Оглавление:
На сегодняшний день не существует ни универсального определения, ни общепринятой концепции предмета философии. На протяжении истории существовало множество различных видов философии, отличающихся как по содержанию, так и по методам. В самом общем виде философия понимается как наука о всеобщих законах, которым подчиняется как бытие (т.е. природа и общество), так и человеческая мысль, процесс познания. Философия — это форма общественного сознания, основным предметом которой является проблема отношения мысли к бытию, сознания к материи.
С Платона начинается превращение греческой мудрости в метафизику как таковую. Греческая мудрость подразумевает способность называть вещи, чтобы познавать их снова и снова; мудрость становится метафизическим мышлением, которое пытается оправдать себя в диалоге, в диалектике. Так, у Платона диалог становится главным средством поиска ответов на вечные вопросы — через последовательные вопросы и ответы мыслитель представляет и аргументирует собственную точку зрения на природу вещей.
Взгляды Аристотеля на вопрос о мудрости не совпадают с учением Платона об идеях как основе происхождения вещей. Он утверждает, что нет идеи-сущности вне воспринимаемой вещи. Согласно Аристотелю, общее существует только в единственном числе: «Если бы не было единственного числа, не было бы и общего». В своей «Метафизике» Аристотель утверждает, что философия исследует бытие и его свойства, высшие принципы или причины бытия.
Термин «вторая навигация» происходит от Платона. По терминологии древнегреческих моряков, когда ветер утихает и идти под парусами уже невозможно, корабль переходит на весла, и это называется второй навигацией. В системе воображения Платона первая навигация символизировала постижение мира на основе чувств, а вторая навигация ассоциировалась у Платона с умозрением и метафизикой. Спекуляция — это движение мысли посредством собственных усилий, другими словами, здесь движется сам разум. Действительно, первая навигация закончилась неудачей, потому что досократики не смогли закончить объяснение чувственного восприятия через органы чувств. Так философия обрела новое измерение: бытие сверхчувственного, умопостигаемого. Это потребовало больших усилий. Это означало открытие метафизики.
В философии Платона есть момент, по отношению к которому все философские проблемы обретают новое основание, которое открывает иной интеллектуальный климат и служит фоном для постановки и решения новых проблем. Это открытие реальности сверхчувственного, сверхфизического пространства, признаки которого не просматривались в предшествующей философии физиса, до того как все объяснялось физико-механическим порядком. Платон прибегнул к образу собственного изготовления, «второй навигации». Это привело к пониманию двух уровней бытия: феноменального, видимого, и невидимого, метафеноменального, который постигается исключительно разумом. Это завоевание, наконец, стало основой и решающим этапом в истории западной мысли. Только после этой «второй навигации» можно говорить о «материальном» и «нематериальном», «разумном» и «сверхразумном», «эмпирическом» и «метаэмпирическом», «физическом» и «сверхфизическом». В свете этих категорий предшествующие философы физиса являются материалистами, поскольку природа и космос — это совокупность вещей не как таковых, а вещей в бытии. «Истинное бытие» теперь уже представляет собой умопостигаемую, постигаемую реальность.
Структура идеального мира
Платон показывает, что есть все основания не ограничиваться данными чувственного опыта, но предпринять построение логически последовательной системы, в которой отображаются мысленно созданные объекты и их отношения, и которая позволяет увидеть данные органов чувств в новом, более глубоком и всестороннем свете, объяснить и предсказать существующие наблюдения. Таким образом, Платон предстает как основатель метафизики — взгляда, согласно которому глубочайшие основы бытия лежат не в том, что сразу доступно органам чувств, а в том, что познается умственными и интеллектуальными усилиями и существует в относительной неизменности, не подчиняясь закону хаотической изменчивости и бесконечного разнообразия наблюдаемого мира. Термин «метафизика» возник гораздо позже, в послеаристотелевский период, и сначала применялся только к философии Аристотеля. Однако открытие и первое обоснование метафизики принадлежит Платону. Метафизика Платона, во всей ее специфике, дает начало обсуждению метафизики как таковой, что важно для понимания последующего философского развития, включая двадцатый век.
Все систематическое знание строится на некоторых метафизических предпосылках. Более того, всегда остается возможность двигаться по пути дальнейшего метафизического углубления, то есть задавать вопросы о том, что лежит в основе уже известных наблюдаемых сущностей. Метафизика поднимает человеческое сознание за горизонт непосредственного опыта.
