Оглавление:
Философия, особенно в Древнем Риме, всегда почиталась, поэтому ее разветвление на различные школы, рождение новых направлений, каждое из которых порождало новые идеи, создавало силу философствования, без которой не обходился почти никто, особенно римляне.
В Древнем Риме возникло развитие эллинистических школ, направления которых были настолько влиятельны в истории, что дали миру ряд известных личностей. В одном из направлений эллинистических школ, стоицизме, одной из таких культовых фигур был Антонин Марк Аврелий, который, в свою очередь, был последним представителем этого направления. Что касается происхождения самого стоицизма, то его основателем был Зенон, приехавший с Кипра в четвертом веке до нашей эры и развивавший это направление задолго до его полного краха, который навсегда уйдет после смерти Марка Аврелия.
Философия занимала очень важное место в Римской империи и особым образом влияла на жизнь и культуру римлян. Влияние античной философии на отдельного человека и все общество в Риме означало функцию религии, обучения. Поскольку религия продолжала охранять и освящать данный государственный порядок, она сосредоточилась на культе личностей правителей. Но поскольку каждый правитель греческого мира того или иного времени, опираясь на философию, получал то знание, то почтение, с которым он поступал мудро в своих дальнейших действиях, а затем получал почет, уважение, признание за все свои действия, то такие действия были действительно достойными правителей. Одним из них был император Марк Аврелий.
Следующий после аристотелевского период античной философии характеризуется резким падением уровня онтологических исследований, т.е. исследований учения о бытии. Того же нельзя сказать, например, об этике и логике, то есть о морали, нравственности и разуме, понятии и мысли, в сферах которых эллинистическая философия достигла значительных результатов, но «первая философия» находилась в таком кризисе, что его нельзя было объяснить простой паузой в процессе плавного развития идеи. Хотя нельзя сказать, что эллинизм выступил с новой философской программой, он во многом продолжил развитие сократических школ и попытался возродить ряд досократических доктрин. Тогда с большим основанием можно считать, что перелом в эволюции, «возникновение», является диалектикой афинской школы; эллинистические школы, с другой стороны, были «результатом» длительного процесса развития, начало которому положили софисты.
Эллинистические школы на самом деле были более тесно связаны с историческими и культурными процессами Греции, чем афинская школа.
Гораздо более влиятельными, например, были стоики и эпикурейцы. Эпикурейцы, в свою очередь, были учениками Эпикура (347-270 гг. до н.э.), философа-материалиста эллинистического периода.
Увлечение материализмом (материальностью) как одним из основных философских течений, которое продолжили эпикурейцы, означало признание объективности, неповторимости, несубстанциональности и неуничтожимости материи, которая существует независимо от сознания и функционирует как первооснова реальности.
Стоическая философия
Римский стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Они ясно видели несовершенство мира, что человек не властен над законами бытия, а потому бороться с судьбой бессмысленно. Но разумный человек может устранить этот конфликт, укрепив свою волю противостоять трудностям, противостоять им, не надеясь на победу, но и не теряя своего достоинства. Счастью человека способствует его самосовершенствование. Таким человеком был Антонин Марк Аврелий.
Антонин Марк Аврелий (121-180), из династии Антонинов, был последним стоическим философом, чья философия может рассматриваться как окончательное завершение древнего стоицизма и в то же время как его полный упадок. Римский император и завоеватель с 161 по 180 год, расширивший границы Римской империи.
Марк Аврелий восстановил римский протекторат (ограничение независимости зависимой страны в обороне и внешней политике при предоставлении ей полной свободы во внутренней политике) над Арменией и завоевал Месопотамию в войне с парфянами в 162-166 годах; в 166-180 годах он вел войну с германскими и сарматскими племенами.
Марк Анний Верус, позже названный Марком Аврелием Антонином после того, как Антонин усыновил его, родился в Риме в 121 году в богатой патрицианской семье. Его отец умер в очень раннем возрасте, и главная забота о воспитании Марка легла на его деда Анния Веруса, который дважды был консулом и, очевидно, пользовался благосклонностью императора Адриана, состоявшего с ним в дальнем родстве.
