Оглавление:
Первой непосредственной реакцией был нигилизм по отношению к собственной культуре, в том числе философской, традициям Японии, которые в первую очередь были ответственны за социальную отсталость, вызванную отсутствием интеллектуальной мотивации к прогрессу. Например, утверждается, что тенденция японской мысли к сохранению культа природы приводит к «радикальному отрицанию философии» (Уэяма Сюмпэй), что «японский образ мышления совсем не подходит для абстрактного мышления» (Юкава Хидэки). Аналогичные оценки были сделаны нигилистами среди индийской, арабской мусульманской или китайской интеллигенции, склонной безоговорочно принимать духовность Запада. В этой связи наиболее влиятельный лидер «интеллектуальной революции» Ху Ши (1891-1962) открыто выступал за тотальную вестернизацию Китая. Влиятельный среди буржуазной интеллигенции и студентов, этот китайский философ осуждал Восток и страстно восхвалял современную западную цивилизацию. Первую он назвал «рикшовой цивилизацией», а вторую — «автоцивилизацией». Он утверждал, что это поразительное расхождение уходит корнями, прежде всего, в восточное мировоззрение материализма, в то время как западное мировоззрение рационализма. Ху Ши считала признаки «материализма» «довольством судьбой», «подчиненностью материальному окружению», а не способностью и желанием преобразовывать его и вырываться за его неподвижные границы, а «инерцией ума и духа». Рационализм интерпретировался им как «недовольство», творческая деятельность, стимулирующая развитие философии и науки, постоянный поиск новых горизонтов и пути к ним.
Ху Ши отвергла революционные потрясения в основах общества и сделала ставку на эффективное проведение «непрерывных, капельных реформ», основанных на интеллектуальном и нравственном обновлении личности. Он выступал за «здоровый индивидуализм», который сам по себе может обеспечить свободу и благополучие всех и каждого, каждого и государства в отдельности.
По признанию самого Ху Ши, на его мировоззрение сильно повлияли агностицизм Хексли и прагматизм Дьюи. Взгляды Хексли и Дьюи оказали влияние и на многих других восточных философов.
Ориентация на то или иное направление западной мысли характеризовалась селективностью, обусловленной первоочередными интересами восточных философов. Их внимание привлекали, главным образом, идеи «работы» над обоснованием закономерности эволюционного процесса в природе и обществе. Отсюда большой интерес к Ч. Дарвину и социал-дарвинизму (Х. Спенсер). Осознание возможности прогресса только в случае преодоления жесткости догматизма (особенно религиозного догматизма) привело к обращению к картезианским аргументам (Р. Декарт) или еще чаще к позитивизму (О. Граф). Противопоставление абстракции и созерцания традиционной восточной философии диктовало обращение к прагматизму, предложившее программу «перестройки в философии», превращения ее в метод решения практических жизненных проблем .
И, наконец, утверждение человека как субъекта социальной трансформации и совершенствования нашло вдохновение и поддержку у философов, которые подчеркивали творческое и волевое начало человека .
Нигилистическое отношение к собственной национальной философской традиции и «превращение» в одну из западных философских систем, наиболее характерное для начала XX века, оказалось ограниченным как по времени, так и по степени ее распространения, хотя, тем не менее, можно говорить о появлении целой школы «японского прагматизма», арабского течения «социал-дарвинизма» и др.
Переоценка ценностей
Ницше действует как «радикальный нигилист» и призывает к радикальной переоценке ценностей культуры, философии и религии. Ницше сводит «европейский нигилизм» к нескольким основным постулатам, которые он считает своим долгом провозглашать с скрипучим, без страха и лицемерия. Эти тезисы таковы: ничто уже не истинно; Бог мертв; нет морали; все дозволено. Ницше надо понимать внимательно — он не хочет, по его собственным словам, потакать плачам и нравственным желаниям, а хочет «описать то, что грядет», что не может не прийти в голову. В своем глубочайшем убеждении (которое, увы, история ХХ века, которая подходит к концу, не может отрицать), нигилизм будет реальностью, по крайней мере, в течение следующих двух столетий. Европейская культура, продолжил Ницше в своем аргументе, уже давно развилась под игом напряжения, которое росло из века в век, приближая человечество и мир к катастрофе. Ницше объявляет себя «первым нигилистом Европы», «философом нигилизма и вестником инстинкта» в том смысле, что он представляет нигилизм как неизбежность и призывает к пониманию его природы. Нигилизм может быть симптомом окончательного распада воли против бытия. Это «нигилизм слабых». «Что плохого? — Все, что вытекает из слабости» («Антихрист», «Афоризм «). А «нигилизм сильных» может и должен быть признаком выздоровления, пробуждения новой воли. Без ложной скромности Ницше заявляет, что он обладает особым чувством «признаков упадка и начала», которое больше, чем у любого другого человека. Я могу быть, говорит о себе философ, учителем для других людей, ибо я знаю оба полюса противоречия жизни; я и есть та самая противоречивость….. И что его философия, неправильно понятая эпохой, относится к категории «несвоевременных раздумий», не должна никого озадачивать, ибо нет ничего более своевременного, чем способность мыслителя превзойти свое время, диктат своих ценностей.
