Оглавление:
С помощью ощущений, восприятия и мышления человек отражает реальные свойства предметов окружающей действительности и действует соответствующим образом в той или иной ситуации. С помощью памяти он использует свой прошлый опыт. Однако поведение человека может определяться не только текущими или прошлыми свойствами ситуации, но и теми, которые могут быть присущи ей в будущем. Благодаря этой способности в сознании человека создаются образы объектов, которые не существуют в данный момент, но могут быть воплощены позже. В этом смысле они являются отражением будущего, формой трансформационного отражения реальности. Способность отражать будущее и действовать в соответствии с ожидаемой, т.е. воображаемой, ситуацией присуща только людям. Эта способность формировалась вместе с трудом и развитием сознания, ведь трудовая деятельность всегда требует предвосхищения ее результата, осознания того, что и как нужно делать.
Воображение — это когнитивный процесс мышления о будущем, создание новых образов на основе обработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предыдущем опыте.
Благодаря воображению создаются образы, которые люди никогда не воспринимали как единое целое в реальности. Суть воображения заключается в преобразовании мира. Таким образом, определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как действующего субъекта.
С. Л. Рубинштейн писал: «Для того чтобы преобразовать реальность на практике, необходимо уметь преобразовывать ее мысленно. Воображение удовлетворяет эту потребность».
Воображение неотделимо от языка. Словами можно выразить то, что не соответствует точному сочетанию реальных объектов или соответствующих представлений, то, чего человек никогда не видел. Только с помощью языка и других звуков человек получает возможность освободиться от власти непосредственных впечатлений.
С появлением воображения познавательные возможности и формы человеческого поведения значительно расширились. Воображение связано со всеми психическими процессами и аспектами личности. Взаимодействуя с перцептивными процессами, воображение накладывает на них свою печать, делает их сугубо индивидуальными. Например, любуясь плывущими по небу облаками, каждый человек воспринимает их по-разному, потому что образ реальных облаков дополняется образом воображаемых. Точно так же при прослушивании музыкального произведения у каждого человека формируются уникальные образы.
Процессы памяти и воображения взаимосвязаны. Воспоминания о событиях редко бывают точными. Чаще всего человек что-то искажает, приукрашивает, добавляет или изменяет некоторые детали. Чем богаче прошлый опыт человека, чем более он насыщен яркими представлениями, впечатлениями, тем значительнее его роль в создании образных представлений.
Воображение и мышление — процессы, близкие по своей структуре и функциям. Л.С. Выготский назвал их «чрезвычайно родственными» и отметил общность их происхождения и структуры. Выготский считал воображение необходимой и неотъемлемой частью мышления, особенно творческого, поскольку процессы прогнозирования и предвосхищения всегда включены в мышление. В проблемных ситуациях люди используют как мышление, так и воображение. Представление о возможном решении усиливает мотивацию поиска и определяет его направление. Чем неопределеннее проблемная ситуация, чем больше в ней неизвестного, тем большую роль играет воображение. Его можно проводить в случае неполных исходных данных, поскольку он дополняет их продуктами собственного творчества.
Креативность
В самом широком смысле способность создавать что-либо обозначается термином «творчество» (от латинского creatio — создание, созидание). Эта способность проявляется практически во всех психических процессах человека, в его чувствах и общении. Творчество может характеризовать человека в целом, отдельные его стороны, продукты деятельности или процесс их создания. Все главные достижения людей, которые меняют мир, являются результатом их творчества, реализации их творческого потенциала. В восприятии творчество проявляется как беспристрастность, способность освободиться от фиксированной установки, активно реагировать на непосредственные впечатления, предоставляемые органами чувств; в памяти — как богатство ассоциаций и способность актуализировать скрытые свойства объектов; в мышлении — как способность нестандартного анализа, преодоления стереотипов, установления различных связей между объектами и их свойствами, обобщения явлений, не связанных очевидной связью; в воображении — как нестандартизация создаваемых образов. В чувствах творчество проявляется в тонкости и широком спектре переживаний, в высоком уровне развития интеллектуальных эмоций, возникающих в процессах мышления и воображения. В общении творчество способствует преодолению барьеров и стереотипов, мешающих адекватному социальному восприятию, умению понимать внутренний мир и индивидуальность человека, конструктивному разрешению конфликтов, нахождению оптимальных путей и средств взаимодействия.
