоянно испытывает страх;
Не выносит непредсказуемости;
Пытается всех контролировать;
Отказывается создавать свой собственный мир и хочет исправить то, что уже создано другими.
Особенности самооценки у нарциссических личностей
Традиционно самооценка в психологии рассматривается в контексте изучения уверенности в себе как один из аспектов последней, наряду с такими понятиями, как «Я-концепция», «Я-образ», «самоотношение», «самовосприятие», «самооценка», «самоуважение», «уверенность в себе», «представление о себе», «самоудовлетворенность» и др. В связи с проблемой самовосприятия и самооценки следует отметить мнение В.В.Столина, который подчеркивает высокую личностную значимость самооценки, тот факт, что значимые представления субъекта о себе (о качествах, характеристиках) всегда являются положительно или отрицательно ценными. И.С. Кон, исследуя самовосприятие как уровневую структуру, включает самооценку в «рефлексивное, категориальное эго». Согласно пониманию И.С. Кона, самооценка — это «компонент самосознания, включающий знания о себе, оценку своей личности, моральных качеств, способностей и поступков». С.Л. Рубинштейн рассматривает самооценку как динамический результат процессов самосознания. Самооценка в своем развитии проходит ряд этапов: от неустойчивой оценки качеств (особенно внешних) до устойчивой самооценки и движения самопознания вглубь своей личности [1, с.87-88].
E. Якобсон указывает на существование функциональной связи между нарциссизмом и самооценкой. Нарциссизм не является синонимом самоуважения, он не является единственной причиной самоуважения. Функция нарциссизма заключается в регулировании и стабилизации самооценки при наличии множества факторов, угрожающих повысить или понизить ее. На самооценку влияет множество внутренних и внешних факторов, и когда самооценка находится под угрозой, когда она значительно снижена или разрушена, нарциссическая активность индивида включается, чтобы защитить, сохранить, восстановить и стабилизировать ее [10, с.90].
В высказываниях современных зарубежных теоретиков нарциссизма (R. Stolorow, F.W. Denecke, B. Hilgenstock, B.R. Muller, R. Rodewalt, K.K. Morph и др.) говорится о специфической внутренней активности человека, которая лежит в основе нарциссической регуляции или регуляции самовосприятия человека. Хенслер понимает нарциссическую регуляцию как «поддержание аффективного баланса в отношении чувства внутренней стабильности, самоуважения, уверенности в себе и благополучия». Отечественные исследователи, рассуждающие в этом ключе, называют целью нарциссической регуляции поддержание аффективного баланса в связи с переживанием внутренней стабильности, самоуважения, уверенности в себе; поддержание структурной целостности, временной непрерывности и позитивной окраски самовосприятия личности [24, p.156].
Представление личности о себе конструируется человеком в процессе деятельности и общения и обеспечивает единство и идентичность его личности. Для взрослого человека она в основном отражает сознательный (физический и психический) опыт, связанный с «собой и другими людьми», который он/она испытывал/а на протяжении всей жизни в контексте отношений с другими людьми. Однако, похоже, что эта конструкция в своем законсервированном состоянии также содержит самые примитивные, архаичные (реальные или фантазийные) фрагменты самопрезентации, лежащие за пределами сознания. В данном контексте нарциссическая регуляция — это набор универсальных и в то же время индивидуально-типичных способов поддержания и пополнения самопрезентации человека, или набор психических стратегий, которые напрямую связаны с внутренними стандартами человека и позволяют поддерживать психофизическое и психосоциальное здоровье даже в формате фантазийной репрезентации человеком самого себя. Современные взгляды рассматривают нарциссическую регуляцию самовосприятия человека как автономные единицы психического здоровья личности, и они обычно регулируют и поддерживают оптимальный нарциссизм человека, который проявляется как способность полностью осознавать свои сильные стороны и способности, реализовывать их, прощать себя за ошибки, извлекать необходимые уроки из неудач и тем самым повышать свой жизненный потенциал. Они «играют фундаментальную роль для всех людей (с разной степенью важности, конечно), а не только для тех, кто обычно представлен в клинической литературе как примеры нарциссической патологии».
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Консультирование личности с девиантным поведением
- Проблемы понятийно-терминологического аппарата в специальной психологии
- Теория развития личности Л. И. Божович
- Склонность к виктимному поведению на подростковом этапе социализации
- Психологические причины девиантного поведения подростков
- Алкогольная психологическая зависимость — Факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения
- Психологическое сопровождение
- Теория экзестенциального анализа и логотерапия В. Франкла
- Понятия «индивид» и «личность»
- Методы воображения