Еще в своих ранних работах Ницше призывал своих читателей к переоценке ценностей. Таким образом, он начинает Человеческий, Слишком Человеческий в искренней, конфессиональной манере. Ницше рассказывает о своем интеллектуальном становлении, о своем страстном увлечении Вагнером и Шопенгауэром, о своем столь же страстном отказе от их (и других мыслителей) идей и учений. И в связи с этим возникает вопрос, который Ницше адресует себе и своим читателям: «…насколько больше лжи мне нужно, чтобы снова позволить себе роскошь моей правдивости? » Какова судьба мыслителя, отказавшегося от лжи, от фальшивых, догматических взглядов? Чтобы стать одиноким, подавленным, без чувства юмора философом и моралистом, потому что он переоценивает ценности? Нет, Ницше отвечает. Повсюду рождаются «объединенные умы» и обновленные души, хотя и с большими мучениями и понемногу. Они движутся навстречу друг другу. «Какие облигации сильнее всего? Какие облигации почти неразрешимы? У людей высокой, избранной расы это будут обязанности — благоговение, присущее молодости, и нежность ко всему, что почитается и достойно от старости, благодарность за почву, из которой они выросли, за руку, которая вела их, за храм, в котором они научились поклоняться….. » Но потом приходит тяга «великого разрыва», выраженная как страшный вопрос: «…Неужели все ценности не могут быть обращены вспять? и возможно ли, что добро — это зло, а Бог — вымысел и обман дьявола? И может ли быть так, что на самом деле все ложно? А если нас обманывают, разве мы, в силу того же самого, не обманщики? » Идея переоценки ценностей духовной аристократией нового типа, изложенная здесь, развита в более поздних работах, особенно в Заратустре.
Нигилизм» и «имморализм» как основные принципы философии
Нигилизм (от латинского nihil — ничто) — это, в самом широком смысле, душевное состояние, связанное с отказом от общепринятых ценностей, идеалов, нравственных норм и культуры. В философии Ницше идея нигилизма перерастает в всеобъемлющую концепцию, обобщающую все европейское историческое и культурное развитие, начиная с Сократа, который поднял идею ценностей рациональности, и который, по мнению философа, стал первой причиной нигилизма, развившегося впоследствии на основе «нравственно-христианской интерпретации мира». Сохраняющаяся нигилистическая ситуация в европейской культуре проистекает из того, что «истинный мир» традиционных религий, философии и морали теряет свою жизнеспособность, саму жизнь, но земной мир не находит своих собственных ценностей, своего реального оправдания. Ницше считает, что нигилизм, соответствующий этой глобальной ситуации, не является эмпирическим феноменом культуры и цивилизации, даже если он очень стабилен.
Нигилизм — это глубокая логика всей европейской истории, своего рода роковая «антижизнь», которая, как это ни парадоксально, стала жизнью своей культуры, начиная с рациональных эллинских, а также иудео-христианских корней. Ницше подчеркивает, что «смерть христианского Бога» не ограничивается нигилизмом, ибо все попытки заменить его совестью, рационализмом, культом общего блага и счастья большинства или толкование истории как абсолютной цели само по себе и т.д., только усиливают тревожную симптоматику нигилизма, «это самое страшное из всех гостей». Попытка избежать «краха» высших ценностей путем восстановления их секуляризованной имитации решительно развенчана Ницше, который указывает на «физиологические» и жизненно-антропологические корни нигилизма. В этом контексте современный социализм, по мнению Ницше, является лишь кульминацией подразумеваемого истощения и распада человеческого типа, что приводит нигилистическую тенденцию к ее крайним формам.
