Оглавление:
Унамуно Мигель де Унамуно (1864-1937) — испанский писатель. Баскского происхождения, Унамуно родился в Бильбао, где посещал среднюю школу и окончил философский факультет в Мадриде. С 1891 года он был профессором античной литературы и философии, затем ректором университета Саламанки, где провел большую часть своей жизни. За годами его изгнания во Франции во время диктатуры Примо де Ривера (1924-1930) последовало свержение диктатора, возвращение в Испанию и провозглашение Республики в знак солидарности с последней. В июле 1936 года он перешел на сторону Франко и франкистских сил, но очень скоро вступил с ними в конфликт, подвергся преследованиям и погиб от рук франкистов.
Унамуно начал свою литературную деятельность как один из главных представителей так называемого «Поколения 1898 года», литературного движения в период распада испанской колониальной власти. В этом движении Унамуно отстаивал реакционные, феодально-аристократические позиции, защищал важность особой «миссии» испанской расы, необходимость возвращения к средневековым традициям и т.д. Человек с огромной эрудицией в различных областях человеческих знаний и с большим боевым и полемическим темпераментом, Унамуно оказал глубокое влияние на различные слои интеллигенции, заменив конкретные социальные и экономические реалии абстрактными понятиями «дух», «раса», «личность» и «человечество». Унамуно постоянно находился в противоречии с самим собой, его индивидуалистический бунт не предлагал пути борьбы, а его поиски нового образа жизни коренились в приверженности традициям. Он переходил из крайности в крайность, доходя до идеи восстания ради восстания. В годы изгнания (1923-1930) он был лидером оппозиционной монархии интеллигенции. В период буржуазной республики Унамуно выступал против марксизма и был одним из воинствующих защитников идеи «национального духа».
Эти антисоциальные черты характеризуют как чисто художественные, так и научно-философские произведения Унамуно, чрезвычайно разнообразные по своим жанрам: Романы, повести, поэмы, драмы, научные и философские трактаты, статьи, фельетоны и т.д. В лучшем из своих романов, «Мир и война» (Paz en la guerra, 1897), посвященном одной из карлистских войн, Унамуно больше озабочен психологией отдельных персонажей, чем представлением или объяснением исторических событий и их социальных основ.
Философские работы Унамуно почти никогда не предлагают системы, а ограничиваются критическими комментариями того или иного явления идеологического порядка («Жизнь Дон Кихота и Санчо Пансы», 1905, семь томов «Эссе» (Ensayos), 1916-1918), сопоставлениями, часто весьма остроумными, различных фактов человеческой культуры. Когда Унамуно пытается оформить свои идеи в систему, они приобретают мрачный, пессимистический характер, в них доминирует обреченность человеческих страданий и неисчерпаемость изначального трагизма человеческого существования.
Незадолго до своей смерти в Саламанке 2 января 1937 года Унамуно находился в остром конфликте с франкистскими властями. Свое осуждение реакции он выразил в речи на университетской панихиде, вызвавшей протест генерала Мильяна-Астрая, в словах «Вы можете победить, но вы не можете убедить», а также в прощальном письме, адресованном европейским левым писателям голландским католическим писателем Брауэром.
Перемены, произошедшие в Унамуно перед смертью, страдания, которые он перенес (существует версия, что Унамуно был убит франкистами), заставили прогрессивную испанскую интеллигенцию изменить свое отношение к нему. Сейчас предпринимаются попытки оправдать Унамуно, вернуть его в популярную Испанию (статьи Хосе Бергамина и других) и показать, что реакционные взгляды Унамуно были результатом ошибочного чувства патриотизма.
Философские идеи
После основания Второй Испанской республики Унамуно сделал короткую политическую карьеру и был избран в Кортесы Саламанки, но вскоре разочаровался в политической деятельности и по окончании срока своих полномочий отказался баллотироваться снова. После начала гражданской войны он поддержал Франко, видя в нем одновременно хранителя христианских традиций и защитника западной цивилизации. Однако после личной встречи, в ходе которой он пытается добиться освобождения своих друзей, Унамуно разочаровывается в движении Франко и вскоре резко критикует шовинистические речи одного из генералов. Критика приводит к тому, что Унамуно помещают под домашний арест, где он проводит остаток своих дней. В своем последнем интервью философ говорит, что он не на стороне ни коммунистов, ни франкистов, а лишь призывает как можно скорее прекратить кровопролитие.
