Оглавление:
В истории философии не так много примеров, когда в деятельности и творчестве одного и того же человека эпохальные научные открытия сочетались с глубочайшими философскими идеями, на которых сосредоточен историко-философский процесс. Среди таких мыслителей выделяется великая фигура немецкого философа и ученого Готфрида Вильгельма Лейбница.
Его жизнь проходила в так называемый новый период европейской истории, обычно открываемый событиями английской гражданской революции, который начался за несколько лет до рождения будущего философа и закончился в те годы, когда он стал зрелым мыслителем со сложившейся системой философских взглядов. Германия, страна рождения Лейбница, уступала по уровню социально-экономического и политического развития не только Англии, самой развитой капиталистической стране того времени, но и Голландии и Франции. Феодальный и аристократический строй, преобладание аграрной экономики над городской, торговля, ремесла и промышленность характерны для Германии этого века. Самым важным фактором, препятствующим его историческому развитию, была политическая раздробленность. Страна состояла из сотен государственных образований, различающихся по размеру, экономической, политической и военной мощи. Эффективной центральной власти для всей Германии не существовало, хотя отдельные курфюршества, герцогства или города развивали и укрепляли ее.
Не вдаваясь в экономический анализ политической и экономической раздробленности Германии в семнадцатом веке, стоит указать на религиозную неоднородность этой страны, в которой в разных землях существовали католические и протестантские (преимущественно в лютеранской форме) конфессии. Роль религии в духовной жизни народов этой эпохи, в различных политических движениях, планах и расчетах часто была решающей. Даже экономические интересы в то время обычно воспринимались в религиозном контексте. Именно под религиозными лозунгами и знаменами произошла английская гражданская революция. Ожесточенная Тридцатилетняя война (1618-1648), которая опустошила Германию и способствовала ее экономической отсталости и политической раздробленности, воспринималась ее участниками как религиозная война между католиками и протестантами.
Прочитав ряд исследований на эту тему, я захотел узнать больше о Готфриде Вильгельме Лейбнице. Он был первым из великих немецких философов. Лейбниц также первым среди своих соотечественников предложил всеобъемлющую философскую систему, которая стала одной из отличительных черт немецкой философии.
Определившись с темой реферата, я поставила перед собой цель подобрать соответствующую литературу и на ее основе узнать больше о жизни и творчестве человека, которого некоторые считали и считают гением своего времени, о его философских взглядах и учениях.
Жизнь и творчество Лейбница
Лейбниц родился в Лейпциге 1 июля 1646 года. Три года спустя закончилась Тридцатилетняя война, оставив Германию в состоянии полного разорения. В течение следующих нескольких десятилетий политическая жизнь Европы продолжала ощущать последствия этой трагедии, в то время как она только недавно начала освобождаться от жестокого наследия Второй мировой войны.
Отец Лейбница, Фридрих Лейбниц, был профессором моральной философии в Лейпцигском университете. Его мать, Катерина, урожденная Шмук, была третьей женой Фридриха. При крещении они назвали сына Готфридом Вильгельмом Лейбнюцем; в возрасте двадцати лет он изменил написание своей фамилии. Когда Лейбниусу было всего пять лет, его отец умер, оставив Готфрида и его сестру на воспитание матери. Все источники сообщают, что Екатерина страстно верила в идеальный мир и никогда ни о ком не говорила ничего плохого. Обычно трудно поверить, что такие люди существуют, но мать Лейбница, должно быть, действительно была таким человеком. На Лейбница оказал большое влияние характер его матери, и он запомнил эти качества от нее на всю жизнь. Несмотря на все (иногда очень серьезные) обстоятельства, жизнь Лейбница была наполнена внутренней гармонией. Его секретарь Экхарт, который много лет работал у Лейбница, вспоминает, что никогда не слышал, чтобы великий философ плохо отзывался о ком-либо. Вся его философия была проникнута глубоким чувством гармонии, а усилия, которые он предпринимал в политической сфере на протяжении всей своей жизни, обязательно были связаны с попытками навести порядок на европейской политической арене.
Хотя Лейбниц ходил в школу, он говорил, что большую часть своего образования он получил дома, читая книги из библиотеки своего отца. Он постоянно заявлял, что является самоучкой. С юных лет он был одержим чтением. При выборе книг вундеркинд полагался на полет фантазии, пока весь пол библиотеки, столы и стулья не оказались заваленными нераспечатанными книгами. В этом мальчике можно было легко разглядеть черты честолюбивого характера: Взрослый Лейбниц мог предложить за неделю полдюжины гениальных идей, иногда граничащих с безумием: от подводной лодки до совершенно новой формы часов, от инновационной модели фонаря до кареты, которая могла бы двигаться с той же скоростью, что и современные автомобили (даже в те времена, когда на дорогах были указатели), от горизонтальной мельницы до устройства для измерения добра и зла. Но ни одно из этих изобретений так и не было завершено.
