Оглавление:
Сознание ребёнка формируется постепенно, в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путём целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни. Педагогом должно учитываться содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному усвоению и приобретению духовных ценностей.
Я выбрала тему «принципы методологии воспитания» так как это важнейший раздел, который изучает наука педагогика. Тема воспитания актуальна как раньше, так и сейчас. Потому что мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что содержательные параметры, цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.
В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Сущность воспитания в педагогике
Воспитание – это основополагающая категория педагогики. Оно является базовым, так как обеспечивает основной пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию ребенка к общественной жизни, знание им основных норм поведения и общения. Независимо от уровня своего развития люди постоянно находятся во власти воспитательных воздействий и воздействуют сами. Б.Т. Лихачев рассматривает воспитание с различных точек зрения, выделяя три основные концепции:
- «воспитание – необходимая и обязательная часть той социальной среды, благодаря которой осуществляется выживание человека»;
- с социально-культурной точки зрения воспитание представляет собой «объективный социальный механизм передачи между поколениями жизненно важного опыта»;
- с философско-религиозной позиции «воспитание является тем божественным механизмом, с помощью которого осуществляется передача веры из поколения в поколение».
Сущность воспитанияотражается в конкретном историческом процессе, который включает в себя отношения людей, их деятельность в обществе, именно благодаря ему осуществляется передача культурного опыта, знаний и трудовых умений и навыков. Назначение воспитания состоит во взаимодействии поколений, обогащении опыта последующих поколений.
Закономерности воспитания.
Закономерности воспитания каждым ученым трактуются по-своему. Поэтому нет единообразия в подходе. В этой части кратко раскрываются основные закономерности воспитания.
- Воспитание – процесс целенаправленный с непредсказуемым, неадекватным результатом. Для него характерна высокая степень неопределенности, т.к. потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто другой про это ничего не знают. (Влияние множества факторов, которые невозможно учесть, приводит к непредсказуемости, неопределенности, вероятности результата. Вероятность, вообще, – фундаментальный принцип жизни и культуры.
- Воспитание – преобразование потребностей. Существует диалектическая связь между неудовлетворением и преобразованием потребности. Известно что, потребность – нужда в чем-либо, мотив — внутренние силы, которые связаны с потребностью и побуждают к определенной деятельности. Ниже приведены две схемы иерархии потребностей.
Хороший педагог – педагог, умеющий организовывать деятельность детей, обусловленную их потребностями и ведущую к развитию их способностей.
Воспитание – это
- целенаправленный процесс, направленный на развитие личности;
- диалогическое взаимодействие, направленное на развитие личности;
- введение в культуру, развивающее личность.
Знание закономерностей воспитания – необходимая предпосылка успешной деятельности педагога.
Механизмы воспитания.
Под механизмами воспитания понимают те процессы, которые происходят в личности когда она вступает во взаимодействие со средой и воспитателем, и которые оказывают влияние на изменения, происходящие в личности. В этой части рассмотрены основные механизмы воспитания (кратко описываются механизмы, задачи и позиция педагога, использующего данный механизм):
- Идентификации.
- Драматизация.
- Осознавание.
- Сублимация.
- Вытеснение, изгнание образа.
Методы и формы воспитания
Форма воспитания– это внешнее выражение процесса воспитания. Можно выделить различные формы воспитания. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на:
- индивидуальные;
- микрогрупповые;
- групповые (коллективные);
- массовые.
Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. При возрастании количества воспитуемых качество воспитания снижается.
Методы воспитания– это конкретные способы формирования чувств, поведения в процессе решения педагогических задач в совместной деятельности воспитуемых с воспитателями. Это способ управления деятельностью, в процессе которого осуществляется самореализация и развитие личности. Методы воспитания:
- убеждение;
- упражнения;
- предъявление воспитаннику .социально-культурной нормы
- отношения и поведения;
- воспитывающие ситуации;
- стимулирование деятельности и поведения.
В педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы.
Наиболее известна классификация по направлениям воспитательной работы: умственное, нравственное, этическое, эстетическое, трудовое, физическое.
Принципы воспитания.Принципы и закономерности воспитания
Принципы воспитания
Закономерности воспитания
Принцип природосообразности
Принцип культуросообразности воспитания
Принцип центрации воспитания на развитии личности
Принципы воспитания
Выделяют следующие основные принципы (Пидкасистый П.И., 1996)
Первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса — ориентация на ценностные отношения: постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога;
Второй принцип воспитания — принцип субъектности: педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я » в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет тебе… будет другим… Ты этого хочешь? Это будет правильно?»;
Третий принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этому принципу соответствует: принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, как он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух «Нельзя» — «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя» — эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.
Союз трех принципов воспитания придает гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна
Движущие силы и логика воспитательного процесса
Развитие личности в ходе воспитания представляет собой процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования, движущей силойкоторых является разрешение противоречий между разнообразными (часто разнонаправленными) воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. В ходе воспитательного процесса имеют место внешние и внутренние противоречия.
