Оглавление:
Сознание человека — это высшая форма психического отражения действительности, которая формируется в процессе общественной жизни в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Неотъемлемыми характеристиками сознания являются: Язык, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде набора образов и понятий. Структура сознания включает в себя ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
- когнитивные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). Они составляют основу совокупности знаний об окружающем мире.
- различие между субъектом и объектом (противопоставление себя и окружающей среды, различие между «я» и «не-я»). Это включает в себя самоанализ, самопознание и самооценку.
- отношение человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
- креативный (творческий) компонент (сознание формирует новые образы и понятия, которых раньше в нем не было, с помощью воображения, мышления и интуиции).
- формирование временного образа мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
- формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, осознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
Из структуры сознания можно вывести его основные функции:
- Рефлексивный: Сознание организует когнитивные процессы (восприятие, представление, мышление), а также память.
- Оценочный: Сознание участвует в формировании некоторых эмоций и большинства чувств. Человек на сознательном уровне оценивает большинство событий и самого себя.
- Творческий: Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организованы на сознательном уровне: Изобретение, художественное творчество.
- Рефлексивный: Одним из видов сознания является самосознание — процесс, в ходе которого человек анализирует свои мысли и действия, наблюдает за собой, оценивает себя и т.д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека фокусироваться на самом себе. Кроме того, этот термин также означает механизм взаимопонимания, то есть понимание человеком того, как другие люди, с которыми он взаимодействует, думают и чувствуют.
- Преобразующий: Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает пути их достижения. При этом он часто не ограничивается мысленными операциями с предметами и явлениями, но и совершает с ними реальные действия, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.
Рене Декарт понимал сознание как некую бесспорную субъективную данность человеку его собственных душевных переживаний, которая не может быть подвергнута сомнению. Впоследствии сознание понималось и как своеобразная ступень, на которой разворачиваются переживаемые субъектом события (интроспекционисты), и как взаимодействие представлений (И. Гербарт), и как постоянно меняющийся поток впечатлений (У. Джеймс); к нему сводили всю психику и считали его лишь небольшой частью психики, подобной вершине айсберга. Представители бихевиоризма полностью исключили сознание из рассмотрения в рамках психологической науки и предложили рассматривать его как наивную иллюзию, характеризующую обычный жизненный опыт.
Сознание можно определить по-разному, его можно сузить или расширить. Но главное, что «сознание» — это тот новый термин, который своим содержанием обозначает и описывает новое качество психики, которое появляется у человека только на эволюционной лестнице. Одной из таких несомненных характеристик человека является владение языком.
Понятие «сознание» и «язык» в психологии
Современная психологическая наука понимает язык как «систему знаков, которая служит средством человеческого общения, мыслительной деятельности, формой выражения самосознания человека, передачи из поколения в поколение и хранения информации». Человеческий язык появился так же давно, как и сознание. Животные не обладают сознанием в человеческом смысле. Язык животных не выполняет функцию передачи абстрактного смысла как объекта коммуникации. Содержанием общения у животных всегда является текущая ситуация. Человеческий язык, с другой стороны, оторвался от своей ситуативности, и именно «революция» породила человеческое сознание и сделала содержание языка воспроизведением объективной реальности.
Мимико-жестикуляционные и слуховые средства взаимного общения послужили биологической предпосылкой для формирования человеческого языка. Развитие труда способствовало тесной связи членов общества. Казалось, у людей была потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала орган — соответствующую структуру мозга и периферический речевой аппарат. Физиологический механизм формирования языка называется условно-рефлекторным: звуки, произносимые в той или иной ситуации, ассоциировались в мозгу с соответствующими объектами и действиями. Звук превратился из выражения эмоций в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.
Сегодня в мире насчитывается более 5000 языков и диалектов, каждый из которых имеет свой собственный словарный запас и грамматическую структуру. Слова в языке являются носителями понятий, с помощью которых возможно осмысленное представление действительности, хранение и передача информации, управление поведением человека. Процесс овладения языком оказывает огромное влияние на все аспекты человеческой психики и является необходимым условием для формирования человеческого сознания.
Язык — это довольно сложное образование. Каждый язык имеет определенную систему значимых слов, которая называется лексическим составом языка. Кроме того, язык имеет определенную систему различных словоформ и словосочетаний, составляющих грамматику языка, а также определенный тональный или фонетический состав, присущий только данному языку.
Психология выделяет следующие основные функции языка:
- средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта;
- средство общения (понимания);
- инструмент умственной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).
Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изучаемых свойствах предметов и явлений. Благодаря языку информация о мире и самом человеке, полученная предыдущими поколениями, становится достоянием последующих поколений. В функции средства общения язык позволяет воздействовать на собеседника прямо (когда мы прямо указываем, что делать) или косвенно (когда мы сообщаем ему важную для его деятельности информацию, к которой он подводится сразу и в другое время в соответствующей ситуации). Функция языка как инструмента интеллектуальной деятельности связана с тем, что человек, выполняющий любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным инструментом для планирования интеллектуальной деятельности и решения мыслительных задач.
