Оглавление:
XVII век стал поворотным пунктом в развитии европейской истории. Дело дошло до возникновения капитализма, что означало радикальные изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях (революции в Голландии, Англии), но и в сознании людей. Важнейшим фактором в этом изменении общественного сознания была наука, и особенно экспериментальное и математическое естествознание.
Потребности мореплавания определили развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело — развитие математики и механики. Новая наука опирается прежде всего на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности.
Э. Торричелли экспериментально установил факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр и воздушный насос. И. Ньютон сформулировал фундаментальные законы механики, включая закон всемирного тяготения. Р. Бойль применил механику к химии, разработал концепцию химического элемента. Английский физик У. Гильберт изучал свойства и практическое применение магнита. У. Гарвей открыл циркуляцию крови и эмпирически исследовал ее роль. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики, физиологии внесли Р. Декарт и Г. Лейбниц. В общественных науках развивается теория естественного права (Т. Гоббс в Англии, Х. Гроций в Голландии).
Такое развитие науки не могло не оказать влияния на философию своего времени. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против господства религиозных догм, авторитета и давления церкви появляется учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.
Философское сознание XVII века видит не только согласие, единство, гармонию, но и противоречие, разрыв и противопоставление духовного и материального, рационального и эмоционального, общественного и индивидуального. Мир воспринимается как нечто противоположное человеку, отсюда неизбежность рефлексии не только над способами познания этого мира, но и над собственными познавательными способностями. Поэтому философия Нового времени — это процесс острых дискуссий и борьбы между сенсуализмом и рационализмом, между индуктивным и дедуктивным способами познания, между эмоциональным и рациональным в понимании человека.
Философия Нового времени характеризуется сильной материалистической тенденцией, проистекающей в основном из экспериментального естествознания.
Важными философами Европы XVII века являются Ф. Бэкон, С. Гоббс и Дж. Локк (Англия), Р. Декарт (Франция), Б. Спиноза (Голландия), Г. Лейбниц (Германия).
Предмет философии меняется, и сами философы обращают свое внимание на решение вопроса о соотношении материи и сознания, а также на логические и познавательные проблемы. Радикальные изменения в развитии естествознания, появление и развитие частных методов и способов исследования в области естественных наук поставили перед философией задачу обобщения своих достижений и разработки общефилософского метода, а также проблему соотношения философии и частных наук. Огромный прогресс в развитии естествознания и связанные с ним изменения в методологии научного исследования чрезвычайно обострили перед передовой философией и такие теоретико-познавательные проблемы, которые касаются сущности познавательного процесса, а именно: о происхождении знания, его источнике; о соотношении чувственного, опытного и рационального в познании; о познавательной роли чувственного опыта и абстрактного; о логическом мышлении, об истине.
В решении этих вопросов философы современной эпохи разделились на два основных направления: Эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
Эмпиризм — опыт как единственный источник знаний
Родоначальником эмпиризма, который всегда имел своих последователей в Великобритании, был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Бэкон происходил из знатной семьи. В 1573 году Фрэнсис был отправлен в Кембриджский колледж, где учились в основном молодые люди, которые хотели занять государственные должности. Фрэнсис Бэкон с большим интересом знакомится с трудами Аристотеля, Платона, Софокла, Еврипида и других мыслителей, но относится к ним критически. Так, философия Аристотеля вызывала у него чувство неудовлетворенности и неприязни, поскольку, по его мнению, она годится лишь для изысканных аргументов, но неплодотворна в плане получения новых знаний.
После окончания университета Бэкон вместе с братом отправился в Париж, где устроился на работу в английское посольство. В этот, так называемый парижский период (1577-1579), он получил прекрасный урок политического и дипломатического образования и приобрел опыт придворной и религиозной жизни. Бэкон посетил многие страны Европы — Германию, Испанию, Польшу, Данию, Швецию и Италию. По итогам своих поездок он написал заметки «О состоянии Европы». Политическая карьера Бэкона достигла пика в 1620 году. Он стал сначала лордом Тайной печати, затем лордом-канцлером и правителем государства в отсутствие короля Англии. В соответствии со своим служебным положением он также получил титулы: сначала — барон, затем — виконт. В 1621 году английский парламент выдвинул против Бэкона серьезные обвинения: участие в интригах, коррупция и взяточничество. Преступник был осужден, заключен в тюрьму и оштрафован на 40 000 фунтов стерлингов. Однако вскоре приговор был отменен, а судебное разбирательство аннулировано. Бэкон был освобожден, навсегда ушел с политической сцены Англии и до последних дней жизни полностью посвятил себя науке и философии. Он умер в 1626 году, простудившись, когда набивал курицу снегом, чтобы доказать, что от холода мясо не портится, продемонстрировав силу разработанного им экспериментального научного метода.
