Оглавление:
С древних времен (с древнеиндийских, древнекитайских, античных философских времен) проблема человека занимала умы философов. Эта проблема становится еще более актуальной в XX веке, когда научно-техническая революция стала новым фактором человеческой жизни и человеческая личность находится под угрозой нивелирования «в тисках» информационно-технологического общества.
Человек — это особое существо, природный феномен, обладающий, с одной стороны, биологическим началом (что сближает его с высшими млекопитающими), а с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельному языку (что отличает его от животных), высокой обучаемостью, приобретением культурных достижений, высокой степенью социальной (общественной) организации.
Для характеристики психического начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» — совокупность врожденных и приобретенных психических качеств человека, его внутреннее психическое содержание.
Личность — это врожденное качество человека, развиваемое и приобретаемое в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Индивид — это единичный представитель человечества, безотносительно к его реальным или антропологическим характеристикам. Родившийся ребенок — это индивид, но не личность, потому что у него нет индивидуальности. Человек становится личностью, когда перестает быть членом человеческого рода.
вида и достигает относительной независимости. Человек — существо социальное, и каждое проявление его жизни — это проявление общей жизни.
Индивидуальность — это уникальный, неповторимый способ существования конкретного человека как субъекта самостоятельной деятельности.
Личность социальна по своей сути и индивидуальна по своему выражению.
Индивидуальность выражает свой собственный мир, особый образ жизни, является индивидуальной по происхождению и форме. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности человека, его способности быть самим собой в окружающей его социальной среде.
Структура любого сложного явления, а человеческая личность, безусловно, является одним из них, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Деструктивные явления в структуре личности приводят к различного рода отклонениям, которые называют девиантным поведением.
В первом приближении личность можно рассматривать как структурную величину биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что позволяет выделить биологические, психологические и социальные структуры личности, изучаемые биологией, психологией и социологией соответственно
Более того, если рассматривать личность как систему, то в ней можно выделить две основные подсистемы или два мира личности:
Один — внутренний, мир сознания, другой — скрытый и часто непонятный для самой личности и бессознательно «живой»;
второй — активный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать за внешними проявлениями личности, но и проникать в его внутреннюю жизнь, догадываться, какие страсти и их борьба овладевают человеком.
Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом случае эта взаимосвязь неоднозначна. Один его полюс — конформность, «согласованность» актов сознания и поведения, а другой — их полное несоответствие друг другу, оппозиция.
Проблема личности в философии
В современном социально-философском знании под «личностью» обычно понимают 1) устойчивую систему социально значимых характеристик, определяющих индивида как члена того или иного общества или общности; 2) индивидуального носителя этих характеристик как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности. Понятие личности, используемое в этом смысле, следует отличать от понятия индивидуальности, которое подразумевает уникальность, особенности конкретного человека.
Проблема личности в философии — это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, что он есть на самом деле и кем он может стать, каковы границы его свободного выбора и его социальной ответственности. Хотя человек не имеет власти над результатами коллективной социальной деятельности, у него всегда есть свобода выбора, и именно этот выбор формирует его как личность.
В своем первоначальном значении слово «личность» обозначало маску, роль, которую играл актер в греческом театре (лат. persona; ср. русское «маскировка»). Человек вне общины или полиса (города-государства) для древнегреческой философии так же нереален, как биологический организм, выделенный из общего организма («человек — политическое животное», Аристотель). Однако уже в античности существовала проблема несоответствия между реальным поведением человека и его «бытием», каким он его видит, и связанные с этим мотивы вины и ответственности. Различные религиозные и философские системы проливают свет на разные стороны этой проблемы. Если в античной философии личность была прежде всего отношением, то в христианстве она понимается как особая сущность, «индивидуальная субстанция» с рациональным характером (Боэций), синоним нематериальной души. В философии Нового времени, начиная с Декарта, распространяется дуалистическое понимание личности (тело и разум), на первый план выходит проблема самосознания как отношения человека к самому себе; понятие «личность» практически сливается с понятием «самость», самобытность личности видится в ее сознании. Согласно Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять свое «Я» моральному закону (категорический императив: «…поступай так, чтобы ты всегда рассматривал человечество в своем собственном лице и в лице всех других как цель и никогда только как средство»).
В ходе развития философской мысли были уточнены и дифференцированы отдельные проблемы изучения личности, ее биологических и социальных детерминант, степени свободы человека по отношению к природе, обществу и самому себе. Личность и общество часто сравнивались и противопоставлялись как эквивалентные, одинаково упорядоченные ценности. Отсюда, с одной стороны, принижение роли личности, рассматриваемой в основном как продукт социальной или биологической среды, и, с другой стороны, волюнтаристское понимание свободы личности как произвольной, отрицающей естественную и историческую необходимость, характерную для метафизического материализма. В этом случае человек является либо абсолютным демиургом (Творцом), либо трагически страдающей силой, которая погибает под натиском нечеловеческих безличных сил (Романтик).
