Оглавление:
Понятие культуры в теории этногенеза Л.Н. Гумилева» — одна из важных, интересных и актуальных тем на сегодняшний день.
Лев Гумилев внес большой вклад в решение проблемы обусловленности истории человечества географическим фактором. Его теория основана на анализе и синтезе прошлого этнических групп и окружающей их среды. В своих работах он исследует особый исторический путь России, основанный на особенностях ее географического положения, взаимодействии европейского и азиатского начал. Он объясняет историю как историю этнических групп.
Каждая этническая группа должна адаптироваться (приспосабливаться) к своим условиям, вне которых ей трудно жить. Объединив географический фактор с историей народов (этнических групп), ученый строит свою теорию этногенеза. Согласно этой теории, взрыв страсти у значительного числа индивидов, живущих на территории, охваченной этим взрывом, порождает особую нервно-психическую установку, которая является поведенческой характеристикой. Появившийся признак связан с повышенной активностью, но характер этой активности определяется местными условиями: прежде всего ландшафтом, а также этнокультурной средой и уровнем социального развития. Поэтому все этносы самобытны и уникальны, хотя процессы этногенеза схожи.
Теория этногенеза Льва Гумилева раскрывает глубочайшие связи характера, обычаев и культуры народа с геоландшафтом, «месторазвитием» и наличием своеобразного образа мышления, направленного на доказательство исторического, этнического и культурного единства славянских народов как особого геоприродного и социокультурного мира. Изучив доступную научную литературу, книги, публикации в СМИ и Интернете, можно сделать вывод, что работ, посвященных конкретно этой теме, очень мало. Наибольшее количество работ принадлежит самому Льву Гумилеву. Например, его работа «Этногенез и биосфера Земли» посвящена вопросам этнической истории и взаимодействия людей (этнических групп) с окружающей средой. Наиболее ценным является то, что автор не возвращается к средневековым представлениям, а на основе биогенетических исследований природы этносов, природы этногенеза описывает естественно-научный механизм формирования и функционирования народов Земли. Это своего рода энциклопедия с информацией по истории, географии, культуре, этнологии народов, которые и сегодня играют важнейшую роль в развитии человечества. Среди работ других авторов книги Джулиана Бромли являются наиболее актуальными и ценными с научной точки зрения. В книге «Очерки по теории этноса» описаны все основные функции этнических групп, проявляющиеся в различных сферах общественной жизни — от экономики до психологии. Автор анализирует слаборазвитые аспекты теории этноса — типы и уровни этноса, место этнических единиц среди других человеческих сообществ, типы этнических процессов, этнические функции культуры и психики (в том числе сознания), исследует основные этапы этнической истории человечества, начиная с возникновения этнических групп в первобытном обществе и заканчивая этническими процессами в современном мире. Стоит также упомянуть книгу «Проблемы этногеографии» Константина Иванова, студента Гумилева, в которой автор рассматривает этнодемографические и эколого-географические процессы и развивает новые аспекты этнологической концепции.
Происхождение и сущность этничности
Этническая принадлежность человека отличается от его социальной сущности. Более того, мы можем говорить об этническом и социальном как о двух сосуществующих типах человеческой эволюции. В понимании двойственной природы человека как существа этнического и как существа социального лежит ключ к пониманию многочисленных конфликтов нашего и не только нашего времени. Пожалуй, Л.Гумилев был первым, кто отметил некоторые различия между этническим и социальным развитием человека, признав их двумя типами эволюции. Более подробно этот вопрос рассматривался в работах Н. Седовой. В латентной форме этот аспект присутствовал во многих работах по этногенезу. Этот факт был обнаружен диссертантом в связи с критическим анализом двух основных концепций этногенеза.
Коренные ученые считают, что этносы относятся к сообществам, которые возникли в результате естественного исторического процесса, а не по воле человека. В западной этнографии широко распространены теории, отстаивающие тезис о целенаправленном формировании этнического сознания и, соответственно, этнических групп, поскольку этнос — это участник взаимодействия, организующим принципом которого является этническое сознание.
Одним из основных понятий «этнической истории», «этнологии», «этногенеза» представляется понятие этноса как такового, и заслуга Гумилева перед наукой состоит, прежде всего, в том, что его подход позволил полностью определить это понятие. Оно не совпадает ни с биологическим понятием расы, ни с понятием национальности, поскольку, с одной стороны, является верхним звеном биоценоза вмещающего ландшафта, а с другой стороны, частью общества, специфическим социальным организмом Гумилева.
Этносы — явление несоциальное: социальное развитие влияет на их развитие только при преломлении через призму политической и культурной истории. По этой причине государственные образования не всегда совпадают с этническими ареалами. Государства могут даже включать в свои границы части нескольких суперэтносов. Например, Советский Союз включал в себя элементы мусульманских суперэтносов (Центральная Азия), византийских суперэтносов (молдаване), западноевропейских суперэтносов (Прибалтика, Закарпатье). Интересно, что теория Гумилева, с трудом приживаясь на родине, уже начинает прорастать в Европе.
