Оглавление:
Особенности святоотеческого богословия и аскетической литературы в Древней Руси. История переводов творений преподобного Максима и их качество в разные исторические периоды. Преподобный Максим в трудах Нила Сорийского. Влияние византийского исихазма.
Труды святого Максима Исповедника, одного из самых глубоких и оригинальных восточных богословов, были хорошо известны как его современникам, так и последующим христианским поколениям. Аскетическое богословие святого Максима оказало серьезное влияние на всех последующих византийских мистиков. Его цитировали святой Иоанн Дамаскин, святой Симеон Новый Богослов, святой Григорий Палама и другие святые отцы. Византия пользовалась большой популярностью благодаря многочисленным сборникам, содержащим избранные отрывки из его произведений. Его произведения переводились и на Западе, хотя их влияние на средневековую латинскую культуру было довольно ограниченным.
Обращение к аскетическим трудам монаха Максима связано с тем, что «…аскетическое богословие является центральной осью всего его мировоззрения». Глубокий исследователь творчества преподобного Максима С.Л. Епифанович утверждает, что аскетические сочинения «…можно считать самыми ранними произведениями преподобного отца и с которых, собственно, лучше всего было бы начать изучение и чтение преподобного Максима, чтобы под его же руководством проникнуть в содержание его глубоких размышлений». В них святой отец раскрывает свое учение о практической философии, то есть об аскетической жизни. Не случайно труды монаха Максима пользовались большой популярностью среди монахов. В частности, его «Главы о любви» стали классическим произведением аскетического письма в Византии. Труды преподобного Максима Исповедника. В целом знакомство древнерусских читателей с трудами преподобного Максима ограничивалось его аскетическими сочинениями, что и определяет круг рассматриваемых в нашем исследовании памятников.
Хронологические рамки исследования охватывают существование древнерусской литературы с момента ее зарождения в конце X века до конца XVII века. Традиция перевода и изучения святоотеческих сочинений, в том числе сочинений преподобного Максима Исповедника, продолжалась в русской интеллектуальной культуре в XVIII и XIX веках.
Изучение богословского наследия преподобного Максима началось во второй половине 19 века. Однако исследования русских ученых в этот период носили беглый богословский характер, за исключением монографии И. Орлова о христологии преподобного Максима. Орлов И. Сочинения преподобного Максима Исповедника о раскрытии догматического учения о двух волях во Христе. Историко-догматическое исследование. СПб, 1888 г. Первооткрывателем трудов преподобного Максима Исповедника для XX века стал профессор Киевской духовной академии С.Л. Епифанович. Его работа «Преп. Максим Исповедник и византийское богословие» была впервые опубликована в 1915 году. Теперь она переиздана. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Вторая книга С.Л.Епифановича была опубликована в 1917 году. Епифанович С.Л. Материалы для изучения жизни и трудов преподобного Максима Исповедника. Киев, 1917 г. Оба исследования были отрывками из магистерской диссертации киевского ученого.
Исследование наследия преподобного Максима
Для Запада Максим Исповедник был «открыт» в Средние века, но он не оставил глубокого и живого следа в западной средневековой культуре.» В западной патрологической науке католический богослов Х.В. фон Бальтасар совершил уникальный прорыв в исследовании богословия преподобного Максима.
Во второй половине ХХ века на Западе растет интерес к преп. Во второй половине ХХ века на Западе растет интерес к преподобному Максиму. Международный симпозиум, посвященный изучению различных аспектов деятельности преподобного Максима, проведенный в 1980 году, доказал степень интереса к нему западной науки. Анализ докладов конференции содержится в критической статье А. И. Сидорова.
В современной российской патрологии изучение наследия преподобного Максима связано с именем А. И. Сидорова. Он продолжил насильственно прерванную традицию перевода основных произведений монаха, начатую С.Л.Епифановичем и М.Д.Муретовым. Результатом его научной работы стало двухтомное издание богословских и аскетических трудов преподобного Максима, содержащее обширную вступительную статью и подробный комментарий к тексту. Сидоров отметил, что вопрос о влиянии преподобного Максима на древнерусскую культуру еще требует детального изучения. Одна из его статей посвящена анализу фрагментов произведений святого Максима в одной из древнейших русских книг — Изборнике Святослава 1073 года. Исследователь приходит к выводу, что «…мировоззрение Максима Исповедника… органично вошло в живой организм древнерусской культуры с самого ее «младенчества»».
