Оглавление:
В истории и современной лингвистике выделяется проблема связи языка и культуры. Культура — это совокупность достижений человеческого общества в индустриальной, социальной и духовной жизни; проводится различие между материальной и духовной культурой. Чаще всего термин «культура» применяется к духовной жизни людей: мы говорим о древней культуре, культуре феодального общества, культуре современного западного мира и т.д. Можно по-разному представлять культуру одной нации: Культура может проявляться в культуре труда и быта, поведенческой культуре, языковой культуре и т.д.
Язык связан прежде всего с духовной культурой — с художественной и научной жизнью общества, с философией и другими формами общественного сознания. Язык напрямую связан с фольклором, литературой. Когда они говорят о языке как о форме национальной культуры, они в первую очередь имеют в виду художественную литературу. Язык как основной элемент культуры определяет национальную идентичность созданного в нем произведения.
Владение родным языком — это не только овладение средством общения, но и обязательный вход в художественное творчество, который происходит одновременно с овладением языком. Существует диалектическая связь трех элементов — языка, культуры и национального духа (Вильгельм фон Гумбольдт). Язык — это продукт, неотъемлемая часть и условие культуры. Язык и культура объединяют человеческий разум, но сам разум формируется культурой и выражается словами.
В формировании социальных образований, среди прочего, важную роль играет национальный язык. Люди объединяются в группы, общины, государства на основе единства территории, традиций, религии и т.д. Единство социальной сущности и образа жизни конкретного народа (этноса) запечатлено в концепции культуры.
Этносы — это группы людей, объединенные культурой и, как правило, языком. Мы можем говорить о французских, немецких, русских и других этнических группах. Язык человека зависит от культуры, к которой он принадлежит. На стыке языкознания и этнографии возникает новая дисциплина — этнолингвистика. Этнолингвистика изучает взаимодействие языковых и этнических факторов. Она поднимает и решает вопросы языка и этноса, языка и культуры, языка и национального менталитета. Этнолингвистика заинтересована в роли языка в формировании и функции народной культуры, психологии и творчества.
В широком смысле этнолингвистика включает в себя диалектологию, язык фольклора, часть истории языка, связанную с исторической диалектологией, культурную и этническую историю народа, а также почти все аспекты языковедения как социального явления.
Проблема соотношения языка и этноса (культурные и бытовые особенности людей) включает в себя большое количество сложных вопросов: проблему взаимосвязи между структурой языка, семантической стороной языка и особенностями природы, окружающими носителей конкретного языка. Этнолингвистику также интересует, как в языке выражаются национальный характер и дух народа, проблема адекватности перевода художественной литературы, устной речи, взаимосвязь языка с этническими процессами (процессами ассимиляции культур и языков).
Язык важнейший признак этноса
Среди всех атрибутов этноса наиболее важным является язык, который считается «душой» культуры, способной выразить своеобразие жизни людей. Язык накапливает и консолидирует опыт народов; язык служит основой общения и взаимопонимания между членами этнической группы и является основным средством ее консолидации. Поэтому сохранение языка, повышение его престижа — важнейшая задача любого народа, который хочет сохранить свою самобытность. Однако тот или иной язык может быть признан родным только при условии наличия «иностранных» языков. Незнание языка другого народа не только затрудняет понимание его культуры, мешает общению, но и мешает полному овладению собственной культурой, овладению собственным языком. И наоборот, глубокое знание родного языка способствует успешному овладению иностранным языком. Язык любого народа может рассказать нам об отношениях с другими народами, о совместной экономической деятельности, о войнах и союзах, о развитии науки и искусства и о многом другом. Разнообразие языков затрудняет процесс взаимодействия между нациями. Поэтому с древних времен существовали языки, которые служили средством межнационального общения. В современных многонациональных государствах государственным языком может быть признан не один, а два и более языка.
В качестве одной из отличительных черт этнических групп, обусловленных влиянием географических и климатических условий, рассматривается раса. Раса — это особое сочетание таких унаследованных биологических характеристик, как цвет кожи, форма глаз, черты лица и телосложение. Абсолютизация влияния природных факторов на внешность людей привела к появлению расизма, теории, оправдывающей естественную неполноценность определенных рас. Расистские теории появились в 18 веке для оправдания политики колониального завоевания и эксплуатации «коренного» населения. Расистским идеям противостояли многие философы, в том числе Кант (1724-1804) и Гердер (1744-1803), которые утверждали, что физические и физиологические характеристики народов зависят от их естественной среды обитания, но не являются свидетельством духовного, морального или культурного превосходства одних народов над другими.
Исследования этнографов и антропологов показывают, что интенсификация интеграционных процессов в мире, повышение интенсивности культурных обменов вызывают расовые изменения — мутации, которые приводят к формированию новых рас, с их уникальным обликом, физиологическими и генетическими особенностями. Согласно современной антропологии, в мире существует не три расы — «белые», «черные» и «желтые», а 15 основных расовых «племен», включая многие переходные и смешанные типы.