Если язык — это система знаков и символов, то говорение — это процесс использования языка. Речь — это исторически сложившаяся форма человеческого общения посредством языка. Говорение происходит по правилам языка и в то же время под влиянием ряда факторов, которые изменяют и совершенствуют язык (например, под влиянием общественной практики, развития науки, взаимовлияния языков и т.д.).
Таким образом, существует прямая связь между развитием знаковой системы как средства представления реляционных категорий и развитием сознания. Подчеркивая эту связь, Л.С. Выготский высказал мысль, что «язык — это коррелят сознания, а не мышления». Это утверждение подчеркивает очень важный момент: язык не является сознанием, он лишь соотносится с его содержанием. Следовательно, чем богаче содержание сознания, тем богаче язык. Язык, в свою очередь, тем богаче, чем богаче деятельность и общение в процессе его реализации.
Категория смысла и сознания
Содержанием сознания, с которым соотносится язык, является система.
Значения слов и других знаков. Значение слова — это категория идеальных отношений, которые формируются с помощью знака (слова) и закрепляются в нем. Формирование значения слова, понятия, соответствующего данному слову, происходит при осуществлении двух процессов, протекающих одновременно: процесса коммуникации и процесса обобщения. Следует подчеркнуть, что концепт (слово-значение) — это идеальное образование, мысль, мысленный образ категории реальных объектов. Этот образ состоит из набора связей и отношений между признаками или свойствами, а также между данной и другими категориями объектов, расположенных в определенной системе.
Используя знак в качестве сенсорной опоры для обобщений, человек может устанавливать произвольные отношения между признаками на основе согласия с другими людьми, а не просто данных в сенсорном образе. Таким образом, он может формировать категории, которые не могут быть сформированы без использования знака. Систематический характер знаков, связанных вместе в термине, который в то же время является значением слова, сразу же становится очевидным при любой попытке дать определение данному термину. Например, что такое «дом»? Это закрытое помещение, состоящее из стен, пола, потолка, окон и крыши. Что такое стена, пол, потолок и т.д.? И так далее до бесконечности. Здесь мы видим, что субъект в понятии — это система понятий.
Сознание, содержанием которого являются смыслы, взаимосвязанные в определенной системе, имеет, таким образом, семантическую и системную структуру. Здесь главной особенностью сознания является не столько его ясность, сколько сложность составляющих его смыслов. «Смысл — это обобщенная идеальная модель объекта в сознании субъекта, в которой зафиксированы существенные свойства объекта, выделяемые в совокупности социальной деятельности. Если это модель, то она должна быть построена из психического материала, доступного субъекту. Что представляет собой этот материал? Во-первых, это обобщенные изображения определенной категории объектов. Во-вторых, это обобщенные схемы действия, выработанные в процессе взаимодействия с ним в социально-исторической практике. В-третьих, это эмоции и чувства, которые сопровождают это взаимодействие. В целом, можно сказать, что смысл — это набор установок и ожиданий, которые предшествуют взаимодействию с определенной категорией объектов. Смыслы, которыми обладает конкретный субъект, дают ему знания о конкретном объекте еще до того, как он вступил с ним в непосредственное взаимодействие.
Способность пользоваться языком приводит к другому отличительному психологическому качеству человека — способности общаться с самим собой. Внешнее воздействие или внутренний опыт принимает форму осознанной мысли, когда она представлена субъекту в языковой форме, т.е. отражена в категориях, сформированных с помощью языка. Представленная во внутренней или внешней речи, представленная в системе знаков и в принципе доступная другим, мысль отчуждается от субъекта и становится объектом для его собственного восприятия. Мысль, в свою очередь, воспринимаемая субъектом, может вызвать у него соответствующие вопросы и ответы. Таким образом, возникает сознательный диалог с самим собой, мышление. С помощью знаковых систем человек получает возможность отдавать приказы самому себе, так же как и другим людям. Поведение приобретает характер произвола.
Связь языка и сознания проявляется также в границах осознания субъектом явлений в процессе их восприятия. Суть явления заключается в том, что человек может осознанно воспринимать окружающий мир только в тех категориях, которые сформированы с помощью языка той культуры, к которой он принадлежит. Зависимость доступного образа мира от структур языка данного человеческого сообщества получила название «гипотеза лингвистической относительности» Сапира — Уорфа.
Если мы подведем итог этой главы, то обнаружим, что сознание и язык образуют единство: Они предполагают друг друга в своем существовании. Язык — это прямое выражение мысли, сознания. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушив оба.
