Для связи в whatsapp +905441085890

Механистическая картина мира — Природа в учении английских материалистов 17 века

Вряд ли найдется философ, не говоря уже о естествоиспытателе, который отрицал бы, что знания, полученные физикой и другими естественными науками, являются неотъемлемой частью мировоззрения человечества. На наш сегодняшний образ мышления большое влияние оказали научные революции, которые потрясли основы физики. Наше убеждение в том, что все процессы в природе происходят по строгим, «железным» законам, появилось и утвердилось только благодаря законам физики, которые были доказаны тысячи раз.

Значительный вклад в это внесла механика, которая пережила свой расцвет в девятнадцатом веке. Механика занимается изучением движения отдельных тел и сил, действующих между ними. Фундаментальное открытие, сделанное Ньютоном, заключалось в том, что падение яблока с дерева и движение Земли и других планет по орбитам вокруг Солнца являются проявлениями одного и того же закона. Законы Ньютона заложили основу для ракетостроения и тем самым стали основой для покорения человечеством космоса. Прямо на экранах наших телевизоров мы можем наблюдать, как ракеты устремляются к Луне по точно рассчитанным траекториям. Однако следование такой траектории, заранее рассчитанной и потому предсказуемой, содержит в себе нечто угнетающее и даже пугающее человека. Когда определенная последовательность событий жестко предопределена, мы оказываемся отстраненной частью колоссального механизма. Здесь нет места даже случайности, ибо все предопределено. Далеко идущие философские последствия такого мировоззрения часто обсуждались, и их нетрудно представить. В двадцатые годы, с появлением квантовой теории, произошел головокружительный переворот в мировоззрении, и в наш мир вернулась пробужденная случайность. Давайте на мгновение вернемся к тому, что происходит в лампе и лазере: мы возбуждаем один электрон в атоме, придаем ему больше энергии, чем он имеет в своем обычном, невозбужденном состоянии, и электрон, пытаясь избавиться от этой дополнительной энергии, излучает ее в виде световой волны. В то же время абсолютно невозможно — в рамках квантовой теории — предсказать, в какой именно момент электрон испустит световой импульс. Это похоже на игру в кости: вы никогда не можете точно предсказать, какое число выпадет.

Согласно тому, что мы знаем сегодня о том, что происходит в микромире, невидимом мире атомов, предсказать можно только случайно. Все попытки использовать термины из механистического мировоззрения провалились, потому что они прямо противоречили экспериментальным данным. А случайность — как полная и абсолютная непредсказуемость — решительно противоречит представлению о раз и навсегда фиксированном ходе событий.

В семидесятые и восьмидесятые годы многие ученые были буквально ошеломлены сообщениями о том, что в природе возможны события, имеющие как бы двойственную природу. С одной стороны, эти события подчиняются законам не менее «железным», чем законы механики или даже сами законы механики. С другой стороны, таким событиям не чужды случайность и непредсказуемость. Слово «хаос» было выбрано для обозначения совершенно новой группы явлений.

Это слово знакомо нам по повседневной жизни. Достаточно вспомнить хотя бы знакомый дорожный хаос, безнадежную неразбериху, царящую на забитых вереницами машин автострадах. Этот образ является воплощением сути слова «хаос» в том смысле, в котором его сегодня используют ученые. Каждый из автомобилей, участвующих в этой суете, оказывается на своем месте в полном соответствии со строгими законами механики, и все же наблюдателю это зрелище представляется полным хаосом, в котором положение каждого автомобиля кажется результатом случайного распределения: огромный грузовик рядом с синим автомобилем, красный автомобиль обгоняет их, мотоцикл следует за ними, и так далее.

Механистическая картина мира - Природа в учении английских материалистов 17 века

Природа в учении английских материалистов 17 века

Новая эпоха, начавшаяся в XVII веке, была эпохой признания и постепенной победы капитализма как нового способа производства в Западной Европе, эпохой бурного развития науки и техники. Под влиянием точных наук, таких как механика и математика, механизм утвердился в философии. В таком мировоззрении природа рассматривалась как огромный механизм, а человек — как инициативный и активный деятель.

Главной темой философии Нового времени была тема знания. Существовало два основных течения: эмпиризм и рационализм, которые по-разному трактовали источники и природу человеческого знания.

Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверных знаний о мире являются человеческие ощущения и опыт. Наиболее полно эта позиция изложена в работе Бэкона.

Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Он считал философию экспериментальной наукой, основанной на наблюдении, объектом которого должен быть внешний мир, включая самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.

Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Одним из основателей рационализма является Декарт, автор фразы «подвергай все сомнению». Он считал, что во всем следует полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и что не следует ничего принимать за окончательную истину.

