Оглавление:
Сказка хранит в своих глубинах следы древнейшего язычества, древних обычаев и ритуалов. Изучение атрибутики, то есть совокупности всех внешних характеристик персонажей, придающих сказке яркость, красоту и очарование, позволяет научно интерпретировать сказку. С исторической точки зрения это означает, что сказка является мифом в своих морфологических основах.
«Наша деятельность в значительной степени относится к сфере риторики творчества, под которой мы видим неодолимую силу воображения, схваченную в словах, в искусстве говорить и слушать, писать и читать», — пишет Дж. Хиллман о психоанализе как о реализации вымысла в сфере творчества, то есть творчества посредством воображения, облеченного в словесную форму.
В рамках этого подхода психология характеризуется как психология души, которая также является психологией воображения, психологией, основанной на процессах воображения, а не на физиологии мозга, структурной лингвистике или анализе поведения. Другими словами, это психология, которая признает существование поэтической основы для сознания.
От Фрейда мы узнаем, что литературное воображение непосредственно реализуется в исторической реальности. Юнг, с другой стороны, свидетельствует, что это литературное воображение реализуется непосредственно в нас самих. Как ни странно, поэтические и драматические вымыслы составляют содержание нашей духовной жизни. Наша жизнь в душе — это жизнь в воображении.
Формируя свой опыт, Юнг пишет: «Образ — это психологическое. Каждый психологический процесс — это образ и «создание образов»….. Поэтому эти образы так же реальны, как и вы сами» [31, с. 92]. Образ характеризуется спонтанностью и оригинальностью, он является первоначальным фактом, и поэтому сама душа проявляется непосредственно в нем. Созерцая вымыслы, мы наблюдаем и участвуем в проявлении нашей психической энергии. Юнг утверждает, что эти образы составляют содержание нашей души и поэтому являются единственными данными, которые мы получаем непосредственно. Все остальное — мир, другие люди, наши тела — уже опосредованно донесено до сознания через образ — поэтический, унаследованный фактор. Эти образы архетипического воображения влияют на все, что мы говорим о мире, других людях и телах. Боги, демоны и герои постоянно присутствуют в нашем восприятии, чувствах, мыслях и действиях. Эти вымышленные личности определяют то, как мы видим, чувствуем и действуем; фантазия структурирует все существование.
Саид приводит к архетипической психологии: отражающие факторы субъективного воображения непрерывны — распознавание образов и их постоянная активность во всех наших реальностях. Как утверждал Юнг, «психическое создает реальность каждый день. Единственное слово, которое я могу использовать для такой деятельности — воображение….. Поэтому слово фантазия наиболее четко выражает специфическую деятельность психики».
Формы, связывающие воображаемую деятельность с реальностью
Существует множество теорий, которые касаются динамики творческого процесса игры и воображения у детей. Но прежде чем приступить к их рассмотрению, необходимо назвать четыре основные формы, которые связывают деятельность воображения с реальностью.
любое творение воображения всегда строится из элементов, взятых из реальности и содержащихся в предыдущем опыте человека. Научный анализ наиболее далеких от реальности и фантастических конструкций, например, мифов, сказок, легенд, снов и т.д., убеждает нас в том, что самые фантастические творения представляют собой не что иное, как новую комбинацию таких элементов, окончательно взятых из реальности и подвергнутых искажающей или перестраивающей деятельности нашего воображения.
Конечно, избушка на курьих ножках существует только в сказках, но элементы, из которых построена картина, взяты из реального человеческого опыта, и только их сочетание несет на себе отпечаток сказочного построения. Таким образом, воображение всегда строит из материала, который дает реальность.
- воображение является необходимым условием почти всех видов психической деятельности человека, выполняет важную функцию в поведении и развитии человека и становится средством расширения его опыта.
- эмоциональная связь, которая проявляется двумя способами:
А. Любая эмоция, любое чувство имеет тенденцию воплощаться в знакомых образах, соответствующих этому чувству. Таким образом, эмоция обладает как бы способностью выбирать впечатления, мысли и образы, соответствующие настроению, которое владеет нами в данный момент. Образы воображения служат внутренним выражением наших чувств. Человек обозначает печаль и грусть черным цветом, суматоху — красным, а спокойствие — синим. Фантазийные образы дают внутренний язык нашим чувствам. Это чувство берет отдельные элементы реальности и объединяет их в такую целостность, которая обусловлена изнутри нашим настроением.
