Оглавление:
Идеальность — важнейшее свойство сознания. На протяжении многих веков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных в мировой философии. Именно из противоположного отношения к природе и идеальному в философской мысли возникает оппозиция материализма и идеализма, а также разнообразие «прочтений» идеального и материального в различных философских школах.
Философская интерпретация идеального развивается из вопроса о взаимоотношениях между сознанием, идеей и материей, объектами реального мира. Идеалистическая традиция рассматривает идеал как конструктивно-преобразующую сущность действительности, импульс изменения и развития материального мира, а мир материальных явлений — как сферу реализации, выражения и проявления идеала. Как верно отмечает Э.В. Ильенков, «объективность «идеальной формы» — не ошибка Платона и Гегеля, а бесспорный факт трезвого установления существования идеального независимо от воли и сознания индивидов в пространстве человеческой культуры.»
Идеальность как непространственность, недоступность для чувственного восприятия, нематериальность, невидимость, неслышимость и т.д. чувственные образы и символическая мысль существуют только в воспринимающем, воображающем, мыслящем, чувствующем и рассуждающем социальном субъекте. В этом заключается фундаментальное отличие реальности сознания от реальности материальной, реальности ментальной, субъективной от реальности физической, объективной.
Как одна из самых фундаментальных, проблема идеала занимает одно из центральных мест в философии. Предельно широкие категории материи и сознания, материального и идеального составляют основное содержание философской науки и являются частью основного вопроса философии. Понятие идеала является квинтэссенцией понятия сознания; идеал — это специфическое качество, существенное свойство сознания. Без категории идеального невозможно построить полную систему философских категорий.
«Идеальное» обозначает как сам процесс, так и результат этого процесса, а именно процесс идеализации, психическое отражение действительности, формирующее образ объекта, который, в свою очередь, является «идеальной формой существования объекта в сознании человека».
Идеализм — это течение в философии, основанное на примате духовного, мыслящего, психического и второстепенности материального, природного, физического. Идеализм — это «чепуха», тривиальная мистификация только с точки зрения незрелого материализма. С точки зрения реалистического подхода, идеализм — это очень тонкое образование, под видом абсолютизации, гипертрофии, содержащее «справедливое и гениальное».
В общем смысле идеализм — это теоретически развернутая форма спекуляции на трудностях познавательного и общественно-исторического процесса, индуцированная довольно глубокими предпосылками, эпистемологическими и социальными основаниями (корнями) идеализма. Когнитивное начало идеализма — известное фантастическое воспроизведение реальных событий, выдаваемое за их адекватное отображение; восприятие явлений по аналогии с сознательно-волевой деятельностью человека.
Предположение об относительности «эго»
В будущем, когда степень абстрактного мышления возрастет, питательной средой идеализма станет отделение общего от единичного, сущности от явления, условие которого коренится в самой природе мыслительной деятельности на теоретическом уровне. Оперирование абстрактными объектами (понятиями, конструктами, идеализациями, моделями) как самостоятельными объектами предполагает возможность их необоснованного противопоставления реальным объектам, путем абстрагирования, от которых они производны. Будучи изолированными от материальных вещей, абстракции гипостазируются — выносятся за пределы познавательного процесса и наделяются автономным существованием (наделение онтологическим статусом продуктов ментальной (идеальной) деятельности означает овеществление ментальных сущностей). В результате устанавливаемые ими всеобщие отношения (абстракции) приобретают характер фундаментальных праформ, создающих объективные вещи. Таким образом, последние становятся полностью зависимыми от первых. Прямолинейность и односторонность, абсолютизм и догматизм, некритичность и спекулятивность — вот эпистемологические корни идеализма. Они закреплены социальными факторами.
Социально-политические истоки идеализма заключаются в социальной заинтересованности определенных классов и сословий в воспроизводстве неадекватных идеалистических конструкций, в поддержании их в научном обороте. Этот интерес обусловлен онтологическими функциями идеализма, которые часто дезориентируют идеологический и социальный процесс и служат эгоистичным групповым интересам. С точки зрения генезиса и реального статуса идеализм внутренне связан с фидеистическим сознанием. Возникнув как теоретическая и логическая разработка, отражение последней, идеализм функционирует как средство обоснования, оправдания веры в сверхъестественное. Основными формами идеализма являются объективный и субъективный. Человек принимает безличный универсальный разум, безличную супраиндивидуальную психику как первооснову бытия. Другой отрицает любую реальность вне человека: реальность — это продукт его ментального творчества.
