Оглавление:
Уильям Джеймс (11 января 1842 года — 26 августа 1910 года) был американским философом и психологом. Он получил медицинское образование в Гарвардском университете. Он много болел, прежде чем, наконец, смог получить медицинскую степень. Он является одним из основателей и ведущим представителем прагматизма и функционализма.
С 1872 по 1876 год Джеймс преподавал анатомию и физиологию в Гарвардском университете. От физиологии он перешел к психологии, а затем к философии, тем самым реализуя сильно скрытые тенденции, о которых он сам не подозревал. В 1885 году он был назначен профессором психологии, а затем профессором философии в Гарвардском университете.
Он широко известен благодаря разработке концепции «потока сознания», которую он сформулировал в «Принципах психологии» в 1890 году.
Первой крупной работой Джеймса стал его двухтомник «Научные основы психологии» (1890, русское издание 1902), в котором он обозначил два основных вектора в изучении психического состояния — лабораторные эксперименты и феноменологическое наблюдение потока сознания. Джеймс принял дарвиновское натуралистическое объяснение происхождения человека и применил эволюционный подход к объяснению психического: психические свойства возникли для ориентации и адаптации к окружающей среде.
В работе «Многообразие религиозного опыта» (русское издание, СПб., 1910; М., 1993) Джеймс обратился к новой тогда области психологии религии. Религиозный опыт разнообразен, от опыта мистика до опыта христианского миссионера, но объединяет этот опыт воля к вере, которая приводит к потребности в Боге и религии. Под словом «религия» Джеймс подразумевает не исповедуемую церковь или догму, а интимное общение человека с высшей силой.
Его самая известная работа — «Принципы психологии». В ней Джеймс сравнивает мир со статуей, которую скульптор высекает из мрамора.
«Наш мир изначально является «хаосом ощущений», «потоком сознания»; это «нейтральный» материал для мышления любого человека. Мир, в котором мы живем, мы и наши предки «мало-помалу, неторопливыми ударами резца» высвободили из объективной данности».
Взгляды Джеймса были названы «радикальным эмпиризмом».
В 1907 году вышла книга Джеймса «Прагматизм» (русское издание 1910 года), в которой он представил свою версию «радикального эмпиризма». Он вводит его радикальным тезисом: сознание не существует. Его следует применять не к особой ментальной сущности, а к функциям «чистого опыта», в котором происходит познание. «Чистый опыт», по мнению Джеймса, является единственным материалом в мире, из которого создается все. Джеймс формулирует свою позицию следующим образом:
«Метод прагматизма пытается интерпретировать каждое понятие, прослеживая его практические последствия… Если он не находит разницы в практических последствиях» двух альтернатив, то они «на практике означают одно и то же, и любая дискуссия бессмысленна».
Главные идеи Уильяма Джеймса
Если поискать термин «поток сознания» в стандартных словарях, то определение звучит следующим образом…
Поток сознания — это прием в литературе ХХ века преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий психическую жизнь, переживания, ассоциации, претендующий на прямое воспроизведение психической жизни сознания через сцепление всего вышеперечисленного, а также зачастую нелинейный, оборванный синтаксис.
Говоря о литературе, «поток сознания» создает впечатление, что читатель как бы «подслушивает» свой опыт в сознании персонажей, предоставляя ему прямой, интимный доступ к их мыслям. Он также включает в себя представление в письменном тексте того, что не является ни чисто вербальным, ни чисто текстовым. Автор, с другой стороны, заинтересован в том, чтобы опубликовать для читателя воображаемую внутреннюю жизнь своих вымышленных персонажей, обычно невозможную в реальной жизни. Это достигается в основном двумя способами — повествованием и цитированием, внутренним монологом. Чувства, переживания, ассоциации часто прерываются и переплетаются, как во сне.
