Оглавление:
Легисты (от lex — закон) как приверженцы позитивистской правовой доктрины («юридического позитивизма») отрицают, как они говорят, всякого рода ложные, «метафизические» определения о сущности, объективной природе, идеях, ценностях права и т.д. Для легистов закон — это только позитивное (реальное и эмпирически данное) явление, а именно, любое (даже произвольное) официально-авторитарное, обязательное определение нормативного характера. Фактически, для легиста сущность закона — это принуждение (властный порядок), поскольку именно это свойство отличает закон от несправедливости.
Кредо легалистского (позитивистского) подхода сформулировал в наше время идеолог абсолютистского государства Т. Гоббс: «Юридическая сила закона состоит только в том, что он является приказом суверена. Другими словами, все, что повелевает власть, является законом. Этого подхода придерживаются все легисты (позитивисты) прошлого и настоящего. «Каждое право», — настаивал Д. Остин, — «это повеление, под caz», «совокупность правил, установленных политическим лидером или сувереном». Аналогично, позиция Г.Ф. Шершеневича заключается в том, что «каждая правовая норма есть приказ».
Легизм (во всех его вариантах — от античного легизма и этатистской трактовки права до современных аналитических и нормативистских концепций юридического неопозитивизма) отрывает право как явление от его юридической сущности, отрицает объективные юридические свойства, качества, характеристики права, трактует его как продукт воли (и произвола) законодательной власти. Специфика права, под которой позитивисты понимают закон (позитивное право), поэтому, согласно такому пониманию права, обязательно сводится к принудительному характеру права. Причем этот принудительный характер права трактуется не как следствие каких-либо объективных свойств и требований права, а как исходный правообразующий и правоопределяющий фактор, как принудительный (и насильственный) первоисточник права. Сила (власть) здесь рождает принудительный, упорядоченный закон.
Неопозитивисты также придерживаются принудительно упорядоченной концепции права. В этом отношении показательна позиция Г. Кельзена: «Право отличается от других социальных порядков тем, что оно является порядком принуждения. Его характерной чертой является использование принуждения».
Натуралисты же (последователи естественного права), антагонистически противопоставляющие естественное право и позитивное право, рассматривают закон (позитивное право) как нечто бессущностное (бессущностное и как сущность, и как явление) и трактуют естественное право (в том или ином варианте) как единственно истинное (как неразрывное единство сущности и явления истинного права). Для натуралистов естественное право — это не сущность позитивного права, а сущность естественного права как правового явления, действующего непосредственно (по природе). Отсюда позиция правового дуализма, характерная для натурализма, концепция двух различных, но одновременно функционирующих видов (разновидностей) права: естественного права и позитивного права. Последовательные натуралисты, по сути, отрицают позитивное право в пользу естественного права и заменяют суверенное национальное государство (т.е. орган, устанавливающий позитивное право) наднациональными органами власти (в пределе, как считали стоики, космополисом).
С позиции юснатурализма адекватная, юридически последовательная доктрина права и государства, а также внутренне согласованная концепция легитимного права и верховенства закона невозможны. Компромисс между естественным и позитивным правом, характеризующий современное правовое государство, сводится к требованию, чтобы нормы позитивного права соответствовали естественному праву (естественным правам человека). Но, конечно, такие требования сами по себе не создают теоретически однозначную, ясную и последовательную концепцию права.
Право — принцип формального равенства
В либертарианском понимании права закон — это лишь необходимый правовой минимум, то, без чего нет и не может быть никакого права вообще, даже статутного.
Согласно либертарианскому правопониманию, право — это реляционная форма равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства участников этой реляционной формы. Там, где существует (действует) принцип формального равенства (и конкретизирующие его нормы), там существует (действует) право, правовая форма отношений. Формальное равенство как принцип права — это принцип права, отличительное свойство и специфическая характеристика права.
