Оглавление:
Дошкольный возраст является наиболее чувствительным для формирования у ребенка эмоциональных форм общения. Воспитательные, идеологические, моральные и культурные приоритеты, установленные в дошкольный период, также определяют эмоциональное развитие. Существует также фактор эмоциональных нарушений в поведении дошкольников, вызванных современными реалиями социально-информационной среды. Формализованное общение с родителями, нивелирование детской субкультуры, ограничение игровых форм совладания с действительностью и избыток информации, неподходящей для восприятия старших дошкольников, являются источниками формирования и закрепления у детей негативных эмоциональных состояний — страха, тревоги, беспокойства и др. Актуализация страхов, в свою очередь, сопровождается нарушениями в адекватном психическом развитии, что негативно сказывается на формировании личности ребенка.
Арт-терапия — эффективное средство гармонизации эмоциональной сферы детей, это психологическое воздействие искусства через творческую деятельность. Арт-терапия помогает снизить чрезмерное эмоциональное напряжение ребенка, нейтрализует тревогу, уменьшает беспокойство и позволяет испытывать положительные эмоции.
Проблема разработки программ с использованием психологических методов для коррекции детской тревожности остается актуальной. Существует необходимость разработки и апробации коррекционно-развивающей программы по работе с детскими страхами, включающей методы арт-терапии, способствующие усилению и интенсификации развития, полноценному проживанию возрастного уровня ребенка, что позволит снизить количество страхов за счет увеличения эмоциональных ресурсов. Таким образом, актуальность исследования заключается в применении арт-терапии в рамках образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения для коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста. Проблема исследования обусловлена рядом противоречий, возникших на сегодняшний день в теории и практике дошкольного образования между востребованностью арт-терапии в психокоррекционной работе и отсутствием практических исследований по применению арт-терапии как средства психокоррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- Теоретические: теоретико-методологический и критический анализ психолого-педагогической научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ, синтез, обобщение, систематизация;
- Экспериментальные: наблюдение; тесты; опрос; анализ продуктов деятельности детей; методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: Интерпретация результатов.
З. Фрейд рассматривал тревогу как состояние аффекта и связывал соответствующие ощущения с соответствующими иннервациями снижения напряжения и их восприятием. По мнению Овчаровой, тревога — это эмоциональное отражение в сознании личности конкретной угрозы жизни и благополучию. По мнению Я.А. Неймера, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, тревогу можно определить как эмоциональное состояние, формирующееся в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию и сосредоточенное на источнике реальной или воображаемой опасности.
Причины детских страхов
В настоящее время проблема детской тревожности изучается многими учеными, что связано с тем, что наличие тревожности может стать причиной нарушения развития личности в дошкольном возрасте. Ученые разных наук всегда пытались интерпретировать понятие «тревога».
А. A. И. Захаров рассматривал тревогу как базовую эмоцию, вызванную воздействием потенциально угрожающего стимула, ученый считал тревогу естественным сопутствующим фактором развития человека. A. И. Захаров классифицировал страхи по их природе (природные, социальные, ситуационные, личностные), степени реальности (реальные и воображаемые), степени интенсивности (острые и хронические). По мнению Г. Крейга, тревога — это эмоция, которая способствует обучению, когда она проявляется в легкой форме.
К. Изард, А.И. Захаров, М.И. Чистякова, П. Дако и Л.С. Выготский считали тревогу одной из самых сильных эмоций у человека. Эмоция страха обусловлена защитной природой и основана на самосохранении. И.П. Павлов рассматривал страх как проявление естественного рефлекса, как пассивно-оборонительную реакцию.
Положительные функции страха отмечают такие исследователи, как В. И. Орлов, Е. И. Рогов и И. Н. Степанова отметила. V. И. Орлов указал, что тревожность наделена защитной и регуляторной функцией, а Е. И. Рогов не признавал вреда страха. Рогов не признал, что страх вреден для человека, указав на способность страха регулировать деятельность и поведение человека. По мнению И. Н. Степановой, страх является средством восприятия окружающей действительности, способствует формированию избирательно-критического отношения к среде и играет социализирующую роль в становлении личности.
