Оглавление:
Квантовая теория в ряду других современных физических теорий занимает совершенно особое место. Если обратить внимание на те изменения, которые она принесла в основополагающие принципы и категории нашего пони мания мира, переворот в науке, произведенный теорией квантов с начала 20-х годов, можно сравнить по значению лишь с коперниковским переворотом во времена Ренессанса. В то время переход от конечного космоса к бесконечному Универсуму был связан с совершенно новой точкой зрения, по-новому определившей положение человека во Вселенной, и принесшей совершенно новые принципы наблюдения и объяснения мира. Квантовая же механика наше понимание реальности потрясает таким образом, что в своем значении она остается еще до сих пор во многом непонятой. Рассматривая фундаментальные вопросы современной физики, мы неизбежно сталкиваемся с философскими, онтологическими и метафизическими, в прямом смысле этого слова, проблемами. Трудно не согласиться с утверждением Д’Эспанья, что « … в наши дни попытки сконструировать образ реальности, свободный от всякой метафизики, больше напоминает попытку построения квадратуры круга».
Квантово-механическое описание реальности
Современная физика в своих основах выходит к очень глубоким философским вопросам. Оказывается, что «те проблемы…, которыми физики занимаются в своей переполненной оборудованием лаборатории, не менее глубоки, чем те, над которыми размышлял Платон на поросших травой лужайках. Чем определяются пределы познания? Действительно ли наше восприятие в некотором смысле формирует физический мир? Присутствует ли во Вселенной элемент случайности, или все события предопределены заранее?». Видно, что все эти вопросы в равной мере являются как физическими, так и философскими (метафизическими). Между ними, оказывается, трудно провести границу.
Жаркие споры и дискуссии о реальности квантово-механических состояний, о «соучастии» человека в творении мира и о роли в этом его сознания, о множественности миров, о локальности, о детерминизме и каузальности, об особой роли вероятности в квантовой механике по сравнению с классической статистической физикой и многие другие вопросы, как нельзя лучше иллюстрируют, каким радикальным образом подвергаются сомнению наши основные представления и категории. По странности, парадоксальности и даже видимой абсурдности по сравнению со здравым человеческим смыслом квантовая механика и ее многочисленные интерпретации превосходит научно-фантастическую литературу. Альберт Эйнштейн сказал однажды: «Если квантовая механика права, то мир сошел с ума». И сейчас многие физики, такие, например, как теоретик из Нью-Йорка Даниель Гринбергер констатируют: «Эйнштейн был прав. Мир сошел с ума» Нильс Бор утверждал, по словам его ученика Уилера, что если «квантовая физика не приводит вас в замешательство, то вы ее не поняли по-настоящему». До сих пор все проведенные эксперименты подтверждают наихудшие опасения Эйнштейна. «В области философских трактовок нужно ожидать только одного … — если что и можно усвоить из квантовой теории и ее интерпретаций, это только одно: здесь необходимо полностью отказаться от обыденного разума и не доверять «здравому человеческому рассудку» Квантовая механика ставит множество «загадок», и одна из них демонстрируется, например, в связи с проблемой наблюдателя в «творении» объективной реальности. Как-то в разговоре с Паскуалем Йорданом Эйнштейн сказал о теоретиках в области квантовой теории: «Все же они не считают всерьез, что Луна не существует, когда на нее никто не смотрит». В противовес этому утверждению физик Давид Н. Мэрмин из Корнуэльского Университета написал в одной из своих статей, что теперь мы можем с определенностью доказать, что Луна действительно не существует, когда на нее никто не смотрит. Проблема объективности мира является одной из наиболее интригующих в квантовой механике, и Мэрмин вовсе не одинок в своих выводах. Отнюдь не мала и партия его противников. Можно было бы привести и множество других не менее шокирующих обыденное сознание выводов, делающихся из квантовой теории, очень часто прямо противоположных друг другу. Однако мы не в этом видим свою задачу, тем более что специалистам в области философских проблем квантовой теории все эти дискуссии очень хорошо знакомы. Вопрос который нас здесь интересует, состоит в следующем: Можно ли вообще описать эту странную, прямо-таки «сюрреальную» реальность квантовой физики?
Необычайность свойств квантовой механики приковывает внимание к ней множество специалистов и философов. В последнее время, начиная с начала 90-х годов, произошло значительное увеличение количества работ, так или иначе посвященных этой теме. К сожалению, множество из них носит либо спекулятивный, либо прямо-таки мистический характер, поскольку в них должным образом не анализируются действительные и актуальные проблемы реконструкции квантовой реальности. Квантовая теория с ее гносеологическими уроками служит основанием для утверждений о становлении нового, неклассического типа научной рациональности. Именно на квантовую механику ссылаются тогда, когда говорят о том, что необходимо отказаться от стандартов и идеалов классической рациональности, когда, в частности, утверждают, что идеал объективности знания в современной науке перестал играть свою центральную роль.
