Оглавление:
Наша жизнь удивительна и уникальна. Человечество стремительно развивается, но в мире все еще существуют вопросы, на которые мы не можем ответить. С древних времен и до наших дней они остаются загадкой для цивилизации. До сих пор эти главные и вечные вопросы неустанно гонят круг бытия вперед, не останавливаясь на пути. Происходит движение в пространстве и времени.
Время, пространство, движение, системность — единственные показатели реальности и всего сущего, они являются измерением путей опыта, все знание о мире основано на их аспектах. Возможно ли существование человека без времени и пространства? И очень долго пытались объяснить, что такое для нас пространство и время, а оно сводится к основным составляющим всего сущего.
Наука показывает мир в трех, четырех уровнях измерений, но наличие многих В науке существует понятие многомерного (n — мерного) пространства. Например, в физике к трем пространственным координатам добавляется время и ряд других параметров, связанных с определенным способом описания объектов (температура, давление и т.д.). других пространств, что является результатом математического обобщения, отражающего не только пространственные, но и другие свойства материальных объектов. В любом случае, все науки возникли из философии, и поэтому интересно узнать, как философия интерпретирует эти эмпирические аспекты. Более того, проблема времени и пространства всегда интересовала человека и до сих пор не отпускает его. Если время неизменно, как мы можем объяснить явления, происходящие с людьми? В детстве время течет медленно, а во взрослой жизни оно течет как вода в никуда, как полноводная река, заполняющая все моря. И тут на ум приходит любимое стихотворение из моих школьных лет:
Река времени в ее стремительном течении.
Она уносит с собой все деяния людей.
И тонет в пучине забвения.
и потопит народы, царства и царей».
И если что-то остается
Под звуки лиры и трубы,
Он будет поглощен огненной печью вечности.
И общая судьба не исчезнет.
Г. Р. Державин, 6 июля 1816 года.
В истории развития и научных открытий было постоянное движение. Интересно наблюдать, как в средние века впервые был открыт тот факт, что Земля круглая, хотя еще в Древней Греции Пифагор говорил о ее шарообразной форме, и только Коперник подтвердил астрономические расчеты, затем физические открытия Ньютона ошеломили мир.
Тогда мир был перевернут вместе с землей. Но уже тогда сложились определенные доктрины, и философия искала объяснения всему, но они опровергали ранние каноны.
Идея пространственного времени поражает наше воображение. Недаром попытки философов античности, схоластов средневековья, тип философии религии которых характеризуется принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических допущений с рационально-аналитической методологией и особым интересом к формально-логическим проблемам, и современных ученых, обладающих знанием наук и опытом их истории, не понимающих сущности времени — пространства, не смогли дать однозначных ответов на поставленные вопросы.
Некоторые философы рассматривали пространство и время как объективные свойства бытия, другие — как чисто субъективные понятия, характеризующие наш способ восприятия мира. Были также философы, которые признавали объективность пространства, но приписывали чисто субъективный статус категории времени, и наоборот.
Понятие и сущность материи и реальности
Проблема единства и многообразия мира. Источники и характер его изменения. Движение, пространство и время как характеристики бытия.
Рассмотрение сущности материи возникает как попытка ответить на вопрос о наличии общего во всех вещах и свойствах мира, о его сущности, о том едином, что лежит в основе его возникновения и существования.
Понятие материи в своем осмыслении прошло несколько этапов развития.
1) Материя понимается как всеобщая вещь, субстанция, субстрат. Это некая неизменная первооснова, чувственно воспринимаемый материал, различные сочетания которого дали все многообразие вещей. В античности сформировались учения о материальной первооснове бытия: Фалес — вода, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь, Эмпедокл — земля, вода, огонь и воздух, Демокрит — атомы и т.д. Таким образом, материя понимается как материал, составляющий все вещи как составные простые элементы; она является порождающим началом.
2) Материя мыслится как свойство, атрибут. Материя обладает физическими свойствами (протяженность, масса, объем, непроницаемость и т.д.); она является носителем этих свойств во всех явлениях и предметах. Б. Спиноза сводил к материи мир в целом, природу, наделяя ее атрибутивными и модусными свойствами. Французские материалисты XIII в. (П. Гольбах) рассматривают материю не только как совокупность механических свойств, присущих предметам, но и как все, что действует на органы чувств, вызывая ощущения.
