Оглавление:
Психология сознания — это наука о свойствах сознания, его элементах, связях между ними и законах, которым они подчиняются. Наиболее важные функции и свойства должны быть выведены из структуры сознания. Каково же содержание сознания? Оно очень разнообразно. Центральная область сознания, ясная и отчетливая, — это «фокус сознания»; а за ней находится другая область, с неясным и нечетким содержанием, — «периферия сознания». Содержимое этих областей находится в постоянном движении.
Немецкий психолог В. Келер, описал свое содержание сознания, которое включало образы непосредственно окружающего мира, образы-воспоминания, ощущения своей силы и благополучия, а также острые негативные эмоциональные переживания.
Джеймс выделил два вида состояний сознания: стабильные и изменчивые, т.е. те образы, на которых наши мысли останавливаются и мы размышляем; и быстро проходящие, т.е. те мысли, которые сменяют одна другую. У. Джеймс сравнил весь этот процесс с полетом птицы, в котором периоды спокойного полета сочетаются с хлопаньем крыльев. Он же выдвинул идею «потока сознания» как постоянно меняющегося процесса, описав его свойства: непрерывность, изменчивость и невозможность «войти в одну и ту же реку». Факт внутреннего опыта заключается в том, что в нем происходят какие-то сознательные процессы. Состояния сознания сменяются в нем одно за другим. В границах личного сознания его состояния изменчивы (состояния сознания неповторяемы, так как изменились и субъект, и объект, тождественны объекты, а не ощущения). Все личное сознание — это непрерывная последовательность ощущений. Одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает, делает между ними выбор — это и есть процесс внимания. В потоке сознания впечатления не равны по значимости. Есть более, есть менее значимые. Содержание сознания связано с интересами, увлечениями, привычками, намерениями. И те, что более значимы, направляют поток в целом. Он считал, что сознание неделимо на элементы и что каждая часть потока мысли как субъект помнит предшествующее, знает объекты, известные этим частям, сосредоточивает свои заботы на некоторых из них как своих личных и присваивает последним все остальные элементы познания.» Выполняя функцию адаптации, сознание преодолевает трудности приспособления, когда запас реакций (рефлексов, навыков, привычек) недостаточен: фильтрует раздражители, выделяет среди них значимые, сравнивает их между собой, регулирует поведение индивида. Будучи личностно обособленным, индивидуальным, сознание составляет основу личности как «эмпирически данной совокупности объективно познаваемых вещей».
В. Вундт был немецким психологом, физиологом и философом, основавшим в 1879 году в Лейпцигском университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Исходя из понимания психологии как науки о непосредственном опыте, открываемом посредством тщательной и строго контролируемой интроспекции, он пытался выделить «простейшие элементы» сознания. Это объективные элементы (приходящие извне, от объекта) — простые впечатления, ощущения и представления, обладающие свойствами: качеством, интенсивностью; субъективные (связанные с субъектом, его внутренними переживаниями) — чувства, эмоции, для которых он выделил 3 параметра: удовольствие-неудовольствие; возбуждение-спокойствие; напряжение-разрядка. Эти элементы составляют комплекс чувств. Ощущения обеспечивают связь между элементами, синтез элементов сознания: восприятие — процесс вхождения некоторого содержания в поле сознания (по ассоциации, по сходству, по контрасту, по временной и пространственной смежности причины и следствия…) и апперцепция (связана с полем ясного видения) — концентрация сознания (внимания) на некотором содержании, т.е. содержание входит в поле ясного сознания. Организация единиц более высокого порядка является актом апперцепции (буквы в слова, слова в фразы и т.д., т.е. объединение мелких единиц сознания в крупные). В.Вундт также установил основные законы психической жизни:
- А. Закон психических отношений: все элементы сознания связаны между собой.
- Б. Закон контраста — воспринимается более отчетливо.
- В. Закон творческого синтеза — сложное несводимо к простому.
- Г. Закон неоднородности цели — процесс достижения цели может порождать новые цели.
Методологическим стандартом считалась физиология, поэтому психологию Вундта называли «физиологической». Но изучение высших психических процессов, по его мнению, должно проводиться с помощью других методов (анализ мифов, обрядов, религиозных представлений, языка), что нашло отражение в его 10-томном труде «Психология народов».
