Оглавление:
С восьмидесятых годов XX века понятие «постмодернизм» (post — после) заняло прочное место не только в университетской, но и в повседневной лексике. Предварительно можно сказать, что термин «постмодерн» относится как к специфической культуре второй половины XX века, так и к философской мысли, представленной именами Жана Бодрийяра (1929 — 2007), Феликса Гваттари (1930 — 1992), Жака Деррида (1930 — 2004), Юлии Кристевой (р. 1941) и других. Однако даже теоретики постмодерна затрудняются дать точное определение этому термину. В постмодернистской философии часто выделяют четыре основные темы:
- агностик — никакого смысла не существует вне языка, поэтому истина — это языковой феномен; знание — это набор словесных конструкций, созданных различными группами людей, преследующих свои интересы;
- прагматический: интеллектуальное производство происходит в практической деятельности; критерием является успех, достижение того, что мыслится;
- эклектический — намеренная установка на эклектику, выбор разнообразных средств, их смешение и сочетание для достижения цели, принцип смешения стилей;
- анархо-демократический — знания распределяются между определенными группами людей, вовлеченных в языковые игры, необходимые для организации власти, насилия над человеком, его сознанием и поведением.
Постмодернизм — это особый тип мировоззрения, в котором:
- главными ценностями провозглашены свобода во всем, спонтанность и желания человека, его игривость;
- Существует критическое отношение к современности, радикальный плюрализм в оценке современной культуры и общества.
Уже в середине двадцатого века западные исследователи заявляют об «устаревании человека», а следовательно, и человеческих экзистенциалов, важнейшим из которых является любовь. В лагерях аннигиляции личность аннулируется, человек становится образцом. В этой связи, подчеркивая возрастающую роль компьютерных технологий, один из важнейших теоретиков постмодернизма Жак-Франсуа Лиотар в конце семидесятых годов двадцатого века в своей работе «Состояние постмодернизма» заявил: «Базы данных — это энциклопедия завтрашнего дня. Они превышают возможности конкретного пользователя и по своей «природе» принадлежат постмодернистскому человеку». Философы-постмодернисты утверждают: технология заменяет человека. Экономические отношения производства и обслуживания объективируют человека и снижают его способности за счет инструментальных процессов и технических возможностей.
В свете постмодернистской теории кажется, что человек должен постоянно открывать себя заново. Если проект человека модерна заключался в единстве жизни, направленной на развитие самосознания и личности, то биография человека постмодерна характеризуется разрывами, новыми началами и изменениями. Это неопределенная жизнь, в которой человек больше не может полагаться на установленные координаты современности: Нет ни центрального субъекта, ни центра жизни, ни предопределенной цели, ни фиксированной точки отсчета.
Методологические основы постмодернизма
Постмодернисты отрицают возможность рационального установления смысла жизни, человеческого общества и морали, поэтому считают, что нужно жить только настоящим, не заботясь о прошлом или будущем. Постмодернизм пытается предоставить возможность жить в постоянно меняющейся ситуации. Таким образом, сам человек больше не является центром своих действий. Вместо этого теоретики постмодерна говорят о «децентрированном субъекте».
«Человек» исчезает в постмодернизме. Вот почему постмодернистская теория утверждает «смерть субъекта». В постмодернистском дискурсе человек предстает флексибильным, шизофреничным, нормализованным, недисциплинированным, децентрированным, подверженным случайностям в той же степени, что и похоти и желаниям.
