Оглавление:
Начало внедрения креативного подхода к управленческой деятельности произошло сравнительно недавно, но этот процесс характеризовался очень быстрыми темпами развития. Творчество стало неотъемлемой частью управления. В результате появился вид управления, отвечающий за управление творческим процессом — так называемый «креативный менеджмент». Прежде всего, необходимо уточнить, как соотносятся термины «творчество», «творческое мышление» и «креативность».
Творчество — это деятельность, ведущая к созданию новых материальных и духовных ценностей.
Творческое мышление — это способность генерировать необычные и инновационные идеи, находить принципиально новые и уникальные решения, создавать новый взгляд на вещи, соединять объекты или изображения так, как раньше они не были связаны.
Творчество (или отличающиеся способности) — это способность генерировать разнообразные оригинальные идеи по одному и тому же предмету.
Критерии для творчества:
- беглость речи — количество генерируемых идей за единицу времени
- оригинальность — способность производить «уникальные» идеи.
- восприимчивость — чувствительность к необычным деталям и противоречиям
- метафорический — готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения мыслей.
Творчество (от латинского креатио — создание) — это творческая, новаторская деятельность.
Креатира (от латинского Creatira — творение, творение) — а) существо; б) протеже влиятельного человека, послушного исполнителя воли своего покровителя. Например: Человек — это творение Божье (Творец).
Менеджер — специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования экономической системы (предприятие, компания и т.д.).
Управление — это деятельность, направленная на рационализацию процессов в обществе, природе и технологиях, устранение их дезорганизации, снижение неопределенности и приведение их в правильное состояние с учетом тенденций их развития и изменений в окружающей среде.
Управление является особой формой лидерской деятельности. Различные виды функционального управления касаются управления различными сферами деятельности. Началом сферы инновационной деятельности является творческая деятельность человека после формирования интеллектуального продукта от идеи к инновации — эта сфера деятельности связана с креативным менеджментом.
Творческий менеджмент — это метод управления творческими процессами, направленный на решение конкретных коллективных задач. Творческий менеджмент основан на современных технологиях креативности и командной работы.
Задача креативного управления заключается в управлении процессом принятия креативных решений в команде. Этот необычайно популярный метод в настоящее время показывает эффективность там, где другие системные стратегии терпят неудачу, и является очень актуальным способом сочетания консервативного логического мышления с законами современного менеджмента и полета творческого воображения.
Интеллектуальный капитал — это знания, информация, опыт, организационные навыки, информационные каналы, то есть все, что может быть использовано для создания капитала (богатства). Другими словами, это сумма всех знаний, опыта, связей, которыми обладает человек, организация, компания, страна, что делает его конкурентоспособным.
Вся деятельность экономических систем отражается в накоплении капитала, а творческая деятельность — в накоплении «интеллектуального капитала».
Концепция креативного управления
Творческое управление должно обеспечивать минимальные затраты на создание базы интеллектуального капитала и максимизацию потенциальной будущей прибыли.
Основным применением креативного менеджмента является создание и мотивация деятельности человеческого капитала, активизация его творческого потенциала.
Цели креативного управления:
- передавать знания человеку
- предоставить ему информацию
- побуждать человека к творчеству
- обеспечить свои права на результаты творческой (интеллектуальной) деятельности
- для защиты прав и интересов организации (хозяйственной системы), предоставившей человеку знания, информацию, условия творческой деятельности, правовую защиту результатов творческого труда.
Человеческий капитал — это часть интеллектуального капитала, который непосредственно связан с человеком (знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их нравственные ценности, культура труда). Эта столица принадлежит человеку. Когда интеллектуальный капитал становится собственностью организации, он переходит из категории человеческого капитала в категорию потребительского, а это уже товар, являющийся объектом купли-продажи. Часть человеческого капитала всегда остается с человеком и движется вместе с ним (знания, опыт, навыки, творчество, образ, нравственность, культура и т.д.).
Для создания своего интеллектуального капитала человек постоянно производит физические и другие затраты в течение своей жизни, на выполнение физического труда только в момент его исполнения. Интеллектуальный капитал, как и физические способности, человек всегда имел и может превратить его в товар, а товар — в деньги, и таким образом компенсировать расходы прошлых периодов.