Тематическое исследование
Исследование биографий и жизнедеятельности людей, проявивших способности к различным видам творческой деятельности и достигших значительных успехов в творчестве, выявило большое количество черт, характеризующих их личность и поведение. Им присущи такие качества, как инициативность, независимость, самостоятельность, уверенность в себе, оригинальность. Наблюдается высокий уровень познавательной активности, любопытство, детская способность удивляться. Часто творческим людям свойственна склонность мечтать, фантазировать, генерировать «сумасшедшие» идеи, нетерпимость к чужому мнению. Они с трудом воспринимают очевидные истины, не боятся осуждения и насмешек окружающих. Из-за таких качеств у творческого человека часто возникают проблемы с адаптацией в социальных группах.
Анализ многочисленных проявлений креативности в самых разных сферах и аспектах личности позволяет определить ее сущность, которая заключается в ярко выраженной индивидуальности человека, отходе от стереотипных форм поведения, желании и готовности всегда идти своим путем. Совокупность психических качеств и особенностей, характерных для творческой личности, является предметом изучения с помощью специальных тестов креативности.
Наблюдения и специальные исследования показывают, что люди с высоким коэффициентом креативности встречаются довольно редко. Подавляющее большинство взрослых — реалисты, а не мечтатели или создатели новых идей. Они обладают большим объемом знаний, имеют высокий уровень развития абстрактно-логического мышления и редко поднимаются выше среднего уровня развития креативности. Связи, которые они устанавливают между различными объектами, по большей части очевидны и стереотипны. Они воспринимают и взаимодействуют с каждым объектом на основе ограниченного набора свойств — полезных, знакомых и одинаково значимых для многих людей.
Отношение к окружающему миру у детей
Совершенно иное отношение к окружающему миру можно наблюдать у детей. Это проявляется, например, в том, как они используют предметы, которые имеют социально обусловленное назначение. Дети любят использовать ложку по ее прямому назначению, как палку, как музыкальный инструмент и как игрушку. Часто внешнее использование предметов для них предпочтительнее, поскольку оно больше соответствует их естественной склонности к манипулированию и экспериментированию с предметами. Дети воспринимают мир как многомерный. Реально они есть, но взрослые воспринимают их в соответствии с категориальной принадлежностью объектов и прошлым опытом.
Все дети обладают творческой способностью использовать предметы новыми, незнакомыми способами, представлять себя во всех мыслимых ролях, безудержно потакать воображению. Однако с возрастом многие из них теряют эту способность, их творческий потенциал используется не полностью. Образ жизни и основные виды деятельности дошкольников — игра, рисование, конструирование, чтение сказок, воображение — являются подходящими условиями для проявления и развития их творчества. Когда ребенок поступает в школу, обучение становится ведущим видом деятельности. Важность и роль других профессий значительно снижается. Игры становятся эпизодическими. Почти все дети перестают рисовать спонтанно. Они продолжают использовать их только при специальной подготовке. Сказка уступает место другим литературным жанрам.
К концу дошкольного детства подавляющее большинство детей демонстрируют высокий уровень развития наивной креативности, которая проявляется как естественное поведение ребенка в отсутствие стереотипов. Однако у них еще очень мало опыта, нет запаса знаний, не развиты реализм и навыки критического мышления, необходимые для самоконтроля процесса и результатов творческой деятельности.
Реализация творческого потенциала связана с развитием культурного творчества, основанного на богатом ассоциативном опыте и разносторонних знаниях человека, умении ориентироваться в них, проявлять беглость, гибкость и избирательность в их использовании. Культурное творчество характерно для интеллектуально развитого взрослого человека, способного к саморегуляции творческой деятельности. Его развитие зависит от особенностей микросреды и жизнедеятельности, отношений ребенка с обществом, условий обучения и воспитания.
