Оглавление:
В широком смысле движение — это любое изменение, способ существования бытия.
Положение о движении как способе бытия подразумевает существование особых свойств, присущих движению. Это объективный характер движения, его абсолютность и относительность, противоречивость.
Движение объективно, потому что оно происходит независимо от сознания человека и всегда является изменением некоторой реальности. Не существует такой вещи, как «чистое» движение, так же как не существует такой вещи, как «чистое» бытие. Помимо объективности, одним из важнейших свойств движения является его абсолютность. Это означает, что бытие не может быть реальностью без движения. Движение — это способ его существования. Из этого следует, что движение, как и бытие мира, не аннигилируемо. Так и есть.
В то же время, однако, движение относительно. Абсолютная природа движения проявляется только через конкретные формы бытия в мире. В этом смысле движение — это единство абсолютного и относительного. Каждая отдельная форма бытия не только находится в состоянии движения, но это движение реализуется в какой-то конкретной форме. Это может быть превращение элементарных частиц друг в друга; взаимодействие и преобразование атомов или молекул в ядерной или химической реакции; изменение электромагнитного поля; состояние обмена веществ в живых организмах; рождение, развитие и смерть биологических особей; появление и исчезновение видов; то или иное изменение в обществе в результате социальной деятельности.
Абсолютное движение бытия в мире происходит через множественность уровней и форм бытия в мире, и ни одна из них не может претендовать на приоритет и исключительность.
Важной характеристикой движения бытия является его противоречивый характер. Все изменения предполагают состояние покоя. Но в этом единстве изменение является абсолютным, а покой — относительным. Это не означает, что движение возможно без отдыха. Она говорит, что изменение приводит к новым состояниям в мире, а покой говорит только о сохранении, постоянстве этих новых состояний. Противоречивый характер движения проявляется не только в единстве изменения и покоя, но и в единстве непрерывности и прерывности, эволюции и революции, качества и количества.
Таким образом, движение, как и сущность мира, является объективным и абсолютным. Она не привносится извне, а содержится в самой природе бытия.
Движение неисчислимо многообразно. Например, сложные физиологические процессы происходят в организмах животных и человека: Биоэнергия и биоинформация текут упорядоченными потоками. Сердце, которое перекачивает кровь в сосуды, бьется без перерыва в течение одной минуты, и так на протяжении всей жизни. Сам человек движется, осваивая пространство; он создает различные пространственные формы в процессе труда. Человеческое общество — это сложная динамическая система, в которой все движется, взаимодействует, борется. Этим движением творится история. Непрекращающаяся поисковая мысль: творческая инновация — это тоже движение — в смысле движения вперед. На другом плане существования молекулы и атомы, из которых состоят тела, колеблются или смещаются. Внутри атомов элементарные частицы движутся порой с огромными скоростями. Бесчисленные поля вибраций пронизывают пространство.
Космические лучи блуждают по Вселенной во всех направлениях, спрятаться от них, как в океане воды, негде: они — космический вселенский океан разреженной материи, сквозь бури и штормы которого проплывает наша маленькая Земля. Повсюду движение!
Обобщая весь эмпирический и теоретический опыт, наблюдения поколений, философия утверждает: движение во всем его многообразии есть способ бытия всего материального и духовного, имманентная активность бытия, его вечная «агония» и «беспокойство», непрекращающийся драйв, стремление к перемене мест и состояний. Быть — значит меняться, двигаться; все в мире образуется и разлагается; никогда нет ничего законченного навсегда: все в мире находится в постоянном движении, которое не позволяет ничему навсегда принять окаменевшую форму. Невозможно представить себе что-либо во внезапно наступившей абсолютной немоте. Ведь движение можно определить как ту часть бытия, которая не сводится к чистой идентичности. Движение — это изменение, противоположность одинаковости.
Основные формы движения материи
Любой вид движения, любой фиксированный процесс подчиняется действию того или иного закона. Поэтому можно сделать вывод, что формой «движения вообще» являются законы движения. Однако эти законы по-разному взаимосвязаны. Поэтому на основе некоторых критериев их можно объединить во взаимосвязанные группы. Тогда формами движения называют группы изменений, объединенных подчинением действию определенных законов.
Неисчерпаемость материи, множественность предметов и явлений связаны с множественностью форм движения, поскольку последнее, как уже говорилось, является способом существования материи. Очевидно, что познание движения невозможно без изучения его конкретных форм, поскольку общее не существует вместе с единичным.
