Оглавление:
Параллельно позитивистскому направлению развивалась марксистская ветвь социальной философии, представленная в трудах К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. Его главной особенностью был переход от идеалистического к материалистическому пониманию развития общества и исторического процесса в целом.
Как подчеркивали основатели марксизма, предпосылками, из которых они начали изучать развитие общества, являются живые люди со своими потребностями и интересами, во взаимном общении и взаимодействии друг с другом. Совокупность социальных связей и взаимоотношений всех социальных субъектов формирует определенное общество.
Последнее через систему присущих обществу отношений, условий материального производства, политических и других общественных институтов решающим образом определяет содержание и направление деятельности людей, влияет на формирование и развитие каждого человека.
В этом подходе лежит «сведение индивида к социальному», который Ленин охарактеризовал как важнейший принцип марксистской социологии. Это был первый решающий шаг на пути к открытию и осмыслению объективной социальной основы человеческой деятельности и поведения, а также к материалистическому пониманию истории. Следующим шагом в этом направлении стала конкретизация материальных движущих сил, стоящих за человеческой деятельностью.
Надо сказать, что Маркс и Энгельс никогда не отрицали роль сознательных мотивов производственной, политической и других видов человеческой деятельности. Напротив, они придавали большое значение этим мотивам. В истории общества Энгельс писал: «Люди, наделенные сознанием, действуют сознательно или под влиянием страсти, стремясь к определенным целям». Здесь ничего не делается без сознательного намерения, без желаемого конца». Однако, с точки зрения марксизма, намерения и цели людей, как система их внутренней мотивации, в конечном итоге обусловлены объективными материальными факторами их общественной жизни.
Из этого делается вывод, что «идейные движущие силы», т.е. внутренние мотивы деятельности людей, ни в коей мере не являются конечными причинами исторических событий. Поэтому важно исследовать, что лежит в основе этих идейных движущих сил, «каковы движущие силы этих (идейных — прим. автора) движущих сил» Поэтому речь идет о материальных движущих силах человеческой деятельности, на которые Маркс и Энгельс ссылались прежде всего, на материальные условия общества и вытекающие из этого материальные потребности и интересы социальных субъектов.
Психологическое направление в социологии
Несомненный интерес представляют некоторые идеи и теории, основанные представителями психологического направления в социологии, которые видели первопричины социальных явлений в стимулах деятельности людей. Эти стимулы интерпретировались как проявления человеческой психики. Один из основателей этого течения, французский мыслитель Габриэль Тард (1843-1904), назвал социологию, как науку о социальном функционировании, «простой социальной психологией». Практически все его социологические работы, в том числе «Законы подражания», «Социальная логика», «Социальные законы», «Очерки о социальной психологии», «Общественное мнение и толпа» и др. посвящены проблемам социальной психологии.
Г. Г. Тарде исходил из того, что социальные действия основываются на психологических установках отдельных лиц и социальных групп. В процессе их взаимодействия человек или социальная группа подражает другим. Х. Тарде считал его «оригинальным элементом социальности», основным способом существования и развития индивидов, социальных групп и общества. Г. Тард считал имитацию основной функцией человеческой психики, усвоение и повторение человеком того, что появляется в той или иной сфере общественной жизни. Эта новинка может представлять собой маленькие и большие изобретения и открытия, которые улучшают образ жизни людей, их продуктивную, познавательную и другую деятельность, а также обогащают отношения между людьми. «Изобретение и подражание — это основной, элементарный социальный процесс», заключил Х. Тард. Он отметил: «То, что изобретается, то, что подражает, является не более чем идеей или желанием, суждением или намерением».
Имитация представлена как прямое проявление межличностного общения. Суть в том, что есть «коллективный разум без коллективного мозга».
Г. Тард писал о сознательной и бессознательной имитации, проявляющейся, например, в «имитативном внушении» и «инстинктивной подражании социальному человеку». Он всегда подчеркивал, что «подражание — это социальное явление». Вряд ли стоит полностью отрицать правильность Г. Тарда. Скорее, необходимо признать наличие элементов подражания как важный фактор с психологической стороны общения и взаимодействия людей. Работы Х. Тарда дают богатый материал для глубокого понимания роли этого явления в межличностном общении.