О. К. Тихомиров (1933-2001) считал, что влияние семьи и школы — это не столько фактор развития, сколько в какой-то степени «техника подавления творческого мышления». В большинстве современных семей родители стремятся дать своим детям хорошее образование, привить им дисциплину, трудолюбие и чувство долга. Это, безусловно, необходимые и полезные качества, но их недостаточно для того, чтобы человек реализовал свой творческий потенциал. Хорошее поведение и хорошая успеваемость являются для многих родителей главным критерием успеха ребенка в школе и залогом его будущего успеха в жизни.
В традиционном школьном классе учителю легче работать с послушными, дисциплинированными, быстрыми учениками, которые не спорят, не задают «нелепых» вопросов, не отвлекают учителя и учеников различными «изобретениями». С первых дней обучения в школе возникает противоречие между естественным творчеством детей, проявляющимся в играх, беседах, рисовании, конструировании, и содержанием обучения, требованиями и ожиданиями учителей. Усвоение знаний основано в основном на запоминании и логическом анализе материала. Организация поиска самостоятельного мышления как основного условия развития творческого мышления и воображения в традиционной системе образования происходит недостаточно.
Созидательность, способность к творчеству
В самом широком смысле способность к творчеству обозначается термином «креативность» (лат. creativity — творческая сила, способность к творчеству). Эта способность проявляется практически во всех психических процессах человека, в его чувствах и общении. Творчество может характеризовать человека в целом, отдельные его стороны, продукты деятельности или процесс их создания. Все главные достижения людей, которые меняют мир, являются результатом их творчества, реализации их творческого потенциала. В восприятии творчество проявляется как беспристрастность, способность освобождаться от фиксированной установки, активно реагировать на непосредственные впечатления, предоставляемые органами чувств; в памяти — как богатство ассоциаций и способность актуализировать скрытые свойства объектов; в мышлении — как способность нестандартного анализа, преодоления стереотипов, установления различных связей между объектами и их свойствами, обобщения явлений, не связанных очевидной связью; в воображении — как нестандартизация создаваемых образов.
В чувствах творчество проявляется в тонкости и широком диапазоне переживаний, в высоком уровне развития интеллектуальных эмоций, возникающих в процессах мышления и воображения. В общении креативность способствует преодолению барьеров и стереотипов, мешающих адекватному социальному восприятию, возможности понимания внутреннего мира и индивидуальности человека; конструктивному разрешению конфликтов, нахождению оптимальных путей и способов взаимодействия.
Исследование биографий и жизнедеятельности людей, проявивших способности к различным видам творческой деятельности и достигших значительных успехов в творчестве, выявило большое количество черт, характеризующих их личность и поведение. Им присущи такие качества, как инициативность, независимость, самостоятельность, уверенность в себе, оригинальность. Наблюдается высокий уровень познавательной активности, любопытство, детская способность удивляться. Часто творческим людям свойственна склонность к мечтательности, фантазиям, «сумасшедшим» идеям, нетерпимость к мнению окружающих. Они с трудом воспринимают очевидные истины, не боятся осуждения и насмешек окружающих. Из-за таких качеств у творческого человека часто возникают проблемы с адаптацией в социальных группах.
Анализ многочисленных проявлений креативности в самых разных сферах и аспектах личности позволяет определить ее сущность, которая заключается в ярко выраженной индивидуальности человека, в отходе от стереотипных форм поведения, в желании и готовности всегда идти своим путем. Совокупность психических качеств и свойств, характерных для творческой личности, является предметом конкретного научного изучения с помощью специальных тестов креативности.
Наблюдения и специальные исследования показывают, что люди с высоким коэффициентом креативности встречаются довольно редко. Подавляющее большинство взрослых — реалисты, а не мечтатели или создатели новых идей. Они обладают большим объемом знаний, имеют высокий уровень развития абстрактно-логического мышления и редко поднимаются выше среднего уровня развития креативности. Связи, которые они устанавливают между различными объектами, по большей части очевидны и стереотипны. Они воспринимают и взаимодействуют с каждым объектом на основе ограниченного набора свойств — полезных, знакомых и одинаково значимых для многих людей.
