Оглавление:
Человек находится в постоянном контакте с окружающей средой. Каждую секунду на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни различных раздражителей, многие из которых надолго остаются в памяти человека. По мнению В. С. Мухиной, одним из самых любопытных феноменов человеческой психики является то, что полученные в предыдущей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только надолго сохраняются в памяти, но и подвергаются определенной обработке. Существование этого феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее [20].
Следует отметить, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. В отличие от животного, человек воздействует на окружающую среду систематически, направляя свои усилия на заранее определенную цель. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук выполняет определенные операции, напоминающие работу ткача, а пчелы, строя свои восковые ячейки, похожи на людей-строителей. Но самый плохой специалист отличается от самой лучшей пчелы или самого искусного паука тем, что действует по заранее составленному плану. Любая работа предполагает разработку такого плана и только потом его реализацию на практике.
Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-то нового, мы сталкиваемся с еще одним феноменом человеческого менталитета. Его суть заключается в том, что человек создает в своем сознании образ, которого еще не существует в реальности, а основой создания такого образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Именно этот процесс — процесс создания новых мысленных образов — и называется воображением.
Итак, воображение — это процесс трансформации идей, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых идей.
Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы можем лишь подчеркнуть преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления о вещах и событиях, которые ранее были в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Если же те же представления воспроизводятся с целью создания новой комбинации этих представлений или создания на их основе новых представлений, то мы говорим о деятельности воображения [16].
Следует отметить, что образы воображения создаются только путем переработки отдельных аспектов доступных человеку образов реальной действительности.
Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, поскольку определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-то предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех деталях и со всеми подробностями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разъединенных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, которая выражается в пополнении представлений необходимыми деталями, т.е. в процессе воспроизведения начинает проявляться активность нашего воображения [20].
В гораздо большей степени активность воображения присутствует при формировании образов предметов или явлений, которые мы никогда не воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.
Деятельность воображения наиболее тесно связана с эмоциональным опытом человека. Представления о желаемом могут вызывать положительные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем может вывести человека из очень негативного состояния, позволяя ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значение ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет очень важную роль в регуляции нашего поведения.
Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях
Воображение также связано и с реализацией наших волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что — либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.
Деятельность воображения связана с работой коры больших полушарий головного мозга. Нередко этот когнитивный процесс соотносится преимущественно с активностью правого полушария. Однако следует признать, что для формирования образов воображения необходимо системное взаимодействие обоих полушарий, каждое из которых специализируется на выполнении определенных функций: правое полушарие обеспечивает целостность представления, соразмерность и композиционное единство, в нем принято усматривать материальный субстрат эстетических чувств; левое — делает возможным вербализацию представления, его детальное описание, т.е. поддерживает единство образа и слова, воображения и речевого выражения [19].
Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга.
Каковы же механизмы переработки представлений в воображаемые образы? Образы, возникаемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах. Исследования психологов позволили выделить несколько способов создания образов воображения:
1. Агглютинация — элементарная форма синтезирования образов, состоящая в соединении различных, часто не сочетаемых в повседневности качеств и частей предметов (русалка, кентавр).
2. Гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета (великан, гном), изменение количества его частей (трехголовый дракон).
3. Заострение, подчеркивание и усиление отдельных черт предмета (карикатура, шарж).
4. Схематизация представления, сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов.
5. Типизация — выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях, воплощение этих существенных черт в конкретном образе [27].
Следует также отметить, что воображение из — за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.
Существуют различные виды воображения. В основании для выделения видов воображения могут лежать: степень субъективного контроля, степень уникальности образа, особенности предмета представления и т.д.
Активное и пассивное воображение
При непроизвольном воображении новые образы возникают под влиянием мало осознаваемых или неосознаваемых потребностей, влечений, установок. Такое воображение работает, как правило, когда человек спит, находится в сонном состоянии, в дневных грезах, в состоянии «бездумного» отдыха и тому подобное.
Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сны, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе является и деятельность воображения, разворачивающаяся в полусонном, сонном состоянии, например, перед засыпанием.
Со снами всегда было связано множество предрассудков и суеверий. Это связано с природой сновидений, которые представляют собой сочетание странных, небывалых, а иногда даже абсурдных, фантастических, нелепых картин и событий. Причина такой природы сновидений заключается в том, что сон является проявлением особой активности изолированных групп нервных клеток коры головного мозга в условиях, когда вторая сигнальная система заторможена. Торможение вторых сигнальных связей приводит к тому, что у спящего человека отсутствует критическое отношение к возникающим сновидениям. Возникают причудливые, хаотичные сочетания обрывков следов прежних впечатлений и переживаний. В.А. Крутецкий считал, что сны — это небывалая комбинация былых впечатлений [19].
Добровольное воображение — это процесс сознательного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Оно характеризуется осознанием не только цели, но и мотивов деятельности, ради которых человек вынужден продуцировать новые образы. Волевое воображение делится на воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение характеризуется тем, что в его процессе субъективно создаются новые образы, новые для данного человека, а объективно они уже существуют, воплощенные в определенных культурных объектах. Воссоздание образа может происходить на основе словесного описания, восприятия образов в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных или материальных моделей.
Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Творческое воображение — это создание оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей. Образы творческого воображения формируются с помощью определенных операций. Е.А. Сошина выделила две такие операции, лежащие в основе продуктивной работы воображения: диссоциация и ассоциация [30].
Диссоциация — это подготовительная операция, в ходе которой прошлый чувственный опыт субъекта, те или иные впечатления подвергаются диссоциации и в них выделяются элементы, которые впоследствии войдут в новые комбинации. Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация — это первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации является существенным препятствием для творческого воображения.
Ассоциация — это создание целостного образа из элементов изолированных единиц образов. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частными и чисто случайными сходствами [14].
Визуальное воображение — это такое воображение, за которым стоит конкретный зрительный образ.
Абстрактно-логическое воображение — это такое воображение, за которым стоят абстрактные понятия, а также логические отношения.
Образное представление времени — продукт такого представления, которое может быть насыщено деталями, обобщено или схематизировано, изменено по яркости, дифференцировано.
Образное представление пространства — это такой образ, с которым можно производить следующие операции: мысленное вращение, преобразование масштаба, перемещение объектов, объединение составных частей, изменение пространственной ориентации, увеличение, группировка, деление и другие.
Особенности развития воображения детей дошкольного возраста
Воображение зависит от многих факторов: возраста, психического развития и особенностей развития (наличие каких-либо нарушений психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей общения; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от развития процесса обучения и воспитания.
Опыт ребенка развивается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять-таки очень разное. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение ребенка работает иначе, чем у взрослого.
Воображение играет большую роль в жизни ребенка, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и позволяет гораздо легче «уходить» от реальности. А главное — дети верят в то, что придумывают. Воображение позволяет ребенку познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира [13].
Растущая познавательная потребность малыша в значительной степени удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Ребенок представляет себе лунный пейзаж, полет на ракете, тропические растения. Следовательно, воображение значительно расширяет границы его познания. Кроме того, оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, которые не встречаются в повседневной жизни. Например, в игре ребенок спасает своих товарищей во время шторма, отважно управляет кораблем. Такое «участие» обогащает его интеллектуальный, эмоциональный и нравственный опыт, позволяет глубже познать окружающую среду, природную, объективную и социальную реальность.
Воображение ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но занимает большее место в его жизни.
Каковы этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?
До трех лет детское воображение существует внутри других психических процессов, в которых закладывается его основа. В трехлетнем возрасте происходит становление вербальных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом. Вначале воображение неразрывно связано с объектом, служащим внешней опорой. Так, в игре ребенок 3-4 лет не может переименовать предмет, если он не действует с ним. Действуя с ним, он представляет стул кораблем или кубик — горшком. Сам предмет — заменитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты подталкивают малыша к определенному сюжету игры (М. Г. Витязь). Например, увидев белый халат, он начинает играть в больницу; увидев весы, становится «продавцом». Постепенно воображение начинает основываться на предметах, совсем не похожих на предметы-заместители. Так, дети старшего дошкольного возраста используют в качестве игрового материала природные материалы (листья, шишки, камешки и т.д.) [17]. Роль зрительных опор особенно очевидна при воссоздании художественного текста. Иллюстрация служит такой опорой, без которой дошкольник не сможет воссоздать события, описанные в сказке. У детей старшего дошкольного возраста слова текста начинают вызывать образы без зрительной опоры. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает.
Игра детей дошкольного возраста
О.М. Дьяченко, утверждает, что достаточно часто можно слышать от детей такую просьбу: «Поиграй со мной!». В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представленный, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [10].
Игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важное занятие. С ее помощью можно развивать внимание, память, воображение малыша, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Родители порой сами предлагают ребенку поиграть в школу, чтобы закрепить навыки чтения; в магазин, чтобы проверить умение считать.
Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина. К концу дошкольного возраста дети могут свободно ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону. О.М. Дьяченко, утверждает, что игры направленные на развитие внимания формируют у ребенка умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Игры, направленные на развитие памяти, так же как и на развитие внимания постепенно делают эти процессы произвольными. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель — запомнить что — либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства для выполнения этой цели, т.е. подобрать средства, облегчающие процесс запоминания [10].
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решении разных задач. Важнейшим средством развития личности ребенка в целом и познавательных психических процессов является игра. Особое значение имеют игры, помогающие подготовить ребенка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом. Почти для каждой игры даются варианты упрощенного или усложненного ее проведения.
В игре как утверждает А..К. Бондаренко, умственная активность детей всегда связанна с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного: прежде чем отправится в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Медицинская психология
- Психология стресса и методы его коррекции
- Выбор в психологии
- Принципы, этапы и технологии психоанализа как технологии коррекционной работы
- Внутренний конфликт и его влияние на реализацию управленческой деятельности
- Виды психических процессов: речь
- Психодиагностический процесс. Этапы психологического исследования
- Проблемы когнитивной психологии
- Защитный механизм: аскетизм
- Культура овладения этическим поведением