Нигилизм Ницше — это не идеология, а метафизика, и ни в чем другом его отличие от нигилистов не менее поразительно, чем в его отношении к науке. Он рассматривает ее не как хранилище истин или метод их обнаружения, а как набор удобных вымыслов, полезных конвенций, не более укоренившихся в реальности, чем любая альтернатива ей. И это было не больше и не меньше, чем религия, нравственность или искусство, проявление того, что он называл «волей к власти», а именно, своего рода драйв и побуждение навязать форму и структуру по сути хаотичной реальности, превратить ее в мир, доступный человеческому пониманию, до тех пор, пока она не станет удобной для нас.
Нигилизм Ницше имеет мало общего с обычными политическими коннотациями этого термина, а под «нигилизмом» он имел в виду совершенно безобидное представление о мире, насколько он мог его себе представить. Мир враждебен не потому, что у него или у кого-то, кроме нас, есть своя собственная повестка дня, а потому, что ему безразлично, во что мы верим, на что мы надеемся. Признание и принятие этого ужасного факта ни в коем случае не должно означать «отрицания, нет, воли ни к чему». Скорее, он верил, что мы будем рады узнать, что мир бесформенен и бессмысленен, и это приведет нас, среди прочего, к тому, что мы скажем «Дионисейское «да» миру как таковому, без исключения, привилегий и аргументов».
Нигилизм, провозглашенный Ницше
Первая попытка применить понятие «нигилизм» к характеристике философии была предпринята Лиотаром. Но она не увенчалась успехом, потому что сопровождалась рядом грубых граней, особенно историко-философских. Если в искусстве постмодернизм обычно означает отказ от традиций художественного авангарда, имеющего достаточно четкие временные рамки, то в философии мы до сих пор не смогли договориться о том, что имеется в виду под «модерном», под «эпохой модерна». Вельш, например, насчитывает как минимум шесть вариантов понимания этого термина современными философами.
Эта двусмысленность делает термин «постмодернизм» неэффективным, поскольку префикс «пост» содержит неоднозначный хронологический подтекст. Наконец, определенная неуместность термина «философский постмодернизм» (постмодернизм) была признана самим Лиотаром. Нигилизм, провозглашенный Ницше, характеризует специфику постмодернистской философии, которая, по определению Лиотара, является «войной целого». Все, что так или иначе отражает дух этого интеллектуального течения, провозглашается актуальным и современным.
И наоборот, проявления классической философской культуры рассматриваются как устаревшие и устаревшие формы мысли. Отправной точкой и наиболее значимым для постмодернистских интерпретаций философской доктрины Ницше является его отказ от любой метафизической концепции с претензией на полное, всеобъемлющее объяснение рассматриваемой сферы действительности. Взгляды Ф. Ницше на нигилизм, на его природу и возможности его преодоления особенно важны для понимания постмодернистских идей. Во многих случаях это происходит потому, что постмодернизм рассматривается как наиболее радикальная форма нигилизма. В основе этой точки зрения лежит тот факт, что если все прежние негативные мировоззренческие концепции, отвергающие одни «высшие» ценности, сокращают другие, то постмодернизм отвергает все «высшие» ценности вообще. Ведь постмодернисты говорят скорее о качественно новом подходе к ценностям, о переоценке важности ключевых категорий, с которыми мы привыкли воспринимать и описывать реальность.
Активный нигилизм вмешивается во все, хочет все разрушить и свергнуть, демонстрирует силу и энергию — всего этого не хватает пассивному нигилизму, который представляет собой определенное состояние усталости и признак слабости из-за разочарования. Наконец, есть «экстатический нигилизм», который готовит решающий поворот: переход к позитивной воле к власти.
Она подрывает ничто и указывает нам на Диониса, на пантеистическое участие. Экстатический нигилизм, утверждает Ницше, в некоторых случаях может быть незаменим для философа; он разбивается, как удары молотка, гнилые элементы и прокладывает путь к новому образу жизни. Короче говоря, экстатический нигилизм — это тот нигилизм, который осознает трансформацию всех ценностей.
Но мы очень, очень далеки от этой стадии. Когда умирают Бог и сверхчувствительные идеалы, когда небытие разворачивается как основа мира, «Последний Человек» и отраженное в нем среднее человечество надолго завладевают земной поверхностью: они выбирают небытие и пассивные развлечения, о которых пронзительно проклинают. Зараженный гедонизмом, чуждым всему творению и всем истинным удовольствиям, Последний Человек прыгает по нашей планете в поисках запрограммированных удовольствий и мелочных развлечений новой цивилизации. Этот герой нашего времени, отныне свободный от идеалов силы и могущества, обретает совершенное наслаждение в этом мире, где нет величия и нет по-настоящему активных добродетелей.