Сознание, по его мнению, — это то, что доступно интроспекции, оно существует только в самонаблюдении. Основной метод — интроспекция, эксперимент — вспомогательный. Он провел эксперимент с метрономом, где описал свойства сознания (впечатления), после чего выделил 3 основных его свойства:
- ритмичность (связанность, группировка впечатлений) — сознание является структурой. Отдельные элементы сознания имеют тенденцию образовывать группы элементов, связанных друг с другом. Это может быть непроизвольным или контролируемым вниманием. Благодаря группировке объем внимания и сознания может увеличиваться.
- неоднородность — две области: поле смутного сознания и ясного сознания и точка фиксации, которая находится в центре поля ясного сознания (это поле наиболее яркого сознания). Это поле внимания и периферия.
- имеет объем — количество простых впечатлений, которые субъект воспринимает как единое целое в данный момент времени (16-40 ударов метронома). Люди по-разному группируют впечатления — распределение площади поля внимания.
Другой американский ученый, Э. Титченер, ученик В. Вундта, попытался объединить теории В. Вундта и У. Джеймса. Душа — это совокупность психических процессов, переживаемых человеком на протяжении всей его жизни. Сознание — совокупность психических процессов, происходящих в душе в данный момент времени. Сознание — срез души. Существует уровень ясного сознания и уровень смутного сознания. Ясность, сенсорная интенсивность — степень внимания, высота волны.
Структура сознания
Одно из первых представлений о структуре сознания было выдвинуто З. Фрейдом. Его иерархическая структура выглядит следующим образом: подсознание-сознание-сверхсознание, и, казалось бы, она уже исчерпала свой объяснительный материал. Но нужны более приемлемые способы анализа сознания, а подсознание и бессознательное вообще не нужны как средства в исследовании сознания. Более продуктивной представляется давняя идея Л. Фейербаха о существовании сознания для сознания и сознания для бытия, которую развил Л.С. Выготский. Можно предположить, что это единое сознание, имеющее два слоя: бытийный и рефлексивный. Что входит в эти слои?
А. Леонтьев выделил 3 основные составляющие сознания: чувственная ткань образа, где чувственные образы придают сознательным переживаниям качество живого, реального, существующего вне мира; образы сохраняют свою первоначальную предметность, значение и смысл. Глубинная природа психических чувственных образов заключается в их субъективности, в том, что они порождаются в процессах деятельности, практически связывая субъекта с внешним объективным миром.
Н. А. Бернштейн ввел понятие живого движения и его биодинамической ткани. Таким образом, добавление этого компонента приводит к двухслойной структуре сознания. Экзистенциальный слой образован биодинамической тканью живого движения и действия и чувственной тканью образа. На экзистенциальном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного поведения в определенной ситуации необходима актуализация нужного образа и двигательной программы, то есть образ действия должен соответствовать образу мира. Рефлексивный слой образует значение — содержание общественного сознания, которое усваивает человек — это могут быть операциональные значения, предметные, вербальные значения, бытовые и научные ценности-нотации, а смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. На рефлексивном слое происходит соотнесение мира идей, понятий, житейских и научных знаний со смыслом и мира человеческих ценностей, переживаний, знаний со смыслом. Непонимание связано с трудностями постижения смыслов. Процессы смыслотворчества и смыслополагания выступают как средство диалога и понимания. Биодинамическая ткань и смысл доступны стороннему наблюдателю и некоторым формам записи и анализа. Сенсорная ткань и смысл лишь частично доступны для самонаблюдения. Посторонний наблюдатель может делать выводы о них на основе косвенных данных, таких как поведение, продукты деятельности, действия, отчеты о самонаблюдении .
В психологии сознания метод интроспекции, что в переводе с латинского означает «смотреть, заглядывать внутрь», был признан основным и единственным методом психологии. Благодаря этому методу расширились знания о структуре сознания, где выделялись центр и периферия; сформировалось представление о том, что содержанием сознания являются объекты, отличающиеся от сознания. Сознания разных людей в то время сравнивали с замкнутыми сферами, разделенными пропастью. Никто не может пересечь эту пропасть, никто не может непосредственно переживать состояния моего сознания, как это делаю я.