Наряду с положительной оценкой возможностей познания, в XVII веке возродился философский агностицизм, отрицавший возможность человеческого познания мира. Она проявилась в работах Беркли и Юма, которые считали, что человек может познать только мир явлений, но не может проникнуть в глубину вещей, чтобы достичь познания законов природы.

Взгляды Спинозы были пантеистическими, он утверждал, что природа является причиной самой себя и всех процессов, происходящих в ней. Бог не выше природы, но является ее внутренней причиной. Знание приобретается посредством разума, и оно является главным условием свободной деятельности человека.

Немецкий философ Лейбниц подчеркивал духовный характер мира. Монады являются основой мироздания как единицы бытия, придающие миру разнообразие и гармонию.

В 17 веке было широко распространено «юридическое» мировоззрение. В его рамках развивалась теория «общественного договора» (Гоббс, Локк). Она объясняла возникновение государства добровольным соглашением людей во имя их собственной безопасности. Это мировоззрение отстаивало идею естественных прав человека на свободу и собственность. Юридическое мировоззрение выражало чувства молодой буржуазии как класса, сформировавшегося в Новое время.

Французское Просвещение (Монтескье, Вольтер, Руссо), идейно подготовившее Французскую революцию 1789 — 1794 годов, внесло особый вклад в то, что в XVIII веке церковь стала символом невежества и мракобесия, тормозом развития общества. Они видели в церкви символ невежества и мракобесия, тормоз развития общества, поэтому девиз Вольтера: «Раздавите гадину!», стал лозунгом эпохи и поставил требование отделения церкви от государства. По мнению мыслителей эпохи Просвещения, социальный прогресс возможен только благодаря разуму, закону, науке и образованию. Человек является природным и социальным существом и способен бесконечно развиваться и совершенствоваться в своей деятельности. Но частная собственность делает людей неравными, порождает зависть и вражду между ними, поэтому новое общество должно быть создано на основе социального равенства и справедливости. Мыслители эпохи Просвещения стояли на позициях исторического оптимизма, и их идеалом была республика как форма демократии.

Значительный вклад в учение о природе и сущности человека, о путях воспитания человека внесли французские материалисты XVIII века: Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они считали, что человек является продуктом окружающей среды. Следовательно, для того чтобы изменить нравственность людей, необходимо изменить обстоятельства их жизни. Эта идея мыслителей эпохи Просвещения стала источником возникновения марксистской философии.

Становление и развитие механистической картины мира

Развитие механистического взгляда на мир по праву связывают с именем Галилео Галилея, который установил законы движения для свободно падающих тел и сформулировал механический принцип относительности. Но главная заслуга Галилея в том, что он первым применил экспериментальный метод к изучению природы, вместе с измерением изучаемых величин и математической обработкой результатов измерений. Хотя эксперименты проводились спорадически и раньше, именно он стал пионером систематического использования математического анализа.

Подход Галилея к изучению природы в корне отличался от прежнего натурфилософского метода, в котором для объяснения природных явлений разрабатывались чисто умозрительные схемы.

Натурфилософия, как следует из названия, — это попытка объяснить природу с помощью общих философских принципов. Такие попытки существовали с древних времен, когда философы пытались компенсировать отсутствие конкретных данных общими философскими рассуждениями. Иногда они делали гениальные предположения, которые опережали результаты конкретных исследований на многие столетия. Достаточно вспомнить хотя бы атомистическую гипотезу строения материи, выдвинутую древнегреческим философом Левкиппом (до н.э.) и подробно обоснованную его учеником Демокритом (ок. 460 до н.э. — год смерти неизвестен), и идею эволюции, выдвинутую Эмпедоклом (ок. 490 — 430 до н.э.) и его последователями. Однако после постепенного возникновения конкретных наук и их отделения от недифференцированного философского знания натурфилософские объяснения стали тормозом для развития науки.

Это становится ясно, если сравнить взгляды Аристотеля и Галилея на движение. Основываясь на натурфилософской идее a priori, Аристотель считал круговое движение «идеальным», в то время как Галилей, полагаясь на наблюдения и эксперименты, ввел понятие инерциального движения.

Переход к экспериментальному изучению природы и математической обработке результатов опытов позволил Галилею открыть законы движения свободно падающих тел. Таким образом, главное отличие нового метода изучения природы от натурфилософского метода заключалось в том, что в последнем гипотезы систематически проверялись на опыте. Эксперимент можно рассматривать как вопрос к природе. Для того чтобы получить на него однозначный ответ, необходимо сформулировать вопрос таким образом, чтобы получить вполне определенный и однозначный ответ.