Среди источников, использованных в настоящем исследовании, — перевод на русский язык «Главы о любви» начала XIX века и современный перевод аскетических сочинений монаха Максима, выполненный А. И. Сидоровым. Кроме того, в качестве источников нам необходимы опубликованные памятники древнерусской литературы XI-XVI веков, в которых содержатся тексты преподобного отца или приписываемые ему фрагменты. Их описание приведено в соответствующих главах нашей работы.
Настоящее исследование состоит из пяти глав. В первой главе рассматриваются источники, на которых основывалось богословие монаха Максима. Особое внимание уделено аскетической литературе, которая повлияла на его мировоззрение и сочинения. Известно, что монаху Максиму удалось органично соединить различные богословские и философские влияния в стройную систему. Поэтому знакомство с его произведениями также предполагало восприятие древнерусскими читателями предшествующей аскетической традиции.
Во второй главе дается краткий обзор произведений преподобного Максима, уточняется место аскетических сочинений среди них, дается их характеристика, жанровые особенности и краткий анализ содержания.
В третьей главе рассматриваются характерные особенности древнерусской литературы, которая в ранний период своего существования формировалась исключительно из переводных произведений. Автор анализирует фрагменты сочинений преподобного Максима, которые вошли в переводные сборники XI — XIII веков.
В четвертой главе рассматривается исторический период XIV-XV веков, особенностью которого было плодотворное влияние византийского исихазма на русскую духовную культуру. В это время в России появилось большое количество переводов аскетической литературы, в том числе и трудов монаха Максима. Здесь становится понятной степень знакомства с монашескими трудами таких отечественных подвижников, как преподобный Кирилл Белозерский, преподобный Нил Сорский и др.
В пятой главе дается краткая характеристика литературного процесса, связанного с образованием единого Русского государства в XVI веке; рассматривается литературная деятельность преподобного Максима Грека и переводчиков сочинений преподобного Максима Исповедника в XVII веке. В конце этой главы приводится анализ переводов и изданий аскетических трудов преподобного Максима, осуществленных в XVIII и XIX веках такими известными подвижниками, как отец Паисий Величковский и святитель Феофан Затворник.
Обзор богословских источников
Св. Максим приводит три вида авторитетных источников для себя: библейские, святоотеческие и философские. Он утверждает, что истина может быть доказана тремя способами: из Священного Писания, из трудов святых отцов и из философских оснований, к которым приходят естественные силы человеческого разума. Только первые два являются для него безусловными авторитетами. Философские соображения стоят гораздо ниже их по значимости. Однако они не лишены ценности в качестве вспомогательных источников.
«Общая основа мировоззрения преподобного Максимоса по сути своей библейская».
Везде он старается опираться на тексты Писания. В сочинениях, написанных для монахов, которые мы преимущественно рассматриваем, речь полна библейских цитат. В «Слове о подвижнической жизни», например, глава 38 представляет собой сплошное цитирование двенадцати стихов из книги Исайи. Даже в суде монах Максим нередко отвечал своим обвинителям словами Писания. Орлов И.
Преподобный Максим является характерным представителем монашеской письменности, наиболее примечательной чертой которой является то, что «…она как бы «выросла» из Священного Писания». Сидоров А. И. Об истоках культуры святости. Инончизм в лице своих лучших представителей всегда стремился к наиболее полному воплощению евангельского идеала.
В неразрывном единстве со Священным Писанием преподобный Максим видел священную патристическую традицию. «Верность Традиции заставляла его мысль постоянно работать и пересматривать эту Традицию, чтобы она была как никогда новой». Великие каппадокийцы, святой Афанасий Великий, а также автор «Ареопагитик» и святой Леонтий Византийский оказали преобладающее влияние на преподобного Максима. Эти авторы были главными богословскими авторитетами в Византии в его время».
Существенной частью богословского синтеза, осуществленного преподобным Максимом, был аскетизм, который существенно зависел от аскетической доктрины и «тайного богословия» Евагрия. После преподобного Максима «евагрийское течение» приобрело еще большее значение в православной духовности. Несмотря на осуждение Евагрия церковью, его «лучшие труды сохранились под именем святого Нила Синайского», а его аскетическое учение было развито в пятом веке святым Исихием и Марком Подвижником.