Мигеля де Унамуно часто называют предтечей экзистенциализма, поскольку центральной темой его философских работ является дихотомия смерти и бессмертия, веры и рациональности, общества и индивидуальности, конечности и бесконечности. Философские идеи Унамуно формировались под влиянием одного из отцов экзистенциализма — С. Кьеркегора и многих писателей — Паскаля, Толстого, Бунина и других. Отправной точкой его духовных поисков стало событие, которое потрясло его жизнь до основания: смерть трехлетнего сына от менингита в 1897 г. Разочаровавшись в католицизме, Унамуно начинает искать собственные ответы. Он считает, что человек стремится к бессмертию, ставит целью своей жизни выход за пределы ограниченного, конечного существования путем утверждения собственной личности. Средства утверждения могут быть разными — любовь, дружба, рождение детей, творческое наследие. Вера также вырастает из попытки удовлетворить эту потребность; с точки зрения Унамуно, Бог — это проекция человеческой личности в вечность, воплощение идеала бесконечного существования. В то же время жизнь философа полна противоречий и жизненных страданий. Стремясь к бессмертию, человек признает тот факт, что он смертен. Развитие науки, рационального мышления, скептически оценивающего жизненные возможности человека, веры, создает кризисную ситуацию между стремлением и реальностью, верой и неверием, которую Унамуно называет «агонией». Признавая критику веры и необходимость рациональности, Унамуно решительно восстает против рационально-скептического сценария общества, предлагаемого сциентизмом. Философ стоит на позиции иррационального бунтарства, «квиксотизма», который выражается в «борьбе с мельницами», не имеющей смысла с точки зрения любого рационального человека. В этой борьбе против холодной и расчетливой рациональности, против механизации и эксплуатации общества должен происходить духовный рост личности, который является единственным выходом из агонии.
Творческое наследие
Унамуно увлекается социалистическими идеями, много читает Маркса и Бакунина, даже вступает в социалистическую партию и участвует в газете «Классовая борьба», но вскоре разочаровывается и выходит из социалистической ассоциации. В 1891 году Мигель женится на любви всей своей жизни, а также получает должность преподавателя в университете Саламанки. Здесь он завязывает дружеские отношения со многими представителями художественной и политической элиты Испании.
В начале века философ стал ректором университета Саламанки, но в 1914 году потерял свой пост по политическим причинам. Унамуно отвергает диктатуру некоторых чиновников, назначенных под видом королевской власти, и становится мучеником либеральной оппозиции. Из-за конфликта с властями он был сослан на Канарские острова. Через некоторое время философа помиловали, но теперь он сам отправляется в добровольное изгнание во Францию. Там он находит убежище во французской стране басков, где ждет падения ненавистного ему режима.
Унамуно был не только мыслителем, но и одаренным и смелым писателем, который отразил многие собственные философские идеи в своей художественной литературе. В то время в Испании существовал негласный канон, который регулировал все аспекты литературных произведений, от размера и стилистических особенностей до логики сюжета и характеристики персонажей. Унамуно не мог ограничиться этими негласными рамками. Чтобы защитить собственные произведения от многочисленных критиков, он создал отдельный жанр авторов — «Нивола», с совершенно другими правилами написания. Большую роль в его книгах играет раскрытие внутренней реальности и душевной жизни персонажей, которая противопоставляется внешней реальности.
