Оглавление:
Понятие «креативность» в контексте психологического знания приобрело значимость только к началу 50-х годов 20 века.
В 1950 году пионер в области креативности Дж. Гилфорд в своем инаугурационном обращении к президенту Американской психологической ассоциации предложил психологам сосредоточить свое внимание на изучении способности к творчеству. По его оценке, только 0,2% всех аннотаций, опубликованных к 1950 году в Psychological Abstract, были посвящены психологии творчества Брушлинский А.В. Психология субъекта. М., 2003. С. 123..
Удивительно, но с 1950-х годов ситуация изменилась очень мало. Многие психологи, в частности Стернберг, считают креативность «золушкой» психологии. Хотя следует отметить, что в 1950-е годы интерес к изучению креативности несколько возрос: было создано несколько лабораторий и институтов, стали появляться журналы и монографии, но, по оценкам Стернберга, только 0,5% статей в Psychological Abstract (с 1975 по 1995 год) были связаны с проблемой креативности. Из 1200 американских университетов, имеющих факультеты психологии, только в 76 есть курс по психологии творчества. Как правило, нет лабораторий по исследованию креативности и очень мало исследовательских и преподавательских позиций для специалистов по психологии творчества Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-на-Дону, 1994. С. 88..
Исследования творчества в Программе Американской психологической ассоциации помещены под рубрикой «Психология искусства». В нашей стране исследования по психологии творческих способностей ведутся в рамках программы «Одаренные дети» Там же. С. 100..
Публикации по креативности сосредоточены в двух крупных журналах: The Creative Behavior, основанном в 1967 году, и The Creativity Research Journal, существующем с 1988 года. Однако в первом журнале, рассчитанном на широкий круг читателей, преобладают теоретические и обзорные статьи. Второй журнал предназначен для психологов-исследователей.
Одной из причин такого отношения к психологии творческих способностей со стороны экспериментальных психологов стала нечеткость определения креативности как способности и отсутствие методов ее диагностики.
Креативность (от лат. creatio — создание) — творческие способности личности, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и включаемые в структуру одаренности как самостоятельный фактор Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2002. С. 90-91..
Согласно П. Торренсу, креативность включает повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по выявлению этих проблем, поиску решений на основе гипотез, проверке и изменению гипотез, формулированию результата решения Torrance E.P. Guiding creative talent — Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. С. 56..
Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники и анализ производительности. Для того чтобы способствовать развитию творческого мышления, можно использовать учебные ситуации, характеризующиеся незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют формулировать множество вопросов.
Психометрическая революция» в исследованиях креативности началась в начале 1960-х годов и продолжается до сих пор.
Главными идеологами «психометрического» подхода к изучению креативности были Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс.
Концепция креативности как универсальной когнитивной творческой способности стала популярной после публикации работ Дж. Гилфорда. Основой этой концепции стала его кубическая модель структуры интеллекта: материал х операции х результаты — СОИ (структура интеллекта) Чуприкова Н.И. Теория отражения, психическая реальность и психологическая наука // Методология и история психологии. 2006. Т. 1, p. 190.
Теоретические основы методики Торренса
Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями трансформации и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Исследователи интеллекта давно пришли к выводу, что креативность слабо связана с обучаемостью и интеллектом. Терстоун был одним из первых, кто обратил внимание на различие между креативностью и интеллектом. Он отметил, что такие факторы, как темперамент, способность быстро усваивать и генерировать идеи (а не относиться к ним критически) играют важную роль в творчестве, а также то, что творческие решения приходят в момент расслабления, рассеивания внимания, а не тогда, когда внимание сознательно сосредоточено на решении проблемы.
Дальнейшие успехи в исследовании и тестировании креативности во многом обусловлены работой психологов из Университета Южной Калифорнии, хотя весь спектр исследований креативности не ограничивается их работой.
Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности: 1) оригинальность — способность порождать отдаленные ассоциации, необычные ответы; 2) семантическая гибкость — способность определить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования; 3) образная адаптивная гибкость — способность перестроить стимул так, чтобы увидеть в нем новые черты и возможности использования; 4) семантическая спонтанная гибкость — способность порождать разнообразные идеи в нерегулируемой ситуации. Общий интеллект не включен в структуру креативности. Позже Гилфорд упоминает шесть параметров креативности: 1) способность обнаруживать и ставить проблемы; 2) способность генерировать большое количество идей; 3) гибкость, способность генерировать разнообразные идеи; 4) оригинальность, способность нестандартно реагировать на стимулы; 5) способность улучшать объект путем добавления деталей; 6) решение проблем, т.е. способность к анализу и синтезу, Куликов Л.В. Психогенетика личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб., 2004. С. 116..
