Оглавление:
Музыкальное образование — это длительный процесс, в который входят развитие навыков, умений, а также процесс получения музыкального опыта. Он разделяется на части — изучение произведений, исполнительская деятельность, получение теоретических знаний и прочего.
Суть изучения музыкального произведения — его восприятие или исполнение. Что важнее, сложно сказать, но ясно, что они дополняют друг друга: невозможно исполнить произведение без его тщательной проработки в плане понимания смысла и содержания того, что задумал автор и того, как понимает исполнитель. Таким образом, производительность — это процесс улучшения восприятия работы. Разница в том, что исполнить пьесу сложнее, потому что нужно уметь петь или играть. В этом контексте для повышения качества часто используются более простые задачи исполнения: пение или исполнение части пьесы, просто ритмическое исполнение и так далее.
С другой стороны, для детей очень важно петь или играть произведение, которое они понимают: их психология характеризуется сенсорным исследованием и восприятием. С учетом этих фактов создается методика преподавания музыки. Ее составляющими являются прослушивание вокальной и инструментальной музыки, игра (на слух или по нотам). Все эти действия дополняются соответствующими музыкальными явлениями и дополнительной информацией, связанной с контекстом произведений.
Музыкальное образование в начальных классах
Музыкальное образование должно обеспечивать возможность ученикам участвовать в музыкальной жизни школы. Это требует базовых знаний в музыкальной культуре, необходимости развивать музыкальные способности и навыки, музыкальные интересы, музыка обогащает личную жизнь воспитанников.
Поэтому цель состоит в том, чтобы:
• Получать радость через различные формы музыкальной деятельности;
• Петь или играть на музыкальных инструментах в семье, на общественных мероприятиях, в школе и т. д.;
• Знакомиться с наиболее яркими произведениями мировой музыкальной культуры, ее настоящим и прошлым, создателями, явлениями, формирующими мировоззрение красоты, искусства и культуры;
• Воспринимать музыку, как ценность национальной культуры.
Для достижения этих целей учащимся рекомендуется:
• Участвовать в исполнительских и творческих действиях, заниматься различными музыкальными формами (творчество, пение, игра, художественные перформансы);
• Слышать, чувствовать, понимать музыку, которая звучит, и которую играют;
• Знать и понимать музыку своей и других культур и особенности музыкального искусства.
• Критически оценивать повседневную музыкальную реальность (радио, телевидение, концерт, аудио и видео), а также воспринимать и понимать ценности музыки прошлого и настоящего
Музыкальное образование предназначено для всех желающих. Разные музыкальные способности развиваются путем дифференцирования задач, использования различных методов, которые позволят всем ученикам раскрыться. Различные потребности в музыке должны быть удовлетворены дополнительным предложением музыкального факультатива (оркестр, хор, ансамбль).
Важно, чтобы музыкальное образование было направлено на раскрытие и развитие музыкальных способностей ученика.
Музыкальное образование должно быть целенаправленным. Важно тщательно продумать методы: они должны быть достаточно ясными и насыщенными, избегать информационной перегрузки.
Примечательно, что сама по себе музыкальная деятельность учеников и их музыкальные знания не мешают эффективному обучению. Среди прочего, музыкальная деятельность должна соответствовать задачам музыкальной языковой практики, а музыкальные знания должны быть связаны с более высокими навыками мышления (особенно в случае интерпретации и оценки учениками).
Достижение определенного опыта музыкальных умений связано с различными видами деятельности: пением, игрой, движением, импровизацией, творчеством, аранжировкой, прослушиванием музыки и читкой с листа. Эта деятельность может последовательно обогащать словарный запас ритмов, мелодических интонаций и способность распознавать, воспроизводить и применять на практике.
Цель для учащихся:
• Мелодичный мотив будет слышен в контексте гармонии;
• Ритмический мотив — в контексте метроритма;
• Созвучие — в характеристическом гармоническом свитке;
• Счет — в типичной технике (гомофония, полифония и т. д.);
• Совокупность мелодии или текстуры — в контексте фразы;
• Вся музыкальная работа — в контексте стиля.
Различные музыкальные занятия дополняют друг друга, обогащая музыкальный языковой опыт:
Пение развивает речевые данные (дыхание, навыки артикуляции), слух (слух и интонацию), развивает вкус, ансамблевое ощущение.
Движение оказывает большое влияние на музыкальное чувство ритма и фразы, синхронность с потоком музыки, поэтому нужно стремиться использовать формы выражения движения (пластика тела, дирижирование, танец).
Слушание музыки отражает способность слышать, распознавать, анализировать. Прослушивание музыки является ключевым шагом в познании форм, жанров и стилей музыки.
