Оглавление:
Модернизация культуры является частью процесса модернизации общества. Модернизация понимается как процесс трансформации традиционного общества и его культуры в индустриальное, современное общество. Культурная модернизация включает в себя секуляризацию образования, наличие идеологического и религиозного плюрализма и распространение массовой грамотности. Другим элементом социокультурной модернизации является развитие массовой коммуникации и возникновение массовой культуры, а также приобщение все большей части населения к культурному наследию прошлого.
Процесс модернизации происходит на фоне формирования универсальной цивилизации, формирования универсальной культуры, основанной на идее целостности мира. Этот процесс подразумевает принятие системы общечеловеческих ценностей представителями различных национальных культур. В этом суть процесса глобализации в современной культуре. Однако культурная глобализация (универсализация) не означает унификацию, то есть сведение всего культурного разнообразия к единому образцу. Речь идет о взаимодействии национальных культур, которое возможно только при условии принятия общих культурных предпосылок.
Появлению универсальной культуры благоприятствует рост числа и интенсивности различных международных связей — политических, экономических, коммуникативных и культурных. Явления, возникающие в одном регионе или сфере жизни, быстро распространяются по всему миру и отражаются на развитии различных сфер общественной жизни в разных странах. Тенденция культурной глобализации реализуется тогда, когда нация или социальная группа готова принять элементы общечеловеческой культуры в соответствии со своим уровнем развития и возможностями.
Однако этот процесс довольно сложен и противоречив. Политические, экономические, социальные и культурные процессы, происходящие в современном мире, схожи по своей природе. Это способствует интеграции мировой культуры, создает условия для понимания различными национальными культурами особенностей друг друга, облегчает процессы культурной адаптации. В то же время существует угроза потери национального своеобразия и уникальности. Поэтому социокультурная политика должна быть направлена на сохранение специфики национальных культур в процессе универсализации, глобализации.
Культурная динамика в традиционных и либеральных обществах имеет разные формы. В первом случае акцент делается на воспроизводстве существующих ценностей и образцов, традиций. В последней доминирует стремление к инновациям, развитию частной инициативы, свободе, творчеству.
Если новые ценности и нормы противоречат базовым ценностям доминирующей культуры, то они составляют содержание контркультуры. Контркультура — это попытка создать культуру, которая противоречит духовной атмосфере современного индустриального общества. Контркультура распространилась среди молодежи западных стран в 60-70-х годах двадцатого века. Для него характерно неприятие устоявшихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры; культ бессознательного проявления естественных страстей и мистического экстаза души. Идеология контркультуры представляет собой смесь различных определений экзистенциализма, фрейдизма, руссоизма, анархизма, восточных философий и религий. Теоретики контркультуры ставили своей целью свержение современной культуры, которая предстает как организованное насилие над личностью, душитель творческих импульсов. Этот протест принимает различные формы: от пассивной до экстремистской; образ жизни «непотребителей» пропитан культурным нигилизмом, технофобией и религиозными исканиями. В 1970-х годах контркультурное движение разделилось на множество различных групп.
Понятие – Культура
Культура — это исторически обусловленный уровень развития общества и человека, выраженный в способах и формах организации жизни и деятельности людей. Понятие культуры используется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических периодов, социально-экономических формаций, отдельных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также определенных сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В узком смысле термин «культура» относится только к сфере духовной жизни людей. В общем сознании «культура» используется как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д.
Культурология использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого существования как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех других живых существ.
Культура относится к универсальному человеческому отношению к миру, посредством которого человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это уникальная вселенная, созданная особым отношением человека к миру и к самому себе. Другими словами: Изучая другие культуры, мы не просто исследуем книги, соборы или археологические находки — мы открываем для себя другие человеческие миры, где люди жили и чувствовали иначе, чем мы.
Каждая культура — это форма творческого самовыражения человека. Поэтому понимание других культур обогащает нас не только новыми знаниями, но и новым творческим опытом. Она включает не только субъективные результаты человеческой деятельности (машины, технические сооружения, результаты знаний, произведения искусства, правовые и моральные нормы и т.д.), но и субъективные силы и способности человека, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в коллективе и в обществе).
Будучи по своей природе духовно-материальным существом, человек потребляет как материальные, так и духовные средства. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилье, создает машины, материалы, здания, дороги и т.д. Для удовлетворения духовных потребностей он создает духовные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические, религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому человеческая деятельность распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. Поэтому человека можно рассматривать как изначальный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль как создателя культуры. Человек создает культуру, воспроизводит ее и использует как средство для собственного развития.
Глобализация и национальные культуры
Культура, будучи продуктом человеческой деятельности, не может существовать вне сообщества людей. Эти сообщества представляют собой субъект культуры, являются ее создателем и носителем.
