Оглавление:
Логотерапия — одно из направлений психотерапии, основанное на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации жизненного смысла. Если у человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает фрустрация экзистенциальная, проявляемая в неврозах.
Логотерапия ориентирована на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни. Общая позиция близка к гуманистической психологии, хотя во многом основывается и на психоанализе.
Создатель логотерапии — В. Франкл — основатель 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера). Концептуальная база логотерапии складывается из трех сопряженных учений экзистенциального типа:
1) о стремлении к смыслу, воле к смыслу;
2) о смысле жизни;
3) о свободе воли.
Логотерапия обозначает свое несогласие:
· с бихевиоризмом — по сути, отвергающим представление о свободе воли;
· с психоанализом — выдвигающим идеи о стремлении к удовольствию или воле к власти; что же касается смысла жизни, то З. Фрейд полагал, что человек, задающийся этим вопросом, проявляет тем самым психическое неблагополучие.
В. Франкл отстранился от «глубинных» психоаналитических ориентации и стремился к постижению «вершинных» явлений психических и использованию знаний о них для терапии. Он обратил особое внимание на ноогенные неврозы и ориентировал логотерапию на преодоление «экзистенциального вакуума» — чувства пустоты и бессмысленности, на преодоление избыточного давления «трагического триединства человеческого существования» — страдания, вины и смерти.
Как средство преодоления утраты смысла логотерапия направлена на обращение сознания к подлинно духовным сущностям и к трем группам ценностей:
1) творчества;
2) переживания;
3) отношений.
Значительное внимание уделяется проблемам философии человеческой ответственности и смыслоосознающей гуманитарной активности. Теория и практика логотерапии исходит из того, что главное препятствие в поисках смысла жизни — центрация человека на самом себе, неумение выйти «за пределы себя» — к другому человеку или смыслу. Психотерапевт не может дать клиенту этот смысл (он для каждого свой), но может помочь его увидеть.
Чтобы помочь человеку в его проблемах, применяются два основных принципа:
· принцип дерефлексии, который заключается в том, что пациент, страдающий от того или иного функционального симптома, формулирует для себя цель смириться с ним, воспринимая его как неустранимое зло. В ситуациях, которые вызывают проявления данного симптома, переключает свое внимание с нарушенной функции на другую деятельность, придавая самой ситуации новый смысл. Наиболее эффективен данный психотерапевтический прием при ипохондрической симптоматике, когда органические процессы оказываются в центре повышенного внимания пациента;
· принцип интенции парадоксальной — согласно В. Франклу — вдохновение клиента терапевтом (или самим собой) именно на то, чего он старается избежать. Пациент, мучимый страхом ожидания, получает от логотерапевта инструкцию, в критической ситуации или непосредственно перед ней хотя бы на несколько минут захотеть (при фобиях) или самому осуществить (при неврозах навязчивых состояний) то, чего он опасается.
Основной в практике логотерапии — метод диалога сократического, применяемый при терапии специфических ноогенных неврозов. В нем происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, где может быть найден индивидуальный смысл жизни: творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые невозможно повлиять.
Разработан также метод парадоксальной интенции для лечения фобий и состояний навязчивых, и метод дерефлексии для лечения неврозов сексуальных. Эти методы основываются на постулируемых фундаментальных онтологических характеристиках человека: способности к самоотстранению и способности к самотрансценденции.
Стремление к смыслу и экзистенциальная фрустация
Поиск смысла человеком — главная сила его жизни, а не «вторичная рационализация» инстинктивных впечатлений. Смысл уникален и специфичен, потому что он может и может быть реализован только самим человеком и только в том случае, если у него есть возможность понять, что могло бы удовлетворить его собственную потребность в значении.
Могут быть случаи, когда индивидуальное отношение к ценностям фактически служит маскировкой для скрытых внутренних конфликтов. В таких случаях они на самом деле являются псевдо-значениями (хороший пример — фанатизм), которые необходимо опровергнуть.