Исходя из этих теоретических предпосылок, Гилфорд и его коллеги разработали тесты Программы исследования способностей (ARP), которые проверяют преимущественно дивергентную продуктивность.
Вот примеры тестов Чуприковой Н.И. Указ. соч. С. 191-192.
Тест на легкость употребления слов: «Напишите слова, содержащие указанную букву» (например, «о»).
Тест на использование предметов: «Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета» (например, консервная банка).
Композиция изображения. «Нарисуйте заданные объекты, используя следующий набор фигур: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция. Каждую фигуру можно использовать многократно, меняя ее размер, но нельзя добавлять другие фигуры или лишние.
Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено.
Практическое применение методики Торренса
Торранс Э.П. Руководство творческими талантами — Энглвуд Клиффс, У.Дж: Prentice-Holl, 1964. С. 62.. Его программа включала несколько этапов. На первом этапе испытуемому предлагались словесные задачи на решение анаграмм. Он должен был выбрать единственно верную гипотезу и сформулировать правило, ведущее к решению задачи. Так отрабатывалось конвергентное мышление (по Гилфорду).
На следующем этапе испытуемому предъявлялись картинки. Испытуемого просили разработать все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и предсказать ее возможные последствия.
Затем испытуемому предлагались различные предметы. Его просили перечислить возможные варианты их использования. По мнению Торренса, такой подход к тренировке способностей, позволяет освободить человека от заданных извне рамок, и он начинает мыслить творчески и нестандартно. Под креативностью Торренс понимает способность обостренного восприятия недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т.д. Он считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулирование гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. Идеальный, по мнению Торренса, тест должен проверять ход всех этих операций, но в реальности Торренс ограничился адаптацией и переработкой методов Университета Южной Калифорнии для собственных целей Там же. С. 66-71..
Торренс утверждал, что он не стремился создать факторно-чистый тест, поэтому отдельные тестовые оценки отражают один, два или более факторов Гилфорда (легкость, гибкость, оригинальность, точность).
Батарея Торренса включает 12 тестов, сгруппированных в три серии: вербальные, изобразительные и слуховые, диагностирующие вербальное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и вербально-звуковое творческое мышление, соответственно Там же. С. 88-90..
- Вербальная шкала включает семь заданий. В первых трех заданиях испытуемый должен задавать вопросы таким образом, чтобы ответы помогли ему угадать содержание загаданных картинок. Испытуемый должен записать все вопросы, на которые он хотел бы получить ответ, и перечислить все возможные причины и следствия ситуаций, изображенных на рисунке. В задании 4 записываются способы, которыми игрушка может быть использована в игре. В задании 5 перечисляются возможные способы необычного использования обычных предметов. В задании 6 задаются вопросы о свойствах тех же предметов, а в задании 7 испытуемому предлагается описать все, что может произойти, если возникнет неправдоподобная ситуация. Оценивается легкость, гибкость и оригинальность ответа.
Шкала картинок состоит из трех заданий. В первом задании испытуемому предлагается нарисовать картинку, используя заданную фигуру на белом листе бумаги. Во втором задании испытуемого просят заполнить несколько линий, чтобы создать осмысленные изображения. В третьем задании испытуемого просят составить как можно больше изображений, используя пару параллельных линий или кругов. Оцениваются легкость, гибкость, оригинальность и точность.
Вербально-звуковая шкала состоит из двух заданий, которые предъявляются с помощью воспроизведения магнитофонной записи. В тесте «Звуки и образы» в качестве стимулов используются знакомые и незнакомые звуки. Во втором задании «Звуки и образы» используются звукоподражательные слова, имитирующие звуки, характерные для какого-либо объекта (животного, механизма и т.д.). Испытуемый должен написать, на что похожи эти звуки. Оценивается оригинальность ответа.
Надежность тестов Торренса очень высока и составляет от 0,7 до 0,9. Вербальные тесты более надежны, чем визуальные. С. 100-101..