Новый большой шаг в развитии естествознания ознаменовался открытием законов планетарного движения. Пока Галилей занимался изучением движения земных тел, немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630) решился на исследование движения небесных тел, проникнув таким образом в область, которая до сих пор была запретной для науки. Более того, он не мог полагаться на эксперименты в своих исследованиях, и поэтому был вынужден использовать многолетние систематические наблюдения за движением планеты Марс датским астрономом Тихо Браге (1546-1601). Перепробовав множество вариантов, Кеплер остановился на гипотезе, что траектория Марса, как и других планет, представляет собой не круг, а эллипс. Результаты наблюдений Тихо Браге согласились с этой гипотезой и тем самым подтвердили ее.

Открытие Кеплером законов движения планет имело неоценимое значение для развития естествознания. Он показал, во-первых, что между движениями земных и небесных тел нет непреодолимой пропасти, поскольку все они подчиняются определенным законам природы; и, во-вторых, что способ открытия законов движения небесных тел в принципе не отличается от способа открытия законов движения земных тел. Правда, из-за невозможности проведения экспериментов с небесными телами для изучения законов их движения, пришлось прибегнуть к наблюдениям. Тем не менее, даже здесь, в тесном взаимодействии теории и наблюдения, проводилась тщательная проверка установленных гипотез путем измерения движений небесных тел.

Возникновение классической механики и основанного на ней механистического мировоззрения происходило в двух направлениях:

1) обобщение ранее полученных результатов и, в частности, законов движения свободно падающих тел, открытых Галилеем, и законов движения планет, сформулированных Кеплером;

2) создание методов количественного анализа механических движений в целом.

Научная революция и смена прежнего мировоззрения

В конце прошлого и начале нынешнего века в естественных науках были сделаны великие открытия, которые радикально изменили наши представления о картине мира. В первую очередь это открытия, касающиеся структуры материи, и открытие связи между материей и энергией. Если раньше атомы считались конечными неделимыми частицами материи, своего рода кирпичиками, из которых состоит природа, то в конце прошлого века было обнаружено, что электроны входят в состав атомов. Позже была установлена структура атомных ядер, состоящих из протонов (положительно заряженных частиц) и нейтронов (заряженных частиц).

Согласно первой модели атома, построенной британским ученым Эрнестом Резерфордом (1871-1937), атом сравнивался с миниатюрной солнечной системой, в которой электроны вращаются вокруг ядра. Однако такая система была нестабильной: вращающиеся электроны, теряя свою энергию, должны были в конце концов упасть на ядро. Но опыт показывает, что атомы — очень стабильные образования, и для их разрушения требуются огромные силы. В этом контексте ранняя модель строения атома была значительно усовершенствована выдающимся датским физиком Нильсом Бором (1885-1962), который предложил, что электроны, вращаясь на так называемых стационарных орбитах, не отдают энергию. Эта энергия излучается или поглощается в виде кванта или порции энергии только при переходе электрона с одной орбиты на другую.

Взгляды на энергию также значительно изменились. Если раньше считалось, что энергия излучается непрерывно, то тщательные эксперименты убедили физиков, что она может излучаться отдельными квантами: Об этом свидетельствует, например, явление фотоэлектрического эффекта, когда кванты энергии в видимом свете вызывают электрический ток. Это явление известно по экспонометрам, которые используются в фотографии для определения времени экспозиции.

В тридцатые годы XX века было сделано еще одно важное открытие, которое показало, что элементарные частицы материи, такие как электроны, обладают не только корпускулярными, но и волновыми свойствами. Таким образом, было экспериментально доказано, что между материей и полем нет непреодолимой границы: при определенных условиях элементарные частицы материи проявляют волновые свойства, а частицы поля — свойства корпускул. Это явление было названо дуализмом волна-частица, понятие, которое ни в коем случае не укладывалось в рамки обычного здравого смысла. Ранее физики придерживались мнения, что материя, состоящая из множества материальных частиц, может обладать только корпускулярными свойствами, в то время как энергия поля обладает волновыми свойствами. Сочетание корпускулярных и волновых свойств в одном объекте было абсолютно невозможно. Но под давлением неопровержимых экспериментальных результатов ученые были вынуждены признать, что микрочастицы одновременно обладают и корпускулярными, и волновыми свойствами.

Для объяснения процессов в мире мельчайших частиц материи — микромире — в 1925-1927 годах была создана новая волна или квантовая механика. Последнее название стало основой новой науки. Впоследствии появилось множество других квантовых теорий: Квантовая электродинамика, теория элементарных частиц и другие, изучающие законы движения в микромире.