Нация создает и сохраняет свою культуру как символ реализации своего права. Нация как культурная реальность проявляется в различных сферах, а именно: обычаи, направление воли, ценностные ориентации, язык, письменность, искусство, поэзия, правосудие, религия и т.д. Нация должна видеть свою высшую функцию в существовании нации как таковой. Она должна быть вечно озабочена укреплением суверенитета государства.
Сохранение идентичности и ее укрепление зависит в основном от активности внутренних сил и выявления национальной внутренней энергии. Культура сообщества не является простой суммой культур отдельных людей, она над-индивидуальна и представляет собой совокупность ценностей, творческих продуктов и норм поведения сообщества людей. Культура — это единственная сила, которая формирует человека как члена общества.
Культура сохранения национальных особенностей становится богаче при взаимодействии со многими народами мира.
Личная свобода, высокий уровень социальной сплоченности, социальная солидарность и т.д. — Это основные ценности, которые обеспечивают жизнеспособность любой малой нации и реализуют национальные устремления и идеалы.
Глобализация приводит к идеалу «глобального верховенства права», что неизбежно ставит вопрос о расширении средств ограничения государственного суверенитета. Это фундаментальная негативная тенденция глобализации. Слаборазвитые страны с исторически традиционной культурой могут оказаться в таких случаях только среди поставщиков сырья или стать рынком сбыта. Они могут остаться без собственной национальной экономики и без современных технологий.
Человек — единственное существо во Вселенной, которое не только созерцает ее, но и своей активной деятельностью заинтересован в целенаправленном преобразовании ее и самого себя. Он — единственное разумное существо, способное к рефлексии, к осмыслению своего бытия. Человек не является равнодушным и безучастным к существованию; он всегда выбирает между различными возможностями, руководствуясь желанием улучшить свое существование и свою жизнь. Основная характеристика человека заключается в том, что он является индивидом, который своим волевым целенаправленным поведением является членом определенного сообщества и своими действиями стремится к удовлетворению своих потребностей и интересов. Способность создавать культуру является гарантом существования человека и его важнейшей характеристикой.
Знаменитая фраза Франклина: «Человек — это животное, которое создает орудия труда» подчеркивает тот факт, что человеку свойственна активность, труд, творчество. В то же время она представляет собой совокупность всех общественных отношений (К. Маркс), в которые вступают люди в процессе социальной деятельности. Результатом такой деятельности является общество и культура.
Социальная жизнь — это, прежде всего, интеллектуальная, моральная, экономическая и религиозная жизнь. Она включает в себя все особенности сосуществования людей. «Общество подразумевает систему отношений, связывающих индивидов, принадлежащих к общей культуре», — утверждает Э. Гидденс. Культура не может существовать без общества, но и общество не может существовать без культуры. Мы не были бы «людьми» в полном смысле этого слова. У нас не было бы языка для выражения своих мыслей, у нас не было бы самосознания, и наша способность думать и рассуждать была бы сильно ограничена…».
Начало процесса глобализации
Ценности всегда выражают обобщенные цели и средства их достижения. Они играют роль базовых норм, обеспечивающих интеграцию общества и помогающих индивидам принимать социально приемлемые решения для своего поведения в жизненно важных ситуациях, включая выбор между определенными целями рационального действия. Ценности служат социальными индикаторами качества жизни, а система ценностей образует внутреннее ядро культуры, интеллектуальную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. В свою очередь, система ценностей оказывает обратное воздействие на социальные интересы и потребности и является одним из важнейших стимулов социального действия и поведения индивидов.
В культуре любого сообщества приняты определенные системы ценностей и соответствующая иерархия. Мир человеческих ценностей, подверженный бурным изменениям, стал очень изменчивым и противоречивым. Кризис системы ценностей означает не их полное разрушение, а изменение их внутренней структуры. Культурные ценности не умерли, но они приобрели другой статус. В любой перспективе появление нового элемента приводит к перестановке всех остальных элементов в иерархии.
Моральные ценности и нормы — очень важные явления в жизни человека и общества. Именно через эти категории регулируется жизнь человека и общества. И ценности, и нормы «вплетены» в общество. В то же время, соблюдение норм — это не только их внешняя функция. Человек воспринимает себя в соответствии с групповыми нормами.
Пробуждение национального самосознания, наблюдаемое в сегодняшней действительности, свидетельствует о противоестественности процесса слияния наций, о его несовместимости с человеческой природой.
Между тем, некоторые мыслители беспокоятся о будущем человечества перед лицом растущей цивилизации и глобализации. «Наш двадцатый век был, пожалуй, самым драматичным в истории человечества с точки зрения судеб людей, народов, идей, социальных систем и цивилизации», — говорит Зиновьев, — «…это был, возможно, последний человеческий век.