Мир перестает быть простым набором «внешних» вещей и становится человеческим миром, а человеческая личность приобретает социальную природу. Основой формирования личности как в фило-, так и в онтогенезе (в родовом и индивидуальном развитии) является социально-продуктивная деятельность, которая всегда предполагает взаимодействие с другими людьми. Учение об общественно-исторической природе человека не снимает проблему личности. Безличные социальные отношения, которые противостоят индивиду как нечто внешнее, объективное, независимое от его воли, суть овеществление деятельности прошлых поколений, то есть, опять же, «живых индивидов». Бессильный как абстрактный, изолированный индивид, человек становится творцом истории вместе с другими, в составе классов и социальных групп.
Социальные типы личности и их ценности
В ходе исторического развития меняются не только преобладающие в обществе типы личности и их ценностные ориентации, но и сами отношения между личностью и обществом. В первобытном обществе человек не был независим по отношению к общине. Только усложнение и дифференциация социальной деятельности создает условия для автономии личности. Однако этот процесс глубоко противоречив. «… В ходе исторического развития, и именно потому, что разделение труда неизбежно превращает общественные отношения в нечто самостоятельное, возникает различие между жизнью каждого человека как таковой и его жизнью как подчиненной той или иной отрасли труда и связанным с ней условиям» (Маркс).
Необходимо отличать понятие «личность» от понятий «индивид» и «индивидуальность». Рассматривая понятие индивида, необходимо отметить, что оно означает неделимую часть целого. Этот единичный социальный атом, индивид, рассматривается не только как единичный представитель человеческого рода, но и как член социальной группы. Это самая простая и наиболее абстрактная характеристика индивида, говорящая лишь о том, что он отделен (особенно физически) от других индивидов. Гораздо более значимым является другой термин — индивидуальность, который обозначает уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личных качеств и характеристик. Схематично это можно представить следующим образом: Индивид предстает сначала как индивид, «случайный индивид» (Маркс), затем как социальный индивид, персонифицированная социальная группа (классовый индивид), и, наконец, как личность. В этой последней ипостаси индивид включает в себя множественность социальных связей и отношений. Согласно Марксу, сущность «конкретного человека» заключается не в его бороде, не в его крови, не в его абстрактной физической природе, а в его социальных свойствах. Но качества личности отнюдь не сводятся к индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем более универсальные, общечеловеческие качества представлены в ее индивидуальном преломлении.
В общей психологии под термином «личность» обычно понимается некое ядро, интегрирующий принцип, который связывает воедино различные психические процессы индивида и придает его поведению необходимую последовательность и стабильность (с термином «личность» в этом отношении тесно связан термин «характер»). В зависимости от того, что именно считается таким происхождением, теории личности делятся на психобиологические, биосоциальные и психосоциальные теории. Современная психология в значительной степени преодолела традиционный дуализм «внешних», интерпсихологических, и «внутренних», интрапсихологических процессов. Согласно Выготскому и его последователям (культурно-психологическая теория личности), внутренние процессы психики человека формируются на основе интерпсихологических, межличностных процессов. Индивид формирует свой внутренний мир, усваивая исторически сложившиеся формы и виды социальной деятельности, интернализируя (уходя внутрь), и в свою очередь выражая свои психические процессы, экстернализируя.
Отправной точкой социологических исследований личности являются не индивидуальные характеристики человека, а социальная система, в которую он включен, и социальные функции и роли, которые он в ней выполняет (ролевые теории личности, личность как набор социальных ролей, которые он выполняет в различных жизненных ситуациях).
Проблема личности в социальной философии
Решение проблемы личности в социальной философии предполагает поиск ответов на вопросы о том, что такое человек как личность, в чем единство и различие этих понятий, какое место и роль играет личность в общественной жизни, в том числе в истории.
Логично начать рассмотрение проблемы с уточнения понятия «личность», для чего следует отнести его к таким, казалось бы, очевидным понятиям, как «человек», «индивид» и «личность».
Когда мы говорим о личности, мы сразу представляем себе определенного человека, обладающего определенными способностями, определенной степенью воли и характера, имеющего определенные убеждения, интересы, ценности и другие качества. Мы никогда не используем термин «личность» по отношению к представителям животного мира. Таким образом, разработанные в науке термины «человек» и «личность» совпадают по многим своим параметрам. На первый взгляд, есть еще один термин, который довольно часто используется в философской и социологической литературе — «человеческая личность». Возникает вопрос: действительно ли эти понятия идентичны? При ближайшем рассмотрении выясняется, что, хотя у всех них один и тот же объект отражения — один представитель человеческого рода, они отражают его по-разному, в разных аспектах.
Давайте начнем с понятия «индивид». Из всех вышеперечисленных терминов он, пожалуй, самый широкий и подразумевает в первую очередь количественную характеристику представителя человеческого рода — его уникальность, представленность в единственном числе. Человек — не более чем один из многих. Это и новорожденный, и юноша, и пожилой человек, и даже сумасшедший. Этим термином мы абстрагируемся от многих, даже основных характеристик человека.