Задача организации (руководства) — создать привлекательные условия для человеческого капитала и исключить его миграцию. Задача творческого менеджмента — обеспечить активную, эффективную, творческую (интеллектуальную) деятельность человека (человеческий капитал).
M. Тринг: «Творческая сущность изобретения — это новый принцип построения, который не может быть получен из известных идей путем логической дедукции». Такие нововведения должны иметь следующие характеристики:
- творческая сила — высокая новизна и полезность.
- стратегия — обеспечить долгосрочные конкурентные преимущества и успешную работу компании на рынке.
- внедрение — осуществляется в виде конкретных процессов, товаров и услуг.
- рентабельность — максимизация стоимости конечного продукта для потребителей, компании и общества.
Управление процессами формирования таких новых идей в современном западном менеджменте теперь называется «креативным менеджментом», который является частью инновационного менеджмента. Управление творчеством используется на предпроектной и проектной стадиях инновационного цикла, задачей которого является формирование и отбор новых идей для практической реализации в инновационных проектах.
Творческий менеджмент должен быть направлен на полное развитие творческих способностей людей. В то время как традиционное управление основано на людях, соблюдающих установленные правила, и не направлено на то, чтобы люди проявляли инициативу и открывали для себя все свои способности.
Творческий менеджмент — это управление людьми в организациях, направленное на максимальное раскрытие и использование их творческих способностей на предпроектной и проектной стадиях инновационного цикла для создания новых, конкурентоспособных идей на уровне изобретений в различных областях человеческой деятельности.
Целью креативного управления является генерация новых идей и поиск новых решений для успеха страны, компании и организации в различных областях. Это подразумевает управление людьми как внутри самой организации (человеческие ресурсы), так и за ее пределами (поставщики, партнеры, посредники, потребители, потребители и другая аудитория).
Творческий язык в английском означает творческий, конструктивный. Согласно словарю Вебстера, «Творчество — это способность создавать новые осмысленные формы». В более широком смысле, творчество — это процесс открытия скрытых возможностей и творческого использования их потенциала в конкретной области.
Творчество не тождественно интеллекту, под которым понимается способность анализировать, обрабатывать и усваивать большие объемы информации. Это подразумевает способность синтезировать и создавать новые вещи.
Творческий синтез может привести к изобретениям, новым теориям, пониманию проблем, произведениям искусства. Творчество является основной предпосылкой для создания инноваций. Инновации — это новые (творческие) идеи, воплощаемые на практике, обычно через творческое мышление или заимствование. Творчество всегда было основным источником социального развития.
Творчество в обществе зависит от исторической ситуации. Если в древности и средневековье творчество проявлялось в основном в искусстве, то со второй половины семнадцатого и до первой половины девятнадцатого века. Со второй половины девятнадцатого века это была в основном наука и техника, а с середины двадцатого века — в основном техника и экономика.
Сегодня творчество становится постоянной практикой и основным источником конкурентных преимуществ в развитых странах. Почти в каждой области производства выигрывает тот, кто имеет творческий потенциал.
Творчество имеет следующие основные формы:
- научные (открытия)
- технический (изобретения)
- экономический (предпринимательство)
- художественный.
- Социальные (отношения с людьми)
- политическое (государственное управление).
Управление творческим потенциалом компании
Применение нестандартных креативных идей и решений в бизнесе и управлении является прямым результатом возросшей интенсивности конкурентной борьбы, что требует новых маркетинговых идей, совершенствования рекламы, более активного использования нетрадиционных инструментов — BTL-средств, москитного и событийного маркетинга и др. В области управления стало общепринятым использование реинжиниринга и контроллинга, что предполагает творческий подход к решению традиционных управленческих задач, основанный на использовании информационных технологий, позволяющих повысить производительность труда, а также разработку новых методов прогнозирования рыночных ситуаций, необходимых для корректировки корпоративной стратегии.
Стратегическое управление невозможно без творческого мышления. Процесс разработки миссии компании и ее стратегии — это процесс творчества, даже искусства. Инновационный менеджмент еще более немыслим без творческих решений, без творческих инициатив менеджеров и руководителей. Следует помнить, что творческие решения всегда характеризуются высокой степенью риска, даже непредсказуемостью. Отсюда и проблема сочетания искусства и научного подхода в управлении: «Сочетание научного подхода и искусства в подготовке решений характерно для бизнеса, и проблема заключается в том, что каждый подход находит свое место.