Почти все произведения Унамуно после 1897 года вращаются вокруг проблемы смерти и личного бессмертия. Вера в Бога начинается с желания его существования, с невозможности жить без него. Однако стремление человека к существованию Бога не так сильно, как его надежда на бессмертие. Бог является окончательным гарантом бессмертия человека. Для Унамуно жизнь — это «агония», постоянное сомнение и борьба со смертью. В душе человека борются чувство, разум, вера и наука, и только это состояние «агонии» можно назвать истинной жизнью. Это вопрос о предельной данности человеческого сознания: перед лицом трагического вопроса о бессмертии скептицизм разума объединяется с отчаянием чувства, и рождается «трагическое чувство жизни». Понятие «трагическое чувство жизни» объясняется как особое переживание конечности человеческого существования, жажда бессмертия и «голод по бытию». Желание жить вечно и разум, который говорит ему о невозможности этого желания, буквально разрывают Унамуно на части, но именно в борьбе этих несовместимых элементов: чувства и разума, он видит истинную жизнь — «агонию». По словам испанского философа, тот, кто не умирает в каждый момент, кто не воскресает в тот же момент, не живет, как и тот, кто не сомневается. Унамуно узаконивает экзистенциальную боль сомнения, провозглашая истинную жизнь в постоянной агонии неразрешимых противоречий. Из страстного желания Унамуно верить в Бога, в бессмертие и его неспособности вернуться к наивной «вере шахтера» возникает сонет-оксюморон, сонет-конфликт — «Молитва атеиста».
Подобие бессмертия
Драматическая борьба, которую Унамуно вел во второй половине своей жизни, чтобы найти решение проблемы вечной жизни своего «я», была в значительной степени результатом кризиса сознания, который он пережил в 1897 году. Из сущности кризиса родились постоянный конфликт его противоречий, парадоксальная система мышления и выражения, вера в дуализм. Согласно Унамуно, постоянное напряжение между противоположностями, особенно между разумом и эмоциями, является основой существования. Разум живет только благодаря своей постоянной борьбе с надеждой и верой. Однако нельзя сказать, что философия Унамуно основывалась на торжестве иррациональности над разумом. Если бы человек полностью освободился от диктата разума и стал иррациональным существом, жаждущим или слепо надеющимся на вечную жизнь, то его существование не было бы трагичным. Человек не может просто быть в жизни, он должен творить, создавать, искать смысл жизни. Агонист» Унамуно борется со смертью, с призрачностью своего существования, формирует свою личность, свой образ в сознании других и в творчестве. Если человеческая жизнь — лишь содержание божественного сна, то этот сон — постоянная борьба между сновидцем и его характером. Бог перестает видеть его во сне, но образ его личности остается в снах других людей. Унамуно задается вопросом, не являются ли Гамлет и Дон Кихот, прочно укоренившиеся в воображении людей, более реальными, чем их создатели Шекспир и Сервантес. В центре его философской системы всегда стоит вопрос личного бессмертия. Унамуно находит в отцовстве отражение воскресения плоти. Бессмертие души он приписывал жизни в веках имени и славы. В поэзии, например, испанский писатель ищет не только способ выразить свои мысли и страхи, но и гарантию того, что он будет каждый раз воскресать в памяти того, кто прочтет его стихи в будущем. Что касается воскрешения в других, Унамуно утверждал, что это главный стимул для созидания и творчества. Например, это основная причина страсти и физического отцовства. Человек стремится увековечить себя, сознательно или бессознательно, производя на свет детей, которые несут некоторые характеристики своих родителей в будущее. А поскольку дети плоти являются архетипом детей духа, следовательно, художники, герои и святые преследуют ту же цель, что и их родители: увековечить себя посредством своих произведений, поступков, действий. Таким образом, бессмертие — это также жизнь в потомстве, произведениях искусства, память и слава. Именно стремление к славе Унамуно считает основой истинного героизма: «Принести себя в жертву славе, а не жертвовать ею ради себя — вот глубинная суть «квиксотизма» и корень героизма».
В то же время Унамуно задается вопросом, как долго продлится эта память, которую мы так стремимся сохранить, и находит в ней подобие бессмертия. Мысль о том, что это будет длиться максимум столько, сколько живет человечество, приводит его к вопросу: что если мы будем хранить нашу память в божественном сознании? Кажется, что единственный вариант вечной жизни, который может удовлетворить человека и оправдать его надежды, — это бессмертие в католицизме: гарантированное Богом, подтвержденное воскресением Иисуса Христа, а все остальное — лишь заменитель, который люди ищут во тьме отчаяния, лишенные истинной веры. Но религия может обещать только возвращение человеческого сознания к сознанию божественному, что означает уничтожение личности. Мигель де Унамуно не был удовлетворен католической версией вечной жизни, которая подразумевала потерю индивидуальности, растворение в божественном сознании. Философ жаждал того бессмертия, которое обеспечило бы бессмертие его личности.