Повествовательный способ передачи «потока сознания» состоит, по большей части, из различных типов предложений, включающих «психологический нарратив», повествовательно описывающий эмоциональное и психологическое состояние того или иного протагониста. Внутренний монолог, с другой стороны, представляет собой прямую цитату беззвучной устной речи персонажа, совсем не обязательно взятую в кавычки. Термин «внутренний монолог» часто ошибочно воспринимается как синоним термина «поток сознания». Однако полное понимание этой литературной формы возможно только при достижении состояния «чтения между строк», то есть «невербального проникновения» в поэзию или прозу, что роднит этот жанр с другими высокоинтеллектуальными видами искусства.
Примером одной из самых ранних попыток использования такой техники является прерывистый и повторяющийся внутренний монолог главной героини в последних частях романа Льва Толстого «Анна Каренина».
Предсмертный монолог Анны Карениной, находящейся в измененном состоянии сознания под воздействием постоянного употребления морфия, представляет собой несомненный поток сознания:
«Мы все хотим сладкого, вкусного. Нет конфет, тогда грязное мороженое… » Термин «поток сознания» принадлежит американскому философу-идеалисту Уильяму Джеймсу: «сознание — это поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, «нелогично» переплетаются».
Во второй половине 19 века первобытный интерес к проблемам человеческого познания приводит к анализу конкретных познавательных, преимущественно чувственных, форм психической деятельности, сенсорных элементов психики и их количественных характеристик. Так, параллельно с интроспективной психологией возникло и развивалось особое направление — психофизика, в рамках которого постепенно сформировалось принципиально важное понятие психической причинности.
Психофизика, интроспективная психология сознания и психология народов составили первый этап научного психологического познания.
В целом в психологии сознания выделились и определились пять основных направлений:
- теория элементов сознания (В. Вундт, Э. Титченер)
- теория актов сознания (Ф. Брентано)
- теория потока сознания (У. Джеймс)
- дескриптивная психология (В. Дильтей) и, на более позднем этапе:
- гештальтпсихология (теория феноменальных полей)
Понятие жанра утопии. Антиутопия в литературе и культуре первой трети XX века
Давайте начнем с определения жанра утопии, поскольку антиутопия сформировалась под влиянием этого жанра. Утопия — это изображение социального идеала, несуществующего мира, который устроен гораздо лучше, чем реальный. Утопия — вневременной жанр, так как описывает гипотетическое будущее, которое может не реализоваться. Соответственно, литературная утопия — это художественное воплощение утопического идеала. Произведения этого жанра показывают, каким должно быть правильно организованное государство, общество или весь мир. Утопия берет свое начало в произведениях Платона, таких как «Государство», «Законы», диалоги «Тимей», «Критий». Но самым важным произведением, повлиявшим на развитие жанра в XVI-XIX веках, стала «Золотая книга, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и нового острова Утопия» Т. Мора, более известная как «Утопия» (1516). Этот роман ввел в литературу сам термин «утопия». В произведении были определены основные элементы всех последующих утопий: неизменность государственного устройства, отсутствие динамики внутри системы; типизация, стереотипность персонажей, схематизм в изображении характеров; единообразие всех жителей такого государства, отсутствие в нем внутренних и внешних конфликтов. Утопический сюжет предполагает описание мира, его законов, взаимоотношений людей, основанных на разумных принципах и, следовательно, не располагающих к конфликтам. Таким образом, первая утопия представляла собой абстрактное описание «идеального государства», основанного на разумных принципах, которое противопоставлялось «неидеальной» реальности.
