Оглавление:
Нестабильность может проявляться в таких формах, как смена политического режима, смена правительства, вооруженная борьба с правящим режимом, активизация оппозиционных сил и так далее. Смена правительства и активизация мирных форм оппозиции приводят к смене политических лидеров, изменению баланса сил внутри политической элиты, но в целом политический режим может оставаться стабильным, как и политические идеи, ценности, структуры и способы реализации политики. Ярко выраженная политическая нестабильность связана с возникновением непосредственной угрозы политическому режиму, когда политические ошибки сопровождаются дезинтеграцией государственной власти и снижением легитимности режима, а оппозиция получает возможность свергнуть существующее правительство.
Таким образом, проблему устойчивости в динамических системах можно рассматривать как проблему оптимального баланса непрерывности и модификации, обусловленного внутренними и внешними стимулами.
Политическая система — это совокупность государственных, политических и общественных организаций, объединений, политических и правовых норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Она включает институциональный, функциональный, нормативный, коммуникативный и идеологический компоненты, каждый из которых имеет свою специфическую структуру, формы организации и способы выражения. Основными институтами политической системы являются государство и политические партии. Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения ее функций. Основными функциями политической системы являются административная, мобилизационная и интеграционная функции, функции целеполагания, защиты основных политических ценностей, обеспечения преемственности и стабильности.
Современное понимание политической системы связано с разработкой вопросов власти на основе структурно-функционального, информационно-коммуникационного и системного подходов. В политологии было разработано несколько моделей функционирования политических систем. Классическими являются модели американских ученых Д. Истона, Г. Алмонда, К. Дойча. Сегодня многие определения этих универсальных теорий политических систем становятся аналитическими инструментами социальной жизни.
Многомерность политической жизни, возможность ее анализа с точки зрения различных критериев легли в основу классификации политических систем. Основным критерием типологии является политическая власть и задаваемые ею характер и направление социально-экономического и культурного развития. Не менее важными показателями являются объем, методы и способы реализации прав и свобод граждан, плюрализм, уровень политической культуры и другие факторы.
Политическая стабильность — это устойчивое состояние общества, позволяющее ему эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя свою структуру и способность контролировать процесс социальных изменений. Легитимность и эффективность власти являются важными компонентами политической стабильности. Политическая стабильность основана на балансе интересов различных социальных субъектов власти, на оптимальном соотношении преемственности и изменений.
Совершенные формы государственной организации общества
На протяжении тысячелетий человечество искало наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются по мере развития самого общества.
Само общество.
Форма правления, устройство государства, политический режим — это Способ правления, который характеризует отношения между правящей элитой и населением и представляет собой совокупность методов практической реализации государственной власти.
Политический режим определяет степень политической свободы в обществе, правовой статус личности, дает ответы на вопросы, как осуществляется государственная власть, в какой степени население допущено к регулированию дел общества, включая законотворчество.
Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е годы XX века, категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу своей синтетической природы должна была рассматриваться как синоним формы государства. Другие считали, что политический режим вообще следует исключить из формы государства, поскольку не политический, а государственный режим характеризует функционирование государства.
В дискуссиях этого периода возникли широкие и узкие подходы к пониманию политического (государственного) режима.
Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и политической системе общества в целом. Узкий делает его сферой только государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: Форма правления и форма государственного устройства, а также формы и методы реализации государством своих функций. Таким образом, для характеристики формы государства политический режим важен как в узком смысле (совокупность приемов и методов управления), так и в широком (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционно-правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).
За многовековую историю существования государства как социального явления существовало множество типов политических режимов.
Тоталитарный режим (от позднелат. — полный, целый, всеобъемлющий) иначе можно назвать всеохватывающей властью. Экономической основой тоталитаризма является крупномасштабная собственность: феодальная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием официальной деологии.
Авторитарный режим (от лат. — властный), хотя по сравнению с рассмотренными выше типами режима и является более мягким, все же не может быть отнесен к режимам, в которых люди дышат свободно. При авторитарном режиме власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что существуют представительные органы, в действительности они не играют никакой роли в государстве, а существуют лишь для украшения, для придания власти некой цивилизованности, выборы проводятся, но формально. В действительности жизнь в стране направляется волей правящей элиты, которая не ограничена законом и живет по своим правилам. В правящей элите выделяется лидер.
Либеральный режим (в переводе с латинского «свободный») существует в странах, где развиты рыночные отношения. Исторически она возникла как реакция на чрезмерное регулирование общественной жизни и основана на либеральной идеологии, в основе которой лежит требование минимизации вмешательства государства в частную жизнь граждан.
