Оглавление:
Сегодня в литературе встречаются самые разнообразные интерпретации менеджмента: способ общения с людьми; власть и искусство управления; умение и административные навыки; искусство проведения мероприятия.
Истоки управленческой деятельности восходят к древности, но в древних цивилизациях не существовало буквального эквивалента современного термина «управление».
В Древней Греции слово «мастер», близкое по звучанию и значению, означало «тот, кто ищет», «тот, кто умеет искать», но не «тот, кто умеет вести». Искусство контролировать людей по-гречески называлось «демагогией». «Демагогия» переводится как «руководство народа», «руководство страны» (демос — народ, назад — вести).
Древнегреческий «назад», даже без сочетания с «демосом», несет в себе смысл руководства, управления и, более того, управления, образования. Достаточно сменить приставку «демо» на приставку «платный» (ребёнок), а корень «назад» останется неизменным, и мы получим новое слово — педагогика — искусство воспитания и ухода за детьми. В то же время древнегреческий «паягогео» означал не только «образование», но и «свинец», «организация», «форма», «поезд». Первоначально воспитатель был рабом, который привозил ребенка в школу, или слугой, который был прикреплен к ребенку. Позже это слово имело дополнительное значение — «вождь», «лидер».
В латинском языке есть слово «mancepts» — предприниматель, подрядчик. Первоначально это было имя плательщика государственных доходов. В Древнем Риме «манципий» обозначал право собственности и владения собственностью.
Само слово «mancipio» образовалось из слияния двух самостоятельных слов: «manus» и «sario». В латыни слово «manus» имеет цепочку значений: Рука — сила — власть — работа — работа. Слово «манус» означает приобретать, наследовать, вступать во владение, присваивать.
Слово «манцет» переводится как «предприниматель», человек, заработавший капитал своими руками, своим трудом, своей настойчивостью, но и хитростью и умом. Поэтому «манцет» переводится как «предприниматель» — человек, заработавший капитал своими руками, своим трудом, не только упорством, но и хитростью и умом.
В этой контрольной работе, учитывая происхождение и первые попытки применения элементов управления в древних цивилизациях, мы определяем термин «управление» как круг людей, занимающихся управленческой деятельностью, как теорию и практику управления.
Развитие управленческого мышления в древности.
В своем развитии управленческое мышление претерпело значительные изменения, что позволяет выделить определенные этапы. На этих этапах управление изменилось настолько радикально, что, по словам А.И. Кравченко, можно говорить об управленческих революциях. Существует три такие революции, которые имели место в древности и пронизывали определенную «нишу» для существования менеджмента:
Религиозно-коммерческий.
Это связано с шумерской и египетской цивилизацией (около 3000 г. до н.э.), когда каста священников была преобразована в касту религиозных функционеров-управляющих. Этому предшествовала замена священного обычая приносить человеческие жертвоприношения на ритуальные — деньги, драгоценности, изделия сельскохозяйственного, бытового, ручного труда. Постепенно церковь, которая была в основном неотделима от государства, стала контролировать огромные активы и ценности, что требовало систематической реализации функций учета, контроля, распределения и обмена. В строительстве, например, зданий древнего Египта, во всей красе проявилось искусство управления и умение планировать и организовывать долгосрочную работу, мобилизовывать и использовать материальные и человеческие ресурсы. В результате произошло определенное разделение (качественное преобразование, скачок) управления и превращение его в инструмент коммерческой и религиозной деятельности. На этом же этапе вымирает присвоенный вид жизнеобеспечения (охота, рыбалка, сбор натуральных фруктов) и переход к принципиально новому виду продовольственного снабжения — организации его производства (фермерство, животноводство), что явилось толчком к развитию хозяйственного управления.
Древний памятник Писания — книга «Учение Птахотепа», датируемая 2000-1555 гг. до н.э., содержит советы и рекомендации, которые не утратили своей актуальности и по сей день: «Если ты вышестоящий, будь спокоен, когда услышишь слова молитвы; не отталкивай его, пока он не освободился от того, что хотел сказать тебе.
Светское администрирование.
Вторая управленческая революция считается светско-административной, поскольку был введен светский стиль управления, основанный на законах, усилен контроль и ответственность за выполнение работы.
