Оглавление:
Наиболее общие вопросы знания разрабатываются гносеологией (от греческого gnosis — знание и логотип — учение) — наукой или доктриной знания. Гносеология — это отрасль философии, изучающая природу знания, его возможности, связь знания с реальностью и раскрывающая условия достоверности и правдивости знания.
Помимо термина «гносеология» в современной философской литературе используется также термин «эпистемология», который был введен в философскую мысль Аристотелем, который вывел это слово (из греческой эпитемы — знание, уверенность и логотипы — учение) и противопоставил его термину «докс» — общепринятое мнение.
Принципиальной разницы между терминами «эпистемология» и «эпистемология» нет, хотя многие авторы называют эпистемологию философским анализом научного знания.
Проблемы узнаваемости мира и природы наших знаний о мире — это философские проблемы, а не конкретно научные. Гносеология, как отрасль философии, занимается изучением познания и знания, ее интересуют, прежде всего, наиболее общие свойства и закономерности познавательной деятельности, независимо от того, кем и при каких конкретных условиях она осуществляется.
Познание можно определить, в первом приближении, как совокупность процессов, позволяющих человеку получать, обрабатывать и использовать информацию о мире и о себе самом.
Знания — это результат когнитивного процесса, который был подтвержден на практике.
Назовем основные вопросы, составляющие проблему гносеологии, эпистемологией.
- Является ли мир когнитивным?
- В каких формах осуществляется человеческое познание?
- Что является источником знаний?
- Что такое истина и достижимо ли она в человеческом познании?
- Можно ли найти критерии, позволяющие четко различать знания и спекулятивные конструкции?
- Есть ли пределы познания?
Ряд эпистемологических проблем, которые когда-то считались областью чисто философских исследований, таких как изучение форм сенсорного и рационального познания, перешли в область специфических наук, особенно психологии, и успешно решаются ими.
Проблема познаваемости мира
Первая проблема гносеологии — это проблема узнаваемости мира. Как сказал А. Эйнштейн, «самая непонятная вещь в этом мире — это то, что она понятна». Прежде чем заниматься проблемами познания, необходимо в принципе решить, является ли мир познавательным. Пытаясь ответить на этот вопрос в истории философской мысли, были четко обозначены три основные тенденции: оптимизм, скептицизм и агностицизм.
Познавательный оптимизм настаивает на неограниченных возможностях человеческих познавательных способностей и верит, что нет фундаментальных препятствий для познания человеком мира, природы объектов и самого себя. Сторонники этого направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека ее достичь. Они признают, что в процессе познания, конечно, есть определенные трудности, но развивающееся человечество в конце концов их преодолеет.
Позиция гносеологического оптимизма разделяется как представителями материализма, так и многими представителями объективного идеализма.
Гносеологический оптимизм ярко выражен, например, в философии Гегеля, который считал, что знание реальности — это призвание, потребность, смысл человеческой жизни. В своем обращении к ученикам он сказал, что смелость в поисках истины, вера в силу разума, является первым условием для философского изучения: «Человек должен уважать себя и признавать себя достойным самого высокого». Как бы высоко мы ни оценивали величие и силу ума, она все равно не будет достаточно высокой. Скрытая сущность мироздания сама по себе не имеет силы, способной противостоять дерзости знания»[1]. Гегель пренебрежительно назвал пессимистические эпистемологические взгляды незначительными.
Диалектическая материалистическая эпистемология также характеризуется гносеологическим оптимизмом. В.И. Ленин в своей критике Канта в работе «Материализм и эмпириотизм» писал: «Между внешним видом и вещью как таковой нет и не может быть принципиальной разницы. Просто между тем, что известно, и тем, что еще не известно, но в принципе это может быть известно в процессе развития человеческих знаний.
Гносеологический скептицизм — это сомнение в возможности получения достоверных знаний. Скептицизм глубоко укоренился в философской традиции. В истории философской мысли выделяются следующие формы скептицизма[3]:
- Скептицизм древности (Пиррон, Секст Эмпирик);
- Скептицизм Нового времени (Д. Хьюм и др.);
- Современный исследовательский скептицизм.
Поскольку древний и современный скептицизм уже рассматривались в соответствующих главах, теперь мы обратимся к анализу современного исследовательского скептицизма, который связан с развитием научного знания.
Классические формы древнего скептицизма, возрожденные на заре Нового времени, еще не осознавали огромный потенциал научных исследований. С развитием науки скептицизм, как доктрина абсолютности сомнения, отказался от своих позиций, потому что наука обладает впечатляющим количеством достоверных знаний.