Равенство — это определенная абстракция, то есть результат сознательного (мыслительного) абстрагирования от различий, присущих приравниваемым объектам. Приравнивание предполагает различие приравниваемых объектов и, одновременно, несущественность этих различий (т.е. возможность и необходимость абстрагирования от этих различий) по отношению к соответствующему основанию (критерию) приравнивания.
Юридическое равенство не является столь же абстрактным, как числовое равенство в математике. Основой (и критерием) правового равенства разных людей является свобода человека в общественных отношениях, которая признается и утверждается в форме его правоспособности и правосубъектности. В этом заключается специфика правового равенства и права в целом. Конечно, право, как форма отношений, основанная на принципе равенства, не устраняет (и не может устранить) исходные различия между разными индивидами, а лишь оформляет и закрепляет эти различия на едином основании, превращает неопределенные фактические различия в формально закрепленные неравные права свободных, независимых, равных индивидов. Это, по сути, специфика и смысл, пределы и границы, значимость и ценность правовой формы опосредования, регулирования и упорядочения общественных отношений.
Юснатурализм (лат. jus — право, natura — природа) — один из самых старых вариантов понимания права. В нем отражены представления мифологической и религиозной культуры о рациональном и пропорциональном устройстве мира, природы и космоса. Согласно этой точке зрения, мир управляется законом, который человеческий разум понимает, постигая естественный порядок Вселенной. Все, что существует в мире, существует по закону. В отличие от искусственного и изменчивого человеческого закона (позитивного права, созданного государством), постулировалось существование постоянного и неизменного совершенного естественного закона, также называемого природным правом. Благодаря приписываемому ему совершенству, естественное право воспринималось как абсолютная ценность: воплощение справедливости, добра, морали и гуманизма.
Несмотря на их разнообразие, классические концепции естественного права объединяют основные положения: 1) Естественное право как совершенное право противопоставлялось несовершенному праву, искусственно созданному государством. Соответственно, для всех версий натурализма характерен дуализм естественного права и позитивного права, что соответствует дуалистической установке классической науки, предполагавшей противопоставление субъекта права и природы как реальности, существующей без человеческого познания; 2) Следствием противопоставления субъекта и объекта познания, характерного для классической науки, является трактовка естественного права как существующего независимо от государства, общества и человеческого сознания, как некой объективной реальности, в создании которой участвует субъект Это соответствовало представлениям классической науки о статичной, вневременной природе изучаемых объектов, состояния которых в прошлом, настоящем и будущем были практически неразличимы; 4) естественное право, как истинный закон, обладает свойством универсальности и социокультурной всеобщности; 5) естественное право рассматривается как рациональный закон, открывающийся человеку через его интеллект.
Юснатурализм
Методология права — это систематизированный набор познавательных средств, позволяющий исследовать многогранную реальность права в ее многочисленных связях с другими сферами общественной жизни, а также теоретический анализ (осмысление) этих средств.
Обобщенным выражением такой системы являются различные способы понимания права или способы понимания права — методологические парадигмы, обладающие целостностью мировоззренческого и смыслового содержания права.
Натурализм как способ понимания права зародился в древности, но оформился в эпоху Просвещения.
Юридический тип права признает, что естественное право, в отличие от права, созданного государством, является единственно разумным и совершенным, воплощением справедливости, добра, морали и гуманизма, а также абсолютной ценностью.
Существующее позитивное право было несправедливым для юснатуралистов, ведь если все люди рождаются равными, их жизнь не должна зависеть от имущественного или классового неравенства, от законов, закрепленных таким образом, что одни всегда остаются бедными, а другие всегда богатыми, одни не имеют ничего, а другие все.
Если в античности право практически отождествлялось с законами природы, в Средние века оно основывалось на божественных законах, то в эпоху Просвещения оно ассоциируется с разумно понимаемыми правами и свободами человека, естественно вытекающими из природы (рационалистическо-гуманистическая интерпретация).
