Для связи в whatsapp +905441085890

Материализм 60-х годов 19 века — Литературные критики и социологи

Народничество представляло идеологию и движение в среде радикальной интеллигенции России в 1861 — 1895 гг. Выражая интересы крестьянства, оно выступало против крепостного права, зарождающегося капиталистического способа производства и, соответственно, пути развития страны; отстаивало идею свержения самодержавия путем крестьянской революции. С начала 1860-х годов наметились два направления движения: революционное и либеральное. Основателями народничества считаются А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, идеологами — М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев. Основными организациями революционных народников 1860-1880-х годов были ишутинцы, «чайковские» кружки (организаторы «хождения в народ»), «москвичи», тайные общества «Земля и воля», «Черный передел» и «Народная воля». Со второй половины 1880-х годов наступил кризис революционного народничества, вызванный поражением «Народной воли», ростом влияния либерализма — «теории малых дел» (Н.К. Михайловский и другие публицисты журнала «Русское богатство»), но не прервавший революционной традиции (группа народовольцев в Петербурге, некоторые местные кружки и группы, в эмиграции — группа старых народовольцев). Возрождение революционного народничества в конце 1890-х — начале 1900-х годов было связано с деятельностью партии социалистов-революционеров (СР), программа которой содержала ряд основных народнических идей, переосмысленных в новых социально-политических условиях, это так называемый неонационализм.

В целом, народничество — это идеология, включающая в себя ряд философских, социальных, экономических и политических концепций, явление национальной культуры, отраженное в литературе, искусстве, науке и практической деятельности.

Главным звеном социальной доктрины народников была теория некапиталистического развития России, идея перехода к социализму путем использования и преобразования коллективистских традиций докапиталистических институтов — общины, артели.

Философско-методологическая основа взглядов народников была различной — позитивизм у Н.К. Михайловского и в некоторой степени у П.Л. Лаврова, материализм у П.Н. Ткачева и др.

Их объединяло стремление теоретически обосновать право личности на социальную активность, утверждение ведущей роли общественного идеала в развитии общества — «теория прогресса». Наиболее показательной с этой точки зрения является субъективная социология народников. В определенной степени она сыграла положительную роль в теоретическом обосновании борьбы «критически мыслящих личностей» — радикальной интеллигенции народников — против самодержавия и крепостного права.

В экономике преобладал «экономический романтизм» — В.П. Воронцов, Н.Ф. Даниэльсон и другие. Они пытались подтвердить идею некапиталистического пути развития, анализируя развитие капитализма в России. Ошибочно считая рост буржуазных условий в стране регрессом, безнадежным и даже невозможным вариантом общественного развития.

Материализм 60-х годов 19 века - Литературные критики и  социологи

Литературные критики и социологи

Николай Константинович Михайловский (1842-1904), публицист, литературный критик, социолог. Он родился в Мещовске Калужской губернии 15 (27) ноября 1842 года. Учился в Петербургском институте горных инженеров; с 1868 года был ведущим автором, а затем соредактором журнала «Отечественные записки», который фактически являлся рупором правого национализма; с начала 1890-х гг. и до конца жизни был соредактором журнала «Русское богатство», идейным выразителем влиятельного либерального течения легального народничества, сочетавшего идеалы аграрного социализма с либеральными требованиями конституционных форм, гражданских свобод и прав личности. Н. Михайловский, будучи в основном легальным журналистом-критиком, тем не менее, поддерживал связь с революционно-популистскими кругами: с конца 1970-х годов он был членом движения «Народная воля», а к концу жизни — эсеров. Его отношение к философии отражает общее снижение ее значимости в движении «Народник» по сравнению с предыдущим движением Просвещения 1940-х и 1960-х годов. Главным для его антропоцентрической философской концепции была антиметафизическая установка, вера в несостоятельность любого учения, материалистического или идеалистического, в абсолютную сущность, лежащую за пределами опыта и наблюдения, «реальный мир» в его представлении не тождественен бытию вообще. Центром вселенной и «мерой всех вещей» является человек. Он равнодушен к проблеме познания природы мира и отдает дань феноменализму и агностицизму Иоанна Канта и позитивизму Иоанна Конта. Оригинальность Н. Михайловского проявилась в области социологии. Он подчеркивал прежде всего активную роль личности в истории, ее нравственную позицию, ее способность противостоять стихийным силам исторического процесса, присущую ей способность свободно выбирать свою деятельность. Он рассматривал отношения между человеком и обществом как борьбу за свою индивидуальность и считал допустимым отказ от совершенствования общества, если оно препятствует развитию личности. В области социологии он продолжил так называемый субъективный метод П.Л. Лаврова.
В статьях и книгах М. Фридмана, которые были очень популярны в США в 90-е годы, приводятся малоизвестные данные, согласно которым в Первой мировой войне у 60 000 британских солдат был диагностирован «синдром хронической усталости», 44 000 из которых покинули вооруженные силы, потому что не могли больше участвовать в боевых действиях, то есть — уровень инвалидности при этом синдроме достиг 73 процентов! И эта цифра, вероятно, занижена, поскольку во время Первой мировой войны появилась еще одна новая форма боевой патологии — «контузия», которая могла «поглотить» часть психологических травм, полученных в бою. Учитывая такой масштаб психопатологии, нельзя исключать и механизмы психического заражения, хорошо известные со времен Э. Крапелина.