Мир идей состоит из определенной множественности, поскольку существуют идеи всех вещей: Идеи эстетических ценностей, идеи моральных ценностей, идеи различных физических сущностей, идеи математических и геометрических формул и фигур и т.д. Такие идеи не порождаются ничем и никем; они неразложимы, неизменны, как существование Элеата.
Платон представляет себе мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи низшего уровня подчинены более высоким, и далее, до идеи на вершине, которая является условием всех остальных и не обусловлена ничем другим, то есть является абсолютной. Возникает понятие Блага, о котором Платон говорит: «Благо не есть субстанция или сущность, но стоит над ними, является в своем превосходстве достоинством иерархий и потенцией». Высшим началом для Платона было и Благо, и «Единое». Единое противопоставляется началу низшего ранга, оно понимается как безусловное и неограниченное начало множественности. Здесь проявляется принцип диады или дуализма — двойственности великого и малого, одновременно бесконечно великого и бесконечно малого. Единое действует на неограниченную множественность в смысле ограничения и определения, обозначения границ, т.е. как формообразующий принцип, пределы и границы. Единство — это: а) принцип бытия (сущность, субстанция, идея), б) принцип истинности и познаваемости (детерминированное — духовное), в) принцип ценности (это ограничение, которое влечет за собой порядок, совершенство).
Из мира чувственного мы совершили восхождение посредством «второй навигации» в мир интеллекта как его истинной причины. Подобно идеальному миру, который возникает из Единого как формального принципа и Диады как материального принципа, физический мир возникает из идей, формального и материального принципа, но доступного чувствам, т.е. из начала неопределенного и неопределимого. Согласно Платону, объяснительная схема чувственно воспринимаемого мира ясна: модель (идеальный мир), копия (физический мир) и творец, создатель копии по модели. Творец, демиург, некий бог, взял за образец мир идей, сформировал материю, или хору, и дал начало физическому космосу. Согласно Платону, этот бог создал мир для добра и для любви к добру. Платон рассматривает мир как наделенный жизненной силой и разумом. Демиург наделил мир совершенной душой и телом. Мир, звезды и свечи как «видимые боги».
По Платону, божественное — это идеальный мир во всех его измерениях. Идея блага является божественной, но она не является божественно-личной. На вершине иерархии находится божественное существо, но это не бог-личность, это все безличные сущности. Платона можно считать основателем западной теологии в том смысле, что у него божественное является супраментальным, нематериальным.
Метафизика Аристотеля.
Аристотель был великим учеником Платона, занимаясь с ним в течение 20 лет. Накопив огромный потенциал, Аристотель разработал собственную философскую доктрину. Выше мы видели, что Платон испытывал большие трудности в понимании природы идей. Аристотель попытался прояснить сложившуюся проблемную ситуацию. Он сместил акцент с идеи на форму.
Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Каждый раз он проводит различие между материей (субстратом) и формой в вещи. В бронзовой статуе вещество — это бронза, а форма — это очертания статуи. Для отдельного человека дело обстоит сложнее: его материя — это кости и плоть, а его форма — душа. Для животного форма — это душа животного; для растения форма — это душа растения. Что важнее: материя или форма? На первый взгляд, кажется, что материя важнее формы, но Аристотель с этим не согласен. Именно форма делает человека тем, кто он есть. Форма, таким образом, является основной причиной существования. Существует четыре причины: формальная — сущность вещи, материальная — субстанция вещи, действующая — то, что инициирует и приводит к изменению, целевая — от имени того, что совершает действие.
Так, согласно Аристотелю, индивидуальное существование представляет собой синтез материи и формы. Материя — это возможность бытия, а форма — реализация этой возможности, акт. Из меди можно сделать шар и статую, то есть, как материя, медь — это возможность шара и статуи. Что касается отдельного объекта, то сущность — это форма. Форма выражается концепцией. Концепция действительна даже без материи. Таким образом, концепция сферы верна, даже если медь еще не сформировала сферу. Концепция принадлежит уму человека. Форма, таким образом, является одновременно сущностью отдельного объекта и концепцией этого объекта. Солопова М. Древнегреческая философия. Аристотель
Аристотель передает смысл проблемы бытия таким, каким он был в работах его предшественников, особенно Платона. А именно: когда и при каких условиях нечто существует и когда его существование является иллюзией, т.е. данное нечто только «притворяется» существующим. Аристотель разработал обобщенное учение о способах существования. Он предполагает возможность существования не одного, а разных типов бытия. Их четыре: бытие как категория, бытие как действие или потенция, бытие как присоединение и бытие как истина.