Возникновение и развитие позитивистской социальной философии и ее проблематики
Социальная философия как теоретически сформулированная система философских взглядов на существование и развитие общества восходит к 20-40 годам XIX века.
В то время его обширные проблемы были представлены, прежде всего, в произведениях французского философа Огюста Комта, а затем его преемников — Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма.
Огюст Конте (1798-1857) ввел в науку термин «социология», основанный на сочетании латинского слова «cosietas» (общество) и греческого «логотип» (доктрина), что означает «доктрина общества». Его часто называют основателем социологии как отдельной науки об обществе. Он также назвал это научной социальной философией.
О. Комте выступал против того, чтобы рассматривать общество как простую совокупность индивидуумов, которую многие мыслители до него считали некими «социальными атомами», существовавшими почти автономно по отношению друг к другу. Согласно этой точке зрения, развитие личности предшествует развитию общества. Чем более развиты люди с точки зрения их способностей к производству, интеллектуальной и иной деятельности, их моральных, политических и иных качеств, тем более совершенным будет общество. Так думали, в частности, представители немецкого и французского Просвещения — Лессинг, Гсрдр, Вольтер, Руссо и др.
Другая точка зрения, проповедуемая, например, французскими мыслителями XVIII века, такими как Гольбах и Гельветий, состояла в том, что человек является продуктом социальных обстоятельств. Они убедительно показали роль социальной среды в формировании личности и написали, что не только способности к той или иной деятельности, но и характер людей формируется обстоятельствами их социальной жизни. Отсюда следует, что общество, если не во всем, то, по крайней мере, во многом, формирует людей по своему образу и подобию. И чтобы изменить человека, сделать его более совершенным и гармоничным, необходимо изменить общество, присущие ему социально-политические институты, систему образования и воспитания. Человек может играть маленькую или большую роль в обществе, но только как социальный субъект, а не как самостоятельно развивающийся человек, который абсолютно свободен в своих действиях. Он действует на основе и в обществе, на основе разработанных в обществе правил и норм поведения, осуществление которых общество обеспечивает через соответствующие общественно-политические и другие институты.
O. Копте поддержал и развил такой подход к проблеме взаимодействия человека и общества, который был очень актуален не только в 18 веке, но и в 19 веке. Он поставил и решил проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. Именно он предложил рассматривать общество как систему. По его мнению, общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь то индивид, класс или класс, ссылка на это часто встречается в его работах. Он ввел в социологию понятия «социальная статика» для интерпретации структуры общества и взаимосвязи его различных сторон, а также «социальная динамика», с помощью которой раскрыл механизм функционирования и развития общества. В результате он разработал систему понятий социальной философии, с помощью которой выразил свои взгляды на общество и исторический процесс. Это является фокусом многих его работ, среди которых выделяются шеститомный «Курс позитивной философии» и четырехтомная «Система позитивной политики».
Неомарксизм
Большой вклад в развитие нео-марксистских идей внесла Франкфуртская школа социальных исследований — левое движение, возникшее в 1930-е годы на базе Франкфуртского института социальных исследований. В то время обоих возглавлял М. Хоркхаймер. В 1934 году, когда фашизм пришел к власти, Институт и центр школы и ее руководство переехали в Женеву, затем в Париж, а в 1939 году в Соединенные Штаты, где проработали 10 лет в Колумбийском университете в Нью-Йорке. В 1949-1969 годах школа снова активно работала во Франкфурте-на-Майне. Школа снова работала во Франкфурте-на-Майне.
Его главной целью было возвращение к гуманистическим идеям и ценностям «раннего», молодого Маркса, взгляды которого отличались от взглядов зрелого и «антигуманного» Маркса. Идеи о ведущей роли рабочего класса, социалистической революции и структуре будущего общества были подвергнуты критическому анализу.
В социологическом плане эта школа основала движение «Новые левые» (в конце 1960-х годов), в частности, идеи его экстремистского крыла. Направление этого движения, как известно, было оппозиционным и даже сопротивлением официальной идеологии буржуазного консерватизма, с одной стороны, и социализму в СССР, с другой. Но в начале 1970-х годов движение «Новые левые» потерпело поражение, что выразилось в поражении так называемой «Молодежной (студенческой) революции» мая 1968 года.