Философ Джон Локк (1632-1704) считается идейным отцом метода интроспекции. Он считал, что существует два источника нашего знания: первый — это объекты внешнего мира, на которые направлены наши внешние органы чувств, в результате чего мы получаем впечатления о внешних вещах. Второй — это деятельность нашего собственного ума — мышление, сомнение, вера, рассуждение, знание и желание, которые познаются через внутреннее чувство — рефлексию. Он отмечает, что рефлексия — это особое направление внимания на деятельность собственной души и зрелость субъекта.
Локк делает два важных заявления о том, что существует возможность раздвоения психики. Деятельность психики может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого уровня — это восприятия, мысли, желания; процессы второго уровня — это наблюдение или «созерцание» этих восприятий, мыслей, желаний. И второе утверждение содержит тот факт, что деятельность души первого уровня есть в каждом человеке и даже в ребенке. Деятельность души второго уровня требует особой организации. Это особая деятельность. Без нее познание душевной жизни невозможно.
Эти утверждения были приняты психологией сознания, а также были сделаны следующие научно-практические выводы: чтобы узнать, что происходит в содержании сознания другого человека, психолог может провести психологическое исследование только на себе, поставив себя в те же условия и наблюдая за собой. Второй вывод заключался в том, что интроспекция не происходит сама по себе и требует особой деятельности, требующей длительной подготовки.
Психологи того времени отмечали важные дополнительные преимущества метода интроспекции. Во-первых, считалось, что сознание непосредственно отражает причинно-следственные связи психических явлений. Второе преимущество: интроспекция поставляет психологические факты, так сказать, в чистом виде, без искажений.
Психология конца ХIХ в.
В психологии в конце девятнадцатого века начался грандиозный эксперимент по проверке возможностей метода интроспекции. Научные журналы того времени были заполнены статьями с интроспективными отчетами; в них психологи с большими подробностями описывали свои ощущения, состояния, переживания, которые возникали у них при предъявлении определенных стимулов, при постановке определенных задач. Это не были описания фактов сознания в естественных жизненных обстоятельствах, что само по себе может представлять интерес. Это были лабораторные эксперименты, проводимые «в строго контролируемых условиях» с целью получения совпадения результатов у разных испытуемых. Испытуемым предъявлялись отдельные зрительные или слуховые стимулы, изображения предметов, слова, фразы; они должны были воспринимать их, сравнивать друг с другом и сообщать о возникших у них ассоциациях.
Э. Титченер ввел два дополнительных требования, при которых интроспекция должна была быть направлена на выделение простейших элементов сознания, то есть ощущений и элементарных чувств; кроме того, в этом методе испытуемые должны были избегать в своих ответах описания внешних объектов, а говорить только о своих ощущениях, вызванных этими объектами, и о качествах этих ощущений. Например, испытуемый не мог сказать: «Мне подарили большое красное яблоко». Он должен был сказать примерно следующее: «Сначала я получил ощущение красного цвета, и оно затмило все остальное; затем его сменило впечатление круглого, одновременно с которым возникло легкое щекотание в языке, очевидно, след чувства вкуса. Появилось также быстро преходящее мышечное ощущение в правой руке…». Т.е. от испытуемого требовался сложный анализ «внутреннего опыта», аналитическая установка, избегание «ошибки стимула».
В этих исследованиях мы видим проблемы и трудности, а также бессмысленность такой «экспериментальной психологии». Накапливались противоречия в результатах, которые не совпадали у разных авторов и даже иногда у одного и того же автора в работе с разными испытуемыми. Это привело к крушению основ психологии — элементов сознания. Психологи стали находить такие содержания сознания, которые никак не могли быть разложены на отдельные ощущения или представлены как их сумма. Систематическое применение интроспекции обнаружило несенсорные, не имеющие смысла, элементы сознания. Среди них, например, были «чистые» движения мысли, без которых оказалось невозможным достоверно описать процесс мышления.
В психологии вместо триумфа науки, обладающей столь уникальным методом, сложилась кризисная ситуация. Аргументы, выдвигаемые в защиту метода интроспекции, не были строго выверены. Это были утверждения, которые казались верными только на первый взгляд. Использование и обсуждение метода интроспекции на практике выявило ряд недостатков, которые ставили под сомнение метод в целом, а вместе с ним и предмет психологии — предмет, с которым метод интроспекции был неразрывно связан.