На наш взгляд, к наиболее важным методологическим принципам постмодернистского дискурса относятся также следующие:
1) Постмодернистская философия в целом направлена на плюрализацию единичных ключевых понятий современности: вместо одной истины, одного разума, одной эстетики и т.д. постмодернизм утверждает множественность истин, множественность проявлений разума, множественность видов эстетики и т.д;
2) Постмодернизм постулирует философию разложения надежности современности: он сомневается в реальности материального мира в последней инстанции. Напротив, реальность предстает в постмодернизме как простая медиа-симуляция и виртуальная реальность (Ж. Бодрийяр);
3) Философия после модерна и для постмодерна — это философия после конца доктрин (т.е. коммунизма, демократии, капитализма), после смерти субъекта и под знаком полной потери смысла и разрушения значения вплоть до контингентности (Ж.-Ф. Лиотар), философствование после философии — из которого философские тексты могут быть прочитаны наравне с другими текстами или контекстами (Ж. Деррида).
Основными принципами постмодернистской философии являются:
- Признание права личности на инаковость;
- Актуализация примата единичного, уникального над всеобщим;
- Отказ от «монологизма» и «наррационизма», научного рационализма и логоцентризма, тотального рационализма;
- Реализация сосуществования и взаимодействия различных культур и образов жизни;
- Артикуляция интенциональности сознания;
- Отказ от категорического требования равенства в пользу стратегии равенства, направленной на признание различий.
Если модернизм подчеркивал неизбежность конфликта, то постмодернизм видит нерешенные проблемы и пытается найти выход из сложившейся конфликтной ситуации. В постмодернизме социальная коммуникация представляется как состоящая из множества языковых игр, подчиняющихся различным правилам. «Текстуализация» мира приводит к восстанию голоса Другого против авторитарного голоса, узурпировавшего всю власть. Появляется возможность стать участником интерпретационных игр, которые предлагают неожиданные и оригинальные движения. Для постмодернизма характерно стремление к поиску других психических слоев, относящихся к сфере бессознательного. Постмодернизм не ставит своей целью полное отрицание ценностей. Его главная цель — переосмысление, деконструкция, переоценка и замена знаков «плюс» на «минус» и наоборот. Личность анализируется в коммуникации, в интерсубъективности, а различные культуры анализируются в системе равноправного диалога. Постмодернизм меняет парадигму критического мышления современной науки, он воспринимается как своего рода новое восприятие мира, менталитет новой культурной эпохи.
Четыре стадии развития
Постмодернизм, как теория и практика, возможен потому, что свобода и прогресс перестают быть проблемой. Рационализация общества и эмансипация личности все же произошли, хотя результаты этих процессов неожиданны и болезненны для сознания, поглощенного модернистской идеологией: Процесс реализации ценностей оказался процессом овеществления. В регулируемом, автоматизированном обществе массового потребления и массовой демократии можно скептически и нигилистически относиться к свободе и прогрессу; нет необходимости быть активным и целеустремленным, благодаря идеологии, которая ориентирует мышление на сознательный выбор целей и способов действий. Свобода и прогресс стали элементами коллективного бессознательного, ментальными привычками и поведенческими автоматизмами. Свобода и прогресс переместились из сферы общественного устройства в сферу повседневной жизни. Мотивы свободы и прогресса больше не определяют выбор политического и экономического курса, но, если судить по вездесущей рекламе, определяют выбор одежды, еды или косметики.
Она характеризуется реализацией свободы и прогресса и наличием системы социальных институтов, возникших как формы реализации этих ценностей. Следствием неактуальности модернистских ценностей является упадок мобилизующей и организующей силы общества как системы институтов. Симптомы институционального упадка отражаются в снижении доверия к корпорациям и государству, в сокращении членства в политических партиях и профсоюзах, в активизации так называемых новых социальных движений на фоне массовой инертности, и — в более общем плане — во фрагментации социального порядка, описанного выше. Упадок институционального порядка отражен в социологической теории конца XX века. Бодрийяр провозглашает «конец социального» в эпоху «инерции» и «меланхолии».
Жан Бодрийяр предлагает рассматривать симиле как заключительный этап в развитии знака, выделяя четыре стадии развития:
1-й порядок — отражение основной реальности. Класс копий — например, портретная фотография.