Детская креативность
Совершенно иное отношение к окружающему миру можно наблюдать у детей. Это проявляется, например, в том, как они используют предметы, которые имеют социально обусловленное назначение. Дети любят использовать ложку по ее прямому назначению, как палку, как музыкальный инструмент и как игрушку. Часто внешнее использование предметов для них предпочтительнее, поскольку оно больше соответствует их естественной склонности к манипулированию и экспериментированию с предметами. Дети воспринимают мир как многомерный. В действительности это так, но взрослые воспринимают его в соответствии со своими знаниями, категориальной принадлежностью объектов и своим прошлым опытом. Все дети обладают способностью к творчеству, которая позволяет им использовать предметы новыми, незнакомыми способами, представлять себя в любой мыслимой роли, безудержно предаваться фантазиям. Однако с возрастом многие из них теряют эту способность, их творческий потенциал используется не полностью.
Образ жизни и основные виды деятельности дошкольников — игра, рисование, конструирование, чтение сказок, воображение — являются подходящими условиями для проявления и развития их творчества. Когда ребенок поступает в школу, обучение становится ведущим видом деятельности. Важность и роль других профессий значительно снижается. Игры становятся эпизодическими. Почти все дети перестают рисовать спонтанно. Они продолжают использовать их только при специальной подготовке. Сказка уступает место другим литературным жанрам.
К концу дошкольного детства подавляющее большинство детей демонстрируют высокий уровень развития наивной креативности, которая проявляется как естественное поведение ребенка в отсутствие стереотипов. Однако у них еще очень мало опыта, нет запаса знаний, не развиты реализм и навыки критического мышления, необходимые для самоконтроля процесса и результатов творческой деятельности.
Реализация творческого потенциала связана с развитием культурного творчества. В отличие от наивной, она основана на большом ассоциативном опыте и разносторонних знаниях человека, способности ориентироваться в них, проявлять беглость, гибкость и избирательность в их использовании. Культурное творчество характерно для интеллектуально развитого взрослого человека, способного к саморегуляции творческой деятельности. Его развитие зависит от особенностей микросреды и жизнедеятельности, отношений ребенка с обществом, условий обучения и воспитания.
Известный ученый в области психологии творчества О.К. Тихомиров считал, что влияние семьи и школы не столько является фактором развития, сколько в какой-то степени представляет собой «технику подавления творческого мышления». В большинстве
В современных семьях родители стремятся дать детям хорошее образование, привить им дисциплину, трудолюбие и чувство долга. Это, безусловно, необходимые и полезные качества, но их недостаточно для того, чтобы человек реализовал свой творческий потенциал. Хорошее поведение и хорошая успеваемость являются для многих родителей главным критерием успеха ребенка в школе и залогом его будущего успеха в жизни.
В традиционном школьном классе учителю легче работать с послушными, дисциплинированными, быстро обучающимися, стабильно успевающими учениками, которые не спорят, не задают «нелепых» вопросов, не отвлекают учителя и учеников различными «изобретениями». С первых дней обучения в школе возникает противоречие между естественным творчеством детей, которое проявляется в играх, беседах, рисовании, конструировании, и содержанием обучения, требованиями и ожиданиями учителей. Усвоение знаний основано в основном на запоминании и логическом анализе материала. Организация самостоятельного мыслительного поиска как основного условия развития творческого мышления и воображения в традиционной системе образования занимает недостаточное место.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Проблема агрессивности
- Педагогическое общение, его нюансы и необходимость
- Задачи психотерапии
- Развитие сознания
- Роль эмоционального интеллекта в развитии профессиональной мотивации
- Анализ раннего детского воспоминания по А. Адлеру — Альфред Адлер — жизненный путь
- Особенности развития этических представлений у дошкольников — Особенности усвоения этических идей у детей дошкольного возраста
- Формы сознания
- Изучение принципов и методов психологического совершенствования совместной деятельности
- Что такое распад в клинической психологии