Юснатурализм признавал примат естественного права над позитивным правом, поскольку позитивное право свободно от моральных требований. Они предложили гуманистический критерий для определения справедливости закона.
Поэтому юснатуралисты предложили отказаться от аморального позитивного права и вернуться к естественному праву, основанному на гуманизме. Они воспринимали позитивный закон в противоположность человеку. По этой причине взгляды натуралистов (Ж.-Ж. Руссо, Б. Франклина, Ш. Монтескье, Дж. Локка) стали основой идеологии буржуазных революций XVII и XVIII веков, прокатившихся по Европе.
Признание примата естественного права стало основой для американской Декларации независимости.
После победы неклассического типа правопонимания идеи естествоиспытателей стали непопулярными, хотя и были частично включены в некоторые правовые доктрины.
В целом натурализм имеет как гуманитарные достоинства (концепция естественных и неотъемлемых прав человека, неприятие государственного произвола и т.д.), так и недостатки (отсутствие формализованного принципа различения добра и зла, недооценка роли позитивного права, смешение права с моралью, религией и т.д., отсутствие понятия юридического права, дуализм одновременно функционирующих систем естественного и позитивного права с безусловным подчинением государства и его позитивного права естественному праву и т.д.).
Основные принципы легизма
Шан Ян (390-338 гг. до н.э.), основатель легизма, правитель провинции Шан, стал инициатором знаменитых реформ, узаконивших частную собственность на землю в стране. Его проекты реформ и указов содержатся в «Шан цзун шу» («Книга правителя провинции Шан»). Его соратники, легисты (юристы) Гуань Цзюнь, Хань Фэй отражали интересы собственнической и бюрократической знати. Легисты резко выступали против конфуцианцев и моистов («Конфуцианцы подрывают законы через культуру»). Основными идеями легизма являются:
1.»По своей природе люди ненавидят труд и любят отдых; с последним приходит опустошение, а с опустошением приходит беспорядок» (Хань Фэй). «Необходимо искоренить распущенность, установить «ясные представления» о наказаниях, наградах, заповедях» (Шан Ян).
2.Конфуцианский гуманизм несостоятелен как принцип управления. «Проливать слезы и не желать прибегать к наказанию — это человечность; но нельзя воздерживаться от наказания — таков закон. Древние правители ставили превыше всего закон, а не человечность» (Хань Фэй). Шань Ян приписывал конфуцианским институтам чрезвычайно вредные институты («паразиты»): правила ли (ритуал), музыку, почитание старых порядков, добродетель, честность, бескорыстие, гуманность, сыновнюю почтительность, братский долг, справедливость. Хань Фэй приводит примеры пагубности таких конфуцианских предписаний. Вот один из них. В одной провинции отец украл барана, а сын донес на него властям. Правитель, действуя в конфуцианском духе, приказал убить сына, потому что, поступая правильно по отношению к правителю, он обманывал своего отца.
3.Установление законов со строгими правилами, которые обязательны для всех и исполняются путем наказания. «Принцип права заключается в том, что постановления и указы издаются государственными учреждениями, а народ в своих сердцах фиксируется на наказаниях, награды раздаются тем, кто сторонится закона, наказания обрушиваются на тех, кто нарушает указы. Эти нормы называются законом (фа), в отличие от обычных норм ритуала.
4.Унификация норм. «Совершенные мудрецы, управляющие государством, устанавливают единые правила для поощрений, единые правила для наказаний и единые правила для наставлений. Если установить единые правила для поощрений, в армии не будет равных; если установить единые правила для наказаний, приказы будут выполняться; если установить единые правила для заповедей, низшие будут подчиняться высшим».
5.Строгая система наказаний. «Если наказания мягкие, невозможно искоренить преступность», «в образцово управляемом государстве много наказаний и мало наград» (Шань Ян). Необходимо бороться против частно-собственнических тенденций, которые ведут к накоплению богатства.