M. Хоркхаймер (1895-1973) придумал идею дегуманизации индустриальной цивилизации. Цивилизация основана на своеобразной, принципиально нездоровой, инструментальной рациональности. Расширение горизонтов мысли и действия с помощью технологий, как это ни парадоксально, привело к дегуманизации человека, лишив его автономии, воображения и независимости собственного суждения. Индустриальное общество заменяет цели средствами для их достижения, делая разум простым инструментом для достижения целей, о которых человек не имеет представления.
Хоркхаймер настаивает на разрушительной природе массовой культуры. Массовая культура навязывает человеку определенный образ жизни, который он ненавидит, но тем не менее на словах платит. Производственная мощность работников подчинена чисто техническим требованиям, а власть определяет стандарты по своему усмотрению. Идолопоклонство промышленной деятельности не знает границ. Значение «производительности» измеряется «полезностью», которая соотносится с силовыми структурами, а не с универсальной необходимостью. В этих условиях разум на службе у человечества остается только одно: разоблачить то, что называется разумом.
Принципы равенства, свободы и справедливости
Одной из важнейших частей философии является социальная философия. Его основной темой являются теории общества, особенно научные теории: Экономика, политология, социология и право. Дело в том, что концептуализация общества связана со многими проблемными вопросами. Для их решения необходима социальная философия. Что такое общество? Можно ли им управлять? Каковы отношения между человеком и обществом? Есть ли у истории цель и предназначение? Мы перечислили лишь малую часть вопросов, обсуждаемых в социальной философии. Мы должны признать, что она сталкивается с большими трудностями. В основном это связано с тем, что возраст социальных наук незначителен по меркам исторического времени. Их появление произошло в основном в девятнадцатом веке. Экономическая концепция А. Смита (1776 г.) обычно рассматривается как первая теория об обществе, достигшая стадии науки. Другие социальные науки появились позже.
Что такое общество? Группа людей, которые взаимодействуют друг с другом и имеют общую систему ценностей, территорию и историю. Индивидуальный человек является одним из элементов системы. Его составными частями являются определенные социальные группы людей, особенно сословия, касты, классы, слои, окружение. Имущество — это социальная группа людей, обладающая особыми правами в соответствии с обычаями или законом, которые передаются по наследству. В России со второй половины XVIII века различают пять сословий: дворян, духовенство, купцов, мелкую буржуазию, крестьянство. Касты отличались от поместий своей эндогамией, своей отделенностью друг от друга. Кастовая организация общества типична, например, для древней Индии. Идея классов была разработана К. Марксом. На этот раз людей отличает их отношение к средствам производства: буржуазии и рабочему классу. Современные авторы часто различают верхнюю, среднюю и нижнюю буржуазию и различные классы работников. Понятие социальных слоев или пластов было введено в 1930-е годы немецким социологом Т. Гейгером. Для различения слоев используются различные критерии, например, уровень дохода, религиозная принадлежность, образование, одежда и т.д. Понятие социальной среды, или окружающей среды, было введено Э. Дюркгеймом. Он понимал это как среду образования и жизни, например, католическую среду. Мы представили читателю только основные социологические структурные единицы общества. Этнология вводит понятие «клан», «племя», «нация», «народность» и др. Во всех случаях, какой бы ни была та или иная социальная группа людей, ее отличительной чертой является соответствующая система ценностей. В процессе социальной эволюции меняется структура общества.
Учитывая природу общества, необходимо стремиться к концептуальной основательности, поэтому целесообразно обратиться к соответствующим научным теориям. Их подробный анализ, конечно же, не может быть проведен в этой книге. Чтобы сберечь энергию, мы в первую очередь сосредоточим наше внимание на принципах. Читатель вспомнит, что в любой теории нет ничего важнее принципов. Именно они дают основное направление в разъяснении значений любых явлений, в том числе и социальных.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Владимир Иванович Вернандский, советский мыслитель, философ
- Временные рамки античной философии
- Арабо-исламская философия в средние века
- А. Введенский и его философия
- Роджер Бэкон, английский философ и естествоиспытатель
- Несостоятельность попыток рационального опровержения иррационального
- Понятие политического в философии Фомы Аквинского
- Философия религии А. Бергсона
- Художественная мысль А. Рублева — Детство и отрочество Рублева
- Общество как система