В возрасте четырнадцати лет Лейбниц созрел для поступления в Лейпцигский университет. Здесь он изучал право и быстро заинтересовался всеми аспектами, связанными с этим предметом, включая законы физики, философии и математики, а также почти всей концепцией права политики и истории права. Именно в этот период Лейбниц познакомился с работами таких известных «правоведов», как Галилей, Декарт и Гоббс, которые произвели революцию в научной, философской и политической мысли. Важно отметить, что Лейбниц стал ассоциировать их радикальные взгляды с уже угасающей схоластикой. В свободное время Лейбниц увлеченно занимался алхимией (примирив ее с химией) и написал трактат, в котором изложил теоретические основы компьютера (почти за триста лет до выхода первой книги Тьюринга на эту тему).
Когда Лейбниц окончил университет, ему было почти двадцать лет, но когда он захотел получить научную степень, в университете сказали, что он слишком молод. Обнаружив, что он не соответствует требованиям этого университета, с чем он ничего не мог поделать, Лейбниц покинул Лейпциг и больше туда не возвращался. Он отправился в Альтдорф, университетский город вольного имперского города Нюрнберга, где ему сразу же присвоили докторскую степень и предложили должность профессора, от которой он отказался на том основании, что у него «на уме совсем другие вещи».
История гласит, что Лейбниц был честолюбивым человеком и хотел, чтобы с ним считались. К счастью, ему так и не удалось обрести эту власть, по крайней мере, в той форме, в которой он хотел. Но какое влияние он надеялся оказать? На что он мог надеяться в своем возрасте? Можно ли представить себе одного из величайших умов всех времен в качестве главного советника в немецком герцогстве размером с нынешнее государство Люксембург? Сто лет спустя Гете мог бы получить аналогичный пост в Веймаре, и литература от этого только выиграла. Лейбниц, несомненно, сыграл бы более активную роль. Мы можем только предполагать.
Учение Лейбница
Краеугольным камнем всего учения Лейбница была попытка объединить современную науку и философию с идеями и достижениями древних, особенно греческих мыслителей и ученых. Лейбниц выступал против огульного очернения античных мыслителей, таких как английские эмпирики, особенно Бэкон и Гоббс, и многие другие философы, которые считали полезность, пользу, практические результаты прикладной науки более важными, чем «пустые» и «никчемные» рассуждения греков. Лейбниц вообще был противником всех крайностей, и в своих учениях он старался с максимальной эффективностью использовать для себя как бесспорные истины древних авторов, так и последние достижения современной мысли. Все это, вероятно, происходило в рамках его интересных и оригинальных идей о всемогущем добром Боге, который примиряет все конфликты и сглаживает все противоречия.
Об античной философии
Ко времени Лейбница античная философия не только вышла из моды, но, казалось, навсегда была обречена на забвение как несостоятельная для научного прогресса и общего развития человеческой мысли. Многие из ее понятий и категорий были разоблачены философами Нового времени как несущественные и даже ложные. Лейбниц, однако, был принципиально против такого подхода: «Мне не стыдно сказать, что в книгах Аристотеля я нахожу больше справедливого, чем в умозаключениях Декарта. Поэтому я смею утверждать, что все восемь книг Аристотеля могут быть успешно использованы для обновленной философии. Все, что Аристотель говорил о материи, форме, природе, месте, бесконечности, времени и движении, по большей части верно и доказуемо».
Теория познания
В этом свете платоновская теория знания как памяти приобретает новое прочтение. Лейбниц не согласен с представлением Локка о том, что сознание человека в момент рождения представляет собой tabula rasa («чистую доску»), в которую только с жизненным опытом, со временем, «вписываются» соответствующие знания, получаемые органами восприятия — чувствами. В ответ на знаменитый постулат Локка о том, что в нашем интеллекте нет ничего, что не присутствовало бы ранее в чувственном опыте, Лейбниц горячо заявляет: «…кроме самого интеллекта». Другими словами, наш человеческий разум, интеллект, еще до рождения представляет собой очень специфический вид опыта, с которым мы приходим на землю, в мир физических вещей. И постижение этого мира, утверждает Лейбниц, вполне возможно, поскольку наш разум обладает «зародышами» знания о существах, формах и природе вещей, которые даны нам в опыте.
О недостатках механизма.