6.Укрепление военного, чиновничьего и карательного аппарата на основе строгой ответственности чиновников и благоговения перед государством. Строгость законов должна проявляться и по отношению к чиновникам, независимо от их положения («Благородные звания не спасают от наказания ни верного сановника, ни примерного сына»
Философия права
В философии права существуют различные отделы, категории, определения, философские школы, концепции, доктрины, учения, теории, взгляды и т.д., которые изучают право с различных точек зрения: Аксиология права; юридическая эпистемология; юридическая антропология; юридическая логика; юридическая герменевтика.
Цель каждой из этих теорий, концепций, разделов и школ — объяснить истинное значение права; показать тонкости и особенности права с их точки зрения; показать мудрость права; дать решительный ответ на вопрос: «В чем весь смысл и назначение права?»; показать, в чем выражается его польза для общества и т.д.
В истории науки, как юридической, так и философии права, предпринимались попытки дать решающие ответы на эти вопросы. Разные ученые, философы, юристы и деятели науки в разное время выдвигали новые идеи, мысли, взгляды, концепции, доктрины и учения именно о праве. Для того чтобы раскрыть смысл, сущность, назначение, роль и действие права, ученые, как уже говорилось выше, развивали идею права; разрабатывали различные теории, доктрины, учения; на этой основе возникли различные философско-правовые школы, которые по-разному трактовали смысл и назначение права; возникли определенные направления, которые мы сейчас называем «разделами философии права».
В этой статье я хотел бы рассмотреть давнюю концепцию в философии права под названием: «Легистская онтология права». Как уже говорилось выше, у этой концепции есть свои сторонники, которые ее развивали, разрабатывали основные тезисы этой концепции. Сторонники этого взгляда не уступают сторонникам других доктрин.
Естественно-правовой подход оправдывает существование двух систем права: Естественное право и позитивное (государственное) право.
Позитивное или государственное право — это официально признанная нормативная система, действующая в границах конкретного государства, выраженная в законах и иных правовых актах государственной власти.
Естественное право, в отличие от позитивного права, вытекает из природы человеческого разума и универсальных моральных принципов.
Поэтому она разумна и справедлива, она не ограничивается отдельными государствами, а распространяется на все времена и народы. Другими словами, естественное право — это некий идеал, к которому следует стремиться. Как справедливо заметил в этой связи Г.Ф. Шершеневич, «Имя «закон» дается идеалу, которому соответствует реальное понятие, и путем постоянной связи слова и понятия ум привыкает придавать идеалу ту реальность, которая связана с именем».
Структуру естественного права образуют естественные, неотъемлемые права человека, которые даны ему природой и «в состоянии природы нет никаких препятствий для их осуществления». Естественные и неотъемлемые права человека — это, прежде всего, право на жизнь, свободу, равенство, деторождение и т.д. Соблюдение этих прав является критерием справедливости, и поэтому их защита является целью государства. В свою очередь, позитивное право, противоречащее требованиям естественного права, должно быть заменено таким позитивным правом, которое основано на законах природы и способствует практической реализации идей и принципов естественного права. В случае, если государство добровольно не приводит позитивное право в соответствие с естественным правом, народ имеет «право на восстание», что устанавливает легитимность насильственной смены государственной власти и изменения государственной правовой политики.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Революция и реформы в жизни общества — Реформы и революции как формы социальных изменений
- Культурная модернизация
- Хайдеггер Мартин, крупнейший немецкий философ 20 века
- Роль религии в общественном процессе. Значение религии для человека и человечества.
- Наука как высшая форма знания. Особенности современной науки
- Понятие истории. История как реальный процесс развития и взаимодействия конкретных стран, народов и цивилизаций
- Роль общества и отдельной личности в формировании сознания человека
- Субъект и объект познания
- Феномен «толпы» в свете понятийного анализа сознания — Понятие и виды толпы
- Рационализм в гносеологии