Эта революция связана с вавилонским правителем Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который пытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей. При нем появился знаменитый Кодекс Хаммурапи, в котором содержалось 285 законов, позволивших создать эффективную систему управления обширными территориями и регулирования отношений между социальными группами, основанную не на личном усмотрении и расплывчатых племенных традициях, а на письменных правовых нормах. Хаммурапи ввел новый стиль руководства, который, в отличие от предыдущих правителей, ясно выразил свое желание быть заботливым «отцом» и защитником своих подданных, создавая тем самым определенную атмосферу и мотивацию для своего поведения.
Хаммурапи, по словам Ходжетса, был первым, кто работал специально для создания своего образа «заботливого защитника народа».
Производство и строительство.
Третья управленческая революция известна как производственно-строительная революция; она была направлена на сочетание государственных методов управления с контролем над деятельностью производства и строительства. Эта революция связана с именем царя Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.), который был автором проектов Вавилонской башни и Висячих садов, системы управления производством на текстильных фабриках и в зернохранилищах. Третья революция в управлении характеризуется применением методов управления к строительным работам и разработке технически сложных проектов, эффективных методов управления и контроля качества продукции. В Древнем Риме это привело к возникновению системы территориального управления при Диоклетиане (243-316 гг. н.э.) и административной иерархии Римско-католической церкви, которая до сих пор считается самой совершенной формальной организацией в западном мире.
Вклад древних цивилизаций в развитие управления
Истоки идеи управления лежат в древности, особенно в форме управленческой организации.
Древнейшей цивилизацией является шумерская культура, известная развитием письменности. Еще в 3000 г. до н.э. священники в шумерском городе Ур (на территории современного Ирака) хранили деловые, юридические и исторические записи на ламинированных таблетках. Некоторые из этих табличек относятся к административной практике шумерских священников. Считается, что письменность возникла в связи с необходимостью священников осуществлять процесс управления. Это достижение привело к формированию специальной группы священников — «предпринимателей», «купцов», которые были связаны с коммерческими сделками, ведением деловой переписки и коммерческими расчетами.
Из древнеиндийского трактата «Арфамастра», опубликованного в IV-III вв. до н.э., видно, что были разработаны такие науки, как философия, доктрина экономики и доктрина управления. Искусство управления на санскрите называется «дан-данити», буквально «руководство по владению палочками». Это было характерно для древних организаций:
- относительно небольшое количество менеджеров, практическое отсутствие менеджеров среднего звена;
- Деятельность руководства часто не отличалась и не отделялась от деятельности, не связанной с управлением;
- Лидерские позиции в организации обычно заполнялись по праву рождения или силой;
- небольшое количество крупных организаций.
Эффективность управления в древности и идеи управления можно оценить, представив, как строились уникальные сооружения. Египетское искусство строительства пирамид и гробниц (между 4000 и 525 гг. до н.э.) свидетельствует о достижениях не только в механике строительства, но и в управлении производством и огромном количестве рабочих (до 100 000 человек) в течение 20 лет. Очевидно, что люди, строившие сооружения древнего Египта, не только знали, как планировать строительство объекта, но и проявляли умение мобилизовывать и использовать человеческие ресурсы, контролировать и координировать процессы производства и управления.
Вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) связан с публикацией свода законов (кодекс), устанавливающих правила в отношении личной собственности, семьи, труда, торговли, договоров, займов, товариществ и векселей. Кодекс Хаммурапи установил правовые нормы для установления минимальной заработной платы, контроля и ответственности. Эти принципы действовали более десяти веков до того, как другой талантливый организатор взял на себя управление Вавилонским царством. Навуходоносор (605-562 гг. до н.э.) добился больших успехов в военных и экономических делах. Мы знаем примеры с текстильных фабрик о времени цветной маркировки при проверке продукции и выплате прогрессивной заработной платы.
Ивритская история показывает мудрость в обращении с людьми и процессами. В Ветхом Завете рассказывается о жизни Иосифа, который восстал из раба и стал влиятельным и могущественным человеком. Его управление зернохранилищами кормило Египет во время семилетнего голода, который уничтожил соседние народы. Моисей, вождь израильского колена, самый известный из иудейских вождей, был воскрешен в Египте. Он организовал и возглавил исход почти полумиллиона израильтян из рабства в Египте. Время перехода было не случайно долгим (40 лет): за это время выросло поколение, которое не знало о рабстве.