Философско-психологический уровень рассмотрения проблемы «тревога» (А. Кемпински, Р. Мэй, К. Спилбергер, М. Хайдегер, К. Ясперс) фокусируется на рассмотрении тревоги в контексте экзистенциализма. И.М. Сеченов, И.П. Павлов, У. Джеймс и Г.К. Ланге проанализировали механизмы тревожности в их связи с психической и психофизической деятельностью в рамках психофизиологического уровня. С точки зрения психолого-педагогического уровня тревожность рассматривается в исследовании влияния негативных эмоциональных состояний на протекание психических процессов в педагогической деятельности — L. И. Божович, В. К. Вилюнас, А. И. Захаров, В. С. Мухина, А. М. Прихожан, А. А. Реан и др.
Многие исследователи относят феномен тревоги к классу эмоциональных явлений. Э. Клаперед, П.М. Яклбсон рассматривают тревожность как чувство; П.М. Уилсон, Д. Риттер — как эмоцию, аффект; Й. Ньютен — как мотивацию; Л.А. Корпенко, В.А. Петренко — как эмоциональное состояние; А.М. Прихожан — как аффективно-личностное образование.
Теоретический анализ источников позволяет выделить следующие подходы к определению понятия «страх»:
- Тревожность — это целостность, выполняющая структурообразующую функцию жизнедеятельности (В.М. Бехтерев, П.Ф. Каптерев, Н.С. Ежкова);
- Тревожность как форма оценки ситуации, как способ отношения к миру, как акт поведения и оценки, способствующий формированию личностных характеристик (А. И. Белоусов, В. В. Зеньковский, К. Д. Ушинский);
- Тревожность как фактор, определяющий эффективность учебного процесса (Н. И. Новиков, П. Ф. Каптерев, В. А. Левин);
- Страх как средство воспитания (Н.И. Пирогов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский и др.)
Подход к пониманию тревожности
По мнению А. И. Сахарова, страхи делятся на естественные, связанные с возрастным периодом, отличающиеся быстротечностью, не оказывающие влияния на характер поведения и отношений личности, и патологические — связанные с непроизвольным, длительным характером, оказывающие отрицательное влияние на отношения и поведение личности, создающие условия для обострения возрастных страхов. Кроме того, реальные и острые страхи вызываются ситуационными воздействиями, а хронические — личностными особенностями. Возникновение тревоги предопределяется реальным воздействием потенциально опасных факторов как их предвосхищение. Характер угрозы, интенсивность и специфика переживания определяют вариативность тревоги в виде набора оттенков, представленных страхом, ужасом, ужасом. В ситуации неуверенности в опасности возникающее состояние называется тревогой.
Продуктивным является подход к пониманию тревоги и проблемы разграничения тревоги и страха с позиции понятия «явления тревожного ряда», введенного известным отечественным психиатром Ф.Б. Березиным. Такой подход позволяет провести различие между конкретным страхом как реакцией на объективную, однозначно понимаемую угрозу и иррациональным страхом, возникающим в процессе нарастания страха и проявляющимся в объективизации, конкретизации неопределенной угрозы. В этом контексте объекты, с которыми ассоциируется последний, не обязательно отражают реальную причину страха, реальную угрозу. В этом отношении тревога и страх представляют собой разные уровни явлений тревожного ряда, причем тревога в собственном смысле слова предшествует иррациональному страху.
В дошкольном возрасте эмоциональное развитие ребенка претерпевает значительные изменения, связанные с дифференциацией индивидуальных особенностей. Возрастная динамика эмоционального развития определяется эмоциональными нейроформациями, которые формируются на различных этапах онтогенеза: ситуативная вариативность эмоциональных реакций и расширение спектра эмоциональных модальностей.
В дошкольном возрасте тревожность возникает как следствие фрустрации потребности в надежности и безопасности со стороны ближайшего окружения, отражая неудовлетворение той самой потребности, которая является ведущей в этом возрасте. В дошкольном возрасте переживания страха наиболее часты, причем наиболее угрожающим является эмоционально насыщенный, конкретный образ, часто отличающийся фантастическим и иррациональным характером (боязнь темноты, сказочных персонажей, фантастических существ и т.д.).