Б. «Все формы творческого воображения, — говорит Рибо, — включают в себя аффективные элементы. Это означает, что любая конструкция воображения действует на наши чувства обратным образом, и если эта конструкция сама по себе не соответствует действительности, то чувство, которое она вызывает, является действительным, подлинно пережитым, волнующим.
- конструкция воображения может представлять нечто принципиально новое, чего еще не было в человеческом опыте и что не соответствует ни одному реально существующему объекту.
Как видно из вышесказанного, воображение в его составе — сложный процесс, и в задачу данной статьи не входит его психологический анализ. Остановимся лишь кратко на некоторых моментах, составляющих этот процесс [5, с. 20-25]. «То, что мы называем творчеством, есть, как правило, лишь катастрофический акт рождения, являющийся результатом очень длительного внутреннего ухода и развития плода», — утверждает Л.С. Выготский.
Внешнее и внутреннее восприятие всегда находится в начале процесса. То, что ребенок видит и слышит, является первыми ориентирами для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его воображение. Далее следует сложный процесс обработки этого материала. Впечатления, полученные в реальности, изменяют, увеличивают или уменьшают их естественный размер. Страсть детей к преувеличению имеет очень глубокие внутренние причины. Эти основания в основном заключаются в том влиянии, которое наше внутреннее чувство оказывает на внешние впечатления. Дети преувеличивают, потому что они хотят видеть вещи преувеличенными, потому что это соответствует их потребностям, их внутреннему состоянию. Страсть детей к преувеличениям прекрасно передается в сказочных образах.
Полный круг творческой имагинативной деятельности завершается, когда воображение воплощается или кристаллизуется во внешних образах. Ход этих процессов зависит от нескольких факторов.
Анализ классических сказок
Если посмотреть на классические сказки, из которых соткано детство ребенка, с точки зрения их терапевтического эффекта, то выделяются некоторые общие черты:
1) Они воплощают в метафорической форме конфликт главного героя.
2) Они воплощают бессознательные процессы в образах друзей и помощников (репрезентация навыков и способностей протагониста) и в образах хищников и различного рода препятствий (репрезентация страхов и неверия протагониста).
3) Создайте аналогичные учебные ситуации в образах, где герой побеждает.
4) Представьте метафорический кризис в контексте его обязательного разрешения, когда герой преодолевает все препятствия и побеждает.
5) Дать герою новое осознание себя в результате одержанных им побед.
6) Завершите триумфом, в котором все признают особые заслуги героя.
Морфологически, очаровательная сказка может быть определена как прогрессия от вредительства или недостатка через промежуточные функции к свадьбе или другим функциям, используемым в качестве развязки.
Для изучения сказки важно то, что делают сказочные персонажи, а вопрос о том, кто и как это делает, уже является лишь побочным [22, с. 24]. Функции действующих лиц составляют основные части сказки. Под функцией понимается действие актера, которое определяется с точки зрения его важности для сюжета.
Как уже говорилось выше, в основе повествования всегда лежит метафора. Метафора — это вид символического языка, который веками использовался для обучения и передачи информации.
В современной лингвистической и философской литературе термин «метафора» используется в трех значениях: Во-первых, метафора — это слово с переносным значением; во-вторых, метафора является одним из тропов наряду с метонимией, синекдохой, оксюмороном и другими; и, наконец, метафора — это любое языковое выражение (слово, фраза, предложение, любой текст) с переносным значением, в данном случае пословица, сказка, идиома, симиле, весь роман можно назвать метафорой.
В литературных аллегориях, поэтических образах, произведениях сказочников метафора используется для выражения определенной мысли в косвенной и, поэтому, как это ни парадоксально, наиболее впечатляющей форме. Эту силу метафоры ощущают все родители, бабушки и дедушки. Когда они видят, что лицо ребенка становится грустным, они спешат утешить его, рассказывая ему какую-нибудь историю, которую ребенок интуитивно может связать с собой.