Внешними являются противоречия между требованиями среды к человеку и его возможностями удовлетворить эти требования (противоречия между «надо» и «могу»). К ним относятся противоречия между: а) школой и семьей, выражающиеся в противодействии со стороны семьи некоторым требованиям педагогов; б) содержанием информации (духовно-нравственной, культурологической, исторической, литературной, политической), дезориентирующей воспитанника, взгляды и пристрастия которого еще не сформировались; в) словом и делом, выражающиеся в том, что взрослые не всегда сами поступают так, как требуют того от воспитанников; г) требованием педагога совершить какую-либо деятельность и нежеланием ребенка выполнять ее, вызванное отсутствием интереса к ней; д) требованием педагога к личности и несформированностью у ребенка потребностей выполнять данное требование, совершенствуя себя; е) требованием педагога к личности и отсутствием у ребенка необходимым навыков для самовоспитания и саморазвития;
Внутренними являются противоречия между имеющимся (наличным, актуальным на данный момент) уровнем развития личности и новыми, более высокими, требованиями к ней (противоречие между «могу» и «хочу»). К ним относятся противоречия между: а) потребностями личности и возможностями их удовлетворения средствами, имеющимися у нее на данный момент; б) внутренним потенциалом личности и возможностью оптимальной его реализации в наличных условиях воспитательного процесса; в) целями, которые ставит перед собой личность, и способами их достижения.
Для эффективного осуществления воспитательного процесса необходимо целостное единство внешних и внутренних противоречий в сознании личности: внешние противоречия на уровне ее индивидуального сознания должны восприниматься как личностно значимые и вызывать у воспитанника желание изменять себя, выполнять требования педагога, совершать общественно одобряемые поступки. И наоборот, противоречие не будет содействовать развитию личности, если ребенок не готов к восприятию позитивных влияний, в том числе со стороны педагога. Поэтому педагогу необходимо хорошо изучать воспитанников, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития и превращать их в конкретные воспитательные задачи.
Воспитание – сложный динамический процесс, поэтому эффективное его осуществление предполагает наличие определенной логики, основанной на четкой этапности действий, постепенном восхождении от внешнего (среды) к внутреннему (индивидуально-личностному). В педагогической литературе существуют различные точки зрения на определение логики воспитательного процесса.
Логика воспитания,основанная на постепенном переходе от управления процессами воспитания и развития личности к процессам ее самовоспитания и саморазвития, базируется на концепции выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского о двух уровнях развития ребенка, включающих: 1) уровень «актуального развития», отражающий наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день; 2) уровень «зоны ближайшего развития», отражающий возможные достижения ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.
В соответствии с этим логика развития личности в ходе воспитательного процесса должна заключаться в том, чтобы, отталкиваясь от уровня актуального развития, правильно спланировать для каждой личности (или группы лиц) зону ближайшего развития, а затем, основываясь на достигнутом, перевести процесс управления формированием личности в процессы ее самовоспитания и саморазвития. Успех воспитательного процесса в данном случае определяется уверенностью воспитателя (родителя, учителя), а затем и ребенка, что можно всего добиться, если проявлять достаточную настойчивость и упорство.
Филосовский принцип
Методологическая основа педагогики – философия. На философских положениях о жизни, природе и человеке разрабатываются концепции воспитания. Марксистско-ленинская философия была методологической основой советской педагогики. Нынешняя отечественная педагогика не имеет общей методологической основы. Педагоги опираются на различные философские основания, поэтому их теории и практические рекомендации весьма различаются между собой. Сегодня большинство отечественных педагогов отошли от марксистско-ленинской философии и опираются на положения западной и восточной науки. О восточной философии мы поговорим отдельно, а сейчас рассмотрим основные направления западной философии, на которых разрабатываются педагогические системы.
Основные положения этой системы следующие. Школа не должна быть оторвана от жизни, обучение – от воспитания. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать. Воспитание и обучение осуществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия. Такая школа может воспитывать людей, хорошо приспособленных к жизни. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка: «… мы должны стать на место ребенка и исходить из него. Не программа, а он должен определять как качество, так и количество обучения».
Методологические установки Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, приведены в соответствие с новыми тенденциями понимания воспитания как процесса социализации личности.
В числе основных философских принципов воспитания и образования можно отметить следующие: антропологический, аксиологический, культурологический, гуманистический, синергетический и герменевтический. Они перекликаются друг с другом и в определенной мере заполняют друг друга.
Антропологический принцип воспитания и образования опирается на понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся обновляющейся одновременно с обновляющимся в процессе его активной деятельности окружающим миром. Сущность воспитания состоит в создании среды, максимально благоприятной для саморазвития индивида. В таком аспекте процесс воспитания человека не может быть ограничен нормами или ориентирован на абсолют, как следствие, не может иметь завершения. Процесс воспитания должен строиться так, чтобы воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии проявлений человеческого.
Гуманистический принцип опирается на учет личностных и индивидуальных особенностей воспитания. Задачей воспитания, базирующегося на идеях гуманизма, является помощь становлению и совершенствованию личности воспитанника, осознанию им своих потребностей и интересов. В процессе воспитательного взаимодействия педагог должен быть нацелен на то, чтобы узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели развития способствовать их достижению. Учитель стремится создать комфортные и благоприятные условия для личностного роста учащегося. Ярким примером реализации этих идей является практическая деятельность педагогов-новаторов 80-х годов. Ш.А.Амонешвили, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова, И.П.Волков пытались в рамках школьного образовательного пространства создать модель гуманистической системы педагогики сотрудничества.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Теоретические основы проблемы формирования мотивации к деятельности дошкольников с зпр
- Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых
- Изложите основные положения современной теории обучения и воспитания
- Особенности профессионального становления личности
- Педология СССР: характеристика и оценка
- Взаимодействие детского сада и семьи
- Мотивы поведения детей старшего дошкольного возраста
- Гетерохронии развития
- Нормативно-правовые основы воспитания дошкольников
- Связь социальной педагогики с другими науками