С 90-х годов прошлого века феномен глобализации стал известен в самых широких кругах общества, хотя первые признаки его появились еще в 50-х годах. После окончания Второй мировой войны был создан новый мировой порядок. Возникли два идеологических лагеря: так называемый коммунистический лагерь с его военным блоком (страны Варшавского договора) и так называемый капиталистический лагерь, образовавший Североатлантический альянс. Остальные страны, так называемый «третий мир», представляли собой арену, на которой два противоборствующих лагеря конкурировали друг с другом, но сами не играли значительной роли в мировых политических процессах.
Капиталистический блок с его либерально-демократическими ценностями и экономикой, основанной на частной собственности, представлял собой открытое общество и оказался более жизнеспособным, чем закрытое общество, основанное на социал-коммунистических принципах равенства. Парадоксально, но коммунистический режим модифицировал основные принципы марксизма и подчинил политику экономике, в то время как открытое общество изначально строило свою политику на основе экономических процессов.
Какими качествами характеризуется глобализация?
Главной особенностью процесса глобализации в современном мире является экстраполяция либерально-демократических ценностей на все без исключения регионы. Это означает, что политические, экономические, правовые и т.д. системы всех стран мира становятся идентичными, а взаимозависимость стран достигает беспрецедентного уровня. Никогда еще народы и культуры не были так взаимозависимы. Проблемы, возникающие в любой точке мира, немедленно отражаются на всем остальном мире. Процесс глобализации и гомогенизации создает единое мировое сообщество с согласованными нормами, институтами и культурными ценностями. Возникает ощущение мира как единого места.
Процесс глобализации характеризуется следующими основными аспектами:
- интернационализация, которая выражается, прежде всего, в терминах взаимозависимости;
- либерализация, т.е. устранение торговых барьеров, мобильность инвестиций и развитие интеграционных процессов;
- вестернизация, т.е. экстраполяция западных ценностей и технологий на все части света.
- детерриториализация, которая выражается в том, что деятельность приобретает транснациональный масштаб и снижает значимость государственных границ.
Глобализацию можно описать как процесс тотальной интеграции. Тем не менее, она принципиально отличается от всех форм интеграции, существовавших ранее в мировой истории.
Человечеству известны две формы интеграции:
- сильная держава насильно пытается «аннексировать» другие страны, и мы можем назвать эту форму интеграцией с помощью принуждения (насилия). Империи создавались именно таким образом.
- добровольное объединение стран для достижения общей цели. Это добровольная форма интеграции.
В обоих случаях территории, на которых происходила интеграция, были относительно небольшими и не достигали масштабов, характерных для современного процесса глобализации.
Глобализация не является ни объединением с помощью военной силы (хотя военная сила может быть использована как инструмент), ни добровольным объединением. Его природа принципиально иная: в его основе лежит идея прибыли и материальных благ. Превращение корпораций национальных государств в транснациональные корпорации в первую очередь требует единого политического и правового пространства для обеспечения безопасности капитала. Глобализацию можно рассматривать как логическое следствие нового европейского либерального проекта, основанного на наукообразной парадигме европейской культуры нового времени, которая наиболее ярко проявилась в конце XX века. Стремление к развитию науки и образования, а также международный характер науки и техники способствовали появлению новых технологий, которые, в свою очередь, позволили «уменьшить» мир. Не случайно, что для общества, вооруженного современными технологиями, Земля уже мала, а усилия направлены на освоение космоса.
На первый взгляд, глобализация похожа на европеизацию. Однако это принципиально разные вещи. Европеизация как определенный культурно-парадигмальный процесс проявилась и была замечена в ценностных ориентациях жителей ближайших к Европе регионов как пример правил порядка жизни. Правила европейской жизни и их преимущества влияли на пограничные культуры, и не только с помощью экономического влияния или военной силы. Примерами европеизации являются модернизация традиционных обществ, стремление к образованию, насыщение повседневной жизни духом науки и техники, европейский костюм и т.д. Однако европеизация в той или иной степени затронула страны, расположенные ближе всего к Западной Европе, то есть Восточную Европу и Ближний Восток, включая Турцию. Что касается остального мира, то на него европеизация пока не оказала существенного влияния. Ни одна страна, ни одна культура, ни один регион мира не избежал глобализации, т.е. гомогенизации. Но хотя этот процесс необратим, у него есть открытые и скрытые противники. Тем не менее, страна, заинтересованная в глобализации, без колебаний применит силу, примером чему являются события в Югославии и Афганистане.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Общие черты русской философской мысли: онтологизм, универсализм, мессианизм, внимание к нравственным проблемам
- Разумный уровень познания
- Общество как едино-цельная система определенного множества народа
- Материализм
- Революция и реформы в жизни общества — Реформы и революции как формы социальных изменений
- Хайдеггер Мартин, крупнейший немецкий философ 20 века
- Роль религии в общественном процессе. Значение религии для человека и человечества.
- Наука как высшая форма знания. Особенности современной науки
- Легизм и юснатурализм
- Понятие истории. История как реальный процесс развития и взаимодействия конкретных стран, народов и цивилизаций