Механицизм, который был моден в то время и который также получал признание в философском учении, не устраивал Лейбница как единственно возможное объяснение структуры мира. Он считал, что одной механической модели явно недостаточно, и что в основе внешне воспринимаемых механических явлений мира лежат духовные, а потому не видимые глазу явления. Таким образом, все материальные (механические) объекты Вселенной, говорит Лейбниц, являются проявлениями некоего общего ментального замысла, постижение которого позволит нам объяснить все истинные причины физической природы.
О монадах.
Согласно Лейбницу, весь мир состоит из особых духовных частиц, наделенных сознанием, или, как он сам их называет, «элементов всех вещей». Они называются монадами и заполняют все пространство Вселенной, располагаясь в определенной иерархии по отношению друг к другу. Ведь сознание, которым они обладают, по мнению Лейбница, в той или иной степени присутствует во всем одушевленном и неодушевленном мире. А раз так, то и монады относятся друг к другу в соответствии с уровнем своего сознания. Но в этом случае ни одна из монад не может повлиять на другую, то есть монады никак не взаимодействуют друг с другом: «у монад нет окон, через которые что-либо может войти или выйти».
О свойствах монады.
Таким образом, мир состоит из особых монад, которые не поддаются декомпозиции. Эти монады в бесконечной вселенной должны быть также бесконечными по числу, поскольку нигде в природе, утверждает Лейбниц, нет пустоты и прерывистости. В то же время каждая монада уникальна, индивидуальна, неповторима. Нет двух одинаковых монад, так же как нет двух одинаковых листьев на дереве.
Суть принципа достаточного основания. Пространство как сеть взаимосвязей
Готфрид Вильгельм Лейбниц был первым ученым эпохи научной революции, который задумался о теории всей Вселенной. (Кстати, он оспаривал приоритет Ньютона в открытии дифференциального исчисления, предвосхитил современную логику, разработал систему двоичной арифметики и многое другое. Его называли самым умным человеком в истории). Лейбниц сформулировал принцип, ставший основой космологии, — принцип достаточного основания: при интерпретации Вселенной каждый выбор должен иметь рациональное объяснение. То есть, должен существовать ответ на вопрос типа: «Почему Вселенная обладает свойством x, а не y?». Если Бог создал мир, у него, вероятно, не было другого плана. Принцип Лейбница оказал огромное влияние на физику и продолжает поддерживать построение космологической теории.
В мировоззрении Лейбница все вещи расположены не в пространстве, а встроены в сеть отношений. Эти связи определяют пространство (а не наоборот). Сегодня представление о Вселенной как о сети пронизывает современную физику, биологию и компьютерные науки.
В реляционном мире (где связи первичны по отношению к пространству) нет пустоты. Ньютон, напротив, считал пространство первичным и абсолютным (это означало, что атомы определяются в силу своего положения в пространстве, но не оказывают никакого влияния на пространство). В мире отношений такой асимметрии не существует. Субъекты могут быть частично автономны, но их возможности определяются связями, которые объединяют их в постоянно меняющуюся динамическую сеть.
Из принципа Лейбница (см. главу 3) следует, что не существует абсолютного времени, которое слепо отмечает события. Время — это следствие изменений. В неизменном мире нет времени. Философы утверждают, что время относительно, что оно является свойством отношений, таких как причинность. Точно так же пространство может быть относительным. Действительно, любое свойство объекта в природе должно быть отражением динамических отношений между ним и другими объектами.
Принципы Лейбница противоречат ньютоновской физике, и они не сразу были приняты научным сообществом. Эйнштейн использовал принципы Лейбница в качестве обоснования теории относительности, которая заменила ньютоновскую физику. Принципы Лейбница также реализованы в квантовой механике. Я называю революцию в физике двадцатого века реляционной. Задача объединения физики, и в частности объединения квантовой теории с общей относительностью, в широком смысле является задачей завершения реляционной революции.
Революция в сфере отношений идет полным ходом. Примером может служить дарвиновская революция в биологии: понятие биологического вида определяется его родством с другими организмами, а гены рассматриваются в контексте набора родственных генов. Все сводится к передаче информации, и нет лучшей аналогии, чем связь между отправителем и получателем через канал передачи.
Либеральная идея общества, состоящего из свободных, равных и независимых людей (предложенная философом Джоном Локком в связи с физическим мировоззрением его друга Исаака Ньютона), теперь противопоставляется образу общества взаимосвязанных людей, чья жизнь имеет смысл только в сети этих отношений. Общество настолько прочно усвоило идею социальных сетей, что об этом говорят все — от политологов-феминисток до гуру бизнес-администрирования. Интересно, сколько пользователей Facebook осознают, что их социальная жизнь построена на многообещающем научном принципе?
Реляционная революция уже достаточно далеко зашла. В то же время он явно переживает кризис и в некоторых областях застопорился. Несмотря на кризис, до сих пор ведутся споры о том, что такое человек, как возникают новые системы и объекты и как понять Вселенную.