В отличие от тестов Гилфорда, тесты Торренса предназначены для более широкого возрастного диапазона, от дошкольников до взрослых.
Факторный анализ тестов Торренса выявил факторы, соответствующие скорее специфике заданий, чем параметрам легкости, гибкости, точности и оригинальности. Корреляции этих параметров в рамках одного теста выше, чем корреляции аналогичных параметров разных тестов Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса: Методическое пособие. Санкт-Петербург. 1998. С. 20-22..
Использование методики Е. Торренса на примере изучения способностей студентов-химиков
Как и в немногочисленных работах Борецка К. Теория и практика изучения общей химии на основе профессиональной ориентации в педагогических университетах Польши. Теория и практика изучения общей химии на основе профессиональной ориентации в педагогических вузах Польши. Кандидат психологических наук. Пермь, 19994 Очирова Л.П. Формирование умений причинно-следственных связей при обучении химии: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1995; Федоренко П.В. Психологические условия эффективного использования ТСО для совершенствования профессиональной деятельности будущего учителя химии: Дис. канд. психол. наук. М., 1992; Шаталов М.А. Проблемное обучение химии в средней школе на основе межпредметной интеграции: Дис. канд. пед. наук. СПб, 1998; Эпштейн Д.А. Формирование химических способностей у школьников // Вопросы психологии. 1963. С. В других исследованиях, посвященных способностям химиков, в качестве отличительных черт указывается творческое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи, Е. Волкова обратила внимание на методику Е. Торренса — в поисках диагностического инструментария, позволяющего в определенной степени пролить свет на сущность способностей к овладению химическими знаниями. Волкова Е. Методика Е. Торренова «Великие химики» — новый подход к диагностике специальных способностей // Материалы научной конференции памяти В. Н. Дружинина. 19-20 сентября 2005 года. M., 2005. С. 98-103; Волкова Е.В. Использование методики Э. Торренса для изучения способностей учащихся-химиков / Е.В. Волкова // Известия УрГУ. 2007. №50. С. 241-253.. Волкова предположила, что более способные химики будут иметь более высокие показатели субтестов «Причины» и «Следствия» вербальной батареи и показатели вербальной и невербальной креативности, чем менее способные.
Существуют различные адаптации методики Е. Торренса к российской выборке. При изучении креативности студентов Волкова опиралась на иматоновский вариант теста, включающий две батареи — вербальную и образную. С. 241-242..
Вербальная часть методики состоит из семи субтестов. Первые три субтеста выполняются на основе одного и того же образа-стимула и связаны с «научным» (причинно-следственным) творческим мышлением. Субтест «Вопросы» позволяет выявить любознательность, чувствительность к неизвестной и недостающей информации, а также способность заполнять пробелы в имеющихся знаниях. Субтесты «Причины и следствия» выявляют способность выдвигать гипотезы о причинах и следствиях различных событий. В четвертом субтесте «Улучшение объекта» испытуемого просят назвать как можно больше способов улучшить игрушечного слона. В пятом субтесте «Необычное использование» испытуемому предлагается придумать как можно больше способов необычного использования картонных коробок. Образ «картонных коробок» стимулирует множество стереотипных идей и, таким образом, выявляет способность испытуемого обойти их в своем мышлении, предлагая необычные решения. В шестом субтесте «Необычные вопросы» испытуемый должен придумать как можно больше вопросов о разнообразных и необычных свойствах картонных коробок. В седьмом субтесте представлена картинка с изображением неправдоподобной ситуации. Задача испытуемого — предположить как можно больше последствий этой ситуации.
Невербальная батарея состоит из трех субтестов. В первом субтесте «Рисование картинки» испытуемых просят нарисовать картинку, используя овальное цветное пятно в качестве основного элемента изображения. Во втором субтесте, «Незаконченные фигуры», испытуемый должен закончить рисование десяти незаконченных фигур, которые накладывают на человека определенные устойчивые образы. Для того чтобы создать оригинальный рисунок, необходимо противостоять этому стремлению. В третьем субтесте «Повторяющиеся линии» стимульным материалом являются 30 пар параллельных линий, на основе которых необходимо создать какие-либо образы.