Музыкальное письмо — это символическое обозначение звуков и его традиционная форма необходима для элементарных умений читать и записывать мелодии. Тем не менее, стоит также попрактиковаться в другой музыкальной маркировке (рисование, схема и собственные символы), которые помогут без особых усилий пометить звук, текстуру или форму.
Слух, тренировка музыкальной памяти (сольфеджио, ритмика) развивает способности слуха, восприятие (внутренний слух и голос, инструмент, движение), чтение с листа и запись нот. Простые, но эффективные методы очень важны для развития музыкальных способностей детей.
Музыкальное образование должно быть последовательным.
В начальных классах ученики часто теряются, хотя их склонность двигаться, петь и играть наиболее естественна. Инновационные задачи могут стать отличным инструментом для развития чувства самовыражения и расширения музыкального опыта.
Актуальность форм преподавания музыки
Музыка учит петь, играть, создавать и слушать ее. Это различные формы музыкальной деятельности. Они используются как детьми, так и взрослыми. В школе регулируются формы музыкального образования, они проявляются на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Общей дидактикой в форме обучения называют внутреннюю структуру организации учебного процесса, мероприятия. Это индивидуальные, групповые, фронтальные (урок) формы. Также применяются внешкольные мероприятия, деятельность в классе, занятия дома, образовательные экскурсии на концерты, представления и т.д.
С древних времен пение считалось основной формой преподавания музыки. И сейчас пение в школе очень важно. Обязанность педагогов — научить каждого ребенка хорошо петь.
Пение как особая форма интонации между людьми является одним из самых ранних эмоциональных отношений. Ребенок чувствует эти отношения с матерью и окружающей средой с самого начала жизни; пение, напев людей, общение, понимание друг друга лучше, потому что они живут в общих эмоциях, состоянии. Эта форма имеет духовную связь, которая очень важна в общении.
У пения есть особый интонационный язык. Культурная история, этнические традиции, народная педагогика свидетельствуют о том, что пение часто сравнивают с родным языком как коммуникативное общение. Это важно с точки зрения национального образования, национального мировоззрения и самосознания, а также преемственности национальной культуры.
Пение как эмоциональная и семантическая связь является более универсальным, чем словесный языком: пение как интонационный язык игнорирует языковые барьеры. Это не только средство национального, но и международного общения.
Пение как форма обучения музыке создает наилучшие условия для переживания, любви и, наконец, понимания духа и национального менталитета. Народные песни — отличный инструмент для национального образования с самого раннего возраста. Поэтому пению в школах и дошкольных учреждениях всегда уделялось много внимания.
Способность детей петь очень различна. Эти различия определяются многими факторами.
Во-первых, различия в генетических кодах. Некоторые наследуют поющий голос и «музыкальный слух», поэтому пение для них не проблема. Другие говорят, что у них «нет голоса» (или хуже — «нет слуха»). Это неправильные утверждения. Каждый может петь, у каждого есть музыкальный слух. Однако трудность пения заключается в том, что у многих детей недостаточная подвижность нервной системы (отсутствие лабильности), музыкальная интонационная лексика, музыкальное воображение, внутренний слух и недостаток музыкального мышления. С педагогической точки зрения, «музыкальное» слушание, музыкальное мышление, эмоциональная, дружелюбная к детям музыка, помогают улучшить вокальный аппарат, а голос становится более гибким и выразительным.
Во-вторых, состояние певческого голоса, его развитие определяется социальной, культурной средой, в которой заложены нормы пения. Поэтому, дитя с плохими голосовыми данными постепенно начинает петь, играть и улучшать свой голос. В настоящее время на культуру пения детей и молодежи негативно влияют рок, различные массовые мероприятия, антикультура и зачастую антиэстетическая, непристойная, агрессивная и безобразная «поющая» норма. Дети, особенно подростки, любят подражать такому пению. Однако учитель не должен осуждать это безоговорочно. Гораздо важнее научить простому, непритязательному народному, академическому хоровому пению.
Кроме того, голосовое воспитание обусловлено особенностями возраста учеников, гендерных различий и целенаправленности педагогической системы. Чтобы пение было красивым, учителю необходимо знать теоретические и практические аспекты голосового воспитания.
Методика преподавания пения — наиболее изученная область музыкальной педагогики. Тем не менее, педагоги в этой сфере очень важны, так как процесс пения определяет развитие музыкальных способностей детей, поскольку это связано с развитием музыкальности, музыкального мышления, а также с развитием личности.
Воспитания музыкальных способностей недостаточно, чтобы идти «одним путем», то есть развивать элементарные, а затем и продвинутые способности. Необходимо синхронизировать психологические системы горизонтальных и вертикальных музыкальных действий. У песни есть мелодия, которую часто называют душой музыки. Поэтому, чтобы научить петь, улучшить голос, необходимо опираться не только на мелодическую линию музыки, но и на универсальное знание и оценку музыки, которая достигается на психологическом уровне музыкального мышления. Недостаточно научить детей поющим элементам, которые высоко ценятся профессиональными певцами. Именно систематический характер пения необходимо учитывать при развитии певческих навыков. Вокальная артикуляция, все качество пения, сильно зависит от эмоционального и интеллектуального содержания. «Эмоции для певца — это ключ не только к существенным достижениям, но и к оптимальному решению поющих технологических задач (Морозов)».