Многие эксперты утверждают, что творческие решения используются тогда, когда не хватает информации для принятия рационального решения, когда трудно установить причинно-следственные связи, предсказать последствия решений и, следовательно, приходится полагаться на интуицию. Например, в вертикально интегрированных компаниях со сложной организационной структурой и сложной иерархической структурой руководители постоянно сталкиваются с недостатком информации для принятия решений и высокими рисками прогнозирования. Для таких компаний разработка методологии креативного принятия решений является одной из наиболее актуальных управленческих задач.
Использование таких решений дает компаниям уникальное конкурентное преимущество за счет улучшения маркетинговой деятельности, рекламы, связей с общественностью, новых возможностей для проникновения на рынок.
При разработке управленческих решений К. Кирсанов предлагает использовать концепции креативно-эвристического управления. Под первым он понимает деятельность, связанную с коллективным управлением, которое основано на движущихся («движущих») критериях целеполагания, а под эвристическим управлением (от греческого heuristro — «отслеживать, открывать») — управление личностью и ее самоуправление. Творческое управление необходимо, когда созданный интеллектуальный продукт является результатом коллективной деятельности, а эвристическое управление обусловлено постановкой индивидуальных целей и управлением деятельностью индивида как участника создания интеллектуального продукта.
Является ли творчество и создание синонимом? Аккофф и Вергара (1981) различают две группы подходов к определению творчества: ориентированный на источник; процессно-ориентированный. Среди первых: психоаналитический подход (креативность — результат внутриличностных конфликтов); гуманистический подход (креативность — реализация творческого потенциала при устранении внутренних и внешних препятствий); психометрический подход (креативность индивида генетически формируется и может быть определена с помощью тестов). Подходы второй группы характеризуют позицию «ассоциативистов», которые считают, что творчество человека является результатом его способности находить отдаленные ассоциации в процессе решения проблемы. Соответственно, существует мнение о необходимости четкого разграничения понятий «творчество» и «творение». Таким образом, N.Y. Хрящева и С.И. Макшанов понимают творчество как процесс, ведущий к созданию чего-то нового, а творчество они рассматривают как потенциал (внутренний ресурс) человека. Творчество можно понимать как способность человека отвергать стереотипы мышления (Гилфорд, 1967) или способность открывать новые пути решения проблем (Роджерс, 1990). В этом контексте Смит и Карлсон рассматривают творчество как способность приносить материал из подсознания в сознание.
Творчество — это процесс, а творчество — это способность человека что-то создавать. Г.И.Ванюрихин подчеркивает, что «управленческое мышление должно отвечать вызову времени и позволять творчески решать проблемы экономического развития, как на уровне страны, так и на уровне предприятия».
В то же время необходимо уточнить концептуальный аппарат креативного управления. В экономике целесообразно использовать термин «креативные управленческие решения» вместо термина «креативные управленческие решения». Творческие управленческие решения — это творческие решения в области управленческой деятельности, процесс развития которых характеризуется креативностью и результаты которых имеют положительные последствия для сотрудников предприятия, его партнеров (в том числе потребителей) и общества в целом.
Научное и технологическое творчество
Творческий менеджмент тесно связан с развитием таких направлений управления, как управление человеческими ресурсами, стратегическое управление, инновационный менеджмент, «самоуправление», организационная культура предприятия и маркетинг. Очевидно, что креативный менеджмент связан с наукой о технических методах творчества, в которых творческие технологии давно и с большим успехом применяются и создают набор методов для разработки креативных решений. Одним из первых ее создателей был Альтшуллер, разработавший теорию изобретательского решения задач (ТРИЗ).
В области научно-технического творчества существуют три уровня: Рационализация, Изобретение, Открытие соответствуют их конечным результатам творчества, их методам творчества и мышления. Рационализация подразумевает улучшение существующих свойств процесса или объекта, изобретение — создание нового продукта (процесса) на основе существующих знаний, открытие — создание новых, ранее неизвестных знаний, позволяющих создавать принципиально новые продукты и процессы. Первый уровень связан с использованием рационального или сходящегося мышления, второй и третий — с использованием сходящегося, расходящегося и латерального мышления.