Необходимость, по крайней мере, а) обращения к языку при формулировании теории; б) выделения жизненных, природных, исторических универсалий — обобщений — свидетельствует a la lettre о существенном и непреодолимом противоречии субъективного идеализма, который, как содержательная возможность, не имеет концептуального воплощения. В определенном повороте рассуждений (чтобы сделать теорию реальной, уйти от безумной формулы «нет никаких доказательств инопланетной анимации») субъективный идеализм вводит универсалии в виде структурного тождества элементов индивидуальной организации — «габитус» (Юм), «априорные трансцендентальные формы» (Кант), «принципиальные координации» (Авенариус) и т.д. Предположение о монотипе «Я», идентично доминирующих над реальностью, достигает безличности, сверхличности, транссубъективности и разрушает аутентичный проект субъективного идеализма.
Чтобы получить полную и трезвую картину, мы не должны упускать из виду этот нюанс. Тонкость субъективного идеализма, несмотря на указанные недостатки, заключается в глубоком идейном постулате: «Бытие не дано вне личного отношения к нему». «Бытие вне нас» — это, в некотором смысле, самая сильная метафизика. Постулирование бытия как изначального акта оправдывается в терминах самокритики: нечто существенное пребывает вне нас и предостерегает нас от абсолютизации самости. Только внешнее бытие в конечном итоге является тем инструментом, который удостоверяет последовательность, адекватность, обоснованность наших мыслей, поступков, ценностей и целей. Кстати, правильно оговорить «открытость» вопроса о необходимости и абсолютности бытия для субъекта за пределами этой установки.
Там, где исторические контексты совпадают с сиюминутными, где человеческое, личное проявляется как равное и равноправное с космическим, божественным, где экзистенциализм является источником качеств мира (нет красоты в пустыне, красота — в сердце бедуина), мы находим основания для теоретически совершенно нереализуемой, но содержательно очень тонкой версии субъективного идеализма.
Материализм и идеализм — разные подходы к сущности мироздания
Решение онтологической проблемы тесно связано с разграничением философских позиций материализма и идеализма, соответственно с решением первой стороны так называемого основного вопроса философии, сформулированного немецким мыслителем Ф. Энгельсом (1820-1895).
Этот вопрос восходит к размышлениям первобытных народов об отношении их души к телесному существованию и внешнему миру. Действительно, люди уже давно способны различать существенные различия между осязаемыми, физическими, материальными аспектами своей жизни и ее духовными аспектами, которые включают в себя сознание, в том числе мысль, хотя эти духовные аспекты не сводятся к одной лишь мысли. Если понимать природу как телесную, осязаемую реальность, то наши тела, несомненно, принадлежат природе. В то же время человек — это духовное существо, которое может думать, чувствовать, переживать, оценивать вещи и сознательно ставить перед собой большие или меньшие и большие цели; его разум, его сознание направляет его деятельность.
Кроме человека, существуют и другие живые существа, которые не имеют сознания, но являются одушевленными в том смысле, что способны чувствовать и выбирать тип поведения в соответствии со своими потребностями. Неодушевленный предмет не имеет собственной внутренней спонтанной активности. Например, камень не движется сам по себе и никуда не летит, если его не бросить. Примером одушевленного существа является птица, которая может отдыхать на ветке, махать крыльями и летать, когда видит добычу или опасность.
Таким образом, душа с самого начала воспринималась как внутренний источник активности, способность к жизни, к деятельности, а тело рассматривалось как орган, инструмент души. Все окружающие нас физические объекты были осязаемы, имели определенную форму и размер; в отличие от них, душа, включая высшую форму сознания, была лишена телесности, определения пространства, цвета, плотности и так далее. Отсюда легко было сделать вывод, что существует два вида реальности — физическая (материальная) и душевная (духовная, когда принимаются во внимание более высокие стремления, не сводящиеся только к непосредственным потребностям жизнеобеспечения). Таким образом, перед первыми философами встал вопрос о соотношении между ними, и прежде всего о том, какая из этих реальностей является основополагающей, изначальной. Со временем этот вопрос приобрел особую остроту. Но даже самым ранним философам приходилось как-то решать эту проблему, строя свои размышления о природе Вселенной.