При обучении пению важно учитывать корреляцию между восприятием музыки и функционированием голосового аппарата. В школе в первую очередь необходимо научить детей петь, развивать вокал, интонационный слух и только потом выполнять задачи музыкального сознания.
Исполнительство музыки
Этот термин обозначает несколько значений.
1. Музыка — это игра профессионалов или любителей как традиция, основанная на древнейших музыкальных культурах.
2. Музыка — это качественный уровень профессионального музыкального исполнения, обозначающий мастерство исполнения.
3. Музыка выполняет педагогические задачи, поставленные преподавателем перед учащимися для развития творческих способностей.
В исполнительстве так же, как и в пении, прослушивании музыки, реализован дидактический принцип разнообразия форм музыкальной активации учащихся.
Играя на различных ритмических, мелодических инструментах, учащиеся не только ассоциируют музыку с практикой, развивают различные музыкальные способности, но также изучают музыкальные инструменты и музыку, которую они исполняют.
С педагогической точки зрения музыка играет важную роль в творческом самовыражении детей. Это увеличивает их активность. Они хотят играть, им очень нравится это делать. Хотя это удовлетворение не всегда вызвано эстетическими эмоциями — часто это могут быть эмоции от игр, развлечений. Однако эмоции этого уровня также ценны и желательны.
Играя произведения, дети учатся управлять структурами музыкального языка (метроритм, высота звуков, гармония и т. д.), тем самым достигая принципа сознания.
Прослушивание музыки
Прослушивание музыки в современной музыкальной культуре — безусловно, самая популярная форма общения людей, особенно молодежи, с музыкой. Исследования показали, что из всех форм досуга студенты предпочитают слушать музыку, используя различные методы аудио и видеосвязи, которые в конце 20-го века приобрели беспрецедентный уровень в истории.
Прослушивание музыки как одного из основных музыкальных занятий детей имеет огромный воспитательный эффект. Слушая вокальную и инструментальную музыку, дети знакомятся с разными жанрами. Они также знакомятся с некоторыми инструментами, видами и средствами исполнения музыки. Слушание музыки развивает постоянное внимание детей, любовь к музыке и развивает эстетический вкус.
Музыкальное восприятие — сложный процесс, полный глубоких внутренних переживаний. Он сочетает в себе эмоции и переживания музыкальных звуков, красоту и жизненный опыт, последовательность ассоциаций и музыкальных образов. Эмоционально задуманное музыкальное произведение влияет на все его содержание. Таким образом, ребенка учат лелеять музыку собственного народа и композиторов и музыку других национальностей.
Основными задачами прослушивания музыки являются:
• Поощрять учащихся слушать музыку;
• Прививать им любовь к народной музыке, учить их эмоционально отвечать на нее;
• Познакомить с некоторыми композиторами;
• Учить музыке всех видов и форм;
• Ввести некоторые средства контрастного музыкального выражения;
• Развивать чувства любви и дружбы между народами;
• Углубить понимание социальных и природных явлений с помощью музыки.
Музыканты-ученые подчеркивали, что для понимания музыки необходимо прежде всего внимательно слушать. Полноценное прослушивание музыки — тоже художественная деятельность, и этому искусству нужно систематически обучать в школе. Правильное применение этой формы обучения, разумное сочетание с пением, игрой может, как показывает практика, достичь значительных результатов в культурном духовном образовании человека. У преподавателей есть желание развивать более высокую художественную духовную культуру молодого поколения, которая могла бы быть невосприимчивой к обычному эстетическому вкусу, мерзости, духовной деградации. Слушание хорошей музыки, а также чтение хороших книг, просмотр хороших фильмов или выступлений, могут очень помочь.
С точки зрения ценности содержания обучения все произведения, которые должны быть услышаны, должны быть высокого художественного уровня. Но нужно учитывать, насколько дети подготовлены к прослушиванию. Новички не могут внимательно слушать длинную и сложную музыку или ее длинный фрагмент. Однако полностью переходить на прослушивание миниатюр, также не считается выходом. Исследования по музыкальной педагогике (Н. Ветлугина, Т. Вендрова и другие) доказали, что дети смогли слушать и понимать гораздо более сложные, художественно яркие, длинные фрагменты. Слушание такой музыки помогает ускорить развитие детей, музыкальное сознание учащихся, обогатить их словарный запас, эстетический и духовный опыт.