Николай Гаврилович Чернышевский

Николай Гаврилович (1828-1889), философ, общественный деятель. Он родился в Саратове в семье священника. Он учился в теологической семинарии в Саратове. В 1850 году он окончил историко-философский факультет Санкт-Петербургского университета. Преподавая литературу в саратовской гимназии до 1853 года, он вернулся в Санкт-Петербург для работы над диссертацией. Он начал писать для литературных журналов и стал главным редактором ведущего органа, критикующего правительство, журнала «Современник». За свои радикальные взгляды и сотрудничество с тайным обществом «Земля и свобода» он был арестован в 1864 году и отправлен на принудительные работы (7 лет) и дальнейшую ссылку в Сибирь, где он провел 18 лет своей жизни. Ему разрешили вернуться в Саратов лишь за несколько месяцев до смерти. Хорошо известны его работы по философии, социологии, экономике, этике, эстетике. Его магистерская диссертация «Эстетическое отношение искусства к действительности» (1855) вызвала масштабный спор 1960-х годов между материалистически настроенными радикалами и идеалистически настроенными консерваторами. В противовес господствующей гегелевской эстетике, Чернышевский утверждал, что искусство является лишь заменой действительности и не может быть выше ее. Истинная красота присуща реальной жизни, и главная задача искусства — реалистичное и критическое отображение того, что существует, то есть отражение и объяснение существующего, отмечая его недостатки и изъяны, и в то же время предвосхищая лучшее будущее. В своей главной философской работе «Антропологический принцип в философии» (1860) ему удалось изложить научно-ориентированный материалистический взгляд на мир (хотя из-за цензуры ему не разрешалось использовать термин «материализм»). Под «антропологическим принципом» он подразумевал концепцию человека как единого организма, который, однако, в отличие от дерева или химического соединения, имеет «духовное» измерение. Поскольку все психические явления определяются физической организацией человека, он во всех своих действиях подчиняется тем же законам, что и вся остальная природа. Самым значительным произведением Чернышевского был роман «Что делать?». (1863), который он написал, будучи политическим заключенным. В книге он рисует образы «новых людей», носителей его философии — с их презрением к традициям, естественностью, приверженностью науке, любовью к общественно полезному труду, «разумным» поведением и отношениями. В целом, Н. Чернышевский считал, что социализм обусловлен всем ходом развития человечества; для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину. В советский период он был признан одним из самых глубоких мыслителей-материалистов в истории философии благодаря существующим идеологическим позициям. Николай Гаврилович умер в Саратове 17 (29) октября 1889 года.

Библия психиатрии

Во время Второй мировой войны терминология была несколько изменена, чтобы включить диагноз «боевая усталость», который применялся к солдатам, когда они страдали от сильного стресса и повышенной тревожности, что мешало боевым действиям. Но в большинстве случаев тактика «лечения» оставалась прежней — временный отход в тыл с последующим возвращением на фронт.

Необходимость рассмотрения и строгой классификации (все более расплывчатых) психических расстройств стала основной причиной создания в 1952 году (в США) первого Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, которое сегодня (после многочисленных пересмотров и всемирного признания) более известно нам как DSM (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders). Его также иногда называют библией психиатрии, поскольку в наши дни ни один психиатрический диагноз не ставится без ссылки на него. То, что мы знаем сегодня как ПТСР, в 1952 году еще называлось не психологической травмой, а «синдромом стрессовой реакции», поскольку в том руководстве речь шла об «острой стрессовой реакции». Здесь, конечно, сказалась популярность (тогда еще новой) физиологической теории Ганса Селье и приверженность старым идеям о невозможности неорганичности психических страданий (это было справедливо для всей мировой психиатрии). Так, один из самых выдающихся отечественных психиатров 1960-х годов писал, что концепция Селье внесла вклад в наши знания о соматической основе шизофрении, но не смогла объяснить природу ее болезненных проявлений. К сожалению, она мало что внесла или объяснила, что ни в коей мере не умаляет ценности теории стресса для физиологии.