Марк Аврелий всегда был проникнут чувством благодарности к людям, перед которыми он чувствовал себя в долгу.
Маркус получил домашнее образование и в детстве попал под влияние своего главного учителя — стоика. Этим учителем был стоик Луций Юний Рустик. С другой стороны, он также получил философское образование от Диогнета, под влиянием которого Марку Аврелию было позволено спать на голых досках, покрытых шкурой животного, а от Диогнета он научился рисовать. Он совершенствовал свое образование под руководством софиста (от греческого — мудрец) Герода Аттика, платоников (последователей платонизма) Александра и Секста Херонейского, перипатетика (последователя Аристотеля) Клавдия Севера, стоика Апполония Халкидонского. В Смирне он слушал софиста Элиаса Аристида, но самым важным для него был все же Луций Юний Рустик.
В свое будущее правление Марк Аврелий окружил себя философскими риторами и сделал своих старых наставников, таких как Геродот Аттик, Фронтон, Юний Рустик, Клавдий Север, Прокул, государственными деятелями и назначил их консулами и проконсулами.
Увлеченный стоицизмом, Маркус стал величайшим поклонником и почитателем философии Эпиктета. Поэтому со временем, вероятно, будут упомянуты только две выдающиеся фигуры римского стоицизма — Эпиктет и Марк Аврелий, причем последний утверждал для себя важность философских мыслей стоика Эпиктета, поскольку понял из его трудов необходимость исправления и культивирования своего ума. Марк Аврелий был даже рад, что знакомство с трудами Эпиктета удержало его от обращения к софистике, анализу силлогизмов и рассмотрению внеземных явлений. Более того, он был рад, что не поверил сказкам колдунов и волшебников и устремил свой взор на философию.
Марк Аврелий, из-за своего увлечения стоической философией, оставался ее последователем до конца своих дней. Его необычные способности вскоре были замечены, и правящий император Антонин Пий, полагая, что жить ему осталось недолго, усыновил Маркуса, который приходился ему племянником, дал ему родовое имя Антонин и начал готовить своего приемного сына к тому, чтобы тот взял дела правления в свои руки. Но Антонин прожил дольше, чем ожидалось, и только в 161 году Маркус стал главой государства.
Равенство между слабыми и сильными, бедными и богатыми
Что касается стоицизма, то он зародился в конце четвертого века, когда Зенон Китийский (335-263 гг. до н.э.), прибыл с финикийского холма Кипра в Афины, где открыл школу стоицизма. Он получил свое название от греческого слова «Stoia», что означает «портик» или крытый рынок — крытая галерея с колоннами. Его учение стоицизма стало доминирующим в эллинистической (эллинистической) философии. Стоицизм подчеркивал, что счастье зависит только от хорошего качества (желательно, как считал Сократ) и что все внешние условия жизни можно и нужно сделать apatheia, то есть «бесчувствием» (наше слово «апатия») и самодостаточным состоянием, «автаркией», или, как ее еще называют, самоудовлетворением.
Стоицизм также продолжил доктрину киников о космополисе или «мировом государстве» как этическом идеале. Цинизм, в свою очередь, определяется как моральное качество, характеризующее пренебрежительное отношение к культуре и ценностям общества. Цинизм относится к школе киников.
За исключением этики, стоики уделяли значительное творческое внимание логике, но их метафизические доктрины были в значительной степени заимствованы из учения Гераклита.
Мир закончился при Марке Аврелии, величайшей ценностью которого был «король-философ», но и такой же выдающийся полководец, возглавивший важнейшие непрерывные военные операции с германским нашествием и варварскими племенами вдоль и поперек Дуная. И во всех военных действиях он всегда оставался на фронте, и провел в войнах скорее половину своей жизни, чем, сколько, половину времени своего царствования. И во время этих войн, или не войн, он как-то незаметно для других описывал происходящие события в своих заметках о «размышлениях», находя утешение в стоицизме.
