Оглавление:
Предметы и явления действительности имеют такие свойства и отношения, которые можно познать непосредственно, посредством ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и движение тел в видимом пространстве), и такие свойства и отношения, которые можно познать только опосредованно и через обобщение, т.е. через мышление.
Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Задача мышления — раскрытие связей между объектами, выявление отношений и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и берет на себя функции обобщения и планирования.
Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное через известное.
Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления и ранее приобретенные теоретические знания. Опосредованное познание есть познание опосредованное.
Второй особенностью мышления является его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны между собой. Общее существует и проявляется только в конкретном, конкретном.
Люди выражают обобщения с помощью речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но и к целой группе подобных объектов. Обобщение присуще и образам (ощущениям и даже восприятиям). Но там оно всегда ограничено наглядностью. Слово же позволяет обобщать бесконечно.
Можно выделить отдельные стили мышления.
Синтетический стиль мышления проявляется в создании чего-то нового, оригинального, соединении разнородных, часто противоположных идей, взглядов, проведении мысленных экспериментов. Девиз синтезатора — «А что, если…».
Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без проведения детального анализа проблем. Особенность идеалистов — повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, моральным проблемам, они учитывают субъективные и социальные факторы в своих решениях, стремятся сгладить противоречия и подчеркнуть сходство в различных позициях. «Куда мы идем и зачем?» — это классический вопрос идеалистов.
Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремится как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практическую выгоду. Девиз прагматиков: «Anything will work», «Все, что работает, будет работать».
Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые определяются объективными критериями, склонен к логичной, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем.
Понятие об образном мышлении
Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата.
Индивидуальный стиль мышления влияет на способ решения проблемы, на линию поведения, на личностные особенности человека.
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тождество и различия. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение является часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Это вместе с тем и элементарная форма познания. Тождество и различие, основные категории рассудочного познания, выступают сначала как внешние отношения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется другими сторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций — прежде всего анализом и синтезом.
Анализ — это мыслительное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии.
Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.
Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого.
Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно — действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
С помощью наглядно-образного мышления наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью наглядно-образного мышления является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.
Мышление в образах входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были.
В реальном процессе мышления (усвоения знаний) одновременно присутствуют как «образная», так и «понятийная» логика, причем это не две самостоятельные логики, а единая логика протекания мыслительного процесса. Сам умственный образ, которым оперирует мышление, по своей природе гибок, подвижен, отражает в виде пространственной картины кусочек реальности.
Различны способы создания предметных образов по чертежам, схемам. Одни учащиеся опираются на наглядность, ищут в ней своеобразную сенсорную опору. Другие легко и свободно действуют в уме. Некоторые учащиеся быстро создают образы на основе наглядности, долго сохраняют их в памяти, но теряются, когда требуется видоизменить образ, так как в этих условиях образ у них как бы расширяется, исчезает. Другие хорошо оперируют образами.
Обнаружена следующая закономерность: там, где первоначально созданные образы менее наглядны, ярки и устойчивы, их преобразование, оперирование ими идет более успешно; в тех же случаях, когда образ опредмечен, отягощен различными деталями, манипулирование им идет с затруднениями.
Основная функция образного мышления — создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных. Создание образа по представлению осуществляется при отсутствии объекта восприятия и обеспечивается его мысленным видоизменением. В результате создается образ, отличный от того наглядного материала, на котором он первоначально возник. Таким образом, деятельность представления, на каком бы уровне она ни осуществлялась, обеспечивает создание нового по отношению к исходному, т. е. является продуктивной. Поэтому деление образов на репродуктивные и творческие (продуктивные) не корректно.
Фантазия как творческий процесс
Фантазия — (греч. цбнфбуЯб — воображение) — ситуация, представляемая индивидуалом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания; нереальное сочетание реальных элементов; мечта, продукт воображения. Фантазии могут носить любой характер.