Нигилизм в принципах этической жизни.
Ницше предупреждал нас, что нигилизм — это серьезная болезнь и суровое испытание нашего времени, истощение и смерть смысла.
Нигилизм: хотя этот термин происходит от латинского «ничего», этимология мало помогает понять смысловое богатство этого слова, которое на протяжении всего XIX века приобретало различные значения. В традиции русской мысли это означает критику традиционных ценностей и конкретный проект перестройки социального мира. Но она встречается во французской литературе и особенно в «Очерках Поля Бурже о современной психологии» (1885) (в этом авторе нигилизм — психологический тип, характеризующийся пессимизмом). Ницше использует этот термин где-то между 1887 и 1888 годами, объединяя несколько значений, общих для девятнадцатого века. С этим врачом нигилизм перестает быть доктриной; теперь он понимается как болезнь западной культуры и западной цивилизации, смертельный кризис, поражающий наш современный космос и развивающийся в течение следующих двух столетий. Но что, в конце концов, это выражает, нигилизм? Она выражает упадок и вырождение воли к власти, которая перестает утверждать жизнь и ценности творения. Древнегреческая философия, иудейская религия и христианская религия уже нанесли на наш мир печать о небытии и сделали его видимым подобием. Подверженный нечистым искушениям Абсолюта и Бытия, прописывая содержание и субстанцию, обещая исцеление слабым и больным формам жизни, человек уже стал жертвой нигилистической болезни: воля к власти превратилась в свободу в небытие.
Этот нигилизм остается латентным: когда научная новизна XIX века растворяет сверхъестественные идеалы в своих терминах, западное население, освободившееся от божественного трансцендентства, на которое оно направило все свои силы, обнаруживает за мертвыми ценностями небытие того, что было когда-то существованием, бездонность прежней тотальности. Таким образом, ценности позитивизма, науки и прогресса. Замаскировать богов, Бытие и потусторонний мир. Убив Бога и взошед на его престол самопровозглашённым, человек западной цивилизации видит в нирване открытое, как в истинном основании всего сущего. В пустом и бесполезном мире, наполненном такими общими суррогатами, как наука и прогресс, разве человек не обречен на глупости и небытие? В этом случае нигилизм означает осознание небытия, которое приходит после смерти Бога, ощущение той пустоты, которая приходит после обманчивой полноты. Если он «болен» нигилизмом, то этот нигилизм остается скрытым, завуалированным и неявным. Настоящий нигилизм — это нигилизм недавней современности, нигилизм смерти Бога и миров за его пределами. «Нигилизм позднего времени» означает пренебрежение, отказ от жизни во имя высших ценностей. И сегодня это означает отрицание этих высших ценностей, их замену на человеческие — тоже человеческие ценности (мораль, заменяющая религию; прогресс, сама история, заменяющая божественные ценности».
Это свидетельствует о том, что разновидности нигилизма многочисленны. Ницше описывает нам свои этапы, фазы, показывает на картинках. От пессимизма к активному и экстатическому нигилизму, с переходом к социализму, который жалкой заменой старых абсолютов, — вот различные формы больной души, которые предстают перед нами.
Неполный нигилизм идет дальше робкого пессимизма. Дорожная карта абсолютного пролегает там более четко с заменителями, суррогатами и различными продуктами замещения, которые питали не только конец девятнадцатого века, но и нашу собственную. Вера в человека, богословие прогресса, извинение за коллективное счастье, достигнутое благодаря социалистическим идеалам — сколько разных и столь знакомых трофеев! Почему мы говорим «нигилизм неполноценен» в этом случае? Потому что на самом деле она не очищает позолоту и не уничтожает идолов, которые заменили бога, убитого человеком.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Неоплатонизм и христианство
- Бертран Рассел, английский философ, логик
- Объективная истина и наука
- Управление и развитие
- В.И. Вернадский. Человек и ноосфера — Концепции эволюции биосферы. Отличие теории Вернадского от других теорий
- Социальная философия и альтернативные варианты развития человечества
- Основные понятия философии Ф. Ницше
- Схоластика и культура средних веков
- Основные антропологические идеи М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена
- Понятие укладов общественной жизни