Оглавление:
Толстой был представителем высшего российского дворянского круга, графом. До 80-х годов он вел вполне аристократический образ жизни и считал, что человек его круга должен стремиться к увеличению богатства. Так, он сначала воспитывал свою жену дворянского происхождения С.А. Берс, которая была на 16 лет моложе своего мужа. В то же время он всегда презирал безнравственных людей и активно сочувствовал бесправным крестьянам. Так, уже в конце 50-х годов он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и помогал нуждающимся материально.
Все мировоззрение писателя до и после перелома сознания в 1980-х годах основывалось на отказе от насилия, на «непротивлении злу насилием». Однако известно, что Толстой всегда решительно обличал зло и в своих поступках, и в своих статьях и произведениях. Он верил, что если каждый человек будет участвовать в самосовершенствовании, основанном на создании блага для других, мир изменится к лучшему. Поэтому правильнее было бы назвать формулу Толстого «противление злу добром».
Суть перелома в мировоззрении Толстого в 80-е годы заключается в отказе от торгашеской жизни и попытке перейти на позиции и образ жизни патриархального русского крестьянства. В качестве необходимых атрибутов таких перемен Толстой рассматривал различные виды самоограничения вплоть до вегетарианства, упрощение жизни, признание необходимости ежедневного физического труда, в том числе земледелия, помощь бедным и почти полный отказ от собственности. Последнее обстоятельство сильнее всего поразило многочисленную семью, которой он сам в прошлом прививал совсем другие привычки.
К концу века Толстой все больше проникал в суть Евангелия и, увидев огромную пропасть между учением Христа и официальной ортодоксией, отрекся от официальной церкви. Его позиция заключалась в том, что каждый христианин должен искать Бога в себе, а не в официальной церкви. Кроме того, на его взгляды повлияли буддийская философия и религия того времени.
Сам он был мыслителем, философом, рационалистом, склонным к всевозможным схемам и классификациям, и в то же время считал, что человек должен жить только сердцем, а не умом. Именно поэтому его любимые герои всегда стремятся к естественности, живут чувствами, а не разумом, или приходят к этому в результате долгих духовных поисков.
Человек, по словам Л. Толстого, должен постоянно меняться, развиваться, проходить через ошибки, искать заново и преодолевать. А самоуспокоенность он считал «душегубством».
Литературное открытие Льва Толстого — глубокий и детальный анализ мыслей и чувств героя, мотивов его поступков. Внутренняя борьба в душе человека стала для писателя главным объектом художественного исследования. Н.Г. Чернышевский назвал этот художественный метод, открытый Толстым, «диалектикой души».
Толстой основатель новой религии
Великий русский писатель и мыслитель. Он создал ряд произведений религиозно-философского, этического, просветительского и общественно-политического направления, наиболее значимыми из которых являются: «Исповедь», «В чем моя вера?» и т.д. Он был противником буржуазного прогресса. Он выступал за отмену государства, церкви, армии, частной собственности и отмену смертной казни. Любое государство является злом, потому что это организованное насилие над людьми. Церковь также является насилием, потому что она без ведома вмешивается в личную жизнь человека от рождения до смерти. В то же время Толстой был религиозным, христианским мыслителем. Хотя он полностью принял нравственное учение Христа, он не принял теологическую догму: все чудеса Евангелия он принимал как аллегорию или веру.
В 1855 году Толстой записал в своем дневнике большую идею об основании новой религии: «Это будет христианство, но очищенное от тайн. Это будет практическая религия». После 1880 года его идея возникла в результате его второго духовного рождения, которое он пережил после духовного перерыва.
Л.Н. Толстой принадлежал к старинному русскому роду. Он родился 28 августа 1826(28) года в деревне Ясная Поляна Крапивенского района Тульской области. Помимо литературной деятельности он уделял много внимания теории и практике свободного образования. В Ясной Поляне Л.Н. Толстой открыл школу для крестьянских детей, где проводил обширные эксперименты по бесплатному обучению. Он активно пропагандировал свои взгляды на страницах журналов, в письмах.
В своих многочисленных статьях Лев Толстой призывал людей освободиться от угнетения, обрести свободу мысли, воспитывать детей так, чтобы не нарушать их внутренний мир, развивать творческие способности. Он также пытался создать свой собственный метод обучения и воспитания.
Толстой становится основателем новой религии, «толстовства», религии, отвергающей церковь, ритуал и мистицизм. «Между человеком и Богом не должно быть посредников. Мы должны просто следовать заповедям Христа. Это главное в жизни человека!». В 1901 году он был отлучен от церкви за свои взгляды.
Толстой испытал влияние идей буддизма, Конфуция, стоицизма, а также Руссо, Шопенгауэра и славянофилов. Смысл жизни в свободном объединении людей на основе любви, в слиянии с Богом, создании в себе разумно-божественного начала. Высшую цель он видел в осуществлении «Царства Божьего» на земле, поэтому главной целью в искусстве является не эстетическая, а нравственная и религиозная идея. Его идеалом было возвращение к патриархально-крестьянскому укладу жизни. Наука была осуждена за то, что она является достоянием богатых. Трагически он переживал свое отчуждение от народа.