При обработке результатов вербальной батареи ответы испытуемого следует оценивать по параметрам «беглость», «гибкость», «оригинальность». При обработке невербальной батареи к этим параметрам добавляются параметры «продуманность», «абстрактность названий» и «устойчивость к закрытости».
Качественный анализ рисунков невербальной батареи Торренса
Во-первых, химическая посуда (пробирки, колбы, воронки, мерные цилиндры, сушилки), химические формулы и знаки, диаграммы химических процессов (цикл Карно), гальванические элементы, электролиз встречаются довольно часто, и нас особенно заинтриговали различия между студентами, которые отражали и не отражали образы химии в невербальной батарее Торренса.
Во-вторых, существует гендерная специфика творческих способностей, юноши и девушки по-разному воспринимают окружающий мир и те образы, которые характерны для одной гендерной группы, для другой, по мнению Торренса, требуют творческих сил, поэтому необходимо разработать свои списки неоригинальных ответов для каждой гендерной группы.
В-третьих, культура, в которой происходит социализация индивида, формирует культурно обусловленные когнитивные структуры, поэтому при обработке невербальной батареи Торренса проявляются как идентичные образы на один и тот же стимульный материал, так и культурно-специфические.
Итак, давайте попробуем разобраться, почему не все студенты-химики демонстрируют в своих ответах «химические образы». Можно ли это объяснить их способностью сопротивляться давлению окружающей среды или за этим стоит более глубокий слой сознания? В чем разница между учениками, которые проявили и учениками, которые не проявили химическую форму движения материи?
Для того чтобы исключить случайное появление «химического образа» в ответе, выборка была разделена на две группы: в первую вошли студенты, нарисовавшие два и более образа, во вторую — все остальные.
Математический анализ показал отсутствие достоверных различий между показателями успеваемости по математике, физике; показателями уровня интеллектуального развития (по тестам интеллектуальных и профессиональных способностей (TIPS), Равена, Д. Векслера, кроме арифметического субтеста 3); показатели творческих способностей (тест Торренса); показатели теста Кадырова (активность, воображение, самоорганизация, воля, общий показатель второй сигнальной системы); объем кратковременной слуховой памяти (методика 10 слов); показатели психомоторной и интеллектуальной сфер по методике опросника формально-динамических свойств личности (ФДСИ) Русалова и др.
Наибольшее количество достоверных различий выявлено именно по показателям химических способностей: успеваемость по химии; химическая дифференциация; объем хранения химической информации в памяти; химическая интуиция; субъективная оценка химических способностей, интерес к химии; по тесту Великие химики — умение различать физические и химические явления, определять окислительно-восстановительные свойства, умение прогнозировать направление химического процесса в зависимости от изменения внешних условий.
Факторный опросник личности Кэттелла выявил более высокие баллы по фактору G (развитое чувство ответственности, обязательности и добросовестности, точность и аккуратность в делах, хороший самоконтроль) и более низкие по фактору F (большая надежность, серьезность отношения к жизни и работе).
Волкова Е.В. Предложенная Волкова Е.В. Использование методики Э. Торренса для изучения способностей учащихся по химии. С. 250. что причиной появления химических рисунков в невербальных субтестах Торренса является более высокая степень дифференциации когнитивных структур репрезентации химических знаний, являющихся носителем специальных способностей химиков. Данные однофакторного дисперсионного анализа подтвердили предположение о наличии причинно-следственной связи между временем выполнения сложных дифференцировок (химический пасьянс и окислительно-восстановительный процесс — не окислительно-восстановительный процесс) и количеством химических изображений.
На основании полученных результатов можно утверждать, что учащиеся, отображающие химическую форму движения материи в невербальных субтестах Торренса, обладают более высокими специальными способностями. Следовательно, появление «химических образов» в невербальной батарее Торренса может служить более надежным критерием для выявления потенциально способных химиков, чем академическая успеваемость.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Психология успеха
- Концепции сознания
- Психология в деятельности сотрудников овд
- Зависимости состояния человека и его психических процессов
- Общение дошкольника со сверстниками — Общение как деятельность
- Перцептивная сторона общения в психологии
- Методы психотерапевтической коррекции неврозов мегаполиса
- Методы исследования личности в психологии — Методы судебно-психологической экспертизы
- Круги э. Вартегга
- Связь развития личности и рабочего коллектива