Однако разоблачение или опровержение следует немедленно прекратить, когда вы встречаетесь с подлинным и подлинным человеком. В этом случае, если разоблачение не прекращается, обличитель просто предает свою собственную потребность подавить духовные устремления другого.
Если смысл, который человек собирается осознать, было обычным самовыражением или простой проекцией желаемой идеи, он немедленно потерял бы свою связывающую и требовательную силу, он больше не смог бы увеличивать способности и способности репутация человека на нем лечить. Франкл считает, что мы не выбираем смысл существования, а открываем его.
Исследование психодинамических ценностей правомерно, вопрос в том, всегда ли оно работает. Кроме того, всегда нужно помнить, что любое исследование может только выяснить, что является движущей силой в человеке. Ценности не двигают людей, они не подталкивают их, они их тянут. То есть мы внутренне подразумеваем тот факт, что свобода человека всегда включена, чтобы сделать выбор принять и игнорировать свою собственную жизнь или заплатить за нее. Однако человека не привлекает моральное поведение, а вместо этого он выбирает моральное поведение в каждом конкретном случае. И человек делает это вовсе не для удовлетворения своей нравственной потребности или для хорошего настроения.
Когда поиск смысла фрустрирован (чем-то заблокирован), возникает состояние экзистенциальной фрустрации. Их главные характеристики — апатия и скука. Само по себе экзистенциальное разочарование не является ни патологическим, ни патогенным. Страх людей, даже их отчаяние, вызванные тщетными поисками смысла жизни, — это скорее духовное бедствие, чем болезнь. Ощущение бессмысленности жизни может быть признаком интеллектуальной искренности и честности одновременно. Экзистенциальное разочарование также не может привести к неврозу.
Термин «ноогенный невроз» был изобретен для неврозов этого типа, чтобы отличать их от неврозов в обычном смысле этого слова, то есть психогенных неврозов. Ноогенный невроз имеет место не в психическом, а в ноогенном (от греч. «Ноос» — дух как носитель смысла) человеческого существования.
2.2 Ноогенные неврозы и нединамика
Ноогенные неврозы возникают не из конфликта между влечением и инстинктом, а из конфликта между разными ценностями, то есть из моральных конфликтов. Среди этих проблем важную роль играет экзистенциальное разочарование.
Очевидно, что в случае ноогенных неврозов соответствующей адекватной терапией является не обычная психотерапия, а логотерапия — терапия, влияющая на духовное измерение человеческого существования. Если врач не может отличить духовное измерение от «инстинктивного», могут произойти опасные ошибки.
Не все конфликты обязательно являются невротическими; большое количество конфликтов является нормальным и совершенно естественным. Поскольку логотерапия помогает пациенту увидеть скрытый смысл своего существования, это аналитический процесс.
Экзистенциальный вакуум
Экзистенциальный вакуум — широко распространенное явление в ХХ веке. Это вполне понятно, и, возможно, с самого начала человеческой истории люди утратили некоторые из основных животных инстинктов, которые управляли и защищали поведение животных. Кроме того, человек утратил традиции, которые поддерживали его поведение, и теперь быстро разрушаются. Никакой инстинкт не подсказывает ему, что делать, никакие традиции не говорят ему, что делать. Он все больше и больше позволяет себе руководствоваться тем, что заставляют его делать другие.
Экзистенциальный вакуум проявляется в основном в состоянии скуки. Сегодня психиатр часто ставит гораздо больше проблем, чем нужно решать. И эти проблемы растут с угрожающей скоростью. Процесс автоматизации, вероятно, приведет к значительному увеличению свободного времени среди рабочих. Проблема в том, что большинство из них не знают, что делать со вновь образовавшимся свободным временем.