3) Материя как отношение между вещами и сознанием, как понятие, отражающее объективно существующую реальность. Материя первична по отношению к сознанию. Она является абстракцией, философской категорией, выражая тем самым глубинную сущность существования материального мира — существовать независимо от сознания человека.
Наиболее известным является определение материи, сформулированное в 20 веке в марксистско-ленинской философии: «Материя есть философская категория для обозначения объективной действительности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отражается нашими органами чувств, существуя независимо от них».
Реальность — это.
Проблема единства и многообразия мира.
Существует несколько точек зрения на единство мира.
1) Единство мира в его материальности.
2) Единство мира в его сотворении и управляемости мировым разумом.
3) Единство мира в его бытии.
4) Единство мира в мышлении о нем.
5) Единство мира в его системной организации.
Общей чертой всех материальных объектов является их системная организация. Системная организация мира является основой не только для единства мира, но и для понимания его многообразия. Концепция системного существования характеризует материальные объекты как сложные образования взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, в то же время отличающихся относительной самостоятельностью, обособленностью, отграниченностью друг от друга. Современная наука выделяет три типа существования материального мира:
- неорганическая природа,
- органическая природа,
- социально организованная природа.
Для каждого из них характерны специфические принципы систематизации материальных объектов, законы существования и законы их взаимодействия, определенные пространственные и временные свойства бытия.
Кроме того, ученые выделяют три уровня организации материальной действительности:
1) мегамир, 2) макромир и 3) микромир.
В мегамире объекты имеют предельные величины от 10 в 28 степени см. кв. и более. Это мир космоса. Иерархия его составных элементов в порядке убывания выглядит следующим образом: 1) Вселенная, 2) системы галактик, 3) галактики, 4) звездные системы, 5) планетные системы, 6) планеты, 7) звезды, 8) газопылевые облака, 9) протозвездное вещество, 10) галактические ядра, 11) квазары, 12) плазма.
Макромир — это привычный соизмеримый мир жизнедеятельности человека от 10 в 24-й степени до 10 в -8-й степени см кв. Он состоит из: 1) социум, 2) биосфера, 3) биогеоциноз, 4) биоциноз, 5) популяционно-видовой уровень, 6) семья-стадо, 7) многоклеточные организмы, 8) одноклеточные организмы. Как мы видим, сюда входят все живые организмы, флора и фауна, от простейших до человека, общество, а также неорганические тела.
Микромир или мир элементарных частиц имеет величину от 10 в -8-й степени до 10 в -13-й степени см.кв. Сюда входят: 1) поля (гравитационное, ядерное, электромагнитное), 2) молекулы и атомы, 3) плазму, 4) элементарные системы (элементарные частицы и физический вакуум), 5) субэлементарные частицы, кварки, ядра, 6) элементарные частицы (различающиеся по силе взаимодействия: ароны, лептоны; по заряду: протоны, нейтроны, позитроны и т.д.). Элементы органической и неорганической природы, составляющие тела, относятся к микромиру. Их взаимосвязь является фундаментальной генетической основой формирования тел: в биологии — клетки, в
Пространство и время как атрибуты материи
«Материя» — одно из самых фундаментальных понятий философии. Однако в разных философских системах его содержание понимается по-разному. Идеалистическая философия, например, характеризуется тем, что она либо полностью отвергает существование материи, либо отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон рассматривал материю как проекцию мира идей. Согласно Платону, материя сама по себе есть ничто. Чтобы стать реальностью, идея должна быть воплощена в ней.
У последователя Платона, Аристотеля, материя также существует только как возможность, которая становится реальностью только через связь с формой. Формы в конечном счете происходят от Бога.
Согласно Г. Гегелю, материя возникает как результат деятельности абсолютной идеи, абсолютного духа; именно абсолютный дух и идея порождают материю.
В субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли открыто заявляется, что материи нет и никто ее никогда не видел, что если бы это понятие было изгнано из науки, никто бы его не заметил, потому что оно ничего не значит. Он писал, что можно использовать термин «материя», если очень хочется, но только как синоним слова «ничто».
Существует множество точек зрения на то, что такое «материя». Среди философов нет единого мнения.