Во втором издании (DSM-II) 1968 года расстройства, связанные с психической травмой, были объединены в категорию «ситуационных расстройств». В российской психиатрии того же периода они назывались «реактивными состояниями», «реактивными психозами» и «психогенными шоковыми реакциями» — иногда их называли «эмоциональными» неврозами — что мало чем отличалось от «ситуационных расстройств», включенных в DSM-II. В то время, хотя соматическая природа психических расстройств еще не подвергалась сомнению, некоторые российские психиатры избегали, хотя и косвенно, этого табу даже в учебниках психиатрии. В частности, при обсуждении психогенных неврозов и психозов отмечалось, что они «возникают при внезапных сильных потрясениях, тяжелых новостях, в опасных для жизни ситуациях, словом, при всех тех обстоятельствах, которые могут вызвать так называемый эмоциональный шок (землетрясение, катастрофа на дороге, страшное зрелище, пожар в переполненной комнате и т.д.). Самое главное здесь — упоминание в одном контексте таких событий, как «землетрясение» и «зрелище террора» (Вообще, при перечитывании удивительно глубоких ранних работ российских психиатров советского периода возникает поразительное ощущение (Вообще, при перечитывании ранних работ российских психиатров советского периода возникает поразительное ощущение, что у них был гораздо более широкий взгляд на психические расстройства, якобы материалистический и приверженный постановлениям КПСС и Павловского научного центра, но поскольку говорить и писать о них было небезопасно, те, кто следовал за ними, воспринимали лишь «верхушку айсберга» и считали это психиатрией как таковой. Поэтому следует признать, что «уголовная психиатрия» — это не только «сугубо советское» явление. Я неоднократно отмечал, что как только мы соприкасаемся с проблемами психики и сознания, мы сразу же вступаем в сферу идеологии, и не только при решении проблем идеализма-материализма).

Эмоциональный паралич

На какой-то момент все чувства атрофируются, человек становится равнодушным и не реагирует эмоционально на происходящее вокруг. При этом его мыслительные способности почти полностью сохранены, человек все видит, все воспринимает, но часто наблюдает за всем как бы со стороны, несмотря на опасность для жизни. Реактивное (психогенное) возбуждение: «Характеризуется внезапным появлением хаотичного, бессмысленного двигательного возбуждения. Человек мечется, делает много лишних движений, бесцельно размахивает руками, кричит, умоляет о помощи, порой не замечая реальных путей спасения. Иногда он бежит без цели… часто в направлении новой опасности. Когда несколько человек охвачены таким психогенным возбуждением, это явление называется паникой». И далее: «Реактивное возбуждение, как и ступор, сопровождается состоянием сниженного сознания и последующей амнезией. Вегетативные нарушения в виде тахикардии, бледности, потливости, обильной диареи характерны для шоковых реакций. Как видно, на фоне вышеприведенного абзаца становится понятнее, почему психиатрия так много внимания уделяла борьбе с неврозами, методам их профилактики и терапии…..

Вернемся после этого, казалось бы, важного отступления к середине 1960-х годов, к разработке единой классификации психических расстройств, в том числе возникающих во время и после боевых действий, поскольку именно с этим периодом связана (частично вынужденная) легализация психологической травмы в медицинской науке.

Вьетнамская война продолжалась (1959-1975, США участвовали в войне с 1964 по 1973), ветеранов было много (за весь период войны погибло 56 555 американских солдат и 303 654 человека были ранены), а недовольство в обществе по поводу непопулярной войны было еще больше, и по понятным причинам было официально объявлено, что психические расстройства, связанные с участием в военных действиях, не могут длиться дольше 6 месяцев после их окончания. А если они длились дольше, это означало, что либо это было что-то другое (т.е. что-то «новое», уже имевшее место в мирное время), либо «обострение» психопатологии, которой человек страдал и раньше (до войны), и поэтому это «ситуационное расстройство» не было связано с военной службой.

Это было, безусловно, политическое решение и в то же время — один из первых «больших» случаев экономического подхода к психиатрии, поскольку государство не хотело оплачивать лечение ветеранов, чьи душевные страдания были полностью на его совести (позже этот «экономический подход» стал массовым в виде последовательной коммерциализации психиатрии после ее слияния с фармакологическими компаниями. В результате, как позже отмечали сами американские психиатры, многие психологические травмы оказались «недолеченными», что привело к множеству случаев алкоголизма, наркомании, разводов, преступлений и самоубийств среди ветеранов Вьетнама, которые в совокупности унесли больше жизней, чем вся Вьетнамская война. Аналогичные тенденции возникли в России сразу после начала необъявленной Афганской войны (1979-1989 гг.), и нет никаких оснований полагать, что они будут развиваться более благоприятно.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) появилось в качестве официального термина только в 1980 году, когда было опубликовано третье издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-III). В этом руководстве ПТСР было отнесено к подкатегории «тревожных расстройств», которые развиваются в ответ на «редкие внешние события». То есть изначально травма определялась исключительно как результат внешнего воздействия и в терминах катастрофических событий. Или, если перевести это на повседневный язык, «кому-то просто не повезло, и он оказался в неудачном месте в неудачное время».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности становления и развития философской мысли древнего востока
  2. Сознание и самосознание. Сознание и проблема идеального
  3. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии
  4. Зигмунд фрейд, астрийский врач-психиатр, психолог
  5. Теории «творческих элит». Проблема «героя и толпы» в современной социальной философии
  6. Римская философия
  7. Сознание, его происхождение и сущность.
  8. «Левиафан» Гоббса — Биография и жизненный путь Гоббса
  9. Диалектика бытия, принцип развития
  10. Общая характеристика русской философии