В рамках диалектического материализма трактовку форм материи в движении дал Ф. Энгельс. Развивая учение о множественности форм движения, Энгельс сначала предположил, что форма движения материи есть способ существования качественно определенного вида материи. При этом Энгельс прежде всего развивал принцип неразрывной связи между материей и движением. Он выделил пять форм движения:
- Механическое движение — пространственное перемещение объектов, но, заметим сегодня, — не всякое, а лишь характеризующееся наличием траектории.
- Физическое движение — тепло, электромагнетизм, гравитация…
- Химическое движение — превращение атомов и молекул, которое связано с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества. «Органическая жизнь, — подчеркивал Ф. Энгельс, — невозможна без механических, молекулярных, химических, тепловых, электрических изменений». Но совокупность этих изменений не является главной характеристикой биологической формы движения.
- Биологическое движение характерно для живых процессов. Последнее можно охарактеризовать так: «Жизнь — это способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является постоянный обмен веществами между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов. Эти особенности раскрывают специфику жизни только тогда, когда она рассматривается как система.
- Общественное движение (с которым также связано мышление).
Формы движения расположены в таком порядке не случайно: каждая последующая форма включает в себя предыдущие. Классификация Ф. Энгельса основана на следующих принципах: Структурность (каждая форма движения имеет специфическое, основное материальное обеспечение); Развитие (высшие формы движения возникают в результате развития низших); Историчность (характеризует преемственность познания человеком основных форм движения: от относительно простых к более сложным).
Каждая из этих форм включает в себя бесконечное разнообразие типов движения. Даже простейшая механика, по мнению Энгельса, включает такие способы движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое. Самая сложная форма движения — социальная, поскольку материальный носитель — самый сложный вид материи — социальный. К этой форме движения относятся и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Например, сердце человека — это механический двигатель, который обеспечивает движение крови по сосудам. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной системы человека. А жизненная активность тела является необходимым условием для участия человека в труде, в общественной жизни. Это изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных отношений и другие изменения, обусловленные законами движения на социальном уровне материи. Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны проходить друг через друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя и инерции — масса.
Свойства движения в пространстве и времени
Общим свойством является, во-первых, их объективность. Как материя не зависит от человеческого сознания, так и пространство и время не зависят от него. В этом вопросе идеалисты допустили путаницу. Так, Беркли считал, что пространство — это не что иное, как сосуществование ощущений в уме, субъекте; время — это последовательность ощущений. Согласно Канту, пространство и время являются априорными (доэкспериментальными) формами ощущения. Наложенные на хаос чувств, эти априорные формы упорядочивают их в пространстве и времени.
Во-вторых, в силу вечности существования материи, пространство и время вечны. Не может быть ситуации, в которой материя существовала бы как до появления пространства и времени, так и после их исчезновения. Попытки осмыслить пространство и время как имеющие начало или конец встречаются у Гегеля, Дюринга и других. Согласно Гегелю, природа разворачивается сначала в пространстве, а затем во времени. И, следуя Дюрингу, следует признать в целом, что было время, когда времени не было.
Третьим свойством пространства и времени является их бесконечность и безграничность. В применении к пространству безграничность означает, что независимо от того, в каком направлении и на какое расстояние мы движемся, мы нигде и никогда не достигаем границы, которую можно считать ограничением. Бесконечность пространства проявляется в том, что какой бы большой ни была система, всегда найдется система большего порядка, которая включает первую систему как один из своих элементов. Что касается времени, то бесконечность и безграничность проявляются в отсутствии событий, после которых уже нет никакой длительности, нет неисчислимого количества последовательных процессов.
В-четвертых, пространство и время обладают свойствами абсолютности и относительности. И здесь абсолютность понимается не в ньютоновском смысле. Это проявляется в том, что независимо от смены явлений, от всех изменений в материальных телах, пространство и время существуют объективно. Другими словами, ни один материальный объект, независимо от его свойств, не может находиться вне времени и пространства.
В то же время, свойства пространства и времени могут меняться с изменением свойств материи. Например, в зависимости от природы материала кривизна пространства может меняться, что нашло отражение в создании неевклидовых геометрий. Эйнштейн показал, что в разных инерциальных системах отсчета длины отрезков и временных интервалов различны. Эти примеры свидетельствуют об относительности пространства и времени.