Материя как объективная реальность характеризуется бесконечным числом свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализация относительна, а взаимосвязь абсолютна, непрерывны (однородны сами по себе) и прерывны (характеризуются внутренней структурой): все материальные объекты характеризуются массой (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергией (потенциальной или актуализированной).
Но самыми важными свойствами материи, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.
Пространство характеризуется протяженностью и структурированностью материальных объектов (сущностей) в их отношении к другим сущностям.
Время характеризуется длительностью и постоянством существования материальных сущностей в их взаимосвязи с другими материальными сущностями.
Ответ на вопрос об отношении пространства и времени к материи имеет фундаментальное значение. В философии существует две точки зрения на этот вопрос.
Первая концепция пространства и времени называется субстанциальной концепцией пространства и времени. Согласно этой точке зрения, пространство и время являются независимыми сущностями, существующими вместе с материей и независимо от нее. Такое понимание пространства и времени привело к выводу о независимости их свойств от природы происходящих в них материальных процессов. Материальная концепция зародилась у Демокрита, а наиболее яркое воплощение получила в классической физике И. Ньютона. Согласно Ньютону, пространство неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, включая время; они не зависят от материальных тел или их движения.
Вы можете удалить все тела из пространства, но пространство сохраняется, и его свойства остаются неизменными. Получается, что пространство — это как грандиозный контейнер, напоминающий огромную перевернутую коробку, содержащую материю. У Ньютона была такая же концепция времени. Он считал, что время во Вселенной течет равномерно и что это течение ни от чего не зависит — и поэтому время абсолютно, так как оно определяет порядок и продолжительность существования материальных систем.
Как мы видим, в этом случае и пространство, и время предстают как реальности, которые в некотором смысле являются высшими сущностями по отношению к материальному миру.
Вторая концепция пространства и времени называется релятивистской. Согласно этой концепции, пространство и время — это не самостоятельные сущности, а система отношений, образованная взаимодействующими материальными объектами. Соответственно, свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем.
Общие свойства пространства — времени: их объективность, и универсальность. Признание этих свойств почти сразу же противопоставляет материалистическую трактовку пространства и времени их идеалистическим интерпретациям. Ведь согласно идеалистическим доктринам, пространство и время являются продуктом человеческого сознания и поэтому не существуют объективно.
Основными свойствами пространства являются протяженность, однородность, изотропия (равенство всех возможных направлений), трехмерность, а специфическими свойствами времени: длительность, однородность. (Равенство всех моментов), одномерность, необратимость.
Движение как характеристика бытия
Движение рассматривают в качестве атрибута материи, которое отражает любые взаимодействия и изменения состояний предметов, явлений и их свойств.
Формируется понятие движения в античной философии. Несколько точек зрения:
1) Гераклит воспринимает материю, которая всегда находится в движении. “Все течет, все изменяется”, “В одну реку нельзя войти дважды”. Движение и материя находятся в единстве.
2) Демокрит: движение воспринимается как нечто внешнее по отношению к материи. Движение внутреннюю сущность атома не раскрывает.
3) Кратил: абсолютизируя изменчивость (“В одну реку нельзя войти и единожды”), утверждает невозможность познания сущности движения.
4) Зенон (Элейский): поставил под сомнение само существование движения, выдвинув ряд парадоксов (“апорий”) между видимым и мыслимым движением.
В Новое время складывается механистический взгляд на движение:.
а) оно рассматривается как частное и внешнее по отношению к объектам;
б) понимается в узком смысле как перемещение в пространстве;
в) понятие движения не соотносится с понятием изменения.
В XIX в. в связи с открытиями в области физики (закон сохранения и превращения энергии) возникает ряд научных парадоксов. Теория энергетизма (Оствальд) утверждает: поскольку понятие материи абстрактно, оно в науке несостоятельно. Материя исчезает, а существует чистая энергия, неуничтожимая и без материального носителя. Проблема неизвестных форм энергии актуальна и сейчас: НЛО, гуманоиды и т.д. Теория “тепловой смерти Вселенной” (Р. Клаузис, У. Томпсон) обосновывает, что в процессе превращения энергии она преобразуется в теплоту, которая, распространяясь по всей Вселенной, приведет ее к гибели, т.к. все физические процессы прекратятся, а обратный процесс невозможен. Но во втором законе термодинамики речь идет об энтропии в закрытых системах, Вселенная же — система открытая и безграничная.