Этносы не являются самоназваниями. Таким образом, название монгольского народа «татары» перекочевало с берегов Керулена на берега Волги и стало самоназванием волжских кипчаков, тюрков, принявших его в свое время в знак верности Золотой Орде.
Этносы не являются биологической концепцией: этнология фундаментально отличается от антропологии и, следовательно, от расового подхода. Отсюда можно сделать вывод: этнос — это системное целое людей, развивающихся в историческом времени, объединенных единым поведенческим стереотипом, специфическим поведенческим языком, который передается по наследству. По этой причине этнос как явление не сводим ни к одной из известных социальных «форм человеческого сообщества». Космическая антропоэкология: техника и методы исследования и является «посредником между обществом и природной средой».
Механизмы, обеспечивающие стабильность генетического разнообразия в современном мире, известны как признаки этносов, а все признаки этносов, независимо от того, какой из них в данный момент признается ведущим, являются признаками дифференциации. Список таких признаков хорошо известен и включает в себя различия во внешнем виде, территории, культурных характеристиках, идентичности и этнонимах. Каждый из этих признаков может считаться доминирующим в той или иной конкретной исторической ситуации.
Жизненный цикл этноса
Отправной точкой любого этногенеза является специфическая микромутация небольшого числа индивидов в географической зоне. Результатом мутации является появление в генотипе особи признака страсти, который формирует новый стереотип поведения. Это явление, вызывающее повышенное поглощение биохимической энергии из внешней среды у населения и приводящее к возникновению новых этнических систем Л.Н.Гумилев назвал пассионарным рывком. Рывок можно определить по совокупности объективных характеристик, которые являются универсальными для всех известных в истории этногенеза явлений.
Через 1200-1500 лет после первоначального шока пассионарный характер угасает в популяции, и этнос либо растворяется в среде соседних народов (ассимилируется), либо существует неопределенно долго в гомеостазе, в состоянии равновесия с биоценозом своего ландшафта.
Поскольку теория предполагает, что вспыльчивость — генетический признак, и существует ген — носитель этого признака, то он должен проявляться в результате мутаций, вызванных внешним энергетическим воздействием на популяцию. Генетический характер страстности подтверждается не только фактом наследования признака страстности с постепенным его угасанием (свойство рецессивных признаков), но и прямым расчетом этногенетических кривых с использованием законов популяционной генетики. Природа внешнего воздействия, вызывающего мутацию, до сих пор не выяснена. Сам Л.Н.Гумилев и его ученики склонялись к космическому излучению, вызванному колебаниями солнечной активности или взрывами сверхновых.
Однако возможно воздействие на организмы электрических или магнитных полей, генерируемых в результате некоторых процессов в мантии Земли (след воздействия также представлен геометрически в виде геодезических линий).
Согласно Л.Н. Гумилеву, существует два основных типа этнических групп: динамические (исторические) и статические (устойчивые).
Устойчивые этнические группы — это этнические группы, находящиеся в состоянии этнического гомеостаза, в котором жизненный цикл повторяется из поколения в поколение без существенных изменений. Этническая система поддерживает равновесие с ландшафтом, не изменяя активно свое окружение. Человеческая популяция встроена в природу. Люди образуют конечную стадию естественных или ранее преобразованных трофических цепей. К стойкому государственному этносу приходят в результате длительного (1200-1500 лет) исторического развития.
Из общей массы пассионариев выделяются специфические поведенческие характеристики, такие как стремление к активной деятельности, преобразованию окружающей среды, служению идее вплоть до самопожертвования. Поскольку последнее противоречит природе живых организмов, инстинкту самосохранения, Л.Н. Гумилев считает страсти проявлением мутации, вызванной действием космического излучения.
Исторический этнос проходит несколько этапов развития. На этапе Вознесения (около 300 лет) проводится огромная работа по преобразованию вмещающего ландшафта, поскольку только из него пассионарии могут получить ресурсы для достижения своих целей. Количество пассионариев в новом этносе значительно увеличивается как за счет притока извне, так и за счет пассионарной индукции, то есть распространения пассионарности среди людей, не имеющих пассионарных генетических признаков. Именно на этом этапе происходит основная работа по формированию системных связей и складывается структура этноса.
Этнические контакты и типы этнических процессов.
В процессе территориального расширения ареала развития этнос включает в свой состав новые этнические группы, находящиеся в стойком состоянии или на разных стадиях (обычно поздних) исторического развития. Совместное сосуществование различных этнических групп ведет к их взаимообогащению и формированию единой культуры суперэтноса. Поэтому суперэтнические системы также называют «культурами», «мирами», «цивилизациями». Разные народы, образующие суперэтнос, имеют одинаковый менталитет, но сохраняют разное мировоззрение. Различные мировоззрения напрямую связаны с различиями в способах взаимодействия человека с природой и закреплением в его генетической памяти различных рефлексов.