Возьмем, к примеру, «воскресный невроз», тип депрессии, охватывающий многих, когда они осознают недостаток содержания в своей жизни, когда напор еженедельной активности прерывается и пустота очевидна только для них самих. Немало случаев самоубийства можно объяснить экзистенциальным вакуумом. Такие широко распространенные явления, как алкоголизм и преступность среди несовершеннолетних, становятся понятными только после того, как мы обнаруживаем экзистенциальный вакуум, лежащий в их основе. Это касается и кризисов у пожилых людей. Кроме того, существуют различные скрытые формы и ложные проявления, за которыми стоит экзистенциальный вакуум. В каждом возрасте есть свои коллективные неврозы, и каждому возрасту требуется своя терапия, чтобы справиться с ним. Экзистенциальный вакуум, который является массовым неврозом нашего времени, можно описать как особую личную форму нигилизма, потому что нигилизм можно определить как позицию, согласно которой жизнь не имеет смысла.
Во-первых, существует риск того, что человек является не чем иным, как результатом биологических, психологических и социальных условий или продуктом врожденного и окружающей среды. Этот взгляд превращает человека в робота, а не человека. Конечно, человек — смертное существо, и его свобода ограничена. И это не свобода от условий, а свобода противостоять условиям. Невозможно ответить на этот вопрос одним общим предложением, потому что смысл жизни различается от человека к человеку, от дня к дню, от часа к часу. Поэтому важен не смысл жизни в целом, а конкретный смысл жизни конкретного человека в определенный момент времени. Нет необходимости искать абстрактный смысл жизни. У каждого свое призвание и миссия в жизни, каждый должен пережить в душе определенную миссию, которая требует своего воплощения. Следовательно, человеческую жизнь нельзя переносить с меты на место, жизнь конкретного человека уникальна.
Логотерапия пытается заставить пациента полностью осознать свою ответственность, чтобы он имел право решать, за что и за кого он несет ответственность. По этой причине логотерапевт меньше всего пытается дать пациенту оценочные определения. И поэтому пациент должен решить для себя, считает ли он свою важность обязанностью перед обществом или ответственностью перед собственной совестью.
Таким образом, задача логотерапевта состоит в том, чтобы увеличить и расширить поле зрения пациента, чтобы весь спектр значений и ценностей стал для него осознанным и видимым.
Общее понятие психологического тренинга
Один из ведущих специалистов по тренингам в нашей стране Ю.Н. Емельянов отмечает: «термин «тренинг», по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением». Следуя этому подходу, он предлагает четко разграничивать учебный и тренировочный аспект в работе группы. Можно согласиться с подобным взглядом, добавив, что тренинг это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом.
Тобиас Л. определяет тренинг как особую форму обучения, отличающуюся от традиционной тем, что его участники учатся на своем непосредственном опыте. Это своего рода концентрированная среда пристального внимания к себе и другим. Здесь можно привести также точку зрения Павловой Е.Н. о том, что для компетентности в общении человеку необходимы социально — перцептивные умения. Под последними понимаются умения воспринимать те или иные характеристики партнера по общению и формировать представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях и установках, так как восприятие другого человека означает интерпретацию его личностных характеристик или поступков.
В настоящее время в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области нейролингвистического программирования и акмеологии А.П. Ситников при определении тренинга (обучающие игры), говорит о синтетической антропотехники, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящую в условиях моделирования различных игровых ситуаций. При этом под антропотехникой он понимает такую составляющую акмеологической практики, которая направлена на преобразование естественно данных человеку способностей и формирование на их основе культурного феномена профессионального мастерства. Он выделяет три основных антропотехники: научение, учение и игру.
Расширение границ использования понятия «тренинг» связано, прежде всего, с увеличением диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с раннее определявшимися целями (развитие компетентности в общении). Так целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов. А.П. Ситников, например, понимает программно-целевую направленность разработанного им акмеологического тренинга как ориентированность тренинга как системы обучения и подготовки профессиональных кадров на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности. Фактически в настоящее время цели и программа тренинга в каждом конкретном случае определяется исходя из концепции человека, принятой в обществе и конкретизированной в философских, социологических и психологических теориях личности, индивидуальных потребностей участников, теоретических и методологических средств тренинга, а также уровня квалификации тренеров (ведущих). В связи с этим интересна точка зрения С.И. Макшанова, который определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.