Самый оригинальный и простой — это быть как истина. Оригинальность Аристотеля в этом вопросе проявляется в том, что он четко различает и обозначает то, на что его предшественники лишь намекали. Аристотель указывал, что истинность и неистинность бытия принадлежит человеческому интеллекту. Если мысль, идея, рассуждение истинны, значит, они существуют. Ложность не обладает свойством бытия, то есть правильно было бы сказать, что ложная мысль не существует, но создает видимость существования. Ложная идея не имеет целостности, последовательности, логической строгости, поэтому при ближайшем рассмотрении она рассыпается, «растворяется», т.е. уходит в небытие, что свидетельствует о ее изначальном небытии.
Бытие как случайность — это случайное бытие. Существенным в выделении этого вида бытия является то, что, согласно Аристотелю, в общем случае объект существует, если есть закон его существования. Во-первых, закон — это упорядоченная связь частей объекта друг с другом, закономерность, проявляющаяся в процессе изменения объекта. Во-вторых, это закон взаимодействия с другими субъектами, их совокупностью, и в пределе с миром в целом. Но закон может быть установлен только при наличии множества примеров взаимодействия. «Бытие как случайность», что особенно подчеркивает мыслитель, является лишь самым крайним проявлением случайности, когда она становится детерминирующей и вытесняет проявление эйдоса.
Проблема субстанции, материи и формы.
Аристотель начал систематическое изучение идей субстанции и формы из-за их фундаментального и огромного значения в его философии. Он заложил основу для понимания их как логических категорий, хотя и не размышлял над ними.
Вещество в целом, считали натуралисты, состоит (сначала) из материальных элементов. Платоники видели его в форме. Здравый смысл, кажется, ищет субстанцию в человеке и в чем-то конкретном, состоящем одновременно из формы и материи. Кто прав? Согласно Аристотелю, все и никто не правы в том смысле, что каждый из ответов, взятый в отдельности, односторонен и предвзят; напротив, вместе они дают истину, поскольку согласованы.
1) Материя — это начало, она, несомненно, составляет чувственно воспринимаемую реальность, в этом смысле она является «субстратом формы». Потеряв материю, мы теряем весь чувственный мир. Но сама материя — это неопределенная потенциальность. Оно может стать чем-то детерминированным и актуализированным только тогда, когда оно принимает форму.
2) Форма же, поскольку она определяет, актуализирует, реализует материю, составляет «бытие» каждой вещи, т.е. то, что является ее сущностью, и поэтому является субстанцией в полном смысле этого слова. Это, однако, не платоновская форма гиперурании, а форма, присущая самой вещи (форма-в-материи).
3) Этот состав материи и формы, который Аристотель называет «синолос», является той субстанцией, которая объединяет начало материальное и начало формальное.
Одушевленные существа отличаются от неодушевленных тем, что у них есть животворящее начало, и это начало — душа. Итак, что же такое душа? Чтобы ответить на этот вопрос, Аристотель воспроизводит свою гилеморфическую метафизику реальности, согласно которой все вещи представляют собой сплав материи и формы, причем материя — это потенция, а форма — энтелехия или акт. Это, конечно, относится к живым существам. Живые тела обладают жизнью, но не сама жизнь является телом, а лишь материальный субстрат, потенцией, формой и действием которого является душа.
Как явления жизни, согласно Аристотелю, предполагают определенные постоянные операции, так и душа, как принцип жизни, должна иметь способности, функции и части, ответственные за различные операции и их регулирование. Аристотель различает три вида души. Два из них относятся к физической психологии, поскольку не могут существовать без материи. Третий — метафизический. Как минимум, душа есть везде, где есть жизнь. Как основные функции и явления жизни:
1) вегетативные, т.е. рождение, питание, рост,
2) сенсорно-моторный характер, как ощущение и движение,
3) интеллектуального характера, как познание, установление и выбор, Аристотель вводит разделение на 1) «вегетативную душу»,
2) «чувственная душа»,
3) «рациональная душа».