2-й порядок — последующее искажение и маскировка данной реальности. Класс функциональных аналогий — например, резюме или грабли как функциональная аналогия руки.
3-й порядок — фальсификация реальности и сокрытие отсутствия реальности (когда модели больше нет). Знак, скрывающий, что оригинала не существует. Настоящий симулякр.
4-й порядок — полная потеря всякой связи с реальностью, переход знака из системы означивания (видимости) в систему симуляции, т.е. превращение знака в свой собственный симулякр. Знак, который не скрывает отсутствие оригинала.
Вторая половина книги посвящена одной из важнейших философских концепций. Бодрийяр приходит к парадоксальному выводу, что наша современная цивилизация — это цивилизация смерти.
Смерть — это всегда то, что ожидает нас в конце системы, и символический конец, который ожидает саму систему. Смерть следует понимать вовсе не как реальное событие, происходящее с неким субъектом и телом, а как форму — в привычных случаях форму социальных отношений, — в которой теряется детерминация субъекта и значения. Бодрийяр считает, что человек, желая забыть о своей смертности, тем самым делает ее основой своего существования. Смерть, по его мнению, стала основным товаром нашей цивилизации, потому что все, что мы делаем, мы делаем, чтобы избежать ее.
Работы Бодрийяра довольно трудно читать, так как они написаны с большим количеством метафор и технических терминов, но это не умаляет огромной ценности его идей для современной постмодернистской философии.
Переход от модерна к постмодерну
При переходе от модерна к постмодерну социальные агрегаты растворяются, распадаются на массу отдельных «атомов». «Атомизация» социального — это формирование множества «гибких сетей языковых игр». Согласно Бодрийяру, социальность, под которой он, очевидно, понимает интеграцию индивидов в общество посредством ценностно-ориентированных, целенаправленных взаимодействий, исчезает в конце 20-го века, поглощенная «черными дырами» равнодушных масс (потребителей, избирателей, телезрителей). Масса — это экстатический конец социального. Бодрийяр — постмодернист, и его концепции можно рассматривать как своего рода идеологию нового интеллектуального и эстетического течения. Концепции Ж. Бодрийяра весьма симптоматичны. Вместе взятые, они говорят о том, что общество переосмысливается. С переходом в новую эпоху, в которой ценности осознаются и потому перестают быть актуальными, то, что считается социальной структурой, сама социальная реальность теряет свою стабильность и определенность, и тогда социологи начинают говорить о скоротечности, нестабильности, неопределенности, парадоксе, иррациональности или вообще об исчезновении социального бытия в ситуации постмодерна. Общество не исчезает, хотя и перестает быть реальным. Поскольку сущность современного общества заключается в реализации ценностей, как того, что, по формулировке Хайдеггера, «всегда и во всем», так называемые фундаментальные подсистемы «общества вообще» — политика, экономика, наука, культура, — составляющие социальную реальность, являются лишь ценностными ориентациями современной эпохи.
Поскольку структура общества — это всего лишь рубрика ценностей, то как только ценности деактивируются, общество обесценивается: оно становится эфемерным, абсурдным и нереальным, но продолжает существовать. Институциональная структура перестает быть социальной структурой как таковой, но не исчезает совсем. Этот парадокс объясняется с помощью концепции симуляции, введенной Ж. Бодрийяром в 1970-х годах.
Написав о «потере» реальности в постмодернизме, Бодрийяр по-своему изложил ситуацию, когда процесс объективации общества завершен. Дефицит реальности у Бодрийяра — это вовсе не дефицит вещей и действий. Напротив, он пишет об их растущем «перепроизводстве» как о признаках реального. Таким образом, реальность понимается как некое «реальное» содержание, то есть как ценностное наполнение вещей и актов. Потеря реальности в концепции Бодрийяра — это потеря различия между знаком-образом и референтом-реальностью. Бодрийяр выделяет четыре последовательные фазы отношений между знаком и реальностью: образ является отражением истинной реальности; он маскирует и извращает истинную реальность; он маскирует отсутствие истинной реальности; он не имеет связи ни с какой реальностью. Постмодернизм — это время перехода к отношениям третьего и четвертого порядка. «Знаки» больше не заменяются на «означаемые»; они самодостаточны. Они симулируют существование отношения «знак-референт», и эти симулякры функционируют как самореферентные знаки.