Закон о мозаике содержит подробный структурированный набор гражданских и религиозных норм, которые затрагивают каждый аспект жизни иудеев. Моисей установил и реализовал принцип делегирования полномочий: Он назначил заместителей судей для принятия простых решений «судов низшей инстанции». Это один из старейших и наиболее общедоступных отчетов о философии и плане организационного делегирования.
Вклад древнекитайской цивилизации в возникновение и развитие управленческого мышления заключается в следующем:
- В преддинастический период в Китае были заложены основы государственного управления. Согласно мифологии, это практическое знание было получено с небес («повеление небесное»).
- Модель государственного управления Западной Чжоу была примером суверенного правления монарха с использованием большого бюрократического аппарата, состоявшего из двух частей. Одна из частей выполняла функции администратора, то есть администратора, который мог принимать управленческие решения. Другой частью были государственные служащие, которые должны были выполнять обязанности администраторов.
- Структура правления состояла из нескольких уровней, каждый из которых, начиная с императора, имел так называемого управляющего члена. Кроме того, в этой модели выделяются виды правил (руководство войсками, ритуалы, внешние связи, в семье и школе).
Сократ, 400 г. до н.э., смог сформулировать принцип универсальности управления. Он считал, что главное в управлении — это поставить правильного человека на правильное место и выполнить поставленные перед ним задачи. Современное положение по существу не изменилось. Его современник, персидский царь Кир, отстаивал идею о необходимости выяснить причины, которые заставляют людей действовать, как мы говорим сегодня, мотивируя их.
Древнегреческий ученый Ксенофонт, родившийся около 430 г. до н.э., охарактеризовал в своих трудах «образцовую экономику» и «образцового гражданина», «идеального правителя» и «идеального государства». Он изложил программу превращения тирании «в правильную форму правления с сильной личной властью». В своей работе «О доходах» он пытался найти выход из экономических трудностей Афин.
Платон рассматривал правительство как науку о том, как кормить людей вместе, и утверждал, что деятельность правительства является важным элементом системы жизнеобеспечения общества. Мудрое правительство, по его мнению, должно основываться на универсальных и разумных законах, но сами эти законы слишком абстрактны и догматичны, чтобы обеспечить правильное решение для любой конкретной ситуации. Король (политик) — это своего рода пастух, который заботится и контролирует человеческое стадо. Платон различал два вида ухода:
- основанная на насилии — это своего рода тирания;
- мягкое — это что-то вроде политики.
Аристотель заложил основы доктрины домашнего хозяйства (прообраз современной политэкономии), в контексте которой он указал на необходимость развития «науки господства», обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими. Однако, отмечает Аристотель, это довольно утомительно, и поэтому тот, кто способен избежать такого труда, берется за это дело, пока сам занимается политикой или философией.
Древние римляне также приводят многочисленные примеры эффективного управления. Самым известным из них является реорганизация империи императором Диоклетианом. Вступив на престол в 284 г. до н.э., Диоклетиан вскоре понял, что его империя стала неуправляемой. Слишком много людей и важных дел для императора, чтобы заботиться о них лично. Диоклетиан отверг структуру, в соответствии с которой все провинциальные губернаторы были непосредственно подчинены ему, и установил другие уровни империи. Губернаторы еще больше усложнили эту структуру. Это позволило императору более эффективно управлять огромной империей. Были также разработаны принципы административного управления. Император Диоклетиан разделил империю на 101 провинцию, каждая из которых была сгруппирована в 12 епархий, а эти, в свою очередь, на 4 географических региона. Диоклетиан и три его помощника управляли этими регионами. Помощники обладали определенной властью и правами в гражданских делах, но военная власть была строго централизованной. Изменение правительственной структуры укрепило власть Римской империи.
Римско-католическая церковь широко использовала должностные инструкции для священников, епископов, пресвитеров и других священнослужителей. Обязанности каждого из них были четко сформулированы, и была установлена цепочка командования от Папы Римского до мирян.
Роль управления в человеческом и социальном развитии
Управление — это особое проявление сознания, воли и устремлений людей, выраженных в создании соответствующего социального института — системно организованного набора человеческих знаний, поведения, социальных практик и действий. Управление как своего рода социальная практика существует с момента появления потребности в совместной и целенаправленной деятельности людей.
Осознание феномена социального управления началось с признания института власти, точнее, божественной силы. Затем стали появляться и реализовываться другие проявления социального менеджмента. Если раньше человек подчинялся только своим инстинктам, то со временем он все больше и больше попадал под влияние своеобразной контролирующей силы, он становился социально организованным, а это означает, что существовала вероятность подчинения (управления) все большего числа людей общим правилам поведения. Эта вероятность стала реальностью благодаря формированию все более сложных механизмов социального управления.