Теории о связи между языком и мышлением
С точки зрения психологии, мышление — это социально обусловленный, когнитивный психический процесс, неотделимый от языка, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением отношений между объектами. Проблема языка и мыслительной деятельности в истории науки рассматривалась прежде всего как проблема языка и мышления.
Все ученые признают несомненную связь между языком и мышлением, но по-разному понимают природу и качество этой связи. Ученые традиционно делятся на тех, кто утверждает, что мысль немыслима без языка, и тех, кто придерживается противоположной точки зрения. Среди первых — И. Кант («Всякий язык есть обозначение мысли, и наоборот, лучший способ обозначения мысли — это язык»), В. фон Гумбольдт («Мы различаем интеллект и язык, но в действительности такого разделения нет»), М. Мюллер («Мысль в действительности так же неотделима от языка, как язык от мысли»), Ф. де Соссюр («В языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли»), А. Ф…. Лосев, А.А. Реформатский, Г.В. Колшанский, В.З. Панфилов и многие другие. Сторонникам этой точки зрения не хватает ясности в том, как именно обеспечивается преемственность сущностей-различий, а также не хватает достаточно убедительных аргументов, направленных на устранение противоречия между тезисом о невозможности мышления без языка и реальным существованием различных видов мышления.
Другая точка зрения заключается в установлении возможности осуществления определенной мыслительной деятельности без участия языка. Ее разделяют ряд психологов, философов и лингвистов — Н.И. Жинкин («Никому еще не удалось на основе фактов показать, что мышление осуществляется только с помощью естественного языка»), А.Н. Леонтьев («Современные генетические исследования открыли неоспоримый факт существования мыслительных процессов, протекающих также в форме внешней деятельности с материальными объектами»), Ж.Ж. Пиаже («Если внимательнее изучить изменения, которые претерпевает интеллект в момент овладения языком, то можно увидеть, что язык — не единственная форма мышления»), Ж.И. Жинкин («Если внимательнее изучить изменения, которые претерпевает интеллект в момент овладения языком, то можно увидеть, что язык — не единственная форма мышления»). Пиаже («Если более внимательно изучить изменения, которые претерпевает интеллект в момент овладения языком, то можно обнаружить, что он не является единственной причиной таких преобразований»), а также Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и другие. По мнению этих ученых, вербалистическая концепция не учитывает существование невербальных типов мышления, например, изобразительно-действенного и изобразительно-образного. «Успешное решение пространственных задач детьми, которые еще не говорят, и животными, у которых вообще нет языка, является прямым доказательством того, что мысль может существовать без языка» (П.Т. Смит).
Однако существование невербальных способов мышления, похоже, не опровергает вербалистическую концепцию. Поскольку мысль носит информационный характер, то образы, действия, формы, цвета, звуки и т.д. могут считаться единицами мысли только в том случае, если они появляются в преобразованном виде, совместимом с природой мыслительной деятельности. Поскольку основным источником информации для мышления и сознания является язык, то все остальные источники информации связаны со сферой мышления только через обязательное преобразование сигналов в условные единицы языка и речи. Результаты классических экспериментов Соколова показывают, что наличие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления не может опровергнуть идею о том, что мыслительная деятельность является исключительно языковой.
Таким образом, первая точка зрения, по сути правильная, требует обобщения и уточнения, а вторая недостаточно обоснована. В то же время, оба представленных взгляда игнорируют категорию сознания, которая тесно связана с мышлением и языком.
В середине 60-х годов известный психолог А.Н. Соколов и его коллеги провели большую и очень важную серию экспериментов для выяснения вопроса о взаимозависимости мышления и языка. Психологи решили специально выяснить, является ли национальный язык основополагающей частью мыслительного процесса. Для этого многочисленным испытуемым с разными родными языками давались различные задания, решение которых требовало размышлений и избегания автоматизмов. Ряд задач, связанных с языковыми операциями: Чтение незнакомого текста, мысленное проговаривание стихотворения и т.д. Другой набор предметов не предполагал языковых операций. Всем испытуемым были установлены специальные датчики на языке, губах и надгортаннике, импульсы которых регистрировались с помощью точного оборудования.
Вот что обнаружили ученые:
- Материал национального языка понимается нами только потому, что он сначала должен пройти перекодировку в специальный код мозга, отвечающий за построение смысла. Этот код в своем функционировании и есть та информационная система, которую мы называем «мышлением». Оно не зависит от особенностей национального языка, оно универсально и надъязыково. Отечественный психолог Н.И. Жинкин назвал его УПК — универсальным объектным кодом, в котором строятся все наши образные представления и коммуникативные схемы (смыслы);
- рисунок (картина, реально наблюдаемая ситуация в жизни, шахматная позиция, рисунок) — все это зависит от знания смысла, а не от знания языка. Все они по своей сути либо конгруэнтны, либо близки к единицам и комбинациям единиц CPC. Поэтому рисунок понятен представителям практически всех языков, если они знают соответствующие общекультурные ценности.
