Оглавление:
Понятие личности является одним из самых сложных в изучении человека. В русском языке издавна используется термин «лик» для обозначения изображения лица на иконе. В европейских языках слово «персона» восходит к латинскому термину «persona», который обозначал маску актера в театре, социальную роль, а также личность как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как личность, для этого нужно было быть свободным человеком. Выражение «потерять лицо», встречающееся во многих языках, означает потерять свое место и статус в определенной иерархии.
Следует отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности ассоциируется не только и не столько с лицом человека, сколько со всем телом. В европейской традиции лицо рассматривается в противоположность телу, поскольку лицо символизирует душу человека, в то время как для китайской мысли характерно понятие «жизненная сила», которое включает в себя как физические, так и психические качества человека.
Как в восточной, так и в западной мысли сохранение «лица» или личности является императивом человеческого достоинства, без которого наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. Личность стала реальной проблемой для сотен миллионов людей в двадцатом веке, потому что острота социальных конфликтов и глобальных проблем может стереть людей с лица земли.
Поэтому, имея дело с понятием личности, необходимо определить ее общезначимые, общепринятые, объективные параметры с учетом того, что она отражает в социальной действительности. Понятие личности отражает социальные характеристики человека. Таким образом, акцент делается не на особенностях отдельного человека, а на параметрах, общих для всех людей. Этот акцент не случаен. Это обусловлено задачей подчеркнуть решающее значение тех моментов человеческого существования, которые по своей сути являются чем-то большим, чем конкретность частной жизнедеятельности (что хорошо видно в понятии «историческая личность»).
Понять философскую мысль этого периода довольно сложно, и в основном потому, что труды мыслителей сохранились лишь во фрагментах и только на основе цитат и критики более поздних античных авторов. Из этих фрагментов очень трудно вывести целостные философские взгляды их авторов. Первые признаки философского понимания мира можно обнаружить уже в произведениях Гомера, хотя в своей мифологической форме они еще далеки от «рационализма», присущего греческой философии. Все эти космогонические воззрения в принципе не выходили за рамки мифологических построений. В некоторых из них, однако, можно обнаружить тенденции обращения к природе. Эти «дофилософские» взгляды были попыткой ответить в форме мифов на вопросы о том, что является основным принципом мира (или космоса) и какие принципы или силы определяют его развитие. Желание рационально ответить на эти вопросы, найти выход из магических и религиозных зависимостей, лежит в основе собственно греческой философии. В то время человек не выделялся в отдельный объект исследования.
Воспитание людей
Сократ поставил проблему человеческого субъекта в центр своих философских интересов. Его главным призванием было «образование человека», которое он видел скорее в дискуссиях и беседах, чем в систематическом изложении какой-либо отрасли знаний. В отличие от своих предшественников, которые искали ответы на человеческие вопросы прежде всего в отношении к природе и призывали «слушать природу», Сократ подчеркивал важность совести: «внутреннего голоса», который был гарантией познания настоящей истины. В своих рассуждениях Сократ сосредоточился на изучении природы добродетели. Добродетель, то есть знание того, что хорошо.
Человек, по мнению Сократа, был бы лишен разума и знаний вообще, если бы у него не было бессмертной души в дополнение к смертному телу. Именно благодаря божественной душе человек обретает божественное знание: Подобное познается подобным. Более того, душа — это хранилище знаний, приобретенных ранее в вечных странствиях в этом и том мире; человеческое знание — это, по сути, память души о предыдущих знаниях. Положение о бессмертии души занимает ведущее место в нравственной философии Сократа, определяя смысл и цель существования человека в мире, его жизнь и смерть. Во времена Сократа были широко распространены орфические и пифагорейские представления о том, как бессмертная душа томится в темнице бренного тела, как она освобождается после смерти тела и странствует; о наказании или поощрении души в загробном суде за ее земной путь и т.д.
Моральная философия Сократа исходит из ясности и определения того, как следует жить. Поэтому в ней человек не находится в мучительной и мрачной ситуации этического выбора. Можно даже сказать, что Сократ не оставляет человеку морального выбора, поскольку выбор определяется знанием, так как добродетель — это знание, а порок и зло происходят по незнанию, невежеству. Отказ от таких критериев делает тщетным любой поиск истины. Каждый человек, знающий и незнающий, только в силу своего чувства становится мерой своей мудрости, и все становятся мудрецами. Мерой всех вещей, говорит Протагор, является не человек, а Бог.
Сократ считает главными добродетелями воздержание (как укрощать страсти), мужество (как преодолевать опасности) и справедливость (как подчиняться божественным и человеческим законам). Эти добродетели приобретаются через знания и самопознание. По мнению Сократа, люди творят зло, потому что не знают, что такое добро. В конце концов, никто не хочет быть намеренно обманутым. Если бы человек имел представление о том, что такое добро, он бы не делал зла.