Основные трактовки квантово- механической теории
В настоящее время существует множество трактовок квантовой механики, что указывает на явную или неявную убежденность, авторов в возможности такой интерпретации. На мой взгляд, любая интерпретация квантовой теории может быть только тогда адекватной, когда она одновременно «схватывает» все выделенные выше характерные особенности описания квантово-механической реальности. Существующие же интерпретации «ухватывают» лишь те или иные из этих особенностей, оставляя в тени другие. Так, в трактовке Уиллера внимание акцентируется в основном на принципе «участия», «зависимости от иного», у Пригожина на динамическом аспекте, у Бома на целостности и динамичности и т.д.
В связи с этим, представляется полезным рассмотреть основные известные интерпретации, хотя здесь возможно дать лишь краткий обзор существующих точек зрения, так как подробный анализ является предметом специального исследования и занял бы слишком много места.
1. Копенгагенская трактовка квантовой механики является наиболее известной и сформулирована в основном Н.Бором. Эта точка зрения развивалась в работах не только Бора, но и В. Гейзенберга, В Лаули, уточнялась впоследствии учениками Бора. Необходимо отметить, что первоначально «копенгагенская трактовка» никогда не фиксировалась ее зачинателями в каком-либо одном единственном тексте. Она существует скорее во множестве интерпретаций, которые хотя и не различаются в своем физическом содержании, но имеют ряд различий философского плана. В этой трактовке утверждается — и это является центральным пунктом в ней — что в виду неустранимых парадоксов квантовой механики, мы можем знать с определенностью как «реальные» только результаты измерений. В сфере применимости квантовой механики нельзя задавать вопросы о том, что представляет собой, например, электрон, когда фактически не производится его наблюдение с помощью экспериментальной установки того или иного типа (выявляющей либо корпускулярные, либо волновые его свойства). Квантово-механические предсказания относятся лишь к ситуациям фактического наблюдения. Как уже отмечалось во введении, такая точка зрения является ограничительной, т.к. она запрещает спрашивать о сущности явления до измерения. Бор не отрицает реальности окружающего мира, но указывает на принципиальную невозможность более подробного анализа взаимодействия между микрообъектом и прибором. С его точки зрения объяснение квантово-механического явления состоит не в сведении его к какому-либо «механизму», стоящему за этим явлением, но в построении теории нового типа и ее интерпретации (концепция Дополнительности).
2. Развитием копенгагенской трактовки является интерпретация, предложенная учеником Бора Дж.Уилером. В копенгагенской интерпретации квантовой механики можно вычленить два независимых тезиса: 1. Не существует никакой реальности вне наблюдения. 2. Наблюдение «создает» реальность. Копенгагенская школа настаивает на существовании только «феноменологической» реальности.
Бор подчеркивал: «Не существует никакого квантового мира. Существует только абстрактное квантово- механическое описание» .
Уилеровская трактовка состоит в акцентировании второго тезиса копенгагенской интерпретации, и ее вполне можно назвать принципом «участия». С этой точки зрения, бытие Вселенной есть результат «акта участия наблюдателю) в процессе самоосуществления Вселенной, «ввергающей себя в бытие посредством актов участия».Факт редукции волновой функции происходит в определенный момент процесса измерения, при этом реализуется одна из возможностей поведения микрообъекта в тех или иных внешних условиях. Прибор и «наблюдатель » регистрируют тот факт редукции и тем самым доводят физический процесс до полноты, явленности. Согласно рассматриваемой точке зрения без редукции на завершающей стадии эксперимента не имеет смысла говорить о существовании физических процессов вообще. «Вид» реальности конституируется самим актом установления факта редукции волновой функции и фактически полученному результату. Поскольку акт редукции регистрируется наблюдателем, постольку правомерен «взгляд, по которому наблюдатель столь же существенен для проявления Вселенной, как и Вселенная для проявлсния наблюдатсля».
3. Третьей интерпретацией является очень своеобразная, но находящая поддержку у многих физиков теория множественности миров Эверетта, по которой реальность состоит из перманентно увеличивающегося числа параллельных миров.
Квантовая психология и зачем она нужна
Зигмунд Фрейд в своих работах подчёркивал мысль о том, что человек гораздо беспомощней, чем мы предполагаем. Однако другие учёные доказали, что человек гораздо сильнее, чем он считает, и что исцеление его проблем, неврозов и других болезней зависит от того, научится ли он понимать это.
Так экзистенциальная психология Виктора Франкла, основанная на опыте в фашистских концлагерях, утверждает, что психическое и физическое здоровье человека зависит от его чувства цели. Ассаджиоли признал тот факт, что у человека есть сердцевина бытия — его «Я», и что, осознавая свои творческие возможности, человек может продвинуться к сверхсознанию. Уильям Джеймс в книге «О жизненных резервах» писал: «Человек… обычно живёт глубоко внутри своих границ; у него есть разнообразные способности, которые он обыкновенно не использует». Он утверждал, что центральная проблема человека — заядлая привычка неполноценности по отношению к нашему полному «Я».