Во время его правления империю поражали стихийные бедствия, эпидемии, которые приходили с Востока и уносили множество жизней. Все это не могло помешать империи пострадать, и Марку Аврелию в том числе. Однако это не означало, что империя и император были ослаблены. Только настоящие неудачники Марка Аврелия должны были оставить империю его никчемному сыну Коммоду, чего не произошло, так как Коммод занимался в основном гладиаторскими играми и был далек от политики и проблем Рима. Марку Аврелию определенно не нравилось увлечение Коммода, и все это вылилось в единое мнение, что Аврелий не желал отдавать Риму такого правителя, который был весьма далек от проблем Рима и Римской империи в целом. Есть также тот факт, что его сын был слаб духом. А такой человек, в руках которого была власть, был опасен. И если говорить о Комодо, то важно сказать, что он, в свою очередь, не был достоин титула императора, но в отличие от всего, чем он будет тогда, хотя и не должен, а значит, вопреки идее Рима — его свобода. Свобода, по словам Марка Аврелия, была самим миром Рима, который заключался в стремлении к равенству между слабыми и сильными, бедными и богатыми.
Философские школы в Риме
Для Марка Аврелия переход к императорской власти не представлял собой ничего особенного; это не было поворотным пунктом в его внутренней или даже внешней жизни. Он даже не захотел быть единоличным правителем и взял в соправители своего приемного брата Луция Веруса, который также получил титул Августа. В конце концов, однако, при своем праздном и беспутном характере он не оказывал никакой помощи императору и не редко оказывался существенным препятствием в делах; впрочем, и к нему Марк Аврелий относился с обычным неистощимым терпением и выдержкой. Марк Аврелий отличался бескорыстием, презирал доносы, вел войны с успехом и управлял провинциями с добротой. Он основал в Риме несколько философских школ и привел в свой дворец знаменитых философов того времени. В Афинах он основал четыре кафедры философии, в соответствии с их направлением — академическую, перипатетическую (что означало обучение у последователей Аристотеля, создавшего логику), стоическую и эпикурейскую. Учителя, Марк Аврелий устанавливал зарплаты за счет государства. Он также доверил философов во всех провинциях государству. Надвигающийся кризис Римской империи обусловил специфику философии Марка Аврелия. В его интерпретации стоицизм окончательно утратил свои материалистические черты и стал религиозно-мистическим. У Марка Аврелия Бог является первоосновой всего сущего; это мировой дух, в котором растворяется все индивидуальное сознание после смерти тела. Его этика отличается фатализмом; он проповедует смирение и аскетизм. Он призывает к нравственному совершенствованию и очищению именно через погружение и познание фатальной необходимости, господствующей в мире. Марк Аврелий выразил свои философские мысли в форме афоризмов в одном произведении — «К самому себе». В произведениях «Наедине с собой» (в русском переводе — «Наедине с собой», 1914; «Размышления», 1985) он рисует картину мира, управляемого провидением природы (отождествляемой с Богом), а счастье человека понимает как жизнь в гармонии с природой. Философия Марка Аврелия оказала большое влияние на христианство, хотя сам император сильно преследовал христиан. И хотя стоики оставили христианству ряд своих созвучных идей, сами они оставались язычниками, преследуя христиан, не понимая, что все это не могло не иметь родственных последствий. И, возможно, самое глубокое родство между стоицизмом и христианством следует искать не в совпадении отдельных мыслей и высказываний, а в том самоуглублении личности, на котором заканчивается история стоицизма и начинается история христианства. Революцией, которую стоики совершили в философии, можно назвать безразличное отношение стоического мудреца к окружающему миру (в том числе и социальному), более глубокое проникновение в сокровенные тайники собственного «я» и, таким образом, открытие в своей личности целой вселенной, которая прежде была ему совершенно неизвестна и недоступна. Размышления Марка Аврелия, похоже, достигли максимальной глубины самосознания и восприятия, доступной древнему человеку. Без этого открытия стоиками «внутреннего мира» человека победа христианства вряд ли была бы возможна. Поэтому в некотором смысле римский стоицизм можно назвать созерцанием «подготовительной школы» христианства, а самих стоиков — «искателями Бога».
Важные идеи Марка Аврелия
- Вселенная управляется разумом, который есть Бог
- В рационально упорядоченной вселенной все, что происходит, не только необходимо, но и хорошо.