Произведения и философия Толстого оказали огромное влияние на российское общество и всю мировую культуру
Жизнь Льва Толстого проходила в очень сложное и противоречивое время. Крепостное право было острой проблемой. Реформа, проведенная в 1861 году, мало чем помогла крестьянину: она везде оставила его без гроша в кармане, угнетенным подчиненным помещика. Свобода крестьянина долгое время оставалась только юридической, воображаемой. Все эти и многие другие противоречия отражены в философских и педагогических взглядах Л.Н. Толстого.
Педагогические взгляды Толстого
Л.Н. Толстой много думал о философских вопросах, пытался найти ответы на вечные и риторические вопросы. В молодости он написал много работ о смысле жизни, о роли материального и духовного начала, о свободе воли, о причинности и случайности.
С философской точки зрения Л.Н. Толстой разделял позицию идеализма, он всем своим существом отрицал, что материальные аспекты играют важную роль в развитии общества. Он считал, что сознание человека полностью независимо от внешней среды. Толстой считал, что проблема несчастных людей кроется в них самих, что корень зла нужно искать в себе, а не сваливать все проблемы на других людей или абстрактное государство, власть.
Толстой иногда отклонялся от идеалистических к материалистическим взглядам. С этой точки зрения он говорил, что материальный мир — это нечто реальное, физическое, и в нем нет никакой мистической подоплеки.
Много слов было сказано Толстым о свободе воли человека. Эти взгляды на свободу человека пронизывают всю его теорию и работу в области образования. Толстой считал, что человек изначально несвободен и что только сам человек может освободиться от духовной косности. По мнению Толстого, причины душевного заточения кроются в самом человеке, а не в условиях его жизни.
Л.Н. Толстой был религиозным и набожным человеком, но он резко критиковал фальшь церкви, то, как религия покрывает эксплуататоров, жесткость капиталистического строя. По мнению Толстого, религия должна быть очищена от всей государственной скверны. Он считал христианство такой религией.
Учение Толстого о нравственности тесно связано с его религиозными взглядами. Суть этих взглядов в том, что Толстой хотел, чтобы все люди были свободными, любили друг друга, стремились к единству и братству.
Интересно отношение Толстого к искусству. Он считал, что современное искусство создано только для высшего общества, а обычные люди не имеют к нему доступа. В своей критике Пушкина, Шекспира, Бетховена и даже своих собственных произведений Толстой занял позицию простого крестьянина и недооценил значение произведений авторов прошлого.
Толстой считал настоящее искусство идейным, искренним, охватывающим весь народ, а не группу интеллигентов. Он считал, что искусство должно основываться на религии, на всеобщей любви и братстве.
Педагогические взгляды Л.Н. Толстого возникли в результате его кипучей деятельности, прошли через ошибки и заблуждения. Он подверг жесточайшей критике постановку образования в России, утверждая, что школы совершают насилие над детьми, что им прививается идеология правящего класса.
Путешествуя по Европе, Толстой нелестно отзывался о преподавании. Он сказал, что даже детей в далеких странах пытают и давят. Унижение детей, страх перед учителем, заучивание непонятных слов и определений из учебника, преклонение детей перед правящим классом — вот что видел Толстой в своих путешествиях по развитым странам Европы.
Все современные школы, например, помещичьей монархии и буржуазной Европы, вместо того чтобы дать детям возможность развиваться, извращают природу ребенка, Толстой бросает упрек официальной педагогике. Между тем, все нормальные дети имеют разносторонние возможности для морального и интеллектуального развития.
Педагогические взгляды Толстого менялись несколько раз на протяжении его жизни. Главное для них — дать ребенку свободу, развитие его творческих способностей.
Народные школы
В первый период Толстой считал, что в школе детей нужно учить только самым простым вещам: Чтение, письмо, арифметика, закон Божий. Никакие другие предметы, развивающие ребенка, считал Толстой, не должны преподаваться в школе. То, что обычный человек знает немного, ребенок должен знать. Не больше.
С годами взгляды Толстого менялись — интерес учеников стал для него мерилом, определяющим содержание и объем преподаваемых предметов.
Когда пришло время открывать начальные школы, Толстой сузил критерий определения содержания обучения, он теперь считал, что при составлении учебной программы нужно учитывать не интересы детей, а интересы патриархального крестьянства. По его мнению, интересы патриархального крестьянства были синонимом потребностей крестьянства в целом.
В последние годы жизни Толстой еще раз изменил свое мнение по этому вопросу. Теперь самым важным Лев Николаевич считал религиозно-нравственное воспитание на основе настоящего, чистого христианства. Толстой называл школу пустой, где преподавались только чтение, письмо, грамматика и другие общие предметы, но не затрагивались нравственные и религиозные вопросы.
Л.Н. Толстой не разделял для себя понятия обучения и воспитания. По мнению Толстого, любое образование воспитывает ребенка, невозможно передать знания без образования. В выводе, который приводит всякое воспитание, Л.Н. Толстой в своих статьях стал требовать, чтобы «в основу воспитания было положено религиозно-нравственное учение о прощении, смирении, непротивлении злу насилием и т.д.».