Но ни человек, ни система, ни вселенная не могут рассматриваться как просто существующие. Они участвуют в процессах, происходящих с течением времени. Элемент, без которого мы не ответим на поставленные вопросы, — это соображение, что человек, система, вселенная — это процессы, разворачивающиеся во времени. Я попытаюсь убедить вас в том, что реляционная революция должна принять понятия времени и настоящего момента как фундаментальные свойства реальности.
Теория познания Г. Лейбница
Таким образом, позиция Лейбница в эпистемологии представляла собой вариант рационализма, противопоставленный концепциям наиболее влиятельных представителей эмпиризма и сенсуализма (Гассенди, Локк). Лейбниц, в духе рационализма, добавляет к выражению Локка как принципу эмпиризма: «В разуме нет ничего, чего раньше не было в органах чувств»: кроме самого разума. Но ценно, что великий ученый и философ должен проанализировать недостатки как эмпиризма, так и более раннего рационализма, и попытаться предложить новую концепцию знания и истины.
Лейбниц вовсе не отрицал важную роль ощущений, непосредственной интуиции, то есть того, что позже в кантовской философии будет названо способностью наблюдения. Более того, Лейбниц разработал теорию «понятий чувства» и показал, что из-за неизбежного вмешательства органов чувств существует и иногда даже составляет основу знания смутное, приблизительное знание, такое как идея вероятности. Такое знание он отличал от истинного знания.
Лейбниц строит следующую схему понятий, помня о ясности или неясности знаний, которые они содержат. Эти критерии восходят к Декарту, но Лейбниц не считает их абсолютно надежными, полностью применимыми к реальному знанию, даже научному. Скорее, мы можем говорить о некоем логическом и когнитивном идеале.
Согласно Лейбницу, понятия, классифицируемые как адекватные и интуитивные, характеризуют высший вид знания. Однако получить эти знания очень трудно, если вообще возможно. Эта классификация также показывает, что Лейбниц не был односторонним и жестким рационалистом и что он внес большой вклад в обогащение рационализма благодаря своей честной полемике с выдающимся философом Локком. Сенсорно-символические, созерцательно-рефлексивные, интуитивные, имагинативные аспекты и формы познания играют важную роль в системе Лейбница.
Следы влияния эмпиризма можно найти и в знаменитом разделении Лейбницем истин на истины факта и истины разума. Лейбниц, в некотором согласии с Гоббсом или Гассенди, готов приписать фактические истины опыту. Как и любой опыт, фактические истины являются условными, вероятностными. Индукция приводит к ним. В обычной жизни и в естественных науках такие истины часто конструируются и появляются. Очень важно отметить, что законы естественных наук, поскольку в них нет непреложной необходимости и всеобщности, также можно рассматривать как простые фактические истины, согласно Лейбницу. Чтобы «понять» их, достаточно обратиться к закону достаточного оправдания.
Иначе обстоит дело, по мнению Лейбница, с истинами разума. Для их обоснования необходимы законы логики (такие как закон тождества или закон противоречия). Согласно Лейбницу, универсальные истины — основные истины математики и логики — не могут быть получены из опыта.
Эти истины являются конструкциями разума, не произвольными, а подчиненными строгим логическим и математическим правилам анализа (разделения на элементы) и синтеза. Этому нас учат математика, логика и метафизика.
Таким образом, в своей эпистемологии Лейбниц попытался своеобразно объединить достижения рационализма и эмпиризма. Это особенно очевидно в его обосновании необходимости уважать факты, доверять чувствам, направлять познавательные усилия на самостоятельное постижение вещей и давать всему естественное объяснение. В трактовке источника знания и принципов познавательной деятельности он, однако, ничуть не отступил от позиции рационализма и даже укрепил ее.
В теории познания Лейбница метод занимает центральное место. В общем виде это «сплав» интуиции с формально-логическим рационализмом. Благодаря своему методу Лейбниц достиг значительных результатов во многих науках и вплотную подошел к решению вопроса о соотношении формальной и диалектической логики.
Его метод, по сути, представлял собой набор определенных принципов:
1) универсальные различия;
2) тождество неразличимых вещей;
3) всеобщая непрерывность;
4) монадическая дискретность и т.д.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Субъект и объект познания
- Феномен «толпы» в свете понятийного анализа сознания — Понятие и виды толпы
- Рационализм в гносеологии
- Идеал мудреца и основания стоической этики
- Сократ, античный мыслитель, первый афинский философ
- Идея права: право власти и власть права
- Арабская философия
- Идея первичности потребностей и интересов перед отражающим их сознанием
- Сущность цивилизационного подхода к истории
- Повышение социального статуса архитектора и инженера