- Счастье человека заключается в жизни в гармонии с природой и разумом.
- Несмотря на то, что действия индивида причинно обусловлены, он обретает свободу, действуя рационально.
- Плохие поступки других не вредят нам; скорее, это наши мнения об этих поступках вредят нам.
- все разумные существа подчиняются естественному праву и, таким образом, являются гражданами универсального государства.
- разумный человек не должен бояться смерти, поскольку она является естественным явлением жизни.
Философия Марка Аврелия возникла из чувства постоянной борьбы с окружающим миром, с мыслями внутри себя, которые принимают как должное все превратности судьбы. Марк Аврелий дает классическое выражение этим чувствам: «Время человеческой жизни — миг; ее суть — вечный поток; чувство — смутно; строение всего тела — преходяще; душа — непостоянна; судьба — загадочна; слава — ненадежна. Одним словом, все, что касается тела, подобно потоку; все, что касается души, подобно сну и дыму. Жизнь — это борьба и скитания в чужой стране; посмертная слава — забвение».
В Марке Аврелии, при всей его дружелюбности и, напротив, боевитости, которая, казалось, исходила от прилива радости, печали или горя, эти чувства никак не отражались в выражении его лица. Это значит, что его можно и нужно назвать стойким и храбрым, и что он потерял среди своего войска многих, кто был близок ему во всех войнах.
Так обостренное чувство тоски Марка Аврелия в невероятной степени перерастает в обращение к Божеству, в веру в божественное откровение. Примером тому может служить молитва императора, или, как ее еще называют, легенда о «чуде дождя». Эта легенда гласит, что когда император молился о спасении для своей римской армии, страдавшей от жажды, внезапно пошел дождь, и таким образом римская армия была спасена.
В Марке Аврелии временами можно увидеть общую античную любовь к красоте, чистой и бескорыстной красоте, которая важна сама по себе и которая ни в чем не нуждается. Что касается природы у Марка Аврелия, то она выше искусства лишь в той мере, в какой она одновременно и творческая, и созидательная, тогда как искусство в обычном смысле слова организует лишь мертвую материю, организация которой — удел только творческого, но не созидательного начала. А там, где в человеке совпадают творчество и созидание, создается уже не обычное искусство, а сам человек, ибо внутренний и нравственно совершенный человек как раз и является истинным произведением искусства. Но такое подлинное произведение искусства есть не что иное, как продолжение и дальнейшее развитие той же самой природы. Внутренний человек создает свою внутреннюю красоту сам и своими силами, так же как природа создает свою красоту сама и своими средствами. Такая эстетика, конечно, не совсем соответствует декадентской оценке человеческого субъекта, которая встречается в позднем стоицизме. Но и для нас это качество чрезвычайно важно и даже ценно. Оказывается, даже во времена самого мрачного морализма древний человек не мог забыть светлые и жизнерадостные идеалы беззаботной и самодостаточной пан-античной эстетики.
Здесь же проявляется одна из самых замечательных сторон личности Марка Аврелия: он максимально далек от любых утопий и сознательно отвергает их. Философия остается законом жизни, но философ должен понимать несовершенство человеческого материала, чрезвычайную медлительность, с которой люди усваивают высшие моральные и интеллектуальные истины, огромную силу сопротивления, присущую историческому существованию. Мир нельзя насильно обновить и навязать совершенный порядок, ибо ни один правитель не властен над мыслями и чувствами людей. Трагедия здесь заключается в фатальном несоответствии между высокомерием того, кто хочет стать благодетелем человечества, и прозаичностью результата.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Синтез востока и запада в философии зарубежного востока ХХ века
- Происхождение государства в марксистской концепции истории человечества
- Марксизм
- Цивилизационная концепция А. Тойнби
- Сергей Викторович Булгаков, православный священник, русский философ
- Современная индийская философия
- Контуры нового этапа цивилизационного развития
- Планетарные масштабы экспансии техногенной цивилизации и ускорение хода человеческой истории
- Культура и природа
- Справедливость: понятие, проявление и сферы