Люди работают вместе, поэтому их работа носит социальный характер и должна управляться. Любая совместная работа, осуществляемая в сравнительно больших масштабах, нуждается в управлении. Характер социального управления становится все более сложным. Механизм управления первобытной общиной, состоящей из старейшины, вождя, совета и некоторых других институтов (божественные законы, обычаи, традиции, обряды) намного проще, чем механизм управления современным обществом. Структура и функции современного государства не сопоставимы по сложности с административными механизмами первобытных племен.
Таким образом, можно констатировать, что социальная эволюция, сопровождающаяся возрастающей сложностью социальных организаций и их размеров, связана с возрастающей сложностью социального управления. История социальной эволюции — это процесс усложнения структуры организации и деятельности людей. Формой, в которой происходит такое движение, является выделение новых видов деятельности и их разделение в результате развития социального разделения труда, сопровождающегося ростом его производительной мощи. Вся история общества стала подчиненной целям выживания индивидуума и общества в целом.
Производительность и управление.
Таким образом, появилось руководство, в котором люди хотели работать вместе. Исторически она зародилась в процессе становления человека как социального существа. Чтобы противостоять силам природы, первобытные люди должны были формировать группы, что делало неизбежным последовательность поведения для достижения поставленных целей. Клановая община была первой формой общей организации работы. Благодаря этому человечество вышло из состояния дикости и достигло цивилизации. В родовом сообществе регулирование началось с упорядочения семейно-брачных отношений с целью избежать кровных связей, подрывавших биологию последующих поколений. В то же время управление трудовой деятельностью и семейно-бытовыми отношениями не было разделено, а осуществлялось общими административными органами. Клан функционировал как единая производственная и социальная организация.
Потом появляется частная собственность, появляются классы. Формируется противоречие между государственным производством и частной формой присвоения, что требует иного управления обществом. Интересы большинства стали подчиняться интересам меньшинства. Руководство, основанное на нормах морали, уже не в состоянии обеспечить такую подчиненность. Требовалась неоспоримая власть, сила, способная влиять на поведение всех элементов общественного строя.
По определению народного философа и социолога С.С. Авдреева, исторически существовало три формы власти: вершина собственности, вершина права, вершина идеи. Социальное управление, которое их реализует, представляет собой единое целое, в котором каждый из компонентов дополняет друг друга. Поскольку вершина собственности предопределяла вершину права и вершину идеи, а также осуществлявшее их социальное управление, то объективно необходимый тип социального управления соответствовал разным типам собственности. Рабовладельческий режим производства требовал такого экономического управления, при котором реализовывалась неограниченная вершина собственности по отношению к рабу как говорящему инструменту труда. Поэтому организационно-техническая сторона управления становилась все более технической и не содержала ничего социального, т.е. не была управлением людьми. Его реализация не требовала высокой квалификации и специального аппарата. Социально-экономическая сторона в этом не нуждалась; она представлялась довольно открыто как средство эксплуатации.
Не зря институт власти часто отождествляется с самим менеджментом, хотя, строго говоря, топ является лишь предпосылкой для менеджмента. К власти были приняты те члены общества, которые наилучшим образом обеспечивали, поощряли, защищали или умело организовывали выполнение этих функций. Конкуренция способствует развитию общества. Стремление к власти привело к расширенному воспроизводству, то есть не только к росту числа членов общества, но и к совершенствованию технологий и структуры отношений, то есть организации. На более высоком уровне происходило формирование, конкуренция и изменение различных форм жизни с разными технологиями и организационными механизмами. Однако суть системы управления в обществе не изменилась. С осознанием полезности управления наступил час его практического применения. Египетские пирамиды, дворцы фараонов, висячие сады Семирамиды и другие чудеса света стали свидетелями этого. Управление использовалось для достижения военных побед, для управления дворцами и городами.