Как и большинство протестантских мыслителей, Бэкон считает задачей философии создание нового метода научного познания и пересматривает предмет и цели науки, как ее понимали в Средние века. Цель научного знания — приносить пользу человеческому роду; в отличие от тех, кто рассматривал науку как самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в них находит свое оправдание. Общая задача всех наук — увеличить власть человека над природой. Те, кто смотрел на природу созерцательно, склонны были рассматривать науку как путь к более глубокому и просветленному созерцанию природы. Такой подход был характерен для древнего мира. Бэкон решительно осуждает такое понимание науки. Наука — это средство, а не самоцель; ее задача — открыть причинность природных явлений, чтобы использовать эти явления на благо человечества. Бэкон говорил о цели науки: «Это не просто созерцательное благо, но истинное благо и счастье людей, а также всевозможные силы и практика. Ибо человек, слуга и толкователь природы, совершает и понимает столько, сколько он постиг в порядке природы путем делания и размышления; а сверх этого он не знает и не может. Никакие силы не могут нарушить или разорвать цепь причин; и природа покоряется только подчинением ей. Таким образом, два человеческих стремления — стремление к знаниям и стремление к власти — действительно совпадают в одном и том же…». Знаменитый афоризм Бэкона: «Знание — сила» отражает практическую направленность новой науки.
Все научные работы Бэкона можно разделить на две группы. Одна группа работ посвящена проблемам развития науки и анализу научного познания. Эта группа содержит трактаты по его проекту «Великая реконструкция науки», который по неизвестным причинам не был завершен. Только вторая часть проекта, посвященная развитию индуктивного метода, была завершена и опубликована в 1620 году под названием «Новый Органон». В другую группу вошли такие работы, как «Моральные, экономические и политические эссе», «Новая Атлантида», «История Генриха VII», «О принципах и началах» (незаконченное исследование) и другие.
Рационализм философии нового времени. Р. Декарт как представитель рационализма
Рационализм (ratio — разум) как целостная система эпистемологических взглядов зародился в XVII и XVIII веках в результате «триумфа разума» — развития математики и естественных наук, хотя его истоки можно найти и в остальной греческой философии, например, уже Парменид различал знания «по истине» (полученные разумом) и знания «по мнению» (полученные в результате чувственного восприятия). Рационализм — самая популярная философия западного мира.
Рене Декарт (1596-1650) является основателем современной западной философии, что признается многими учеными в области истории философии. Он родился во Франции, в местечке под названием Лаэ. Он учился в иезуитском колледже Ла Флеше и получил образование юриста в 1616 году. Он много путешествовал по Германии, Италии, Голландии и Франции. Некоторое время он служил сначала в протестантской, а затем в католической баварской армии. В 1628 году Декарт переехал в Голландию, чтобы использовать свою жизнь там для совершенствования своего ума и расширения познания истины. Голландия XVII века была ведущей страной Европы, центром образования и культуры, где гражданская свобода и личная безопасность были более полными. В этой стране Декарт провел целых два десятилетия своей жизни, которые были для него наиболее плодотворными в научном плане. Именно в этот период он написал большинство своих работ: «Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для руководства ума» и др. Они занимались вопросами онтологии и эпистемологии и формулировали правила научного метода.
В 1649 году Декарт принял приглашение шведской королевы Кристины приехать в Стокгольм. Швеция оказалась для Декарта суровой и жестокой страной. В феврале 1650 года он сильно простудился, заболел и умер от пневмонии. Декарт был похоронен как нехристианин на кладбище для некрещеных младенцев. Через некоторое время его прах был перевезен на родину.
Сомнение Декарта призвано разрушить здание прежней традиционной культуры и упразднить прежний тип сознания, тем самым расчищая почву для строительства нового здания, культуры, рациональной по своей сути. Антитрадиционализм — это все и вся в философии Декарта. Если говорить о научной революции XVII века, то Декарт — это своего рода революционер, усилиями которого была создана наука нового времени, но не только: речь шла о создании нового типа общества и нового типа человека, которые вскоре появились в социально-экономической сфере, с одной стороны, и в идеологии Просвещения, с другой. Вот принцип новой культуры, с наибольшей ясностью выраженный самим Декартом: «…никогда не принимайте за истину ничего, что я не знал бы с очевидностью как истину». включать в свои суждения только те вещи, которые кажутся мне настолько ясными и очевидными, что у меня нет причин сомневаться в них».