Важным свойством является то, что пространство и время являются непрерывными и прерывными (дискретными) одновременно. Непрерывность пространства и времени выражается в том, что между любыми двумя элементами пространственной протяженности всегда есть элемент протяженности, который соединяет первые два в единую пространственную протяженность. Аналогично, между любыми двумя временными интервалами всегда есть третий, который соединяет их в единую временную длительность. Разрывность пространства и времени заключается в том, что они содержат элементы, которые различаются по своим внутренним свойствам, по своей структуре, т.е. по своим качественным характеристикам.
Какие свойства отличают пространство и время друг от друга? Особым свойством пространства является его трехмерность. Это выражается, во-первых, в том, что тело может перемещаться в пространстве в любом направлении: вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад. Во-вторых, все материальные тела имеют трехмерную пространственную форму — протяженность в длину, ширину и глубину.
Математически трехмерное пространство выражается соответствием один-к-одному между его точками и тройками чисел — их координатами в заданной произвольной системе координат. Время, в отличие от пространства, одномерно. То есть, если задано начало во времени, то начало или конец любого процесса, длина временного интервала описывается одним числом. Кроме того, время обладает свойством необратимости. Обратное движение во времени невозможно. Она всегда и везде течет в одном направлении: из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. Из этого следует, заметим мимоходом, временная необратимость причинно-следственных связей.
Движение в пространстве и времени
В философии движение понимается как любое изменение вещей и процессов. Если обозначить временное изменение пространственных свойств вещей и процессов (их положения и объема) термином «движение», а изменчивость их качественной детерминации как следствие их существования во времени — условным термином «изменение», то мы получим следующий результат. Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность определяют движение материи, которое является основной формой ее существования. Например, движущийся автомобиль перемещается в пространстве, «старая» книга на полке «стареет», периодически «перемещается». Таким образом, движение материи абсолютно, а ее покой относителен. Именно такое значение придается термину «движение», когда говорят, что материя не может существовать без движения.
Существенным дополнением к этому принципу является утверждение, что движение, в свою очередь, не может существовать без материального носителя (вещества или поля). Утверждение, что движение существует без материи, является, с точки зрения философов-материалистов, столь же абсурдным, как и вывод, что материя существует без движения. В неразрывном единстве материи и движения материя является первоначалом, а движение — производным. Она, так сказать, подчинена материи.
Еще в древности люди задумывались о пространстве и времени. В наиболее выраженной форме понятия пространства и времени оформились в виде двух противоположных концепций, названных впоследствии концепциями Демокрита-Ньютона и Аристотеля-Лейбница.
Первая концепция предполагала существование пространства как некой пустоты, не связанной с материальными объектами. Также считалось, что время — это независимая сущность, не связанная с материей и пространством. С точки зрения второй концепции, пространство и время не считались оторванными от вещей. В науке до конца XIX и начала XX века доминировала первая концепция.
Древнегреческие философы Демокрит, Эпикур, Лукреций, Кар и другие, исходя из своего атомистического учения, понимали пространство как пустоту. Они считали, что для существования и движения атомов необходима пустота — своего рода контейнер, в котором атомы, соединяясь в движении различными способами, образуют множество тел. С развитием классической физики идеи Демокрита о природе пространства и времени получили дальнейшее развитие в работах Бруно, Галилея, Декарта и других. Особенно большой вклад в этом отношении внес Ньютон, который при создании классической механики искал универсальную систему отсчета, относительно которой происходит механическое движение тел. В качестве такой универсальной системы Ньютон выбрал пространство.
Согласно Ньютону, пространство — это пустой, абсолютный контейнер, в который помещаются все тела как нечто внешнее. Все тела обладают протяженностью, не зависящей от существования других тел. Ньютон считал, что пространство трехмерно, непрерывно, однородно и изотропно. Его различные части не отличались друг от друга, и поэтому пространственные отношения были везде одинаковыми и описывались одной и той же геометрией — геометрией Евклида. Время — это чистая длительность, присущая каждому явлению. Это также абсолют.