Ф. Энгельс в “Диалектике природы” и “Анти-Дюринге” показал, что материя без движения также немыслима, как и движение без материи. Движение есть изменение вообще. Движение как и материя объективно, всеобщее, универсально. Оно характеризуется противоречивостью, одновременно и абсолютное, и относительное, устойчивое и изменчивое, неуничтожимое и несотворимое, многоплановое и многоуровневое.
В XX в. складывается понятие движения как:
1. атрибутивного (неотъемлемого и имманентного) свойства бытия;
2. как всякого изменения вообще (видоизменение, превращение, колебание, взаимопревращение, становление, трансформация);
3. как способа существования материальных предметов и процессов.
Различают виды движения: а) объективное (существующее независимо от восприятия человека), б) перцептуальное (воспринимаемое органами чувств), в) концептуальное (теоретически воспроизводимое и интерпретируемое).
Кроме того, можно выделить два типа движения:
1) с сохранением качества системы (устойчивость) — движение электронов и атомов, перемещение в пространстве и пр.;
2) с изменением качества системы (изменчивость) — развитие.
Формы движения
Любое движение, любой указанный процесс подпадает под действие того или иного закона. Отсюда можно сделать вывод, что законы движения — это форма «движения вообще». Однако эти законы связаны друг с другом по-разному. Поэтому на основе некоторых критериев их можно объединить во взаимосвязанные группы. Тогда формами движения называют группы изменений, объединенных подчинением действию определенных законов.
Неисчерпаемость материи, множественность предметов и явлений связаны с множественностью форм движения, поскольку последнее, как уже говорилось, является способом существования материи. Очевидно, что познание движения невозможно без изучения его конкретных форм, поскольку общее не существует вместе с единичным.
Диалектико-материалистическое учение о формах движения материи было развито Ф. Энгельсом. Его идеи по этому вопросу отнюдь не устарели. Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения материи. Критерием для различения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными опорами.
Механическое движение — это пространственное перемещение объектов, но, заметим сегодня, — не просто любое движение, а характеризующееся только наличием траектории — распространение в пространстве, например, поля не является механическим процессом. «В механике, — писал Ф. Энгельс, — мы не встречаем никаких свойств. Но уже в физике каждое изменение — это переход от количества к качеству.
Физическое движение — тепло, электромагнетизм, гравитация….
Химическое движение — преобразование атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества. «Органическая жизнь, — указывал Ф. Энгельс, — невозможна без механических, молекулярных, химических, тепловых, электрических изменений». Но совокупность этих изменений не является главной характеристикой биологической формы движения.
Биологическое движение характерно для живых процессов. Последнее можно охарактеризовать так: «Жизнь — это способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является постоянный обмен веществами между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов. Эти особенности раскрывают специфику живых существ, рассматриваемых только как система.
Общественное движение (с которым также связано мышление).
Формы движения расположены в таком порядке не случайно: Каждая последующая форма включает в себя предыдущие. Классификация Ф. Энгельса основана на следующих принципах: структурность (каждая форма движения имеет специфическую, главную материальную опору); развитие (высшие формы движения возникают в результате развития низших); историзм (характеризует порядок познания человеком основных форм движения: от относительно простых к более сложным).
Каждая из этих форм включает в себя бесконечное разнообразие типов движения. Даже простейшая механика, по мнению Энгельса, включает такие способы движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое. Самая сложная форма движения — социальная, поскольку материальный носитель — самый сложный вид материи — социальный. К этой форме движения относятся и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Например, человеческое сердце — это механический двигатель, обеспечивающий движение крови по сосудам. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной системы человека. А жизненная активность тела является необходимым условием для участия человека в труде, в общественной жизни. Это изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных отношений и другие изменения, обусловленные законами движения на социальном уровне материи. Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны проходить друг через друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя и инерции — масса.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Буддизм в Китае и китаизация буддизма
- Философское учение о бытии
- Метафизика и гносеология
- Индия глазами европейского схоласта
- Пространство и время
- Антропология в философии «серебряного века»
- Критерии гносеологии
- Общие признаки средневековой философии
- Создание научных основ теплотехники
- Лев Исаакович Шестов, русский философ