Некоторые философы предполагали, что истинная, первичная и всеобъемлющая реальность является физической, материальной. Но тогда наблюдаемые душевно-духовные явления должны были интерпретироваться как свойства, как особые проявления природной или материальной первичной субстанции. Эта основная философская позиция была названа материализмом. Следует иметь в виду, что даже самые ранние материалисты приписывали материальной первооснове бытия мира не только осязаемость, телесность, но и некую живость.
Другие философы утверждали, что истинная и первичная, основная реальность нематериальна и неосязаема, она сверхъестественна, или духовна. Первым европейским философом, четко сформулировавшим эту предпосылку, был выдающийся древнегреческий мыслитель Платон. Он считал, что истинное существование состоит из идей, которые являются прообразами физических, осязаемых вещей. Философская позиция, связанная с признанием психической реальности в качестве исходного мира бытия, называется идеализмом. Идеи Платона не исчерпывают всего мироздания: в мире, считал он, есть и материя, только она бесформенна, неопределенна, лишена собственной способности двигаться, развиваться. Деятельность, жизнь, согласно Платону, имеет духовную сущность.
Различие между идеализмом и материализмом
Этот выбор не был случайным для каждого отдельного философа, и в некотором смысле он был выражением его фундаментальной жизненной ориентации. Ведь принимая позицию материализма, мы выражаем уверенность в нашем повседневном опыте, который свидетельствует о реальности окружающих нас предметов и процессов и не дает оснований полагать, что для их существования необходима нематериальная, духовная первопричина. Это позиция здравого смысла. Когда возникает наука, основанная на измерениях и точном опыте, она придерживается именно этой позиции. Признание неоспоримой, независимой реальности материального мира, однако, ставит перед философами-материалистами очень сложный вопрос о происхождении и природе сознания, мира духовного. Здесь уже недостаточно просто утверждать, что сознание существует так же, как и физические объекты, поскольку его существование очень специфично. Мысль об огне не является ни горячей, ни холодной. Мысль Вселенной не является ни большой, ни маленькой. Если реальны только материальные вещи, то духовность, сознание должны быть объяснены как производные от первичной реальности этих физических, материальных вещей. В этом смысле сознание для материалистов вторично по отношению к материи — а значит, проблематично, нуждается в обосновании.
Философский идеализм также не является беспочвенным; его предпосылки могут быть выведены и из самонаблюдений человека, которые обращаются прежде всего к причинам происходящих в мире изменений, к источникам появления новых явлений и предметов. Единственной такой причиной, следствие которой было известно человеку даже в древние времена, был сам человек. Человек сначала составляет для себя мысленный, идеальный план действий, а затем реализует его, воплощая в вещах. Вещи, созданные человеком, были материализацией его идей, намерений и стремлений. Планы человека создаются в соответствии с его возможностями. Человек может сначала зачать ребенка, а затем вырыть пруд или канаву. Но может ли более могущественный разум управлять созданием рек, озер и даже морей? Во многом таким же образом возникли мифологические и религиозные объяснения материального существования, в которых активная, действующая причина признавалась сверхчеловеческой и даже сверхъестественной. Идеализм выражает эту психологически неудивительную установку более последовательно и четко, утверждая, что истинная, первичная и изначальная реальность сверхъестественна и бесплотна, т.е. духовна, и что весь материальный мир есть творение и поле творческой деятельности духовных сил. Таким образом, идеализм демонстрирует изначальную близость к религии и мифу.
Но даже для идеализма задача целостного истолкования мироздания, сочетающего материальную и духовную стороны, оказалась очень сложной. Если духовная реальность и материальный мир качественно, сущностно различны, принадлежат к несоизмеримым модусам бытия, то сотворение или хотя бы упорядочение материального мира первозданным духом выглядит как чудо. Но чудеса сверхразумны, поэтому у философов, полагающихся на силу разума и концептуального мышления, мало шансов понять, как устроен и существует окружающий нас мир реальных, осязаемых объектов. Идеалистические концептуальные построения могут быть очень интересными и образными, но где-то в них все же есть фундаментальное чудо творения. Это сильно снижает их авторитет среди материалистически ориентированных людей — не только философов, но и ученых и просто обывателей, или, скажем более уважительно, людей, занимающихся практической деятельностью.