Рассмотрим ряд теорий, охватывающих философские, психологические и физиологические взгляды на природу метафоры.
Основным инструментом обучения у восточных философов разных направлений была метафора. Они предпочитали этот метод косвенного воздействия, поскольку понимали, что студенты воспринимают процесс обучения как нечто подчиненное законам логики и разума. Именно этот факт может помешать успешному обучению.
«Просветление лежит внутри нас самих», — считают восточные мудрецы. Нет необходимости мучиться над смыслом, нужно лишь разрушить осадок, отделяющий просветление от его человеческого восприятия, и лучший способ сделать это — метафора. Понятие просветления относится к миру взрослого человека и основано на его опыте. Познание мира ребенком — это просветление в его чистой и непосредственной форме. Это происходит потому, что дети живут в данный момент, погружены в него и воспринимают происходящее вокруг них всем своим сенсорным миром.
Роль и место нарративной терапии в работе с ребенком
«Сказка — это ложь, а подсказка — это подсказка…». — К чему?
Невозможно ответить на этот вопрос, оставаясь в рамках рационального взрослого мышления. Но мы все видим, как дети воспринимают сказку: молча и увлеченно, не обсуждая и не критикуя.
За сказочными образами скрываются символы коллективного бессознательного. Те же символы встречаются в мифах, религиях, а иногда и в снах. Язык символов не является «мифом» или «маскировкой» — это естественный язык нашего бессознательного, в то время как слова являются языком нашего сознания.
Символы, пришедшие из глубины веков, ближе и понятнее ребенку, чем взрослому. «Этот изначальный дух также присутствует и действует в ребенке, подобно тому, как стадии эволюции человека присутствуют в теле его эмбриона» [35, с. 90]. Вечная привычка к логическому мышлению отдаляет взрослого человека от мира символов. Только сны остаются символами. В этом заключается основная причина разницы в восприятии сказок взрослым и ребенком. Более того, взрослый человек в течение жизни создал множество своих индивидуальных символов, и они более распространены в его бессознательном языке, чем символы коллективного бессознательного.
Таким образом, сказка для ребенка, как и сны для взрослого, является мостом между сознательным и бессознательным, помогая ему строить свое «я», свою сознательную часть, в гармонии с бессознательным.
Хаотичные, иррациональные чувства трансформируются сказкой с тройными метафорами. Например, чувства маленького мальчика к своему отцу. Это любовь, когда отец ласков с ним; ненависть, когда отец сердится на него; ревность, когда мать обнимает отца. Так кто же его отец? Добрый и праведный правитель? Или злодей? Или похититель его матери? В сказке есть царь-отец, который его любит, и Кащей бессмертный, который его боится, и это подсказка для ребенка: отец может быть добрым царем, и тогда его можно любить, а может быть Кащеем, который похитил мать, и тогда его можно бояться и ненавидеть.
Осознание своих негативных чувств — это первый шаг к управлению ими. Второй шаг — разыграть их, и здесь тоже может помочь сказка. Играть роль сказочного героя или злодея — значит управлять собственной агрессией. Более того, игра в злодея, то есть возможность «притвориться» плохим, а затем снова стать хорошим, показывает ребенку, что, совершив ошибку или сделав что-то плохое, он может снова стать хорошим, что он не останется плохим навсегда.
Следует отметить следующий момент. Как отмечает Джелби Б. [33, с. 10-21], ребенок слушает, повторяет или придумывает истории и сказки, дает волю своим чувствам, выплескивает дозу естественной агрессии. Некоторые истории вызывают у него или у нее страх, но это страх, смешанный с радостью и волнением. Ошибочно полагать, что ребенок защищен от таких эмоций. Напротив, желание время от времени вспоминать мрачные и тревожные ситуации является признаком хорошего психического здоровья. Тревогу должны вызывать только излишества. И наоборот, упорный отказ слушать истории, содержащие элементы страха и беспокойства, может быть признаком нарушения. Избегание сложных жизненных ситуаций всегда является признаком неуверенности и тревоги, и если тревога не является результатом реальной угрозы, то здесь можно говорить о каком-то нарушении в душевном состоянии ребенка.