Более поздние утописты, следуя традиции, начатой Муром, стремились изобразить «идеальный мир» как можно более полным и совершенным. Каждая утопия была связана с эпохой, в которую она была создана. Они отражали не только стремление ответить на «вечные вопросы» бытия, но и проблемы конкретных обществ в конкретный исторический период. В связи с этим утопии каждой исторической эпохи имеют свои особенности, условно их можно разделить на античные утопии, средневековые утопии, утопии эпохи Возрождения, Просвещения, а также романтизма, реализма и т.д. К античным утопиям относятся произведения Платона, к ренессансным — уже упомянутая «Утопия» Т. Мора, а также Т. Камена. К произведениям эпохи Возрождения относятся уже упомянутая «Утопия» Т. Мора, а также Т. Кампанелла «Город Солнца» (1602), В. Андреа «Христианополис» и Ф. Бэкон «Новая Атлантида» (1627). Работа Бэкона привносит в утопию понятие научно-технического прогресса. Утопические элементы можно найти даже у Рабле (это аббатство Телема в «Гаргантюа и Пантагрюэле»), отчасти у У. Шекспира в драме «Буря» (1623). В эпоху Просвещения были распространены публицистические трактаты, содержащие утопические проекты. К ним относятся, например, работы Ж.Ж. Руссо, У. Годвина и др. В эпоху романтизма распространяются идеи утопического социализма, для этого периода характерны не столько утопии в виде государственного строя, сколько отдельные зарисовки идеального будущего («Королева Маб», «Прометей Либр» П.Б. Шелли, «Остров» Байрона, «Грех господина Актуана» Ж. Санд, «Отверженные» Гюго).
Возникновение жанра антиутопии
Антиутопия генетически и тематически связана с утопией, и сопутствует ей на всех этапах развития литературы. Антиутопические мотивы можно встретить уже в «Государстве» Платона, в философии «киников», в комедии Аристофана
«Женщины в народном собрании». ХХ век, ставший «эпохой антиутопии», ознаменовал собой крушение всех утопических надежд и идеалов. В это время мир претерпел максимум изменений, коренной слом всех устоявшихся общественных и мыслительных парадигм и требовал переосмысления всей истории человечества. Антиутопия стала своеобразным откликом на определенные социальные и мировоззренческие изменения и процессы, произошедшие в ХХ веке. Отметим некоторые тенденции изменения общества, которые повлияли на появление жанра антиутопии. Философ М. Мамардашвили отмечал, что ХХ век характеризуется «появлением совершенно нового и особенного феномена, феномена идеологических государств или идеологических структур»1. Действительно, именно ХХ век, эпоха хаоса и неразберихи, общественных потрясений, породил необходимость человечества в новых формах мышления. Человеку нужно было найти идейно-нравственный ориентир среди распадающихся смысловых парадигм, и этим ориентиром становились готовые мировоззренческие концепции.
О подобном состоянии человека писал Э. Фромм: «Индивид может быть физически одинок, но связан с какими-то идеями, моральными ценностями или хотя бы социальными стандартами — и это дает ему чувство общности и принадлежности».2 Речь идет о том, что человек ХХ века, чувствуя свою беспомощность и одиночество, готов следовать за другими, принимать любую власть, котрая избавит его от сомнений — пусть даже при этом человек теряет собственную личность. Такое общественное явление способствовало массовому подчинению идеологиям. В связи с этим важен феномен появления масс людей, который описывает Ортега-и-Гассет, подмечая их обезличенность и «скученность»: «Масса — это средний, заурядный человек. <…> то, что раньше воспринималось как количество, теперь предстает перед нами как качество; оно становится общим социальным признаком человека без индивидуальности, ничем не отличающегося от других, безличного «общего типа».3 Человечество начало неуклонно стремиться к подобному обезличиванию и объединению «по идеологическому признаку», что приводило к так называемой «антропологической катастрофе» (термин М. Мамардашвили), потере человеком своей индивидуальности, невозможности его понять свое предназначение и вообще себя. Следующий важный фактор, влияющий на характер эпохи, это возрастание насилия, возведение его едва ли не в норму общественной жизни (что, опять же, связано с деиндивидуализацией общества, потерей им гуманистического начала). Таким образом, в начале ХХ века выявилось огромное противоречие между стремлением людей к лучшей, справедливой жизни и жестокой реальностью. Утопические эксперименты не выдержали проверки временем. Попытки революционеров преобразовать общество, коммунистические утопии не привели общество к желаемым результатам, не предотвратили мировые войны, что естественно отразилось на общем мироощущении. «Война, в которой миллионы человек погибли из-за территориальных амбиций Европейских властей, хотя и при иллюзии борьбы за идеалы мира и демократии, оказалось началом того развития, которое в сравнительно короткое время собиралось разрушить почти двухтысячелетнюю Западную традицию надежды и превратить её в настроение отчаяния».4