Соответственно, в управлении творчеством можно выделить несколько типов решений, основанных на разных типах мышления — рациональном, творческом и эвристическом. Эвристические решения основаны на алгоритмическом, творческом мышлении. Особый вид решений — интуитивные — рациональные и творческие одновременно. Что касается «вспышек интуиции», то Э.Л. Файнберг рассматривает их как интуицию-суждение и интуицию-интуицию-интуицию, которые принадлежат к различным сферам бессознательного экстрасенса.
Разработка и принятие творческих решений требует анализа факторов, определяющих выбор класса и типа решения в системе управления, а также использования моделей решений из области теории потребительского поведения, в частности модели Webster и Wind.
В данной модели выделяются четыре основные группы факторов, влияющих на принятие решений фирмой-покупателем:
- персонажи
- межличностный
- организационно
- Факторы макроокружения.
Проводится различие между объективными факторами, имеющими отношение к конкретной задаче, и факторами, не имеющими отношения к ней (субъективные факторы, влияющие на принятие решений).
К личностным факторам относятся, прежде всего, квалификация сотрудников, их опыт в области решаемой проблемы. При этом необходимо учитывать психологические характеристики человека: умение использовать различные способы мышления, развитие интуиции, восприятия, отношения к риску, инновации, ожидания, мотивацию, умение учиться и так далее.
Межличностные факторы формируют отношения в команде — как во время работы, так и вне ее.
Организационные факторы, влияющие на выбор управленческого решения, должны включать: формальные и неформальные аспекты корпоративной культуры (в том числе предписанные и обязательные правила и нормы поведения работников в процессе разработки и принятия решений), стандарты, связанные с разработкой и принятием управленческих решений, социальную и экологическую политику предприятия.
Внешние факторы среды включают влияние политической, экономической, правовой и технологической среды на процесс принятия управленческих решений.
Концепция управления творческим потенциалом предприятия базируется на общей теории управления, но направляет внимание субъектов хозяйствования на проблему использования их творческого потенциала, творческого потенциала всех работников в развитии и принятии управленческих решений, на задачи повышения их способностей, внедрение современных методов творческого мышления и принятия решений, создание творческой атмосферы в коллективе, стимулирующей процесс развития самореализации и самосовершенствования работников.
Творческий потенциал компании можно определить как способность компании принимать и реализовывать креативные управленческие решения, способствующие достижению корпоративных целей и формированию уникальных конкурентных преимуществ за счет использования собственных и внешних ресурсов.
Необходимо подчеркнуть, что творческий потенциал предприятия — это не просто сумма творческих потенциалов его работников. Его использование характеризуется синергетическим эффектом реализации творческого потенциала сотрудников и использованием организационно-экономического механизма развития этого потенциала.
Управление творческим потенциалом в конкретной экономике требует регулярного анализа творческого потенциала предприятия, планирования мероприятий по его реализации и развитию, соответствующего мониторинга и оценки эффективности использования творческого потенциала предприятия.
Вывод: Творческий менеджмент, который еще не получил четкого определения и точного значения, как правило, интерпретируется как система управления процессом принятия творческих решений творческими сотрудниками, командами и так далее. Его основное применение — создание и мотивация деятельности человеческого капитала, активизация его творческого потенциала. Творческий менеджмент основан на современных технологиях креативности и командной работы. Следует отметить, что в настоящее время в большинстве стран мира менеджеры предприятий используют именно креативные методы управления, которые позволяют достичь большей эффективности и результативности управленческой деятельности.
Характеристики творческой личности
Термин «творчество» происходит от латинского слова «creatura», что означает творение, созидание. Когда мы говорим о творчестве человека, не случайно мы имеем в виду в первую очередь творческого человека, который мыслит нестандартно и имеет оригинальную идею. Этот термин также включает в себя такие качества, как гибкость, обучаемость, независимость, желание найти выход из самых безнадежных ситуаций и так далее.
Творчество становится все более актуальным не только для работников творческих профессий, но и для менеджеров. Речь идет о быстром темпе и универсальности современной жизни, которые требуют умения гибко и творчески реагировать на происходящие изменения. Сегодня ни одна компания не может позволить себе отдыхать: конкуренция жестока. Поэтому работодатели так заинтересованы в людях, которые способны мыслить нестандартно, придумывать новые идеи и подходы к управлению. Список требований к кандидатам на различные должности — от менеджера-представителя до менеджера по продажам — все чаще включает в себя креативность и креативное мышление. На наших глазах креативность становится все более востребованной чертой на рынке труда.