Абсолютность пространства и времени понималась Ньютоном в двух различных, но связанных между собой аспектах. Во-первых, «абсолютное пространство» Ньютон назвал пустым и неподвижным с точки зрения пространства материи (своеобразного вместилища тел), с которым была связана привилегированная система координат. Во-вторых, термин абсолютный используется для характеристики инвариантности, то есть неизменности длин отрезков в любых системах отсчета. Аналогично, термин «абсолютное время» характеризует его, с одной стороны, как чистую длительность, а с другой — как инвариантность (неизменность) временных интервалов в произвольных системах отсчета. Это означало, что везде в пространстве существует единое «мировое» время, независимо от выбора системы координат и взаимного движения тел.
Философское значение теории относительности
Разрешение этого противоречия было осуществлено А. Эйнштейном в 1905 году с созданием специальной теории относительности. Принципиально новым в теории Эйнштейна является утверждение об относительности пространства и времени, рассматриваемых по отдельности. Понимание смысла одновременности двух событий стало существенно отличаться. С точки зрения специальной теории относительности (СТО), два события, одновременные в одной инерциальной системе отсчета, не являются одновременными в другой системе, движущейся относительно первой. Таким образом, мы можем с уверенностью говорить об одновременности двух событий, только если они произошли в одном и том же месте.
Потеря абсолютности одновременности означает, что не может быть единого времени в разных системах отсчета. В каждой такой системе существует «отдельное» время. Длина также стала относительной. Действительно, что должна измерять длина любого сегмента? Это значит фиксировать одновременно его начало и конец. Но поскольку понятие одновременности утратило свой абсолютный смысл, длина отрезка будет разной в разных системах отсчета. Более того, длина отрезка в направлении движения станет меньше, а временные интервалы увеличатся, т.е. течение времени должно стать медленнее. Возникает вопрос, реальны ли такие релятивистские эффекты?
Теория утверждает их реальность. И дело не в том, что каждый интервал в разных системах действительно короче другого. Просто наблюдатели в каждой системе отсчета при измерении заметят, что отрезок в другой системе короче, чем отрезок в их системе (например, каждый из двух людей одинакового роста, стоящих по разные стороны биконической линзы, будет казаться меньше, хотя это не означает, что каждый из них меньше другого). Реальной причиной изменений будет взаимное относительное движение тел. Таким образом, в отличие от классической физики, мы можем говорить о длине тела только относительно той или иной системы отсчета. То же самое справедливо и для временных интервалов. Аналогия заключается в том, что мы не можем говорить о скорости тела в целом без ссылки на систему, потому что не существует скорости тела как такового. Точно так же понятия «вверх» и «вниз», «вправо» и «влево» бессмысленны, если не указано, какая ориентация в пространстве определяется.
Развитие идей о пространстве и времени показало, что пространство и время как таковые не существуют отдельно. Они являются сторонами единой сущности — четырехмерного «пространства-времени». Окружающий мир в данном случае — это мир событий, характеризующийся местом и временем. СТО, показав относительность пространства и времени, ввел новый абсолют — четырехмерное «пространство-время», в котором три координаты являются пространственными, а четвертая — временной.
В целом, философское значение специальной относительности заключается в том, что она открыла неразрывную связь, единство пространства и времени. Дальнейшее развитие представлений о пространстве и времени и их связи с материей связано с появлением Общей теории относительности (ОТО), одним из основных постулатов которой являются гравитационные уравнения Эйнштейна, где правая часть является физической величиной, выражающей материю — энергию — импульс, а левая часть выражает геометрические свойства четырехмерного пространства-времени.
Таким образом, уравнения Эйнштейна описывают как гравитационное поле, так и геометрию пространства-времени. Установление зависимости гравитационного поля, а значит и пространства-времени, от распределения в нем материальных масс является важнейшим фактором не только в физическом, но и в общефилософском смысле. В этом смысле уравнения Эйнштейна следует рассматривать как математическое выражение диалектического принципа, который гласит, что пространство и время, как формы существования материи, неотделимы от материи и ее свойств. Это означает, что ОТО отличается от классической физики в решении проблемы пространства и времени.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Идеалы и ценности современного человека
- Политическое мировоззрение
- Нравственность как потребность оценочного отношения. Источники нравственных представлений
- Основные идеи социальной философии
- Материальное производство
- Развитие средств и систем обработки информации и создание теории информации
- Философские проблемы исследования антропогенеза
- Проблема истины в истории философии — Наиболее важные аспекты критериев истины
- Человек в своей жизнедеятельности
- Бытие как центральная категория онтологии