С психологической точки зрения важно понимать, что слушание музыки в процессе обучения не является пассивным психическим состоянием ученика и педагога. В школе слушание музыки часто неправильно понимают: его даже называют аллогенным термином «пассивная деятельность». Целенаправленно организованное прослушивание музыки — имеет серьезное художественное и педагогическое назначение. Это духовная интеллектуальная деятельность, которая на высшем уровне только для мыслящего и чувствующего человека. Он может слышать музыку, мечтать, погружаться в ее красоту, духовную глубину, медитировать. Здесь опять-таки стоит вспомнить качественную разницу между музыкальным восприятием и музыкальным мышлением. Самое главное не только слышать, но и слушать (согласно Б. Астафьева) интонацию ее изменений и переходов.
Обучение сочинительству
Дети любят не только подражать взрослой деятельности, но и создавать. Они также любят творчество в области музыки: создают колыбельные для куклы, мелодическую импровизацию, сочиняют песенки на бытовые темы. Педагогика творческой деятельности трактуется как определенный уровень обучения, в большинстве случаев он просто необходим. Для музыкального творчества правильное обучение написанию музыки важно. Правда, больших целей в данном виде творчества не ставится. Достаточно того, на что способны ученики. В таком процессе музыкальные явления, вдохновленные детьми, открывают перспективу осознания, наиболее необходимого для развития музыкального восприятия. Обучение написанию музыки — это функция ритма, высота звуков мелодии выражается в графических и других символах, в словах. Музыкальные персонажи (например, соответствующие символы) позволяют изобразить музыку графическим способом, а словесная информация обеспечивает большую творческую свободу.
Написание музыки является одним из компонентов содержания обучения. В его преподавании формируется система музыкальных приемов и навыков. Однако преподавание музыки, а также пение или прослушивание — не самоцель, а способ овладеть основами музыкального искусства; следовательно, преподавание музыкального письма как особой формы обучения музыкальному языку помогает (должным образом организовать эту работу) решать образовательные задачи.
В европейской культуре нет системы преподавания музыки в школе, которая вообще игнорировала бы музыкальное письмо и не использовала бы его, по крайней мере, на базовом уровне. Ключевыми вопросами являются то, как, сколько и особенно когда учить детей основам написания музыки и теории, чтобы, как если бы обучение не затмевало, это усилило бы их восхищение красотой музыки. Чтобы научить писать музыку, необходимо учитывать наиболее важные задачи музыкального образования и условия обучения:
- Обучение написанию музыки должно быть своевременным. Не следует торопиться в этом вопросе. Прежде всего, детей следует учить не письменному музыкальному языку, а восприятию и пониманию музыкального «разговора» и умению «говорить» на этом языке (петь, играть, импровизировать). Интонационная лексика ребенка обогащается только при общении с музыкой. Подобно тому, как учится читать или писать, у ребенка этот период в школе может длиться несколько лет, в зависимости от уровня музыкальной грамотности. Используя упрощенные, обобщенные, наглядные изображения музыкальных языковых структур, дети могут полностью научиться петь, играть, слушать, создавать, импровизировать. Приобретя опыт музыкального мышления.
- В школе нереально учить учеников «без бумаги», не увеличивая количество уроков. Целесообразно ограничиться минимумом написания музыки. Он должен быть освоен в той степени и на том уровне, на котором он не мешает, а помогает в достижении наиболее важных задач музыкального образования. Реально иметь «нижний предел», легко достигаемый в начальных классах: учить простые мелодические свитки, основанные на интонациях народных песен, использовать музыкальное письмо в качестве дополнительного учебного процесса. Написание музыки никогда не должно быть отдельным уроком. При решении задач музыкальной грамотности было бы достаточно «по пути» петь, слушать, играть музыку, не тратя много времени, эпизодически подходя к написанию музыки. Придерживаясь последовательного и систематического подхода, ученики ненавязчиво и легко усваивают начальные навыки сочинения музыки.
Таким образом, преподавание музыкального письма, теоретических знаний в начальной школе не является однозначным и эквивалентно другим формам преподавания музыки. Этот подход к проблеме обучения написанию музыки основан на аргументах, основанных на данных психологии музыки, достижениях теории и практики музыкальной педагогики, логике развития и консолидации непрофессиональной музыкальной культуры. Конечно, такой подход требует дополнительных систематических исследований.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Организация различных видов деятельности и общения детей
- Условия формирования связной речи у дошкольников с ОНР
- Средства этнопедагогики
- Сущность и своеобразие основных дидактических концепций
- Здоровьесберегающие образовательные технологии
- Обучение в древнем Риме
- Воспитание культуры поведения у дошкольников
- Основные задачи Тьюторского сопровождения
- Проблема школьной дезадаптации у первоклассников
- Классификация методов обучения по источнику знаний