Этатизм — убеждение, что государство должно вмешиваться в жизнь общества и контролировать его экономические и социальные аспекты; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни; направление политической мысли.
Концепция либерализма
Термин «либерализм» этимологически происходит от латинского слова libertas — свобода. Это слово связано с терминами «рост и люди: в древнеанглийском teod (люди) и teodan (расти); в древнегреческом eleutheros (свободный); в готском lindan (расти); в древнегерманском liotan (расти) и liut (человек, люди). Корень fri, от которого в германских языках образованы слова, означающие «свобода» (, в древнеанглийском freo, в галльском rhidd, в древнегерманском fri, в готском freis, в древнегерманском frjals), в свою очередь связан с понятием «нежный», «красивый, приятный, мягкий» (греческое «prais» и санскритское priya, означающее приятный, приятельский, хороший, любимый, принадлежащий к своему роду или семье, следовательно, свободный, не раб). В Риме слово liber, очевидно, первоначально означало «человек, обладающий природной способностью к размножению».
Либерализм (от лат. liberalis — относящийся к свободе, присущий свободному человеку) — это достаточно широкое идеологическое, общественно-политическое движение с определенной социальной базой, системой политических партий с программными стратегическими и тактическими установками. Сегодня нет серьезного научного противоречия тезису о том, что существует множество проявлений либерализма для разных эпох (традиционного и нового), этапов (раннего и позднего), регионов (западноевропейского и восточноевропейского), идеологий социальных классов (аристократической, буржуазной) или различных течений (христианского, национального или даже социалистического). Одна из характеристик либерализма, которую можно здесь отметить, — отсутствие систематизирующего принципа и доктринальной строгости.
Основными идеями либерализма являются признание естественных прав человека на жизнь, свободу и собственность, трактовка прав человека, понимание принципа равенства.
Либерализм обращается ко всем и предлагает программу, приемлемую для всех. Она никому не обещает привилегий. Она требует от каждого отказаться от продвижения своих особых интересов, она даже требует жертв, хотя, конечно, только временных, когда лучше пожертвовать относительно небольшим преимуществом ради достижения большего.
Традиционно первые либеральные идеи относят к античности, в частности, учение Сократа об истине и его взгляды на справедливое государство. Идеи либерализма были воплощены в Конституции США (1787) и во Франции в Декларации прав человека и гражданина (1789). В XIX и начале XX века возникли столпы либерализма: гражданское общество, права и свободы личности, верховенство закона, демократические политические институты, свобода частного предпринимательства и торговли. Современный либерализм (неолиберализм) основан на предположении, что механизм свободного рынка создает наиболее благоприятные условия для эффективной экономической деятельности и регулирования социально-экономических процессов, но для поддержания нормальных условий функционирования рынка и конкуренции необходимо постоянное вмешательство государства.
Сущность идеологии этатизма
Этатизм (от французского ytat — государство) — идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и предполагающая всестороннее и активное вмешательство государства в экономическую и социальную жизнь общества.
Идея статизма была присуща представлениям об обществе в древности, но приобрела артикулированный характер с формированием концепции государства как безличного социального института со статусом субъекта определенных общественных отношений и действий, что, в свою очередь, стало возможным с окончанием эпохи абсолютных монархий. Формирование абстракции государства имело большое теоретическое и политическое значение. В. Орландо представил государство как юридическое лицо — открытие не менее важное для юриспруденции, чем картезианское «cogito ergo sum» для философии. Этатизм прежних эпох не мог выделить государство как таковое, отделить его от суверена. Так, даже Н.П.Огарев считал немыслимой идею государственной собственности на землю и абстрактную концепцию государства-собственника,
Он считал возможным говорить либо о собственности государя, либо о собственности на землю: понятие государства-собственника не было изобретено ни практической Англией, ни Французской революцией и французским социализмом, ни прусской философией, хотя они «наделяли абстрактное понятие государства какими-либо абстрактными свойствами или силами; государство могло быть высшим духом, высшей справедливостью, высшей идеей, ради которой каждый должен был пожертвовать своей жизнью».