Человек непредсказуем и склонен к секретам. Он прячет свои вещи за заборами и замками, свое тело — под одеждой, а ум — за словесными уловками. Не зря А.П. Чехов сказал, что любое личное существование держится в секрете. Между тем, чтобы управлять людьми, необходимо быть уверенным в предсказуемости их действий. Любой бизнес — управляемая реальность. Помимо основного процесса фактической деятельности, существует параллельный — информационный — процесс, который постоянно присутствует, в котором есть цели, ценности, планы, карты ситуации, списки ресурсов — все, что проецирует субъект и организует его дело. Менеджмент объединяет информационные уровни деятельности всех участников общественной работы в единую систему. Ядром системы является цель (результат, на который направлены совместные усилия) или функция (стандартизированная модель деятельности). Достижение цели или выполнение функции обеспечивается влиянием, оказываемым на действующих лиц. Фактическая вероятность такого влияния определяется как пиковая в отношении рассматриваемой деятельности.
Накопленный человечеством опыт убеждает нас в том, что объективная необходимость управления каждый раз воспроизводится на более высоком уровне общности собственности и власти. По мере развития и усложнения социальных отношений, усложнения, структурирования и наполнения содержанием экономической и производственной деятельности, управление также становилось более сложным, структурированным и богатым. Образно говоря, управление прогрессировало в своем историческом развитии по форме и содержанию примерно так же, как инструменты человеческого труда прогрессировали на протяжении веков — от палки и каменного топора до гибкого автоматизированного самоадаптирующегося производства и современной электроники с искусственным интеллектом.
Революции менеджмента в истории человечества
В процессе своего развития практика управления претерпела значительные изменения. Иногда менеджмент меняется настолько радикально, что можно говорить об управленческих революциях, когда происходит переход от одного качественного состояния управления к другому (А.И. Кравченко). Все управленческие революции являются примерами аутсорсинга новых видов деятельности и их изоляции.
Первая из них обычно ассоциируется с шумерской и египетской цивилизациями, когда каста священников была преобразована в касту религиозных функционеров — управителей. Со временем богам стали приноситься не человеческие жертвы, а символические. Все это накапливалось в руках священников, которые, помимо соблюдения религиозных обрядов, отвечали за сбор налогов, управление казначейством и решение имущественных вопросов. Постепенно священники стали контролировать большое количество имущества и ценностей, что потребовало систематического осуществления функций учета, контроля, распределения и обмена. Например, при строительстве зданий в Древнем Египте проявились навыки управления, умение планировать и организовывать работу в долгосрочной перспективе и эффективно использовать материальные и человеческие ресурсы. В результате произошло хорошо известное разделение менеджмента и его превращение в инструмент коммерческой и религиозной деятельности. На этом же этапе происходит гибель присвоенного вида жизнеобеспечения (охота, рыбалка, сбор фруктов) и переход к принципиально новому виду продовольственного снабжения — организации его производства (фермерство, животноводство), что стало толчком в развитии хозяйственного управления.
В результате первой управленческой революции, иногда называемой религиозно-коммерческой революцией, управление сформировалось как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, а затем переросло в социальный институт и профессиональное предприятие.
Вторая управленческая революция носила преимущественно административно-светский характер. Обычно он ассоциируется с вавилонским царем Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н.э.). При нем был создан народный кодекс из 285 законов, который позволил создать эффективную систему управления огромными землями и регулирования отношений между социальными группами, основанную не на личном усмотрении и племенных традициях, а на письменных правовых нормах. Хаммурапи ввел новый стиль руководства, который, в отличие от предыдущих правителей, продемонстрировал свое желание быть заботливым «отцом» и защитником своих подданных, формируя тем самым определенную социальную атмосферу и мотивацию к поведению.
Таким образом, в результате второй управленческой революции возникает светский тип управления, формализуется формальная система организации и регулирования человеческих отношений, возникают основы стиля управленческого лидерства и поведенческой мотивации.
Третья революция управления носила производственно-строительный характер и связана с вавилонским царем Навуходоносором (605-562 гг. до н.э.). Эта революция характеризуется применением методов управления в производстве строительных работ и разработке технически сложных проектов, эффективных методов управления и контроля качества продукции.
Четвертая управленческая революция совпала с промышленной революцией восемнадцатого и девятнадцатого веков и стала ее своеобразным следствием. Управление отделено от собственности и становится самостоятельной деятельностью. Появляется слой профессиональных менеджеров, не связанных напрямую с владением средствами производства. Переход от мануфактуры к фабрике ознаменовался разделением труда с распределением частных функций между рабочими и производственными подразделениями, что привело к появлению армии рабочих, единственной функцией которых была координация деятельности занятых в определенном месте, с задачей производства изделия с наименьшими затратами.