Произошла трансформация скептицизма, который в настоящее время представлен в форме научного исследовательского скептицизма, философской позиции, выражающей сомнение в обоснованности любой концепции, предложенной как научная за рамками соответствующих критериев. Скептицизм обеспечивает философию и науку мощным набором инструментов критицизма. Признание скептицизма как необходимого элемента научного знания способствует появлению новых идей и росту знаний.
Основные формы познавательной деятельности
Познавательное отношение человека к миру реализуется в различных формах и носит культурно-исторический характер. К основным формам (типам) интеллектуально-теоретической и ментально-практической познавательной деятельности человека обычно относятся повседневное познание, мифологическая, художественная и изобразительная (через искусство), религиозная, философская, научная.
Уже на ранних стадиях развития человека происходило повседневное практическое познание. Она давала элементарную информацию не только о природе, но и о самом человеке, его условиях жизни, социальных отношениях и т.д. Сфера повседневного познания включает в себя здравый смысл, убеждения, предзнаменования, интуитивные убеждения, предчувствия и др. Обычное познание формируется в процессе повседневной деятельности на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно значимых знаний и является основополагающим.
Мифологические знания играли важную роль, особенно на ранних этапах истории человечества. Его особенностью является отсутствие разделения на предмет и предмет, синкретизм, то есть целостный взгляд на мир. Мифология передавала определенные знания о природе, о космосе, о самих людях, об условиях их существования, о формах коммуникации и т.д.
В рамках мифологии сформировалась наиболее развитая в искусстве форма познания, которая, хотя и не решает специфических познавательных задач, но содержит достаточно мощный эпистемологический потенциал. Художественное познание впервые было объяснено как форма познания в немецкой классической философии, прежде всего в философии искусства Шеллинга. То, что было недоступно науке, было доступно искусству — человек, его внутренний мир, его чувства, переживания и эмоции.
Древнейшие формы познания, генетически связанные с мифологией, являются религиозно-философскими.
Современные исследователи религиозного познания отмечают, что до сих пор существует мнение, будто вера (религия) является противоположностью знанию. Однако, это ошибочное мнение. Религия — это своего рода знание. Религиозные знания отличаются от других видов знаний (особенно научных), во-первых, своим основным содержанием, а во-вторых, формой, способом понимания этого содержания.
Содержание религиозных знаний — познание Бога. Существует неразрывная связь между религиозной верой и познанием: как бы ни была эмоциональная вера, она основана на знании, имеет знание как свою посылку, познание пронизывает веру, познание венчает процесс религиозной веры. Религиозная вера — это немедленное познание Бога, достигнутое через встречу в опытной общине. Через религиозный опыт осознание мира и реальности Божьей проникает в глубины сознания. Одним из важнейших явлений религиозного знания является сердце. Это не физиологическое сердце, а сердце, близкое к понятию души. Через это сердце и благодаря ему проявляется духовный мир верующего, осуществляется связь с другими людьми, с обществом, природой и Богом.
Совместимость религиозной веры и научных исследований, основанных на рациональности естествознания, подтверждается также трудами многих ученых-естествоиспытателей: И. Ньютон, Г. Мендель, В. Ф. Войпо-Ясенецкий, Тейлхард де Шарден и другие, «чтобы ни теоретически, ни практически невозможно было оправдать высказывания воинствующих атеистов, как будто разум и вера, наука и религия непримиримы»[2]. В связи с этим важно отметить, что научное сообщество не является научным сообществом.
Особенности философского познания обусловлены особенностями философии как формы интеллектуального соприкосновения с реальностью.
Философия — это особая форма человеческой рефлексии на бытие и на себя (философская мудрость), основанная не только на интеллектуально-рациональном способе мышления, но и на непосредственном интуитивном, художественно-эмоциональном восприятии, которое имеет своей целью отразить глубокое единство мира.
Методы познания
Понятие метода (греческий метод — путь к чему-то) в самом общем смысле означает способ достижения определенных результатов в познании и практике. Основная функция метода заключается в организации и регулировании процесса познания или практической реализации объекта. Поэтому метод (в той или иной форме) сводится к набору определенных правил, приемов, методов, норм познания и действия. Это система правил, принципов, требований, которая должна привести к решению определенной проблемы, к достижению определенного результата в той или иной сфере деятельности.
Разнообразие видов человеческой деятельности подразумевает разнообразие методов, которые можно классифицировать по самым разным основаниям.
Особый интерес для гносеологии представляют общие логические методы, присущие всем видам познания и применяемые как на повседневном, так и на теоретическом уровнях познания.
Абстракция (от лат. abstractio — абстракция) — особый метод мышления, который заключается в абстрагировании от множества свойств и отношений изучаемого явления при выделении в «чистом виде» тех свойств и отношений, которые важны для этого исследования.