Изначально креативность менеджеров была связана с областью их профессиональной деятельности. Например, считалось, что менеджеры частных компаний более креативны, чем менеджеры крупных государственных предприятий, а менеджеры по рекламе более креативны, чем финансисты. Однако исследования, проведенные западными специалистами, доказали отсутствие связи между творчеством и сферой деятельности специалиста. Творчество — это внутреннее качество человека, которое зависит от его личных качеств. Наконец, финансисты часто внедряют инновации, которые также оптимизируют деятельность сотрудников.
Что делает креативного менеджера? В первую очередь, отсутствие страха перед стереотипами. Он мужественно разрушает устоявшиеся традиции и внедряет инновационные решения. Такой подход к повседневной деятельности позволяет компании не только оставаться на плаву, но и опережать конкурентов. Ведь креативный менеджер знает, что любая технология, новый продукт или вид услуг очень быстро отстает от времени. Поэтому он не борется с изменениями, а предвосхищает их, принимает нетипичные решения и тем самым продвигает компанию вперед.
При приеме на работу нового руководителя работодатель оценивает не только профессиональные качества и опыт работы, перечисленные в резюме, но и личные качества. Для этого кандидата приглашают на собеседование. Проверить креативность специалиста творческой профессии довольно просто: достаточно взглянуть на его портфолио. Это относится к рекламным менеджерам, дизайнерам, журналистам и т.д. Но как иметь дело с финансистами, менеджерами по продажам и другими профессионалами, далекими от творчества? На самом деле, это тоже не сложно. Кандидату должна быть предложена типичная для конкретной компании ситуация, требующая быстрого решения. Если менеджер работает по стандартной схеме, используемой в компании — это уже хорошо. Это значит, что он солидный профессионал. Если он предлагает неожиданную схему действий, которая также обеспечивает наиболее быстрое или дешевое решение ситуации, то он является творческим профессионалом.
Из этого следует, что творчество должно основываться на прочных знаниях и профессиональном опыте, к которым следует добавить гибкий ум и творческое мышление. Рассматривая проблему с разных точек зрения, креативный менеджер может найти нестандартное решение. Кроме того, творческие люди, как правило, очень харизматичны, что означает, что они могут очаровать команду своими идеями, что также очень важно для менеджера.
Основой творчества является творческое мышление человека, которое определяется как способность создавать новые значимые знания и формы с большим социально-экономическим эффектом за счет сочетания разнородных элементов.
Как обнаружили физиологи, многие особенности творческого мышления и поведения человека определяются различными функциями и стадиями развития двух полушарий человеческого мозга.
В то время как левое полушарие в основном отвечает за последовательные процессы: анализ, логическое мышление, дедукцию, планирование, вычисления, навыки точных наук, кратковременную память и язык. Правое полушарие отвечает за непрерывные, параллельные процессы: Ощущения, эмоции, синтез, познания, долгосрочная память, язык и художественные способности.
Таким образом, левое полушарие человека в основном аналитическое и логическое, а правое — синтетическое и творческое. Синтез играет важную роль в искусстве, а анализ — в науке. В соответствии с этим люди делятся на два основных типа в зависимости от стиля мышления или когнитивных различий. Первый тип — с левополушарным мышлением — предпочитает аналитический, последовательный, логический подход к решению проблемы. Второй тип — с правым мышлением — предпочитает интуитивный, ценностно-ориентированный, нелинейный подход. Значит, есть две формы мышления. Логическое мышление достигает новых результатов за счет логического мышления и причинно-следственных связей. Творческое мышление — через синтез разнородных элементов. Именно творческое мышление во многом определяет развитие общества.
На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».
Читайте дополнительные лекции:
- Управление персоналом
- Планирование в процессе принятия управленческих решений
- Правовая характеристика акционерного общества
- Мобилизация потенциала для выполнения стратегии
- Финансовый менеджмент клиента. Риски проекта финансового менеджмента клиента
- Классификация функций управления персоналом
- Показатели финансового анализа деятельности предприятий
- Теоретические основы коммуникационного менеджмента
- Научная классификация рисков
- Управление финансовым состоянием предприятия