А. A. И. Сидоров отмечает, что «влияние трудов египетского монаха Макария на монаха Максима еще требует исследования. Последний знакомится с трудами блаженного Диадоха Фотикийского, и через них могучий поток мистицизма преподобного Макария достигает преподобного Максима. Но вполне вероятно, что можно обнаружить следы прямого влияния трудов египетского подвижника на взгляды монаха «Максима». В современной науке не все признают автором «Духовных бесед» преподобного Макария Египетского, а некоторые считают их автора не совсем православным.
Влияние священного богословия
С. Л. Епифанович, один из наиболее глубоких исследователей творчества преподобного Максима, утверждает, что «…круг его интересов, направление в решении богословских вопросов, преобладающее настроение его ума» делает его духовно связанным только с Византией VI — VII Именно в этот период «вся византийская культура была бесконечно близка к идеалу церковности». «Превосходство духа над плотью стало девизом не только в аскетизме, но и в философии, искусстве и культовом символизме. Вся этика укладывалась в рамки аскетизма, и никто не стремился ни к какому другому идеалу, кроме аскетизма». Произошла «воцерковление научного богословия», которое в некоторых отношениях вступило в конфликт с учением Церкви. Именно «осуждение Оригена дало толчок к развитию византийского богословия с новых позиций».
Во-вторых, в ходе борьбы с монофизитством был поднят вопрос «об установлении общепризнанных церковных властей». Споры о «трех главах», то есть трех представителях антиохийского богословия, Феодоре Мопсуестийском, Феодорите и Еве, «…сильно скомпрометировали так называемое «антиохийское» богословие и породили некоторых «александрийских» отцов, которые с тех пор приобрели особое влияние на развитие византийского богословия». Пятый Вселенский Собор определил круг «избранных отцов», среди которых особенно выделялись имена Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста и Кирилла Александрийского. Но полную картину мировоззрения византийцам дали, главным образом, святой Афанасий и два Григория. «Каждый из них… стал классическим богословом в определенной области… В тринитарном вопросе («теологии») особое значение получил св. Григорий Богослов… в антропологии — св. Григорий Нисский… в сотериологии — св. Афанасий Великий». «Именно взгляды этих великих Отцов нашли отражение и в учении преподобного Максима и были объединены им в целостную систему богословско-философских взглядов.» Приверженность святого Максима аллегорическому методу в экзегезе также можно объяснить преобладающим влиянием александрийских отцов.
Весьма вероятно, что монах Максим знал сочинение «О природе человека» Немезия, епископа Эмесского, который в свою очередь руководствовался Аристотелем, стоиками, неоплатониками, медицинскими трудами Гиппократа и Галена, а также святыми отцами, особенно святым Григорием Нисским. Немезий создал свой трактат, по разным оценкам, с рубежа IV-V до середины V века. Его особое место в истории патристической мысли заключается в том, что он объединил антропологию (включая психологию, физиологию и анатомию) с космологией, сотериологией и христологией в единое целое.
Сочинения под именем святого Дионисия Ареопагита оказали заметное влияние на богословие святого Максима. До начала шестого века они не упоминаются. Однако позже мемориал стал широко распространенным и авторитетным. Ареопагитиками пользовались святой Леонтий Византийский, Анастасий Синайский и Софроний Иерусалимский, а преподобный Максим занимался разъяснением «трудных отрывков» их автора. Автор «Ареопагитик» сыграл важную роль в формировании апофатического богословия, хотя его богословская система была основана на трудах каппадокийских отцов.
Он предпринял «попытку создать христианскую философию, которая по своей широте ни в чем не уступала бы классическим образцам и в то же время имела бы твердую опору в Писании». Епифанович С. Л. Овладев философским методом неоплатонизма, он создает противовес как платоническим, так и оригенистским позициям. Заслугой Ареопагита было также введение в систему его мистики церковного культа, который в то время был «…сферой оживленного творчества и всеобщего внимания». Благодаря распространению трудов Ареопагита «…философское направление в аскетизме и мистицизме вновь обрело силу и значение», что повлияло на святого Максима. В «Мистагогии» он очень высоко ценит автора «Ареопагитик» и называет его «истинно просветленным Богом Дионисием».