Значительное место в творчестве Декарта занимает учение о бытии. Центральным понятием этой доктрины является «субстанция». Под субстанцией Декарт понимает любое существо, которое для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя. Это может быть как идея, так и физический объект. Но в самом строгом и глубоком смысле слова субстанцией, по Декарту, является только Бог, который вечен, вездесущ, всемогущ, творец всего сущего, источник всякого блага и истины. Понятие субстанции можно лишь условно применить к сотворенному миру.
Декарт делит весь сотворенный мир на два вида субстанций: духовные и материальные. Если главным атрибутом психической субстанции является ее неделимость, то главным атрибутом материальной субстанции является ее делимость до бесконечности. Поскольку основным атрибутом (исконным свойством) духовной субстанции является мышление, а материальной — растяжение. Остальные атрибуты являются производными от первого и должны называться модусами. Например, способами мышления являются воображение, чувство, желание, а способами протяжения — фигура, положение, движение и т.д.
Философия интуитивизма Н.О. Лосского
Н.O. Лосский называет свою концепцию интуитивизмом и понимает ее как учение о том, что познающий объект непосредственно вовлечен познающим субъектом в его личный мир, но сохраняется независимо от акта познания. Философ излагает свою эпистемологию и противопоставляет ее существующим эпистемологическим подходам. К ним относятся докантианский эмпиризм и рационализм. Хотя для первого варианта характерно утверждение, что содержание познания возникает в результате внешнего воздействия на субъект, он приводит своих сторонников к выводу, что познание не имеет трансцендентного значения и полностью имманентно по составу. Отсюда один шаг до признания его субъективным — эмпиризм Локка естественно ведет к скептицизму Беркли и Юма. Их общим знаменателем является позиция, согласно которой невозможно познать свойства внешнего мира и даже его существование недоказуемо.
Но рационализм Декарта и Лейбница также приводит к противоречивому результату, поскольку, согласно им, адекватное трансцендентальное знание формируется исключительно из тех познаваемых форм, которые имманентны познающему субъекту. Поэтому и эмпирическую, и рационалистическую концепции познания в докантианской философии можно назвать теориями трансцендентности познания, поскольку при всех своих различиях они основаны на понимании познания как соответствия между образом и объектом. Сторонники этих двух теорий на самом деле спорят лишь о том, является ли образ объекта его копией или символом, который замещает объект познания в нашей душе. Общим для них является разделение субъекта и объекта.
Кёнигсбергский философ, отмечает Лосский, предпринял решительную попытку устранить разделение. разделить компоненты гносеологического отношения. Но реальный результат его «коперниканской революции» оказался иным, чем его концепция: был снят барьер между субъектом познания и вещью, как она дана субъекту, т.е. явлением. «Если у наших предшественников вещи в опытном познании действуют на душу познающего субъекта и насильственно (но безуспешно) господствуют над ней, то у Канта, наоборот, познающий субъект создает объекты (и создает их плохо, поскольку для субъекта они кажутся лишь видимостями, лишенными самостоятельной жизни)», — резюмирует Н.О. Лосский подводит итог историческому отступлению. Реальная жизнь, таким образом, остается недоступной для субъекта даже в «Критике». Поэтому, конечно, последующие авторы пытались преодолеть этот очевидный недостаток философии Канта (Лосский обсуждает в этой связи системы Фихте, Гегеля и Шеллинга, позитивистский эмпиризм Спенсера, Маха и Авенариуса, интуитивистскую критику Ремке, Шуппе, Риккерта и Виндланда). Все они, по мнению русского философа, являются вариантами теорий, преодолевающих доктрину трансцендентности знания и подготавливающих почву для возникновения универсального интуиционизма.
Главное преимущество последнего заключается в том, что он упраздняет диссоциацию между познающим субъектом и познаваемым объектом. Согласно интуитивизму, знание — это не копия или символ объективной реальности, а сама реальность, жизнь, отличающаяся сравнением. Тезис о том, что знание содержит в качестве своего элемента бытие, которое само не является знанием, кажется довольно экстравагантным и требует тщательного анализа.
Центральная идея интуиционизма связана с его принципиальным антидогматизмом. Предыдущие теории познания были основаны на неявных предположениях, которые они принимали некритически. Для Канта, например, это предположение о существовании знания, которое имеет всеобщий и необходимый характер. Но истинная эпистемология должна быть без предпосылок, она должна начинать свой анализ непосредственно с фактов и видеть их в том материале, которым мы располагаем. Наша психическая жизнь состоит из переживаний, благодаря которым можно понять все: и законы Ньютона, и ощущение боли, и увиденный образ, и формирование мысли. Подходя к познанию с этой точки зрения, необходимо отметить отсутствие какого-либо разделения на Я и не-Я в непосредственно данном.