Другой фундаментальной теорией современной физики является теория относительности, которая коренным образом изменила научное понимание пространства и времени. В специальной относительности принцип относительности механического движения, установленный Галилеем, получил дальнейшее применение. Согласно этому принципу, во всех инерциальных системах, т.е. системах отсчета, движущихся равномерно и прямолинейно, все механические процессы происходят одинаково, и поэтому их законы имеют одинаковую математическую форму. Наблюдатели в таких системах не заметят никакой разницы в протекании механических явлений. Позже принцип относительности был использован и для описания электромагнитных процессов. Точнее, сама специальная теория относительности появилась в связи с преодолением трудностей, возникших в этой теории.

Материализм Т. Гоббса

Томас Гоббс (1588-1679) был величайшим английским философом XVII века, хотя сегодня он более известен своей политической философией, изложенной в трактате «Левиафан». Как сообщают его биографы, он родился преждевременно, потому что его мать была встревожена сообщениями о приближении испанской армады к Англии. Однако он достиг зрелого возраста 91 года и до конца своих дней сохранил ясность ума и интеллект. Он получил образование в Оксфорде. Он часто проводил время, как он сам позже признавался, рассматривая географические карты в книжных магазинах и отслеживая путешествия знаменитых мореплавателей. Гоббс был знаком с такими выдающимися мыслителями своего времени, как Мерсенн, Гассенди и Декарт. Некоторое время он работал секретарем у Ф. Бэкона; беседы с последним оказали на него большое влияние. Галилей и Кеплер также оказали большое влияние на Гоббса. Первого он встретил в Италии в 1637 году. Взгляды Гоббса сформировались под влиянием английской гражданской революции XVII века. По своим взглядам он был монархистом и с 1640 по 1651 год находился в изгнании во Франции. Однако, когда он вернулся в Англию после Гражданской войны, где установилась диктатура Кромвеля, он порвал с роялистами и вернулся в Лондон, где пытался идеологически оправдать политику Кромвеля.

Благодаря своей близости к великим событиям того времени и желанию мира и безопасности для своих сограждан, он решает посвятить все свои способности решению проблем общества. Человеческие проблемы всегда были в центре внимания Гоббса. Он задумал трилогию: «О теле», «О человеке», «О гражданине», но начал писать только последнюю часть, которую опубликовал в 1642 году. — В 1651 году он опубликовал свой самый полный труд «Левиафан», magnum opus своей жизни, в котором первые главы содержали общие философские взгляды, а остальные были посвящены вопросам государственного и социального устройства общества. Гоббс жаловался на отсутствие философского прогресса у его философских предшественников. Надеясь исправить эту неудовлетворительную ситуацию, он задался целью заложить элементы или «семена», из которых могла бы вырасти «чистая» и «истинная» философия при условии использования разработанного им метода. Используя метод, мы можем избежать ошибочных идей. Акцент Гоббса на важности методологии в научном познании перекликается с идеями Бэкона, который выступал против схоластики. В семнадцатом веке интерес к методу был характерен для многих философов. Гоббса трудно отнести к какому-либо определенному философскому течению.

С одной стороны, он был эмпириком, а с другой — сторонником математического метода, который используется как в чистой математике, так и в других областях знания, и особенно в такой области, как «политология». Он назвал ее знанием о жизни людей в обществе, которое позволяет правительству создавать и поддерживать мирное государство для людей. Отличительной особенностью его философских взглядов было использование метода, заимствованного из физики его итальянского современника Галилея. Геометрия и механика, использованные Галилеем для анализа и предсказания явлений в физическом мире, были применены Гоббсом к изучению человеческой деятельности. Он считает, что если установить определенные факты о человеческой природе, то можно сделать вывод о том, как люди ведут себя в определенных обстоятельствах. Человек должен изучаться как аспект физического мира. Человеческие страсти и наклонности можно анализировать с точки зрения физических движений и их причин. В основе метода Гоббса лежит принцип Галилея, который гласит, что вся материя находится в движении. Согласно Гоббсу, природа, мир вокруг человека, представляет собой совокупность протяженных тел. Все вещи и их изменения происходят благодаря движению материальных элементов, которое Гоббс понимал как механическое движение. Движение тел передается ударом, который создает в теле силу и приводит его в движение.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Моральные нормы в роли «неписаных законов». Нравственные принципы: оковы или освобождение?
  2. Феноменология
  3. Антропологическая проблема в отечественной философии
  4. Постпозитивизм
  5. Духовная жизнь общества
  6. Развитие высшего инженерного образования (конец ХIХ в. – начало ХХ в.)
  7. Тождество субъекта и объекта в системе Шеллинга
  8. Пространственно-временные характеристики мира. Различные модели пространства и времени
  9. Сильные и слабые стороны буддизма
  10. Тринитарные споры в свете философии