Сейчас много пишут о гендерной идентификации. Как ребенку понять, как должен вести себя мужчина и как должна вести себя женщина, если зачастую стиль поведения матери — мужской, а отца — женский? Сказка может помочь ребенку в этом вопросе. Ведь в сказках стиль поведения героев-мужчин всегда мужественный, а женщин — женственный.
Диагностические возможности сказки
Сказочное творчество ребенка дает редкую возможность приблизиться к индивидуальной душевной жизни. Это верно во всех случаях, но практически дойти до этого смысла очень сложно. Это требует не только большого опыта и такта, но и знаний.
Практическая работа в профессиональной интерпретации требует, с одной стороны, особого мастерства и умения проникать в чувства, а с другой — значительных знаний в области истории символов.
Как и в любой практической психологической деятельности, без интеллекта не обойтись, но чувство тоже необходимо, потому что иначе упускается очень важная эмоциональная окраска воображения, а без нее интерпретация невозможна. Поскольку повествование, воображение исходит от всего человека, тот, кто пытается интерпретировать, также должен обращаться ко всему человеку.
Интерпретация и толкование, основанные на общей теории или предпосылке, — вещь ненадежная и вредная. Поэтому следует руководствоваться принципом: «Это может означать все, что угодно», прежде чем приступать к интерпретации воображения, к толкованию смысла. Фантазия также может не противоречить сознанию, а даже сопутствовать ему (что вполне соответствует ее компенсаторной функции). Часто максимум, которым приходится довольствоваться, — это некая догадка. В любом случае, по сей день не существует непогрешимого метода или абсолютно удовлетворительной теории интерпретации. Но, в конце концов, «научное мышление — это лишь одна из умственных способностей человека, данных нам для постижения мира» [37, с. 183]. Наверное, лучше думать о сказке как о произведении искусства, а не как о материале для экспериментов. Ведь самое главное, как говорил К. Г. Юнг, «это то, что нам удается распознать бессознательную компенсацию и тем самым преодолеть односторонность и неполноту сознания».
Технические возможности сказки объясняются в основном особенностями такого метода, как проективное исследование.
Проективные методики — это особая техника клинико-экспериментального исследования тех качеств личности, которые наименее доступны для прямого наблюдения или опроса. Они отражают, как на экране, наиболее существенные аспекты личности в их взаимосвязи и целостности функционирования.
Метод ориентирован на изучение бессознательных или не до конца осознанных форм мотивации и в этом качестве является едва ли не единственным психологическим методом, проникающим в самую интимную область психики ребенка. Осмысленные переживания, личностные смыслы и другие образования, в которых пристрастность психического отражения проявляется, не будучи представленной сознанию, не могут быть раскрыты даже при изучении данных поведенческого наблюдения. Проективная методика позволяет изучить эти личностные образования, которые действуют прямо или косвенно в виде различных личностных установок, путем моделирования некоторых жизненных ситуаций и отношений.
Анализ детского сказочного творчества имеет следующие особенности проективных методик, которые объясняют их эффективность:
-неопределенность стимульного материала или инструкции, благодаря которой ребенок имеет свободу в выборе реакции или тактики поведения и которая способствует тому, что поведение в большей степени определяется не нормами, а собственной системой мотивов, ценностей;
-Деятельность испытуемого происходит в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора, что способствует максимальной проекции личности, не сдерживаемой социальными нормами и оценками;
-Техника измеряет не ту или иную психическую функцию, а своего рода модус операнди личности в ее отношениях с социальной средой.
В интерпретативных тестах, частью которых является эта методика, проецируется смысловое содержание потребностей, конфликтов и установок личности.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Социализация личности в психологии
- Педагогическое общение
- Душа – целесообразная основа человека
- Когнитивные исследования в психологии
- Влияние опыта жизни супругов в родительской семье на построение собственной — Проблема «образа семьи» в современной психологии
- Психотерапевтические и психодиагностические возможности современных изобразительных методов
- Первичные психологические защиты
- Общение
- Психологические проблемы педагогической деятельности
- Факторы групповой сплоченности и их роль в обучении