Таким образом, люди мыслят не на национальном языке, а с помощью универсального объектного кода мозга, кода с надъязыковыми свойствами.
Если подвести итог рассмотрению теорий о связи языка и мышления, то следует отметить, что ни одна из вышеперечисленных гипотез не предполагает, что мышление и язык — это две параллельные и не связанные между собой субстанции. В некоторых теориях предполагается, что мысль может существовать без языка. Но ни в одном из них нет указания на то, что язык может существовать без мысли. Отсюда можно сделать вывод, что все вышеперечисленные исследователи сходятся в одном: Разрозненные звуки становятся языком только тогда, когда они выполняют функцию передачи приема или представления информации носителем сознания и мысли.
Язык и дискурсивное мышление
Благодаря языку человек может проникнуть в глубину вещей, выйти за рамки непосредственного впечатления, организовать свое целенаправленное поведение, раскрыть сложные связи и отношения, недоступные непосредственному восприятию, передать информацию другому человеку, что является мощным стимулом для духовного развития через передачу информации, накопленной многими поколениями.
Но у языка есть еще одна очень важная роль, которая выходит за рамки организации восприятия и общения. Наличие языка и его сложных логических и грамматических структур позволяет человеку делать выводы на основе логических рассуждений, не обращаясь каждый раз к своему непосредственному сенсорному опыту. Наличие языка позволяет человеку осуществлять операцию рассуждения, не полагаясь на непосредственные впечатления и будучи ограниченным только средствами, которые язык делает доступными для него. Это свойство языка создает возможность самых сложных форм дискурсивного мышления, которые являются основными формами продуктивной умственной деятельности человека.
Эта особенность решительно отличает сознательную деятельность человека от психических процессов животного. Животное может формировать свой опыт только на основе непосредственно воспринимаемых впечатлений или таких событий, которые приходят к нему в виде непосредственных впечатлений.
Благодаря языку перед человеком открываются совершенно иные возможности. Благодаря владению языком человек способен делать выводы не только из непосредственных впечатлений, но и из всеобщего опыта поколений. Именно способность делать логические выводы, не обращаясь каждый раз к данным непосредственного, чувственного опыта, характеризует продуктивное человеческое мышление и возникает благодаря языку.
Таким образом, наиболее развитой формой рассуждения, осуществляемого с помощью языка, является аргументация — дискурсивное рассуждение. Она представляет собой цепочку суждений, элементами которой являются понятия, и в конце которой находится новое суждение, являющееся производным от предыдущих суждений. Дискурсивное рассуждение ведется по логическим законам, если они соблюдаются, то новое суждение или вывод более осмысленны, чем если они нарушаются. Правильность логического вывода зависит также от ряда других условий, в частности, от исходных суждений, истинность которых определяется содержанием используемых понятий, личного и социального опыта, который выступает в форме убеждений. Функция дискурсивного рассуждения заключается в доказательстве правильности вывода или принимаемого решения, которое предшествует действию, путем апелляции к логической правильности суждений. Два типа дискурсивных рассуждений — это индукция и дедукция.
Индукция — это движение мысли в процессе рассуждения от конкретных суждений к общему выводу. Если рассматривать процесс формирования концепта логически, то можно сказать, что он является типичным примером индукции.
Более сложной формой умозаключения является дедукция, в которой окончательное суждение является результатом движения мысли от общих утверждений к конкретным суждениям. Это движение мысли принимает форму силлогизма, состоящего из общей посылки, частной посылки и заключения. Дедуктивное мышление требует от субъекта большей способности к абстракции и обобщению, а также к децентрации — способности преодолеть эгоцентрическую позицию на время размышления, посмотреть на явление как бы со стороны. Дедукция, как и индукция, всегда присутствует в латентной форме в мышлении человека, но люди с эгоцентрическим мышлением с трудом справляются с такими задачами при решении абстрактных проблем.
Способность мыслить дискурсивно открывает возможности для планирования и организации деятельности. Используя слова как средство фиксации отношений не только между объектами, но и между действиями, человек может создать программу действий, зафиксированную в серии словесных утверждений. Затем он может сверить этапы фактически выполненных действий с существующей вербальной программой и внести соответствующие коррективы как в действия, так и в программу. В способности использовать язык как средство планирования и организации действий кроется огромная преобразующая сила человека.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Психоанализ в психологии
- Педагогика свободы л.Н. Толстого
- Психологический анализ детского рисунка
- Перспективы клинической психологии
- Архетипы мужчин — Концепция архетипов по Юнгу
- Копинг-стратегии у студентов, обучающихся творческим профессиям
- Гипноз-психотерапия
- Гуманистическая психология
- Развитие самооценки учащихся подросткового возраста педагогом-психологом
- Понятие и виды педагогических систем