По поводу методов воспитания Л.Н. Толстой высказался очень интересно, многие его идеи достойны воплощения. Великий педагог утверждал, что хорош только тот метод преподавания, который удовлетворяет учеников. Он считал, что универсального метода, подходящего на все случаи жизни, не существует. Толстой советовал учителям экспериментировать и находить новые способы передачи знаний, творчески подходить к своей педагогической практике.
Среди различных методов обучения Толстой особенно выделял живое слово учителя. По словам известного писателя, рассказ учителя даст ребенку гораздо больше знаний, чем сухие данные в учебнике. Толстой также уделял большое внимание развитию детского творчества. Он рекомендовал давать детям самостоятельные сочинения на различные темы. Например, тему «Как я провел лето» Лев Николаевич считал самой эффективной.
Толстой считал, что уроки нужно проводить так, чтобы все ученики успевали. Также, считая, что наказание усиливает агрессию, он строго запретил наказывать детей за их проступки. Толстой был ярым противником наказаний в школах, в то время, когда метод «телесных наказаний» был распространен во всех школах. Толстой утверждал, что для успеха урока не нужно переутомлять ребенка, необходимо следить за тем, чтобы урок не был слишком трудным для детей, и в то же время урок не должен быть слишком легким, так как не будет стимула продолжать урок. Все это подробно и интересно описано в знаменитых педагогических статьях Л.Н. Толстого.
Искатель правды
Когда речь заходит о русской философии, возникает вопрос, неизбежный в любом историко-философском исследовании: является ли русская философия действительно оригинальной и в чем это проявляется, или же это просто талантливая популяризация, просветительство, «выпадение» из академической западной традиции.
Русская философия воплощает противоречивый характер русского культурно-исторического развития, сложные формы взаимодействия с европейской общественной и философской мыслью. Русское сознание постоянно существовало в ситуации «раскола»: между христианством и язычеством, между «своим» и «чужим», между милосердием и справедливостью, между Европой и Азией, между правдой и истиной.
Если подходить к истории русской философии с мыслью о том, что, будучи философией конкретного народа, она отличается и чем-то особенным, специфическим, то нельзя говорить об определенных чертах русской духовности, которая также ярко выражена в личности мыслителя.
Л.Н. Толстой занимает особое место в истории русской философии. Гениальный художник до конца своих дней не оставлявший художественного творчества, Толстой был в то же время глубоким, хотя и односторонним мыслителем. Никто не мог и не может сравниться с Толстым, с какой силой и необычайной выразительностью он умел развивать свои идеи. Его слова — простые, но наполненные огненной силой, в них всегда есть глубокая, неотвратимая истина. Как и другие русские мыслители. Толстой все подчиняет морали, но это уже не «примат практического разума», это — настоящий «панморализм». Толстой злобно расправляется со всем, что не укладывается в прокрустово ложе его основных идей, но самые преувеличенные и резкие его формулировки показывают не только его максимализм, прямолинейный и часто слепой, но и то, как ему самому была жгуча и горька правда, которую он выразил в своих писаниях. Удивительны и в чем-то непревзойденны и уникальны страстные поиски Толстым «смысла жизни», его героическое противостояние вековым традициям. Как античный герой, Толстой вступает в бой с «духом века сего» — и в этом смысле он уже принадлежит не только России и ее проблемам, но и всему миру. Толстой был «мировым явлением», хотя решительно и во всем типично русским, немыслимым, непостижимым вне русской жизни. Его можно понять, однако, не только вне России, но, как мы увидим, — и вне православия, хотя он упорно и даже ожесточенно боролся с православной церковью, — и в этом внутреннем антиномианстве Толстой, при постоянной незавершенности, можно сказать неполноте своей мысли, обнаруживал удивительную силу духа. Индивидуалист до мозга костей, без колебаний отвергавший все, что было ему чуждо, он в то же время был самым сильным и живым выразителем философского персонализма в России. Совершенно исключительный художник, страстный поклонник музыки, он написал самую проницательную, нетребовательную книгу против искусства. Последователь Руссо, критикуя культуру и восхваляя «естественные» движения души, он стремился к чисто рациональному решению проблемы жизни, отвергая и презирая все эти «естественные» движения … Девятнадцатый век, ни в России, ни в Европе не знал другого такого замечательного человека, такого энергичного, страстного и пылкого «искателя истины». И это величие его личности отразилось и в его мышлении.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Гносеология философии возрождения и ее специфика
- Природа и общество: их историческое взаимодействие
- Социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения марксистской философии
- Облик мира, общества и человека в философии Платона
- Значение философии Лейбница для истории вычислительной техники
- Жак Маритен, французский религиозный философ, ведущий представитель неотомизма
- Россия как цивилизация
- Этика Иммануила Канта
- Иоганн Готфрид Гердер, немецкий писатель и теолог, историк культуры
- Экономическая мысль Древнего Востока