Влияние аскетической литературы
Поскольку значительное влияние на творчество Евагрия Понтийского (345-399) оказала аскетика, давайте поближе познакомимся с личностью этого подвижника и попытаемся определить степень его влияния на последующих аскетических писателей. Евагрий Понтийский хорошо знал каппадокийцев. Святой Василий Великий посвятил его в лектора. После смерти святого (379 год) Евагрий отправился в столицу, где святой Григорий Богослов сделал его своим архидиаконом. С 383 года и до самой смерти он жил аскетично в египетских скитах: Нитерия и Келлия. «Его духовным отцом был святой Макарий Египетский, который жил аскетически….. …в скиту… В том же монастыре он находился под руководством другого выдающегося подвижника — монаха Макария Александрийского» (конец IV — начало V века) «Строгая аскетическая жизнь, совершеннейшее смирение и благость, опытное познание высот духовной жизни….. принес Евагриусу широкую известность». «Принадлежа к «третьему поколению» египетских монахов, он обобщил духовный опыт предшествующих аскетов и обогатил его своим собственным… Без сомнения, его можно назвать одним из первых теоретиков монашества».
А. И. Сидоров подробно рассматривает вопрос об оригенизме Евагрия. Его современники, противники оригенизма, не выражали сомнений в ортодоксальности Евагрия. Сам он «…не ссылается на Оригена: он не был для Евагрия церковным авторитетом, сравнимым по значимости с авторитетом каппадокийских отцов и отцов-пустынников». «Его труды не свободны от двусмысленных высказываний, которые … может привести (и приводило) к еретическим выводам. Но взгляды Евагрия не переросли в еретическую систему. Такая система уже была создана оригенистами VI века.
А. И. Сидоров выдвигает гипотезу о редактировании «Спекулятивных глав» Евагрия поздними оригенистами. «Практика таких подделок — довольно распространенное явление в истории ранних церковных писаний». Если Евагрий в какой-то момент склонился к еретическим взглядам, то «…следует отметить, что Церковь, осудив эти взгляды, отсекла их, в то же время сохранив лучшее в творческом наследии Евагрия». «Имя Евагрия, вместе с именем Дидима, было добавлено к имени Оригена в анафематизмах 553 года. «Его труды, однако, использовались многими православными богословами, и многие из них приписывались другим Отцам Церкви.
Отметим, что не все современные патрологи разделяют точку зрения А. И. Сидорова. Его методологию критикуют, в частности, А. Г. Дунаев, Дунаев А. Г. Преподобный Макарий Египетский отмечал стремление «представить православную традицию в виде некой внятной и доступной каждому идиллии». Следует также упомянуть позицию В. М. Лурье в отношении богословия св. Григория Нисского. Он ссылается на святого Варсануфия Великого, который «…подчеркивает, что говорит согласно особому откровению, которое он получил от Бога». Святой Григорий Нисский. Так преподобный объясняет причину некоторых ошибок святых мужей: «Впоследствии, преуспев и став духовными учителями, они не просили Бога открыть им о первых их учителях: вдохновлены ли они Святым Духом, что учили их, но, считая их мудрыми и благоразумными, не исследовали их слов». Более того, «…то, что некоторые с сомнением говорят, они толкуют для тех, кто следует за ними, чтобы Бог всегда прославлялся через своих святых». Святой Григорий Нисский. Таким образом, согласно святому Варсануфию, греховность ошибки не уменьшается даже среди святых.
«План аскетов, учение о страстях и восьми помыслах, о практической философии, естественном созерцании и молитве — все это было составлено монахом Максимом под влиянием Евагрия». Епифанович С.Л. Здесь следует подчеркнуть, что особенно схема восьми мыслей «…обязана коллективным творчеством руководителей египетского монашества… Евагрий… принадлежит лишь к литературной обработке этой теории». Это объясняется необходимостью систематизировать греховные мысли, вызванные самой природой аскетической жизни.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Онтология и философия возрождения
- Ибн сина (авиценна), средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма
- Сократические школы и их значение
- Техносфера и технологические эпохи
- Нужна ли современному человеку философия
- Артур Шопенгауэр, немецкий философ, представитель волюнтаризма
- Эстетическое сознание
- Елизавета Петровна Блаватская, русская писательница и теософ
- Структурная антропология
- Основные черты философии нового времени