Наконец, пятая управленческая революция, которая приходится на двадцатое столетие, — это превращение менеджеров сначала в профессиональный класс, а затем в социальный. Администрация и управление выделяются как отдельный вид деятельности, а менеджеры становятся главными участниками экономических процессов. Управление становится специфической отраслью социальной практики, знаний и навыков, которые должны накапливаться, умножаться и передаваться работникам, которые в них нуждаются.
В 1941 году Я. Бернхайм в своей книге «Управленческая революция» выдвинул идею о том, что класс капиталистов практически заменен классом менеджеров. Капиталистический собственник перестал быть необходимым условием нормального функционирования производства, а менеджеры стали таким же социальным классом, как буржуазия или бюрократия. Менеджеры, занимающие ключевые позиции в управлении производством, вытеснили владельцев и акционеров с функций контроля. Идея передачи контроля над производством управленческим кадрам была разработана социологами П. Сорокиным, Т. Парсонсом, П. Друкером. Рост бюрократии в государственном и частном секторах в современную эпоху стал следствием неспособности предпринимательского класса управлять сверхсложными технологическими, экономическими и социальными процессами.
В середине двадцатого века интерес к управлению достиг своего пика. Идея управленческой революции охватывала не только сферу научного, но и повседневного мышления. В 1959 году популярный социолог Р. Дарендорф заявил, что законная собственность и формальный контроль окончательно отделились, и, таким образом, традиционная теория класса потеряла всякую материальную ценность.
Особенности управления на данном этапе
На рубеже веков и тысячелетий человечество вступило в качественно новую концепцию своего развития. При решении любой проблемы все чаще приходится считаться с «внешними границами» планеты и «внутренними границами» самого человека (А. Печчеи). Наступило время информатизации и глобализации, час стремительных изменений, в котором все процессы развиваются стремительно и в то же время противоречиво. Глобальная трансформация мироустройства, системный характер происходящих на планете изменений заставляют задуматься об общих закономерностях истории, о логике, лежащей в основе смены эпох. Прошлое и будущее существуют не сами по себе, как полностью автономные пространства; они сливаются в единый поток времени, сближаются берегами истории и объединяются только субъектом исторического действия — человеком.
Кардинальные изменения в мировоззрении, общественной психологии и менталитете представляются не менее важными, чем изменения в материальной, конечной жизни общества, так как первые являются главным фактором социальных революций, приводящих к великим преобразованиям экономического и политического статуса мира. Развитие информационных технологий и связи, всего мощного арсенала цивилизации, в XX веке существенно ослабило роль географических пространств и налагаемые ими ограничения. Появилась иная перспектива глобального развития, и конфигурация цивилизационных противоречий претерпела определенную метаморфозу. Новое качество мира, его глобализация, проявилось и в том, что сегодня практически вся планета охвачена одним видом экономической практики. Появились также новые транснациональные субъекты, практически не связанные с национальными государствами, на территории которых они действуют. Соответственно, изменились принципы международных систем управления и задачи, которые они должны выполнять.
В то же время глобальное управление не подразумевает унификации социальной и экономической жизни. Феномен управления порождает управленческое мышление. Однако, как полагают многие исследователи, теория и практика управления в процессе их развития достигли такой точки, когда необходимо интегрировать разрозненные модели объекта исследования. Метатеория управления должна строиться на основе целостной концепции, объединяющей методы и идеи социологии, экономики, психологии, культурологии, философии и менеджмента. Главная проблема, которая, похоже, стоит на пути превращения менеджмента в науку, — это сам человек. Его поведение непредсказуемо, потому что определяется многими факторами и обстоятельствами — ценностями, потребностями, мировоззрением, отношением, степенью силы воли, то есть тем, что нельзя предсказать и принять во внимание.
Современное социальное управление еще не приблизилось к требованиям времени. Необходимы его обновление, радикальные изменения, направленные на главную причину общего кризиса управления — усиливающееся противоречие между субъектом и объектом управления. Важнейшим условием решения этих проблем является возрастание роли культурных и социально-психологических факторов. Рациональный подход, знания, современные концепции и наукоемкие технологии имеют особое значение в управленческой культуре. Очевидно, что специальное управленческое действие начинается со знакомства с сущностью происходящих процессов, с внедрения новых идей, которые, прежде всего, характеризуют содержание управления, уровень управленческого мышления. Без способности ставить инновационные цели, а затем находить адекватные методы их достижения невозможно эффективное управление. Не менее важную роль играют и идеи менеджмента.