Человек видит мир в том виде, в каком состоянии сознания он находится, т.е. материальный мир и сознание человека сопряжены. Их невозможно рассматривать отдельно, они оказывают прямое влияние друг на друга. Это легло в основу квантовой психологии, берущей свои корни в квантовой механике сообщает samopoznanie.ru.
Она является неакадемическим направлением в психологии, рассматривающее видение реальности человеком, как зависящее от состояния нервной системы, шаблонов поведения, идей, жизненного опыта, самооценки. Квантовая психология направлена на изучение процессов сознания человека и обучение управлению своей жизнью.
Этот термин возник в последнем десятилетии 20-го века. Можно встретить множество книг на эту тему. Наиболее известными авторами являются Роберт Антон Уилсон, Стивен Волински, А.И. Нефёдов. В США создан институт квантовой психологии, основателем которого является Стивен Волински. В России существует несколько Центров квантовой психологии.
Что же такое квантовая психология и зачем она нужна? Она в первую очередь помогает человеку лучше понимать самого себя, исследовать себя изнутри, а также изучить влияние своего сознания на материальный мир. Абсолютно всё в этом мире состоит из атомов и молекул, включая наши мысли, речь. Говоря, мы выпускаем во Вселенную импульс, который с успехом отражается и возвращается назад, но не к нам, а к каждой молекуле, окружающей нас. В результате этого пространство вокруг нас начинает меняться в соответствии с тем импульсом, который мы послали.
Квантовая механика
С позиции квантовой механики и ее видения реальности, человек – это не просто живой материальный механизм, но сложноорганизованное и взаимосвязанное существо с уникальной природой, простирающейся через время и пространство. Рассматривая человека именно так, есть повод утверждать, что все наши мысли, поступки и действия оказывают влияние и на нас, и на среду, в которой мы живем.
Сложнейшая и имеющая множество уровней организация Вселенной управляется своими законами. Классическая механика описывает материальные явления с помощью законов Ньютона. Но если мы перейдем на атомный и субатомный уровни, то сразу же столкнемся с законами квантовой механики. Чтобы понять их смысл было проще, стоит рассмотреть несколько наиболее важных особенностей квантово-механических явлений:
- Нелокальность и целостность. Квантовые состояния двух и более объектов взаимосвязаны. И эта взаимосвязь способна сохраняться, даже если между объектами огромные расстояния. Это явление, кстати, является одним из известных – парадоксом Эйнштейна-Подольского-Розена.
- Влияние наблюдателя и условий наблюдения на квантовые явления. При измерении квантовых явлений проявляется редукция волновой функции, когда многообразие состояний (до измерения частица пребывает в любых возможных состояниях одновременно) переходит к одному состоянию. Простыми словами об этом написано в нашей статье.
- Динамика квантовых явлений. В силу вступают такие процессы как возникновение, распад и уничтожение частицы, а также рождение виртуальных частиц.
Современная наука вынуждена создавать междисциплинарный подход, что приводит к необходимости сближения разных направлений. Так, естествознание, философия, химия, биология и медицина начинают объединяться вокруг физики, что позволяет составить более полноценную картину мира.
Но здесь крайне важно конкретно психологическое знание, ведь все упомянутые области, так или иначе, связаны с психологией и обладают общими психологическими корнями. Наука в целом связана с актами субъективного восприятия составляющих ее феноменов, а восприятие обусловлено ощущениями, которые самым прямым образом относятся к сфере психологии.
Одна из наиболее актуальных проблем квантовой механики, особо значимая для психологии, состоит во взаимоотношениях и разграничении субъекта и объекта познания, сознания и материи. Одни исследователи полагают, что такое разделение несправедливо, и рождение квантово-механической реальности происходит тогда, когда она взаимодействует с наблюдателем, и человек вообще является творцом природы. Другие считают, что о квантово-механической реальности не может быть и речи, и значение имеют лишь данные квантовых систем, которые удалось зарегистрировать эмпирическим путем. Данная проблема активно обсуждается учеными и сейчас.
Несмотря на это, есть и общее во взглядах на реальность. Мир предстает как нечто неделимое и целостное. Пространство же является конструкцией, которая предлагает разуму человека иллюзию обособленности объективной реальности. В действительности же это не так, и эта особенность квантовой механики идет вразрез с нашим привычным опытом. Но это же создает и фундамент для рассмотрения сознания и мозга человека с позиций квантовой механики.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Лечение депрессий
- Психологические факторы эффективности деятельности руководителя
- Ассертивный и социально-психологический тренинг как методы работы с аддиктивным поведением
- Связь психоэмоциональных особенностей с детско-родительскими отношениями у детей из полных и неполных семей
- Педагогическая система С.Ю. Курганова
- Расстройства пищевого поведения
- Психология взаимоотношений
- Гипноз
- Вклад К. Г. Юнга в историю психиатрии — Теория об архетипах и коллективном бессознательном
- Групповое поведение