Думать о смерти — значит думать о жизни
В центре философского мировоззрения Унамуно находится личность, поэтому его теория трагического смысла жизни также известна как персонализм. Унамуно неоднократно подчеркивал, что речь идет не о человеке как виде, а о конкретном человеке из плоти и крови. Унамуно объясняет концепцию «человека из плоти и крови», лежащую в основе его философской системы, в свете его полемики против абстрактного человека, каким его воспринимают философы, сочиняющие философию, а не живущие ею. По его мнению, каждый человек сам для себя является источником философской мысли. Конкретный человек, над которым размышляет Унамуно, — это он сам, жизнь, над которой он размышляет, — это прежде всего его жизнь, волнующая будущая смерть — это его собственная смерть, как и жажда бессмертия, которую он считает правильным ориентиром всей истинной философии. Его интересует судьба собственной личности, ее бессмертие: «Ибо я не хочу умереть окончательно и бесповоротно, а хочу знать наверняка, умру я или нет. А если я не умру, что со мной будет? Если я умру, то все потеряет смысл. На этот вопрос есть три ответа: а) я знаю, что умру полностью и окончательно, и хочу знать отчаяние, или б) я знаю, что не умру, и хочу знать смирение, или в) я не могу знать ни того, ни другого, и хочу знать смирение в отчаянии или отчаяние в смирении и борьбе.
Если присмотреться внимательнее, то его размышления о смерти — это размышления о жизни, не только потому, что они возникают в индивидуальном сознании живого человека, но потому, что они касаются самой сути жизни, придавая ей полноту, ценность и смысл, которые меняются в зависимости от интенсивности и самобытности, с которой индивидуальное существование посвящает себя мыслям о смерти. Унамуно рассматривает философию как жизненную необходимость человека, который оправдывает свое существование и стремится узнать, чего ему придерживаться, что с ним будет. Однако Унамуно не мог дать однозначного ответа на мучивший его вопрос о бессмертии, потому что невозможно познать или проверить бессмертие с помощью разума. Человеку остается вечное сомнение, колебание между верой и неверием, жажда бессмертия и убийственная логика, доказывающая невозможность бессмертия, между попыткой увековечить свою личность в мире и отчаянием от осознания неотвратимости судьбы.
Отвергая чистый разум, философ пытается найти ответы на мучающие его вопросы с помощью воображения — единственного способа, позволяющего постичь суть жизни. Подобно детям, которые познают жизнь через игру, искусственно создавая и переживая жизненные ситуации, писатель пытается постичь реальность и найти ответы на вечные вопросы, играя с иллюзией и реальностью, создавая в своем воображении вымышленные миры, которые порой столь же противоречивы и непонятны, как и реальный. Отчаявшись найти ответ в столь противоречивом и непонятном реальном мире, похожем на сон, Унамуно создает свой собственный мир иллюзий. В отличие от лабиринта реального мира, мир вымысла, который он создает как модель реальности, менее запутан и необъясним. Если невозможно разумно представить себе все дороги и извилистые тропинки реальности, то структуру мира вымысла постичь легче. Иногда, однако, реальность и вымысел смешиваются или чередуются, так что человек воспринимает реальность как литературный текст, а литературное произведение — как реальность.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Эстетические категории
- Гилозоизм в философии
- Связь онтологии и гносеологии
- Сферы функционирования общества как системы
- Законы и категории диалектики. Их методологическая роль и значение для теории и практики управления
- Проблема природы мира идей. Идея и истина
- Агностицизм и заблуждение в науке
- Природа, сущность и существование человека
- Бытие как фундаментальная категория философии, её смысл и специфика. Формы бытия мира и человека
- Концепция устойчивого развития