Сегодня изучение человеческого поведения в социальной организации, в обществе, понимание законов раскрытия творческого потенциала отдельных работников, культуры и психологии человеческого общения становятся приоритетными для менеджеров. Одним словом, знание и понимание человека, форм его поведения в социальной организации является важнейшим компонентом управленческой культуры и сущностью той управленческой революции, которую переживает мир. А управленческий интеллект становится важнейшим ресурсом человечества и частью общей культуры как общества, так и личности.
В современных системах управления организуются и взаимодействуют с личностью, которая является носителем знаний и интеллекта, Кроме того, они постоянно совершенствуют свои интеллектуальные способности, поэтому неуместно игнорировать интеллект как качество человека ни с точки зрения науки, ни с точки зрения практики организации управленческой деятельности; ведь организуются не только средства, умения, навыки, методы взаимодействия и организационные структуры, но и личности.
Носителями новой управленческой и организационной культуры являются общество в целом, а также его отдельные социальные группы, особенно образованные классы, наконец, индивидуумы. И сегодня особенно перспективна идея формирования современной политической и управленческой элиты, способной влиять на общественную жизнь, как бы упреждающе, опираясь на профессиональные знания, творческое воображение, нестандартное восприятие и инновации.
Теория управления.
До появления теории управления правители в своих решениях руководствовались интуицией, опытом и традициями, действовали в определенных исторических ситуациях и интуитивно пытались найти оптимальные решения. Такой подход к управлению характерен, особенно для такого реформатора, которым в истории Российской Федерации был Петр Великий. «Петр Великий и его реформа» — описывает В.О. Ключевский — наше обычное стереотипное выражение… Между тем, долгое время такой взгляд на себя не был виден самому Петру… Он просто делал то, что подтолкнуло его к действию, не утруждая себя предварительными соображениями и далекими планами, и все, что он делал, он считал, как бы это ни было, своим текущим, регулярным делом, а не реформой: он не замечал, как эти текущие дела, он изменил все, что вокруг него — и людей, и приказы. Такой подход в практике управления, преобладавший до XX века, называется ситуационным или управленческим по обстоятельствам: решение, которое после соответствующего управленческого эффекта в данной ситуации, считается наилучшим с точки зрения изменения ситуации. А именно, менеджер перестает управлять событиями и «идет по течению»; работает как пожарная бригада, которая должна «латать дыры» без конца, вместо того, чтобы их предотвращать. Это не означает, что управление по обстоятельствам в принципе неэффективно. Ситуационный подход к принятию решений необходим и оправдан, когда сама ситуация является исключительной и использование прошлого опыта очевидно рискованно, когда ситуация меняется быстро и непредсказуемо, когда нет времени рассматривать все обстоятельства.
Что должен делать менеджер в конкретной ситуации? На эти и другие вопросы отвечает теория управления — логически упорядоченное знание, представляющее собой систему принципов, методов и технологий управления, разработанную на основе информации, полученной как эмпирическим путем, так и с помощью научной рефлексии. Теория управления — это наука, изучающая процессы управления в социальных и социально-экономических системах, содержание и форму отношений управления, закономерности их формирования и развития, а также принципы эффективного управления. Скажем, есть и другие взгляды на теорию управления, но общим для всех ее определений является признание в структуре социальных отношений особого вида отношений — управленческих, которые возникают в процессе управления в социальных системах.
Итак, предметом теории управления являются управленческие процессы, происходящие в территориальных, профессиональных и других группах людей, обеспечивающих процесс производства и воспроизводства человека, то есть управленческие отношения. В структуре каждой целевой группы создается своеобразный социальный феномен — управление, которое, в свою очередь, приводит к появлению индивидуумов или групп, конкретно занимающихся управленческой деятельностью. В литературе существует несколько подходов к управлению.
На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».
Читайте дополнительные лекции:
- Эффективность менеджмента в организации
- Контроль либерального и авторитарного руководителя
- Типы стратегий
- Эмоциональная теория лидерства
- Эффективный тайм-менеджмент для офисного и удаленного работника
- Определение миссии и целей стратегического управления
- Управление рисками
- Безопасность управленческих решений
- Оценка эффективности инновационного проекта
- Структура и формы прогнозирования