Проблемы эмпиризма и рационализма
Последующее развитие новой европейской философии происходило в
творческое противостояние между эмпирической и рационалистической традициями, пока не пришло время для попыток их синтеза и преодоления.
В своей основе и эмпиризм, и рационализм были движимы общей задачей борьбы с традицией, олицетворявшей жизненный мир и культуру европейского Средневековья. Оба были захвачены проблемой надежности человеческого знания и расчистки пути для триумфа науки.
Проблемы нравственного, социально-политического и правового существования европейского человека осмысливались в контексте глубоких перемен в жизни.
После Декарта рационалистическая традиция нашла своих наиболее ярких представителей в лице Бенедикта Спинозы (1631-177) и Готфрида Лейбница.
Философия Спинозы рассматривалась ее автором как своего рода завершение картезианской философии. Он пронизан теми же интуициями и претендует на лучшее решение проблем своего предшественника. Спиноза вводит понятие единой и бесконечной субстанции, называя ее одновременно Богом и природой. Таким образом, в отличие от Декарта, он отстаивает точку зрения философского монизма, который признает единое первоначало мира. Это вещество обладает бесчисленными свойствами, из которых человеку известны только два: Расширение и мышление. Каждый из этих атрибутов содержит полное содержание субстанции, но внутренне определенное, или, говоря метафорически.
Метафорически, выражает его на своем собственном языке. Таким образом, порядок и связь идей полностью соответствует порядку и связи вещей, а проблема соотношения души и тела, болезненная для дуализма Декарта, получает более удовлетворительное решение. Каждый из атрибутов предстает перед нами как совокупность отдельных вещей (модусов), в которых мы обнаруживаем проявление собственного атрибута, составляющего его сущность. Таким образом, человек, имеющий душу и тело, познается как в своем полном расширении, так и в удобстве мышления. Тело и душа — это разные выражения одной сущности. Если мы знаем тело, мы знаем душу, и наоборот. Это единство одного и другого открывается нам только с помощью ясного знания, интеллектуальной интуиции. Чувственное (низшее) знание видит лишь множественность вещей и не способно подняться до понимания их как проявлений единой божественной природы. Но это должно быть мировоззрение истинной мудрости, которая сразу же преодолевает суету смутных желаний и рабство человеческих страстей и достигает истинной свободы в спокойном и ясном мировоззрении.
Достижение этого состояния является высшей задачей нравственности. В ней, и только в ней, человек находит счастье высшего качества — счастье, питаемое духовной любовью к Богу. Таким образом, Спиноза углубляет тему Декарта о достижении человеческой свободы через подчинение человеческих страстей разуму. Убеждение, что человеческая деятельность определяется только действием ясных идей разума, неизбежно вело к отождествлению воли и разума, самой причины и логического основания.
На основе этики Спиноза разрабатывает основные положения своей политической философии. Рационалистическая доктрина дает четкие основания для классически ясной формулировки идеи государственного контракта как рациональной основы общественной жизни. Из трех форм государственного устройства: абсолютной монархии, аристократии и демократии, Спиноза выбирает демократию как наилучшую. Он видит его достоинство в том, что здесь «никто не передает свое естественное право другому лицу, так что сам теряет всякое дальнейшее участие в общественных собраниях».
Отметим, что на общий дух и пафос философии Спинозы повлияла общая атмосфера жизни в Голландии, тогда самой свободной стране Европы.
Другим выдающимся представителем рационализма был С. Лейбниц. Как и Спиноза, он был увлечен проблемами, поднятыми Декартом. И так же, как Спиноза, он не удовлетворен решением вопроса о взаимоотношениях между телом и душой.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Разработка Кантом концепции морали и нравственного закона — Этическая система Канта
- Формы ценностного освоения бытия. Идеологическое освоение действительности
- Религиозное освоение мира. Специфика религиозного опыта
- Умопостижение: его пределы и методы
- Фрэнсис Бэкон
- Физическое и математическое моделирование
- Мыслящий мозг и компьютер. (Проблема моделирования творческих процессов) — Программисткие технологии
- В чем состоит значение философии сегодня
- Нравственный идеал – недостижимое, но необходимое условие индивидуального и общественного бытия
- Средневековая философия как синтез христианского учения и античной философии