Весь комплекс наших природных и социальных характеристик отражен в понятии «человек». Акцент делается на тех из них, которые отличают нас от окружающей нас природы. Такими характеристиками являются: социальный и преобразовательный характер деятельности, ее целесообразность, систематичность производства и использования средств труда и ряд других характеристик.
Как мы видим, большинство из этих характеристик являются характеристиками человеческой деятельности. Другими словами, человек — это активное существо. Так, термин «человек», характеризуя представителя человеческого рода, выделяет в нем, прежде всего, родовые, общие с другими людьми черты. Эти черты появляются и действуют в человеке только в процессе совместного труда, в его отношениях с другими людьми, которые в философии называются социальными.
Включенность человека в систему общественных отношений, его место и роль в этой системе, его способность выполнять определенные социальные функции, возложенные на него обществом, отражаются в понятии «личность». Личность — это конкретный человек. Однако мы должны обратить особое внимание на замечание Маркса о том, что сущность личности — «не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество». Следует также иметь в виду, что проявление рассмотренных выше сущностно-образующих характеристик личности в определенной степени опосредовано совокупностью индивидуальных особенностей данного человека, прежде всего его надиндивидуальным опытом, приобретенным в процессе жизни в обществе. Этот опыт представляет собой систему знаний, навыков, умений и убеждений данного человека.
Термин «личность» также включает в себя совокупность психофизиологических характеристик конкретного человеческого индивида, которые выражают его индивидуальность: темперамент, черты характера и так далее. Все это придает каждой личности уникальную, неповторимую форму. В этом смысле мы говорим о личности М.В. Шолохова, личности С.П. Королёва и любой другой личности.
Отношения между личностью и обществом
В деятельности первобытного общества родовое, социальное бытие человека органически реализовывалось в примитивных, неразвитых формах. Это был первый исторический этап в формировании личности, внутренний духовный мир которой был наполнен еще нерасчлененным социоприродным бытием, проявившимся в одушевленной форме деятельности сверхъестественных сил.
Древнее общество было языческим. Сам человек и все общество воспринимались как образ космоса, отсюда и понимание предопределенности судьбы человека. Индивид, несомненно, мог быть независимым в решении своих земных дел, но он все равно воспринимался в последней инстанции как инструмент космического миропорядка, воплощенного в идее судьбы. У каждого человека была своя судьба, которую он не мог изменить по своему желанию. Мировоззрение древнего человека оставалось мифологическим.
В период европейского средневековья мировоззрение христианизированного человека было направлено на замкнутую духовную жизнь, совершенствование духа — души, культивирование чувства покорности и непротивления. Происходила своеобразная сублимация (замена) физического на духовное, связанная с подготовкой к жизни после смерти. Религиозный элемент пронизывал все поры человеческого существования, что обуславливало соответствующий образ жизни.
В эпоху становления капиталистического общества свобода человека была осознана очень остро; автономия для Бога была осознана как автономия для самого человека: человек отныне является распорядителем своей судьбы, наделенным свободой выбора. Достоинство человека заключается в том, что он является причастником всего земного и небесного, от низшего до высшего. Свобода выбора означала для него автономию творческого самоопределения; человек испытывал восторг от неограниченных возможностей своих сущностных сил и чувствовал себя хозяином мира. Разум занял доминирующую позицию: Подвергалось сомнению и критике все, что не могло противостоять силе разума. Это означало значительную рационализацию всех аспектов общественной жизни, но это также означало, помимо всего прочего, расцвет науки и техники. Рационализация жизни означала сужение эмоционально-психической стороны внутреннего мира человека. Изменились и ценностные ориентации: наибольшую ценность имели такие качества, как сила воли, работоспособность и талант, но у них была и обратная сторона — эгоизм, индивидуализм, безжалостность и т.д. Дальнейшее развитие капитализма привело к глобальному отчуждению личности. Появилась индивидуалистическая личность с плюралистическим мировоззрением и материальной ориентацией.
Однако кризисные явления, охватившие капиталистический мир в XIX и особенно в XX веке, поставили новые проблемы во взаимодействии личности и общества. Вопрос заключается в необходимости преодоления отчуждения между ними. Современное общество с его мощным научно-техническим потенциалом, огромной динамикой во всех сферах жизни требует формирования таких качеств личности, как высокая степень самосознания и творческой активности, реализация способности к теоретическому осмыслению мира, личное участие в его адекватной оценке и преобразовании.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Особенности науки нового времени
- Основные элементы философии Гегеля и ее историческое значение. Совпадение логического и исторического
- Определение оснований бытия
- Происхождение религии: гипотезы, догадки, факты
- Идея богочеловечества как политическая утопия
- Философия техники: основные проблемы — Инженеры-философы и первые философы техники
- Проблема субстанции
- Идея всемирности исторического процесса в философско-исторической концепции «локальных цивилизаций»
- Понятие общественного договора
- Разница между социальным субъектом и гносеологическим субъектом