В процессах этногенеза и расогенеза большое значение имеют межэтнические браки. Заключение браков между представителями одного и того же этноса является важнейшим фактором сохранения культурной самобытности. Но даже самые жесткие запреты на заключение брака были нарушены и нарушаются по многим причинам — экономическим, политическим и другим. История знает много примеров межнациональных браков, заключение которых способствовало примирению народов, прекращению войн, установлению взаимовыгодных торговых, дипломатических и культурных связей и отношений. В современном мире процессы индустриализации и урбанизации, сопровождающиеся усилением миграции в города, ослабляют традиционные родственные и добрососедские связи, характерные для аграрных обществ. Это приводит к увеличению числа межэтнических браков и способствует взаимопроникновению и смешению культур. Таким образом, постоянное взаимодействие народов, интенсивные миграционные процессы и межэтнические браки не только препятствуют идентификации «чистых» рас, но и бросают вызов расе как стабильному атрибуту этноса.
Роль языка в этнической картине мира
Язык выражает специфику национального менталитета. Как средство перевода культуры, язык прорастает в этнос, становится его инструментом: реальностью человеческого духа. Язык является фактором формирования этнокультурных кодов. Язык, культура, как ядро русской нации, осознает, сохраняет духовно-нравственные ценности русского общества.
Язык является одной из основ жизни этноса, его объединения и самосохранения. Н. Губенко отмечает: «Язык — это поколение культуры, одна из главных сил, объединяющих людей. Это основное средство коммуникации внутри людей, оно устанавливает общий набор идей, в которых люди мыслят. Язык — это способ взглянуть на мир».
Язык является «зеркалом национальной культуры». Язык — это творчество этноса, он воплощает в себе характер и душу народа. Язык — одна из важнейших черт нации, он органично связан с культурой, «духовным опытом народа», рассматривается как способ проникновения в менталитет этноса.
Границы этнического языка означают границы мировоззрения человека, который с детства впитывает язык, а вместе с ним и культурную традицию своей нации. Менталитет, мировоззрение этноса отражаются в его языке, который является специфическим и уникальным по своей сути. Язык находится в сознании и памяти нации.
Язык любой этнической группы аналогичен археологическому памятнику, в котором аккумулируются слои культуры разных исторических периодов, следы социокультурной жизни предыдущих поколений, их мировоззрение, мироощущение, менталитет и системы ценностей.
Язык адекватно воплощает историческую судьбу, духовную сущность и самобытность этноса. По своему определению язык является мощным источником нации, национальности и патриотизма. Между языком и реальностью лежит национальное восприятие мира, особый — национальный — образ мышления и познания существования. Большева Н.Н. отмечает: «Язык — неотъемлемая и существенная часть любой национальной культуры, полное знание которой обязательно предполагает попытку проникновения в национальный образ мышления, попытку взглянуть на мир глазами носителей этой культуры. Коллективное сознание языкового сообщества строит свой собственный мир, что в полной мере отражено в семантике этого языка. Мышление носителей разных языков похоже только по своей основе. Все, что выходит за рамки универсально-субъектного кода, является национально-обусловленным и специфическим».
Хорошо известно, что этнос отождествляет себя с языком; этнос осознает органическую связь с родным языком. Язык нации — это ее историческая память. Духовная культура русского народа неповторимо отражается в русском языке: в его устной и письменной форме, в различных жанрах (древнерусские летописи, былины). Культура языка, культура слова предстает как неразрывное звено многих поколений.
Родной язык — душа народа и этноса. С помощью языка раскрываются такие важные черты и характеристики, как национальная психология, национальный характер, менталитет, самобытность художественного творчества, нравственное и духовное состояние. Х. Боков пишет: «Через язык живут особенности национальной духовной культуры, этнические сказания, исторические источники, древние легенды, разноцветный фольклор, богатство современной художественной культуры, сфера повседневной жизни, непосредственное общение людей и их личная жизнь — все это неотделимо от родного языка.
Мировоззрение как выражение этнической ментальности
Образ мира — одно из основных понятий, выражающее специфику человеческого существования, отношение человека к миру.
Многие современные исследователи понимают картину мира как «своеобразное, лежащее в основе мировоззрения человека, которое представляет собой сущностные черты мира в понимании его носителей и является результатом всей психической деятельности человека».
Формирование картины мира является неотъемлемой частью жизни человека. Образ мира всегда формируется «в ответ на практические потребности человека — как необходимая познавательная основа для его адаптации к миру».
А. Эйнштейн пишет: «Человек стремится создать в себе каким-то адекватным образом простой и ясный образ мира, отделить себя от мира чувств, попытаться заменить этот мир, как он есть, на образ, созданный таким образом». Так поступают художник, поэт, философ-теоретик и натуралист, каждый по-своему. Именно к этому образу и его украшению человек смещает фокус своей психической жизни, чтобы найти в нем покой и уверенность, которые он не может найти в слишком узком головокружительном кругу своей собственной жизни».
Менталитет, как уже упоминалось выше, является общей характеристикой людей, живущих в определенной культуре; он позволяет описать и понять их взгляд на окружающий мир через систему взглядов, норм, установок, идеалов, стереотипов.