Понятие и характеристики «массового человека»
Ж. Бодрийяр один из первых серьезно обратился к проблемам массового общества, появлению «массового человека», возрастающей степени урбанизации и технологизации общества, а также усиливающимся тенденциям демократизации социально-политической и культурной жизни.
Появление «среднего человека» или «человека массы» на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Появление «среднего человека» или «массового человека», как и массового общества, достаточно быстро было понято как следствие глобальных изменений в системе ценностей, которые стали необходимым условием для возникновения общества нового типа.
Массовый человек» оказывается в урбанизированной среде, состоящей из множества таких же изолированных, или атомизированных, индивидов. Юнг, однако, в своем комментарии к этой ситуации подчеркивает, что это не дает человеку психологического равновесия; напротив, массовый человек особенно подвержен массовым психологическим эпидемиям. Однако для возникновения эпидемии не требуется даже его физическое присутствие в группе.
Знаменательно, что и концепции информационного общества, и концепции постмодерна, существующие как самостоятельные теоретические конструкции, направили свой интерпретационный потенциал на одни и те же экономические, социальные и культурные процессы. Отражением этих процессов стали, с одной стороны, стремительные технологические изменения и отказ от форм индустриального производства, а с другой — социокультурные изменения, связанные с принципиально иным уровнем проявления субъективности.
Наиболее ярким выражением этих социокультурных трансформаций стали такие процессы, как демассификация и индивидуализация, как трансформация характера потребления и его мотивации, где характерной чертой обмена начинает быть не экономическая, а символическая, как замена экономических — на постэкономические ценности, главной чертой которых, как отмечают теоретики постмодернизма, является их символическая природа, связанная со статусными аспектами.
Исследуя экономические процессы с точки зрения их субъекта, теоретики постмодерна пришли к выводу, что постиндустриальная экономика, в отличие от индустриальной, провозглашает иной принцип, в котором вещи артикулируются не в дискурсе потребительской или меновой стоимости, а в дискурсе знаковой стоимости.
Бодрийяр Ж. рассматривал современного человека как активного индивида, проявляющего свои особые индивидуальные характеристики в процессе потребления, ставшего возможным, в частности, благодаря высокому экономическому развитию, обеспечившему первичные человеческие потребности.
Другими словами, содержание вещи, степень ее полезности, определяется не ее потребительской стоимостью, которая достаточно универсальна, а ее высоко индивидуализированной символической стоимостью. Вещи в такой системе отношений нельзя сравнивать на основе эквивалентности, более того, ценность каждой вещи не фиксирована, а произвольно определяется в рамках индивидуальной системы потребностей.
В таких условиях человек становится более свободным в реализации повседневных потребностей, в общении и образовании, в страсти к развлечениям и увеличению досуга, в одежде, в танцах, даже в новых методах лечения, целью которых является освобождение самости.
Массовый человек» все еще существует и все еще функционирует как один из наиболее типичных субъектов социального действия.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Парацельс, врач, естествоиспытатель и философ эпохи возрождения
- Религия, её значение в современном обществе
- Классический позитивизм
- Формирование классических технических наук
- Космогоническая теория Канта- Лапласа. «Критика чистого разума» Канта — Мысли раннего периода
- Политика и нравственность
- Эпоха поздней античности
- Культура и цивилизация. Понятие культуры, ее сущность и основные функции
- Социально-философская проблема направленности исторического процесса
- Павел Александрович Флоренский, российский религиозный философ, богослов