Различают активные и пассивные фантазии; первые вызываются интуицией, то есть установкой, направленной на восприятие бессознательных содержаний, причем либидо тотчас оккупирует все всплывающие из бессознательного элементы и доводит их, через ассоциацию параллельных материалов, до полной ясности и наглядности; пассивные фантазии появляются сразу в наглядной форме, без предшествующей и сопровождающей интуитивной установки, при совершенно пассивной установке познающего субъекта. Такие фантазии принадлежат к психическим «автоматизмам». Пассивная фантазия всегда возникает из какого-нибудь процесса в бессознательном, активная фантазия обязана своим существованием участию сознания.
С помощью фантазии человек может вживаться не только в образы других людей, но и в любые образы предметов и явлений, преобразуя их природу. Это могут быть образы живых существ, тогда человек наделяет их человеческими чертами, персонифицирует их. Так поступает, например, баснописец. Если объекты — это образы неодушевленных предметов, то фантазия может придать им облик одушевленных существ.
Сама природа творческой деятельности, открывающей новое, неизведанное, предполагает стремление заглянуть в будущее, предвосхитить результат деятельности. Это и делает фантазия, выполняя прогностическую функцию. Мотивы фантазии в принципе совпадают с мотивами творческой деятельности. Прежде всего, это потребность в поисковой деятельности, стремление к новизне, необычному, непредсказуемому. Другим мотивом фантазии оказываются часто неудовлетворенные желания различного характера. Существенным также является мотив самовыражения, желание утвердить свою личность.
Творческая фантазия — оригинальная, самостоятельная, активная и целенаправленная. Другие виды фантазии — мечта, грезы, воссоздающая фантазия (по описанию) характеризует пассивность, прихотливость. Такова например, фантазия зрителей и слушателей художественного произведения.
При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Но главное — не «переборщить» с фантазированием, чтобы фантазия не стала глупостью. Глупость — это ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.
Классическим носителем фантазии является сказка. Чем отличается сказка от научной фантастики? В научной фантастике рассматриваются технически осуществимые ситуации, элементы или процессы, а в сказке любые. Надо отметить, что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет. Например, то, что считалось во времена Жюля Верна фантазией, нынче обыденная реальность. Г.А. Альтшуллер подсчитал, что из 108(!) идей-прогнозов Ж. Верна реализовано 99 (90 %). У Герберта Уэллса из 86 — 77, у Александра Беляева из 50 — 47 [Альтшуллер Г.С. Жизнь человека 1-4-502 //Журнал ТРИЗ. -1996. — №2. — с.44-52; 1997. — N1. — с.4-15].
Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребенка работает, генерирует идеи. Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, о нежных родителях или об игрушках, то, может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу.
Характеристика воображения
Воображение — это особая форма человеческой жизни, стоящая отдельно от других технических процессов и в то же время занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Воображение — это особая форма отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки существующих представлений и понятий. Воображение развивается по линии совершенствования операций замещения реальных объектов воображаемыми и воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать все более сложные образы и их системы на основе имеющихся описаний, текстов. Содержание этих образов развивается и обогащается. Воображение становится опосредованным и преднамеренным.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. А.С. Выготский выделяет три функции воображения [Выготский Л.С. Избранные психологические исследования — М., 1966]:
- Последовательная. Для того чтобы вызвать у ребенка яркое представление о предмете, необходимо найти все элементы, из которых это представление будет построено в реальной жизни.
- эмоциональный. Каждая эмоция имеет свое внутреннее и внешнее состояние, а это значит, что фантазия является тем аппаратом, который непосредственно осуществляет работу наших эмоций.
- Воспитательная. В игре эмоциональная функция позволяет организовать такие формы среды, которые позволяют развивать и реализовывать свои способности. Видно, что все функции воображения полностью соответствуют его психологическому свойству — поведению, направленному на формы, которых еще не было в нашей деятельности, и это подчеркивает необходимость развития воображения.
Воображение характерно связано с деятельностью всего организма, являясь в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Не что иное, как воображение, раскрывает идеальную и таинственную природу психики. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура человека является продуктом его воображения и творчества. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разных временах.
Воображение — это психический процесс создания образов предметов, ситуаций путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура человечества является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разных временах, чего не может позволить себе ни одно живое существо в мире.