Обращаясь к взглядам «экономистов», А. де Токвиль заключил: «Огромная социальная сила, которую представляют себе экономисты, не только более грозная, чем любая, которую они видели, но она отличается от них по своему происхождению и характеру. Она не исходит непосредственно от Бога и не связана с традицией; она безлична, и ее имя уже не король, а государство; она не является достоянием какой-либо семьи; она исходит от целого, представляет всех и должна подчинять права личности общей воле. Это исполнение совершенно тщательное, справедливое, благоразумное и любящее. Оно охотно работает на общее благо, но желает быть единственным агентом и арбитром; оно обеспечивает безопасность граждан, предвидит их желания и обеспечивает их, облегчает их наслаждения, берет на себя ответственность за самые важные дела, контролирует их промышленность, регулирует закон наследования и заботится о разделе их наследства; оно лишает народ инициативы, препятствует новому рождению, заглушает и одурманивает, и, наконец, превращает весь народ в стадо беспокойных и трудолюбивых животных, пастухом которых является правительство.
Авторитаризм и тоталитаризм
Тоталитаризм — это политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить образ жизни народа единой, безраздельной правящей идее и организовать систему политической власти так, чтобы помочь реализации этой идеи.
Тоталитаризм — это закрытое общество, которое не приспособлено к современному качественному обновлению с учетом новых требований постоянно меняющегося мира.
Секрет власти неотделим от тоталитарной власти. Акт власти тоталитарного индивида всегда непредсказуем, спонтанен, вызван не столько внешней необходимостью, какими-либо реальными обстоятельствами, сколько тайными движениями его души. Из-за этой тайны система тоталитарной власти пронизана страхом. Страх — необходимое дополнение к абсолютной власти, он в равной степени абсолютен, и это страх не только перед «другими», но и перед самим собой. Абсолютный страх в душе тоталитарного индивида перерождается и вырывается наружу в виде жажды абсолютной власти.
Тоталитаризм обладает психологической привлекательностью для социально отчужденного, одинокого, несчастного человека. Она дает надежду на преодоление труднопереносимого сознания собственной неполноценности, социального ничтожества и бессмысленности существования с помощью новой веры и реальной объективации путем утверждения себя в чем-то «вечном», несравнимом во времени и пространстве: классе, нации, партии, государстве и т.д.
Психологическая неудовлетворенность существующей системой, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастают в периоды острых социально-экономических кризисов, питая свежей кровью и энергией тоталитарные движения. Кризис умножает бедность и лишения масс, недовольство населения, а значит, и негативную мотивацию их действий. Она резко ускоряет созревание социальных условий, необходимых для тоталитаризма — появление численно значимых и влиятельных социальных слоев, которые непосредственно участвуют в тоталитарной революции или поддерживают ее.
Авторитаризм — это система правления, при которой неограниченная власть находится в руках одного человека или группы людей, которая не допускает политической оппозиции, но сохраняет автономию личности и общества во внеполитических сферах. Этот режим может быть представлен: Монархия, деспотический диктаторский режим, военная хунта и другие системы правления.
Авторитаризм характеризуется:
- Автократия.
- Бесконечность власти.
- Опора на силу.
- Монополизация власти и политики.
- Отказ от тотального контроля.
- Вербовка политической элиты.
Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших политиков, отсутствие у граждан возможностей предотвратить политические авантюры или произвол, ограниченное политическое выражение общественных интересов. Преимущества авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы для решения определенных задач, преодолевать сопротивление политических оппонентов.
В истории общества можно выделить различные его формы: древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские монархии позднего средневековья и нового времени, западноевропейские империи XIX в., военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы XX в. Историческое разнообразие форм авторитаризма показывает, что этот политический режим совместим с различными общественно-политическими системами: рабовладение, феодализм, капитализм, социализм, демократия и монархия. Отсюда и трудности, связанные с попыткой определить общую природу авторитаризма и выработать его основные повторяющиеся черты.
Делая вывод, можно понять психологические и социальные предпосылки возникновения тоталитарного режима, ведь недовольство жизнью многочисленных беднейших слоев населения может найти поддержку у харизматического лидера, когда он находится у власти или пытается захватить ее силой.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Сознание и проблема бессознательного. Структура и виды бессознательного
- Проблема смысла жизни в философии
- Движение и покой, пространство и время, генезис понятия свободы
- Предпосылки возникновения античной философии
- Исаак Ньютон «Математические начала натуральной философии» (1687)
- Эстетика как философская наука
- Софисты и их основные идеи. Сократ
- Философия откровения Шеллинга
- Курт Фридрих Гёдель, австрийский логик, математик и философ математики
- Сознание и язык. Концепции естественного и сверхъестественного происхождения языка