Во втором десятилетии XX века, то есть чуть более чем через 30 лет после основания научной психологии, в ней произошел переворот, изменился предмет психологии. Им стало не сознание, а поведение человека и животных. Дж. Уотсон, основатель нового направления, писал: «Психология должна… Психология должна отказаться от субъективного предмета, интроспективного метода исследования и старой терминологии. Сознание с его структурными элементами, неразложимыми ощущениями и чувственными тонами, с его процессами, вниманием, восприятием, воображением — все это лишь фразы, не поддающиеся определению».
В настоящее время метод интроспекции как субъективный отчет испытуемых используется вместе с экспериментальным методом для сбора первичных данных и проверки гипотез. Это метод получения данных, а не их интерпретации. У субъективного отчета нет цели, нет техники, продуктом является выборочный отчет об интересах испытуемого или экспериментатора. Факты субъективного отчета рассматриваются как материал для дальнейшего анализа. В каждом конкретном случае экспериментатор должен применить специальный методический прием, который позволит выявить интересующие его связи. Субъект в данном случае — наивный наблюдатель, от которого требуется отчет в обычных повседневных терминах. Психолог-экспериментатор существует для того, чтобы изобретать экспериментальные методы, которые заставят таинственный процесс раскрыться и показать его механизмы.
К концу первой четверти 20-го века психология сознания практически прекратила свое существование. Причин тому было три:
- 1) ограничение столь узким кругом явлений, как содержание и состояние сознания;
- 2) идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной;
- 3) метод интроспекции, который психология сознания считала единственно возможным, был ограничен в своих возможностях.
Психика человека это не только сознание, но и бессознательное
Сознание и бессознательное работают в режиме гармоничного единства: в зоне ясного сознания человека оказалась лишь часть постоянных сигналов, и они используются для сознательного контроля поведения; выбора стратегий поведения. Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за «порогом» сознания. Термины «бессознательное», «подсознательное», «бессознательное» часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в повседневной жизни. Говорят: «Он сделал это бессознательно», «Он не хотел этого делать, но так получилось». Повседневный опыт знакомит нас с мыслями, которые всплывают в голове, и неизвестно, где и как они возникают. Психическая деятельность может находиться в фокусе сознания, а иногда она не достигает уровня сознания (предсознательное или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознание). Бессознательное проявляется в психических явлениях во сне, в реакциях на неосознаваемые стимулы и в автоматических движениях. Бессознательное выступает то как установка, инстинкт, влечение, то как ощущение, восприятие, представление и мышление, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сон, состояние аффекта или безумия. К бессознательным явлениям относятся и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением» новой идеей, рождающейся как бы от толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательному усилию, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другие.
С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют защитную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где оно не нужно. Человеческий разум нес бы непомерное бремя, если бы ему приходилось контролировать каждый умственный акт, каждое движение и действие. Человек не мог бы ни эффективно мыслить, ни разумно действовать, если бы все элементы его жизнедеятельности одновременно требовали сознания.
Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как памяти, тесно связанной с идеей и наличием в душе скрытого, бессознательного знания, о котором сам субъект может даже ничего не подозревать. Иное освещение вопрос получил в концепции Р. Декарта, который исходил из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что за объектами сознания протекают не только физиологические, но и психические процессы. Б. Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют.
В истории философской и психологической мысли только Г.Ф. Лейбниц впервые смог достаточно четко сформулировать понятие бессознательного как низшей формы духовной деятельности, лежащей за порогом сознательных представлений, возвышающейся, подобно островам, над океаном темных перцептов (восприятий). Бессознательное может быть врожденным, приобретенным и вытесненным из сознания идеями.
Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указывал на существование сферы восприятия органов чувств, которые не осознаются, хотя можно сделать вывод об их существовании.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Исследование мотивации достижения и мотивации избегания
- Виды психических состояний
- Гедонистическая функция искусства с примерами
- Природа человеческих способностей
- Большие социальные группы — Характер и типы больших социальных групп
- Особенности развития и диагностика наглядно-действенного мышления у дошкольников с нарушениями зрения — Теории мышления тифлопсихологии
- Когнитивная социальная психология
- Психология больших социальных групп
- Психологические защиты личности
- Психологические особенности возрастных групп