Мерой всех вещей, по Сократу, является человек как разумное, мыслящее существо, ибо мысль находит выражение в общих законах. Этот ум способен дать высшее, всеобще обязывающее начало. Только зная, что такое добродетель, человек может стать «благородным». Основными добродетелями являются воздержанность, мужество и справедливость.
Ориентация на человека
Ренессанс XV-XVIII. Век. — Период раннего кризиса феодализма и зарождения буржуазии. Термин «Ренессанс» используется для описания усилий ведущих деятелей того времени по возрождению ценностей и идеалов античности. Важнейшей отличительной чертой идеологии Ренессанса является ее сосредоточенность на человеке. Если в центре внимания античной философии была природно-космическая жизнь, а в средние века это была религиозная жизнь — проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на первый план выходит мирская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, ради человеческого счастья в этой жизни, на земле. Философия понимается как наука, занимающаяся поиском человеком своего места в жизни.
Для Макиавелли все государства и элементы социальной жизни человека подчиняются исключительно земным законам и укоренены в земной жизни. Пытаясь понять законы их существования, Макиавелли выделяет три основные «силы», взаимодействие которых определяет логику общественного развития. В каждый данный момент социальная реальность определяется взаимодействием трех «сил»: судьбы, чаяний народа и действий «доблестного» индивида. Макиавелли считает последнюю из этих «сил» по-настоящему сознательной и целенаправленной: И судьба, и люди непредсказуемы и служат материалом для волевых усилий отдельного человека — государя, правителя или того, кто стремится стать правителем. Чтобы быть успешным в своих действиях, он должен использовать правильный «метод» в обращении с двумя другими «силами» для стабильности общественной жизни и своей власти над народом.
Макиавелли происходит из европейской культуры с ее традицией внимания к личности. А его учение сосредоточено на анализе человека, его страстей, желаний, страхов, предпочтений и целей Руслина А.О. Макиавеллизм и стратагемы в западной и восточной культурах. Значительная часть аргументов Макиавелли в «Государе» касается того, как следует вести себя с народом, поскольку народ — это непосредственный «материал, из которого государь создает совершенное государство». В этой части рекомендации Макиавелли очень конкретны и подробны, государь должен дать народу мир и благополучие, которые он ценит больше всего.
Если государь действует как частное лицо, он должен следовать общим правилам морали. Но если он действует как глава государства, процветание и могущество которого является его главной заботой, ни о какой морали не может быть и речи. У государственного деятеля потребности власти превалируют над моралью, общее (государство) превалирует над единичным Лавриненко .
«Государь должен проявлять себя покровителем талантов, привлекать талантливых людей, чествовать тех, кто преуспел в каком-то ремесле или искусстве. Он должен поощрять граждан посвящать себя торговле, сельскому хозяйству и ремеслам; одни должны улучшать свои земли, не боясь, что их лишат собственности; другие должны открывать торговлю, не боясь, что их обложат налогами; кроме того, он должен поощрять тех, кто заботится об украшении города или государства.
Различие между индивидом и личностью
Возникновение науки Нового времени, особенно естественных наук, характеризуется акцентом на познание реальности на основе ощущений. Поворот к сенсорному восприятию реальности влечет за собой беспрецедентный рост фактических данных в различных областях как развивающейся науки и производства, так и социальной (ремесленной) практики. Однако акцент на чувственности и целенаправленности познания — не единственная выразительная черта зарождающейся науки Нового времени, повлиявшая на характер философской мысли того времени. Стремление к систематизации, количественный рост и все большая дифференциация познания вызвали развитие теоретического мышления, которое искало не только причинные (основанные на законах) объяснения связи между отдельными явлениями и феноменальными областями, но и пыталось создать целостную картину мира, опираясь на новую науку и ее данные.
Сложное социальное «сверхчувственное» качество человека — личность — появляется на поздних стадиях развития человека. Методологические предпосылки системной психологической теории личности были заложены в работах Маркса, которые помогли вывести человека из пассивной роли разумного существа, объекта наблюдения, чтобы открыть в нем активную позицию субъекта деятельности, творца истории. Маркс определил понятие сущности человека: «Сущность «конкретного человека» — это не его борода, не его кровь, не его абстрактная физическая природа, а его социальное качество, и функции государства и т.д. есть не что иное, как способы существования и действия социальных качеств человека».
Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных характеристик человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. В данном случае термин «физическое лицо» используется в значении «конкретный человек». Для отражения конкретно-исторических особенностей развития человека на разных уровнях его индивидуального и исторического развития марксистская философия наряду с термином «индивид» использует термин «личность». Индивид рассматривается как отправная точка для формирования личности. Использование терминов «индивид» и «личность» в данном контексте позволяет марксистской антропологии применять исторический подход к изучению человека и рассматривать как отдельного человека, так и человечество в целом в процессе становления и развития.
Исторически человек существует сначала как стадное животное, племенное существо. По мере развития и включения социальных факторов индивиды отделяются друг от друга и формируются личности. Аналогичный процесс происходит и в индивидуальном развитии. Вначале ребенок — это просто биологическое существо, комок биомассы, инстинктов и рефлексов. Но по мере своего развития, усваивая социальный и человеческий опыт, он постепенно превращается в человеческую личность.
Маркс отличает индивида от личности не только с точки зрения их различного места в онтогенетическом и филогенетическом развитии человека. Индивид — это массовое существо, то есть человек, который является носителем стереотипов массового сознания, массовой культуры
Термин «личность» как особый социальный тип чаще всего используется в соотношении с термином «индивид», который противопоставляется ему в основных чертах. Первоначальным качеством личности является ее автономность. Личность — это автономный человек, то есть человек, который в какой-то степени действует независимо от общества и способен противопоставить себя обществу. Личная независимость связана с умением управлять собой, а это, в свою очередь, требует от человека не только сознания, то есть мышления и воли, но и самосознания, то есть самоанализа, самооценки, самоконтроля своего поведения.
«Я», «оно», «сверх-Я»
Философская мысль продолжала развиваться и в двадцатом веке. На него непосредственно повлияло противоречивое и даже драматическое существование человеческой мысли. В современной философии в центре внимания находится вопрос о мире и человеке в нем, о судьбе человечества. В этом смысле философия XX века сохраняет новаторские традиции, возникшие в предшествующей истории философской мысли. Фрейд ввел в научный дискурс такие понятия, как «эго», «ид» и «суперэго», которые были не только результатом его медицинских наблюдений, но и основывались на меняющихся взглядах на природу человеческой личности в философии того времени.
Согласно Фрейду, личность — это взаимодействие трех инстанций: Эго (Ich), Самость (Es) и Суперэго (Superego). Хотя каждая из этих областей личности имеет свои собственные функции, характеристики, компоненты, принципы действия, динамику и механизмы, они взаимодействуют настолько тесно, что трудно и даже невозможно разделить их линии влияния и взвесить их относительный вклад в поведение человека. Поведение почти всегда возникает как продукт взаимодействия этих трех систем; крайне редко одна из них функционирует без двух других.
Ид является первоначальной системой личности: это матрица, в которой позже дифференцируются эго и суперэго. Он содержит все психические вещи, которые являются врожденными и присутствуют при рождении, включая инстинкты. Ид является резервуаром психической энергии и обеспечивает энергией две другие системы. Ид тесно связано с телесными процессами, из которых оно черпает энергию. Фрейд называл ид «истинной психической реальностью», поскольку оно отражает внутренний мир субъективного опыта и не знает об объективной реальности. Когда энергия накапливается, ид не может ее выдержать, что переживается как неприятное состояние напряжения. Поэтому, когда уровень напряжения в теле повышается, Id действует, чтобы немедленно снять напряжение и вернуть тело к комфортному постоянному и низкому уровню энергии. Принцип снижения стресса, по которому работает id, называется принципом удовольствия. Чтобы выполнить свою задачу — избежать боли и получить удовольствие, — в распоряжении ид есть два процесса. Это рефлексивное действие и первичный процесс. Рефлекторные действия — это непроизвольные реакции, такие как чихание и моргание, которые обычно сразу снимают напряжение. Тело оснащено рядом таких рефлексов для борьбы с относительно простыми формами возбуждения. Первичный процесс включает; более сложную реакцию. Делается попытка высвободить энергию путем создания образа объекта, который смещает энергию. Лучшим примером первичного процесса у здорового человека является сновидение, которое, согласно Фрейду, всегда является исполнением или попыткой исполнения желания. Очевидно, что сам по себе первичный процесс не способен снять напряжение. В результате развивается новый, вторичный психический процесс, и с его появлением начинает формироваться вторая система личности — эго.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Основные представители древнекитайской философии
- Иоганн Готлиб Фихте
- Диалектика и метафизика
- Философия как теоретическое осмысление социального времени
- Символизм в русской культуре серебряного века
- Философия как наука и как мировоззрение
- Джон Дьюи, американский философ, один из ведущих представителей прагматизма
- Буддизм в Китае и китаизация буддизма
- Философское учение о бытии
- Метафизика и гносеология