Таким образом, в нынешней ситуации термином «тренинг» охватывается настолько широкая область практической психологии, пересекающаяся с групповой психотерапией, психокоррекцией и обучением, что было бы неправомерным сужать диапазон применения этого термина, отказывая целому ряду психологических методов в праве называться тренинговыми. Отмечая этот факт, Вачков И.В. опирается на следующее рабочее определение тренинга: групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития.
Психотерапевтическая функции религии
Добродетель проистекает из постоянных добрых дел. То есть все стороны человеческой жизни рассматриваются через призму добродетели — будь то великие достижения главы государства или повседневная жизнь обычного человека. Это как раз те ценности, которые человек реализует в продуктивных творческих действиях. Очень показательна иллюстрация В. Франкла в его работе «Общий экзистенциальный анализ». Один из пациентов был госпитализирован в психиатрический институт из-за суицидальных намерений, которые он не скрывал, а приводил как аргументы в пользу свободы каждого человека принимать свои собственные решения. Этот мужчина с достоинством и убедительностью протестовал против его задержания, хотя у него не было проблем с психическим здоровьем. Он был движим желанием отомстить обществу, которое оскорбляло его. Лечение экзистенциального вакуума как причины суицидальных тенденций было успешным, потому что врач смог убедить пациента после короткого разговора, что человеческая свобода — это не «свобода от», а «свобода для» — брать на себя ответственность за решения. Франкл говорит о важности личности человека, его индивидуальности. Он вводит еще одно понятие: сверхсмысл. Это смысл целостности, в свете которой человеческая жизнь становится более важной, целостный смысл существования вселенной, бытия и самой истории. Это значение трансцендентно человеческому существованию, и поэтому вопрос религии не может игнорироваться становится. С одной стороны, Бог очень важен в его теории и практике логотерапии. Франкл утверждает, что в мире проявляется нечто подобное закону сохранения духовной энергии. Ни одна великая мысль не может быть потеряна, даже если она никогда не доходила до людей, даже если ее «унесло в могилу». Согласно этому закону, ни одна драма или трагедия из внутренней жизни человека не была потрачена зря, даже если разыграна тайно. «Роман», который переживает каждый, остается несравненно более грандиозным, чем любое другое литературное произведение, когда-либо написанное на бумаге. Религия дает ответ на вопрос «Как это происходит?»: Каждый из нас, творение Бога, занимает свое уникальное место в прекрасной картине Вселенной. Такое понимание смысла жизни в свете религиозных догм играет важную психотерапевтическую роль. Каждый из нас так или иначе осознает, что содержание нашей жизни где-то сохраняется и охраняется. Поэтому термин «духовность» в творчестве В. Франкла всегда идет рука об руку с терминами «свобода» и «ответственность». Обращение человека к сверхличному — к Богу — является важным аспектом в лечении неврозов и других психических расстройств.
Эту же идею использует в своей работе современный ученый, психолог и психотерапевт Г.С. Абрамова, развит. Она утверждает, что интерес к понятию «жизнь» особенно выражается в том, что необходимо создавать социальные технологии, особый вид инструкции по реализации жизни. Абрамова иллюстрирует свои мысли простым сравнением времени, необходимого для воспитания ребенка, и времени, необходимого для того, чтобы положить конец его жизни. То есть материализация представлений о жизни и человеке становится практикой реальных человеческих воздействий на человека. Поэтому каждый должен понимать свою ответственность перед жизнью за свои действия.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Психологические особенности несовершеннолетних преступников
- Кризисная психотерапия
- Нарушения в применении средств общения — Понятие речевого нарушения
- Психология общения с пациентами
- Бихевиоризм как научная школа: предмет, методы и основные направления исследований — Концепция бихевиоризма
- Детские страхи: методики
- Ценностно-нормативная система личности
- Депрессия
- Детерминанты группообразования
- Парацентрическая образовательная технология