Созидательная деятельность человека
Творческая деятельность, направляемая человеческим разумом, сознанием, знакома нам по жизни и поэтому уже кажется понятной и убедительной. Но способность материи как таковой создавать и порождать новые значимые вещи не является чем-то самоочевидным. Это можно провозгласить, но очень трудно доказать. Поэтому мы должны признать, что материализм прошлого имел некую неизменную потребность в объяснении: он всегда обещал гораздо больше, чем мог объяснить (то же самое верно и для идеализма). Лишь недавно развитие естествознания, и особенно синергетики, приблизило нас к пониманию реальных, а не предполагаемых механизмов самодвижения, саморазвития материального мира.
Все это приводит нас к выводу, что противопоставление материализма и идеализма, скорее всего, вынужденное и не абсолютное. В мире действительно есть и материя, и дух. Легче жестко разграничить их и абсолютизировать либо одно, либо другое. Будущее философии видится на пути синтеза противоположностей, а не на пути углубления противостояния.
Философская позиция, утверждающая единственность первоначала, называется монистической. Таким образом, существует материалистический монизм и идеалистический монизм. Дуализм — это утверждение изначальной двойственности первозданного. Правда, история философии показывает, что никогда не удавалось последовательно утверждать дуализм и построить на его основе действительно целостную философскую доктрину. Более того, существуют две основные разновидности идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм утверждает объективную реальность духовного первоначала, то есть его независимость от сознания человека как субъекта. Напротив, субъективный идеализм исходит в своей аргументации из сознания индивидуального субъекта, индивида, который мыслит и переживает свое бытие как человеческая личность. Но опять же, следует отметить, что ни одна из известных форм субъективного идеализма не была полностью последовательной в истории философии. Видимо, сознание отдельного человека — слишком шаткая основа, на которой можно построить связное, всеобъемлющее мировоззрение. Обычно субъективные идеалисты рано или поздно сталкиваются с серьезными трудностями в построении своих доктрин и переходят на позиции объективного идеализма. В целом, можно сказать, что чистый идеализм, как и чистый материализм, необычен. В период господства философии марксизма, которая является материалистической в своей основе, в социалистических странах были попытки искусственно увеличить число материалистов среди философов, и даже многие мыслители с религиозными убеждениями считались таковыми, но все же трудно связать это с последовательным материализмом.
«Идеал» — или «идеальность» феноменов — слишком важная категория, чтобы относиться к ней легкомысленно и небрежно, ибо с ней связано не только марксистское понимание природы идеализма, но даже его обозначение.
Идеалистическими доктринами мы называем все те концепции в философии, которые для объяснения истории и познания берут за исходную точку идеальное — как бы это ни расшифровывалось в деталях — как сознание или как волю, как мысль или как психику в целом, как «душу» или как «дух», как «чувство» или как «творческое начало» или как «социально организованный опыт».
Таким образом, философский анализ проблемы идеализма позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, проблема идеала уходит своими корнями в наследие Платона, в его идеи. Во-вторых, на протяжении всей истории осмысления мира этот вопрос в различных формах поддерживался своеобразными концепциями и подходами, которые к концу XX века вывели эту проблему на новый этап развития. В-третьих, в настоящее время проблема идеального переживает свой ренессанс, сохраняет дискуссионное напряжение, усиливает дискурсивное напряжение, повышает свою актуальность не только в отечественной, но и в современной мировой философии.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Каппадокийские отцы
- Ханс-Георг Гадамер и его философия
- Неклассическая философия религии
- Софисты как оппоненты Сократа — Появление софистов
- Джон Остин, английский философ, представитель лингвистической философии
- Философские исследования в современной России
- Русская философия 19 века. Особенности развития философских идей в России в первой половине 19 века
- Объективное и субъективное в социально-историческом процессе
- Концепция «вечного возвращения» Ф. Ницше как философский миф
- Эстетика Шеллинга