Симбиоз — это форма позитивного контакта между различными этническими группами, которые обычно относятся к суперэтносу и ведут к их взаимному обогащению. Этносы сохраняют свою идентичность и набор адаптивных способностей к окружающей среде. При Ксении этнические группы не сливаются, сохраняют свою уникальность, но существуют нейтрально, не обогащая друг друга. Химера — это форма контакта между несовместимыми этносами разных надэтнических систем, когда исчезает их уникальность, происходит вымирание и разрушение.
Этнический контакт неизбежен. Но в процессе их реализации в сфере природопользования допускаются многочисленные ошибки, которые приводят к этнополитическим проблемам. Например, повсеместная вспашка новых земель без учета свойств и качества почв привела не только к их уничтожению (бедняки в Северной Америке, сугробы и песчаные бури в Казахстане), но и к перемещению коренного населения. Практика переселения народов далекого севера с кочевого на оседлый образ жизни, как правило, может рассматриваться как геноцид, поскольку устойчивые народы (как этнические группы, а не как отдельные лица) могут выжить только путем принятия традиционного образа жизни.
Оказавшись в новом регионе, представители развитого этноса продолжают вести свою экономику в соответствии со стереотипом поведения, причем не всегда эффективно, а лишь постепенно приспосабливаясь к новой среде. Основой неэффективных решений, как всегда, является отсутствие информации о характеристиках природной среды и социально-экономической среды. К такому выводу пришли представители так называемого «бихевиористского» (поведенческого) течения в англо-американской географии.
Выделяют два типа этнических процессов:
1.эволюционный тип, который находит свое выражение в изменении какого-либо признака этноса:
- Язык (появление или исчезновение диалектов, сленга, формирование литературного языка);
- Культура;
- социальные структуры;
2.трансформационный тип, который приводит к изменению этнической принадлежности уже существующего этноса.
Трансформационные этнические процессы проявляются в изменении главного признака этноса — его самосознания. Они выражаются как в этническом разделении (например, формирование великороссов, украинцев, белорусов на основе древнерусского этноса), так и в этническом объединении на основе метисации, консолидации, интеграции различных этносов, проживающих на одной территории (например, англичане как этнос возникли из англов, саксов, кельтов, датчан, норвежцев, а западные французы из Анжу и Пуату).
Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева.
Несмотря на неоднократные попытки ученых объяснить процессы этногенеза, антропогенеза и расогенеза, существующие концепции до сих пор носят в основном частный характер. На сегодняшний день в этнологии не существует законченных научно обоснованных теорий, которые могли бы дать полное и убедительное описание всех этих процессов. Работа этнологов в этом направлении продолжается, поэтому большой интерес представляет концепция этногенеза Л.Н. Гумилева.
Гумилев основывал свою теорию этногенеза на тезисе о том, что этнос является природно-биологическим персонажем планеты и возникает при определенных географических и климатических условиях. Гумилев определяет этнос как биофизическую реальность, и поэтому весь механизм этногенеза он ищет в реальных природных процессах. По его мнению, этносы, как компонент биосферы, должны подчиняться ее законам, быть составляющей происходящих в ней процессов. И эти процессы, гигантские по масштабам, сравнимые по этногенетической стоимости с крупнейшими геологическими процессами, создали в значительной степени весь современный облик нашей планеты. V. И. Вернадский назвал эту планетарную энергию биогеохимической энергией живого вещества биосферы. Это не что иное, как преобразованная энергия Солнца, космоса и радиоактивного распада в недрах Земли.
Гипотеза Гумилева заключается в предположении, что несколько раз в тысячелетие поверхность нашей планеты подвергается воздействию определенного вида космического излучения, которое вызывает страстный шок, то есть мутацию гена, отвечающего за восприятие энергии из внешнего мира. Особенностью этих потрясений является их короткая продолжительность. За последние 3 тысячи лет было достоверно зафиксировано девять страстных порывов: четыре до нашей эры и пять за последние два тысячелетия.
Этногенез, по Гумилеву, — это энергетический процесс сохранения единого энергетического запаса после всплеска космических лучей и его дальнейшего рассеивания в ходе развития этноса до достижения этносом гомеостаза — равновесия с природой, когда уровень пассионарности равен нулю.
Жизненный цикл этноса составляет около 1,5 тысяч лет, если этнос не погибнет раньше по внешним причинам. Стадии его развития связаны с определенными уровнями страстного напряжения, которые выражаются внешне в стереотипах поведения, характерных для каждой стадии.
Новый цикл развития может быть вызван только следующим страстным порывом, который создает новую страстную популяцию. Но он не реконструирует старый этнос, а создает новый, создавая тем самым новый виток этногенеза, процесс, благодаря которому человечество не исчезает с лица земли.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Философия эпохи Просвещения и Великая французская революция — Общие черты эпохи Просвещения
- Мартин бубер, еврейский религиозный философ и писатель
- Человек в системе отношений «Я – другой»
- Разум в философии нового времени
- Категории в философии
- Общетеоретические и методологические принципы анализа социальных систем
- Проблема соотношения части и целого в истории философии
- Римский стоицизм и его влияние на раннехристианскую философию — Греческие корни римского стоицизма
- Идеализм Шеллинга
- Философское, научное и обыденное познание