Объектом познания у Аристотеля является бытие. В основе опыта лежат ощущения, память и привычки. Всякое знание начинается с восприятия: это то, что может принимать форму предметов, воспринимаемых органами чувств без их материи, а разум видит общее в особенном. Однако с помощью одних лишь ощущений и восприятий невозможно получить научные знания, поскольку все вещи имеют изменчивую и преходящую природу. Формы истинного научного знания — это понятия, постигающие сущность вещи. В учении о знании и его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» знание. Областью первого является «мнение», полученное на основе опыта, а второго — достоверное знание. Хотя мнение может достигать очень высокой степени вероятности в своем содержании, опыт, согласно Аристотелю, не является конечной инстанцией определенности знания, поскольку высшие принципы знания воспринимаются непосредственно разумом. Отправной точкой познания является восприятие, которое возникает в результате воздействия внешнего мира на органы чувств. Отстаивая эту основную теоретико-познавательную позицию, «Аристотель приближается к материализму».
Случайное существование
Суть этого способа бытия заключается в том, что, согласно Аристотелю, в общем случае объект существует тогда, когда существует закон его существования. Во-первых, закон — это упорядоченная связь частей объекта друг с другом, закономерность, проявляющаяся в процессе изменения объекта. Во-вторых, это закон взаимодействия с другими субъектами, их совокупностью, и в пределе с миром в целом. Но закон может быть установлен только при наличии множества примеров взаимодействия. «Бытие как случайность», что особенно подчеркивает мыслитель, является лишь самым крайним проявлением случайности, когда она становится детерминирующей и вытесняет проявление эйдоса.
Бытие как потенция и действие. Аристотель включает в понятие эйдоса или формы все, что определяет бытие вещи (то есть предмета, который можно мыслить как нечто детерминированное), а также условия ее бытия, причем с разных сторон. Бытие как потенция и акт раскрывает эйдос или форму не только как внешнюю форму — визуальную и тактильную — но и как существенную внутреннюю форму.
Бытие как категория. Аристотель отмечает следующие основные категории: субстанция или сущность; качество; количество; отношение; действие; страдание; место; время.
Значение этого способа бытия заключается в утверждении сводимости всего бесконечного разнообразия эйдосов к определенным и наиболее общим классам или группам. Каждый из классов, таким образом, имеет свой особый эйдос и может рассматриваться сам по себе, независимо от конкретных объектов, входящих в этот класс, или от любых других свойств объекта. Поэтому бытие как категория может быть также охарактеризовано как «бытие в себе».
Аристотель, считая достоверные, подлинные свидетельства о вещах истинными, добавлял, что сами ощущения определяют лишь первую и низшую ступень познания, а высшая ступень достигается обобщением общественной практики в мышлении.
В истории мировой культуры Платон (427-347 гг. до н.э.) — великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель — философ, ученый, писатель принадлежит всему человечеству. Учителем его делает не только то, что в начале IY века до н. э. он основал близ Афин школу, позже названную Академией и просуществовавшую несколько столетий. Учение, изложенное самим Платоном в его книгах, а затем его преемниками в Академии, было полно ошибок.
Философское наследие Аристотеля обширно, а его влияние огромно и прослеживается во всех областях интеллектуальной и научной жизни на протяжении многих лет. Созданные им философские системы нашли множество последователей вплоть до нашего времени, а высказанные им идеи можно найти в работах многих более поздних философов. Огромный вклад Аристотеля в возникновение и развитие философии как науки очевиден, поэтому обращение к его трудам вполне уместно, несмотря на большой временной разрыв и значительный прогресс философской мысли с тех пор.
Творческое развитие Аристотеля можно представить как историю разочарования в платонизме и метафизике, за которой последовал поворот к натурализму и эмпиризму. Критика Аристотелем Платона идет по пути ригоризации философского дискурса. Если Платон был склонен к изучению математических наук и равнодушен к эмпирическим явлениям, то Аристотель, напротив, испытывал подлинную страсть к систематизации явлений эмпирического мира.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Личность в философии
- Философия как наука и как мировоззрение
- Джон Дьюи, американский философ, один из ведущих представителей прагматизма
- Буддизм в Китае и китаизация буддизма
- Философское учение о бытии
- Индия глазами европейского схоласта
- Пространство и время
- Материя и движение — Понятие и сущность материи и реальности
- Антропология в философии «серебряного века»
- Критерии гносеологии