Стадии профессионального становления личности
Весь ход профессионального становления и развития профессионала рассматривается не в стадиях и фазах его «свободного», вне ситуации, развития, определяемого сензитивными и критическими фазами развития, а в иной, в русле дуального подхода, логике. Смысл этой логики заключается в критической перестройке личности субъекта при «вхождении» в различные социальные структуры, системы различных социальных институтов, организаций и контактов, в которых живет и действует реальный индивид: семья, школа, референтные группы, социальные институты, производственные организации и коллективы и т.д. Таким образом, в каждый психологически важный момент профессионального становления реализуется принципиально сходная «технологическая» структура действий практического психолога, раскрытая в функциональной схеме «трех компонентов» психологии профессионального становления. Разумеется, каждый раз эта «технологическая структура» наполняется своим конкретным психологическим содержанием, с учетом состояния субъекта (в широком смысле), состояния жизненной ситуации, а также проблем и задач, возникающих перед этим конкретным субъектом. Соответственно, построение практических примеров будет осуществляться по уже принятым правилам организации деятельности практического психолога, но по несколько «усеченной» схеме.
Эта схема выглядит следующим образом:
? психологическая постановка практической задачи, которая предполагает психологический анализ личности (PAL) и жизненной ситуации (PAS) в задаче оценки соответствующего уровня профессиональной готовности (психологический анализ задачи);
? выбор соответствующей «модели личности», модели (репрезентации) ситуации и методов исследования (организация сбора психологических данных);
? интерпретация данных первого и второго уровней;
? практические рекомендации второго уровня (для специалиста): возможные факторы и возможные «эффекты действия» (построение причинно-следственной гипотезы).
В индивидуальном сознании необходимо рассматривать как вместе, так и раздельно его «знаниевый» и «оценочный» компоненты, а в их составе:
? «образ мира» (картина мира, представление о мире, мировоззрение в узком смысле);
? ? «образ Я» (идентификация, самооценка и самопрезентация);
? ? «сфера» волевой регуляции деятельности (цели, ценности, идеалы, технологии и качество работы в целом);
? «сфера» норм и ценностей, намерений и интересов.
Естественно, при этом нельзя обойти стороной так называемые особые формы сознания: этническое и правовое; политическое, экономическое и экологическое [7,14].
Признавая значительную роль индивидуального сознания в личном выборе будущей профессиональной карьеры (в формировании намерений человека), сам процесс профессионального становления представляется как процесс формирования личности на личностном (а не на узко «профессиональном») уровне:
? ? «картина мира», образ «Я» и «образ взаимодействия Я с миром»;
? развитие индивидуально-психологических систем сознательного отражения и волевой регуляции;
? структурирование картины мира и образов взаимодействия субъекта с миром (в виде отдельных образов элементов «среды субъекта — объектов и предметов; культуры — «материальной», технической и «идеографической» (знаковой, символической, науки и искусства) — и личного опыта;
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Формирование психических качеств в процессе физического воспитания
- Основные положения концепции развития морально-этических качеств личности Ж. Пиаже — Основные положения когнитивной теории Жана Пиаже
- Основные принципы и закономерности взаимосвязи процессов обучения и развития психики человека — Природа и сущность процесса обучения
- Развитие мышления. Типы людей по характеру мышления
- Биополе человека — Структура астрального тела
- Проблемы социальной педагогики
- Блокировка защитных механизмов — Обоснование защитных механизмов по Фрейду
- Представления родителей об их роли в формировании личностных образовательных результатов младших школьников
- Взаимосвязь познавательной мотивации и интеллектуальной подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста — Особенности мотивационной сферы и потребностей личности
- Виды психических процессов: воля