Ментальность — это глубокий уровень коллективного и индивидуального сознания этноса, система взглядов, представлений, выражающих определенный специфический взгляд на мир и тем самым определяющих основы культуры этноса. Этнические группы отличаются друг от друга своим менталитетом, который претендует на способность их представителей понимать внешний мир по-своему и судить о себе.
Факторами, влияющими на менталитет этнической группы, являются религиозные убеждения, географические, климатические особенности этнической среды обитания, экономическое, политическое положение и нормы. Образ мира — это пример художественного создания материальных объектов, домашней обстановки человека.
Этническое самосознание, как относительно стабильная система идей, оценок и культурных атрибутов нации, является важнейшим компонентом выражения этнической ментальности в этническом мировоззрении. Этническое самосознание — это самоопределение нации, инструмент и механизм самоорганизации того или иного этноса.
Ядром этнической культуры являются этнические ценности как совокупность культурных традиций нации. К этническим ценностям относятся традиционные формы хозяйственной деятельности: структура семьи, образ жизни, традиции, верования, народная художественная культура и др.
Культурная традиция является основной формой сохранения норм, ценностей и образов этнической культуры. Создание общей культурной среды: язык, традиции и символы имеют большое значение для формирования и функционирования этнических групп. Не маловажным здесь является также формирование определенных ценностей, творчества, актов общения, языка и т.д. Этнический менталитет действует в виде стереотипов сознания и поведения его носителя.
Таким образом, менталитет выполняет функцию сохранения культурных стереотипов и формирования образа мира этноса. Ментальность выражается в этническом мировоззрении и регулирует духовные, интеллектуальные, нравственные и материальные формы жизни этноса. Ментальность — идеологическая основа мировоззрения, генетический код этноса.
Этнический менталитет в окружающем мире
Развитие термина «менталитет» имеет сложное развитие. Первоначально использовались такие узкие определения, как «народная психика», «народный дух», «этническое самосознание». «Менталитет» не был отделен от понятия «этнический». Ментальность была связана с понятием «народный дух», характерным для народов, живущих в одних и тех же географических, территориальных условиях. Далее, менталитет начинает рассматриваться как система мировоззрения, основанная на этническом образе мира.
Понятие «менталитет этноса» было введено в начале XX века французским ученым Л. Леви-Брулем). Менталитет — это глубокий ментальный запас, совокупность присущих этносу коллективных взглядов, сформировавшихся в определенном природно-климатическом и историко-культурном пространстве.
Менталитет этнической группы определяет характерный для ее представителей способ видения и восприятия окружающего мира. Она проявляется в формах поведения в окружающем мире, свойственных представителям того или иного этноса, и иллюстрирует своеобразие культуры этноса.
Подчеркнем, что мировоззрение, мироощущение, миропонимание, мироощущение составляют суть менталитета. Ядро менталитета формирует генетический код культуры, который отличает ее от других культур, определяет способ отношения к инновациям, обеспечивает механизмы адаптации.
Развитие понятия «менталитет» как в глобальном, так и в отечественном социально-гуманитарном знании тесно связано с этничностью и отождествляется с понятиями «этническое сознание» и «духовность». Развитие понятия «менталитет» приводит к его пониманию как «духовного снаряжения» человека, особенностей поведения, мышления. Понятие менталитета характеризуется с разных сторон: исторической, философской, психологической, культурологической. Определение — «национальный характер» как совокупность характеристик национальной группы, этноса глубоко связано с понятием «менталитет».
- Менталитет выполняет функцию сохранения культурных стереотипов, формирует образ мира этноса. Ментальность выражает себя в этническом мировоззрении, регулирует духовные, интеллектуальные, нравственные формы жизни этноса. Ментальность — идеологическая основа мировоззрения, генетический код этноса.
- Русский менталитет — культурно-психологический феномен жизнедеятельности человека. Исторические условия существования, географическая среда, православная религия, традиционные культурные формы глубоко сформировали менталитет русского этноса. Менталитет русского этноса определяется отличительными особенностями его представителей, общим мировоззрением, способом понимания окружающего мира. Менталитет проявляется в образе действий в среде, свойственном представителям русского этноса.
- В этнических группах язык понимается как средство формирования мировоззрения, он закрепляется в самой человеческой природе и способствует развитию духовно-нравственных поступков. Язык — это духовная реальность, живая деятельность человеческого духа. Предметы-носители придают русскому языку символическое значение, считают его духовной и культурной ценностью. Язык отражает культурный и национальный менталитет. Глобализация не должна распространяться на основные элементы этнической культуры. Сохранение этнической идентичности в условиях глобализации возможно главным образом на основе этносоциальной памяти.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Субъективные и объективные элементы общества
- Николай Яковлевич Грот, русский философ-идеалист
- Иерархия уровней структурной организации. Элементы общества и принцип их неделимости
- Джордж Беркли
- Христианство и Античная философия в 2-ом веке н. э.
- Понятие субстанции и основные варианты субстанциального понимания бытия
- Феномен внутренней свободы
- Концепция антропогенеза Н. Гартмана
- Возникновение этики как системы знаний и этапы развития этической мысли
- Направления философских исследований и основные философские дисциплины