Результатом абстрактной деятельности мышления на повседневном уровне является формирование различных типов понятий, а на научном уровне — научных понятий и категорий. В процессе логической деятельности ученого абстрактные объекты теоретического исследования формируются путем применения различных форм абстракций к объектам предметного уровня. Здесь мы имеем такие объекты, как «газ», «жидкость», «вещество», «товар» и т.д., в которых выделена важная с точки зрения исследования особенность. Например, термин «товар» означает продукт труда, который производится для продажи и имеет потребительскую стоимость. Абстракция включает в себя абстрагирование от всех несущественных особенностей в данной когнитивной ситуации.
Аналогия (греческая аналогия от апа — по шаблону и логотипам — вывод, т.е. соответствие) — это логический вывод в процессе познания от конкретного к конкретному на основе некоторых элементов сходства. Аналогия как метод познания используется повсеместно. Таким образом, в повседневной жизни мы часто проводим аналогии с теми же явлениями в недавнем прошлом. В научных знаниях аналогия является одним из источников научных гипотез, когда знания, полученные от наблюдения одного объекта, применяются к другому, менее изученному, но схожему по существенным свойствам. Аналогия даже позволяет формулировать законы. Например, французский физик и инженер III Куломб ввел в электростатику понятие электрического точечного заряда по аналогии с понятием материальной точки в механике и сформулировал фундаментальный закон электростатики, который по форме сходен с ньютоновским законом всеобщей гравитации.
Индукция и дедукция
Индукция как метод исследования контрастирует с дедукцией (от латинского deductio — производная) как метод получения индивидуальных знаний от общего.
В логике вычет определяется как переход от помещения к заключению, основанному на логическом законе, благодаря которому заключение следует с логической необходимостью из предполагаемого помещения. Отличительной особенностью дедукции как метода познания является то, что она всегда ведет от истинных предпосылок к истинному заключению.
Дедуктивный метод используется в логике и математике, а также в различных областях знаний. Всем известен дедуктивный метод такого литературного персонажа, как Шерлок Холмс, хотя на самом деле его следует назвать индуктивным: великий детектив перешел от наблюдений к формированию полной картины преступления.
В науке дедуктивный метод представляет собой процесс выведения основных законов и гипотез из тех или иных правил предполагаемого знания. Это позволяет с помощью логико-математических преобразований получить набор последствий из достаточно малого набора основных положений теории.
Противопоставление между индукцией и дедукцией, характерное для ученых и философов XVII-XVII веков, уже давно преодолено. Индуктивный метод, который в принципе может дать только вероятностные знания, исследует в естественных науках, хотя и в несовершенной форме, ту сторону научного знания, которая связана с появлением новых знаний. Дедуктивный метод позволяет раскрыть содержание теории и сделать из нее выводы.
Анализ и синтез. Анализ — это мысленная операция разбиения сложного объекта на составные части или признаки с последующим сравнением. Синтез — это операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически определенных частей. Анализ и синтез, как правило, выполняются совместно и позволяют глубже познать реальность.
В науке, помимо общелогических методов, существуют также методы эмпирических и теоретических исследований.
- Методы эмпирических исследований включают наблюдение, измерения и эксперименты.
- Научное наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие объектов и явлений окружающего мира.
- Измерение относится к когнитивному процессу нахождения соотношения заданной величины к другой однородной величине, взятой за единицу измерения.
Важность измерения для науки выразил известный английский физик У. Томсон (лорд Кельвин, 1824-1907) в своем знаменитом афоризме: «Если ты знаешь, как измерить предмет, ты знаешь о нем что-то; если ты не знаешь, как измерить его, ты ничего о нем не знаешь».
Экспериментирование — особый вид практической деятельности в науке, при котором в объект вносятся изменения с целью получения информации о его свойствах и взаимосвязях.
Основной функцией экспериментов в научных исследованиях является проверка теоретических предположений и гипотез.
Методы теоретических исследований включают мыслительный эксперимент, аксиоматизацию, гийотетико-дедуктивный метод, генетическо-конструктивный метод, систематический метод и др.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Гераклит – родоначальник современной диалектики
- Классический и неклассический тип рациональности
- Эмманюэль Мунье, французский философ, основатель и глава французского персонализма
- Эпоха «брожения умов» в Индии и «борющихся царств» в Китае
- Материализм и идеализм в философии Просвещения — Характерные черты философии Просвещения
- Под углом зрения абсолюта: адвайта-веданта и другие
- Ансельм Кентерберийский и его доказательство бытия бога
- Соотношение методологии и теории познания
- Становление советской философии
- Онтология