Воображение отличается от восприятия тем, что образы не всегда соответствуют действительности, в них есть элементы фантазии, если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует. В реальности это называется фантазией. Если, кроме того, воображение направлено на будущее, то это называется сном.
Воображение бывает: непроизвольное или пассивное: сны, дневные грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); добровольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое, музыкальное. К творческому относятся сновидения и фантазии.
Активное воображение характеризуется тем, что, используя его, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает соответствующие образы. К активному воображению относятся творческое и музыкальное воображение.
Творческое воображение — это вид воображения, в процессе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, имеющие ценность для других людей или общества в целом и воплощенные («кристаллизованные») в конкретных оригинальных продуктах деятельности. Образы творческого воображения создаются с помощью различных приемов и интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения выделяют два типа таких интеллектуальных операций:
1-й тип операций, посредством которых формируются идеальные образы;
2-й тип операций, на основе которых происходит обработка готовых продуктов
Развитие литературных способностейшкольников
Важнейшей задачей преподавания литературы в школе является создание определенной картины мира, которая должна стать живым образом мира, где мир не раскладывается на классификационные «полки». Живое знание, которое должны получить дети из художественной литературы, строится на связи образования, науки и искусства. Литературное образование и развитие учащихся основывается на синтезе эмоционального и рационального, логического и образного восприятия, мышления и познания мира при помощи художественного текста.
Развитие образного мышления, фантазии и воображения связано с развитием литературно-творческих способностей учащихся. К собственно литературным способностям относятся следующие качества:
1) Потребность выразить чувство, представление, мысль в слове и добиться адекватного их соотношения. Диапазон проявления этой потребности очень широк. Если читатель испытывает эстетическое удовлетворения от верно найденного художником выражения, то в писателе живее страсть к поиску слова.
2) Потребность образной конкретизации слова, прорастание слова в зрительные, слуховые и иные ассоциации. Однако писатель и читатель, необходимо наделенные «воображением мятежным», производят разные действия. Читатель преображает словесный материал, созданный писателем. Писатель из материала жизни творит вторую действительность искусства.
3) Эмоциональная чуткость к слову, интонации и стилям речи, которая проявляется в игре словом, цепкости памяти на слово и фразу, способности по отдельному выражению «угадать» собеседника, опробовании речевых потоков от жаргона до литературного языка. Однообразие речевого потока, как правило, является признаком отсутствия литературных способностей.
4) Целостное отношение к литературному произведению, общий взгляд на его архитектонику, улавливание связей частей текста, концепционное восприятие композиции.
Чтобы отчетливее представить себе характер творческих способностей, с которыми прежде всего имеет дело учитель, рассмотрим литературный процесс как особый вид деятельности, реализующий эти способности.
Чтение, по справедливому выражению В. Асмуса, — «труд и творчество», в котором участвуют разные сферы психики человека: чувство, воображение, фантазия, память и мышление [Асмус В.Ф. Декарт. — М.: Высш. шк., 2006. — 335 с. — (Классика философской мысли]. Необходимыми качествами читателя, по признанию многих психологов, методистов, искусствоведов, оказывают активность и точность эмоциональной реакции, глубина осмысления художественного текста, конкретизации литературных образов в читательском воображении, способность эстетически оценить форму произведения, видеть за художественным миром его автора.
В старших классах ученикам предстоит овладеть рядом новых умений, среди которых:
— умение эмоционально откликнуться на произведения разных жанров и в выразительном чтении передать стиль, характерный для писателя;
— умение сравнивать трактовку роли разными авторами;
— умение, сопоставив иллюстрации к тексту, определить общую трактовку художником литературного произведения;
— умение написать отзыв о театральном спектакле, инсценировке, экранизации изученного произведения;
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Зачем нужно развитие личности психологу
- Проблемы общения в психологии
- Развитие сознания в онтогенезе
- Симптомы психического расстройства у мужчин
- Эмоциональный интеллект
- Программа «школа 2100»
- Защитная организация личности в норме и патологии
- Иллюзии восприятия
- Психологическая характеристика личности
- Социально-психологические особенности профессионального выбора учащихся средней и старшей школы