Усиление и закрепление страха происходит по механизму «замкнутого психологического круга», что приводит к накоплению и углублению негативных эмоциональных переживаний, которые в свою очередь порождают негативные прогностические оценки и во многом определяют модальность актуальных переживаний, способствуют их усилению и поддержанию.
Тревоги имеют ярко выраженную возрастную специфику, которая проявляется в их источниках, содержании, компенсаторных и защитных формах. Для каждого возрастного уровня существуют определенные области, объекты реальности, которые вызывают повышенную тревожность у большинства детей, независимо от наличия реальных угроз. Они являются следствием основных социогенных потребностей.
Наличие тревожности у детей
С позиции социального подхода, который основывается на факторах окружающей среды, определяющих причины тревожности, неправильное воспитание в семье и неблагоприятные отношения с родителями приводят к развитию тревожности у ребенка. Особенно, когда ребенок отвергается матерью, у него развивается страх быть отвергнутым, потому что он не может удовлетворить свою потребность в любви и привязанности. Появление тревожности также может быть вызвано неправильным воспитанием — гиперпротекцией, гипопротекцией, большим количеством ограничений и санкций и т.д. Родители часто культивируют «правильность» поведения: отношение к ребенку может включать жесткий контроль, регламентированные нормы и правила, отклонение от которых может повлечь за собой наказание. В этом случае поведение ребенка обусловлено страхом отклонения от норм и правил, установленных взрослыми. Беспокойство также может быть вызвано задержкой подкрепления, которая вызывает состояние неопределенности.
Приступ тревоги также может быть вызван сменой социальной среды, изменением окружения, привычных условий и ритма жизни. Результатом тревоги могут быть и личные страхи матери, которая формирует симбиотические отношения с ребенком, пытаясь защитить его от возможных трудностей и воображаемых опасностей в жизни. В результате ребенок начинает испытывать беспокойство в отсутствие матери. Несоответствие между положением, которое ребенок занимает в группе сверстников, и положением, к которому он стремится, является источником возникновения тревожности у детей. Поэтому нарушения социального статуса также служат источником тревоги.
Для старших дошкольников характерно преобладание социальной тревожности, которая проявляется как угроза благополучию ребенка в контексте его взаимоотношений с окружением. Ведущей тревогой в этом возрасте является страх не соответствовать социальным требованиям микро- и макросоциальной среды.
Переживания в виде конкретизированных страхов характеризуются недифференцированным ожиданием неприятностей. Дети дошкольного возраста боятся темноты, сказочных персонажей, воображаемых жутких фигур. Ситуативные страхи у детей могут быть спровоцированы ситуациями разлуки с родителями, изменениями в привычной обстановке и т.д.
По мнению Г. Эберлейна, появление тревожности у детей дошкольного возраста свидетельствует о неспособности детей контролировать собственные чувства. А.И. Захаров охарактеризовал факторы, связанные с возникновением тревожности в детском возрасте:
- наличие тревоги у родителей;
- тревожность родителей в отношениях с ребенком, чрезмерная защита от опасности и изоляция от общения
- ранняя рационализация чувств ребенка, связанная с чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным отвержением;
- противоречивое взаимодействие между родителями ребенка;
- наличие чрезмерного количества запретов или полной родительской свободы для ребенка, наличие нереализуемых угроз;
- отсутствие ролевой идентификации с родителем;
- психологические травмы, способствующие повышенной чувствительности к различным страхам;
- психическое заражение тревогой через взаимодействие со сверстниками и родителями.
По мнению М. Кузьминой, среди причин тревожности и беспокойства у детей в семье можно выделить следующие:
- традиционализм семейных отношений — в этом случае отношения между родителями и ребенком строятся на принципах «должен» и «обязан», что выражается в прямых посылах и угрозах в адрес ребенка;
- недоверие родителей к ребенку;
- отчуждение родителей — многие родители часто уезжают в отпуск без детей, в результате ребенок чувствует себя ненужным, брошенным, у него развивается страх одиночества;
- различные родительские требования — разногласия между родителями и воспитателями и эмоциональная нестабильность взрослых часто вызывают замешательство и беспокойство у ребенка;
- соревновательная ситуация — часто вызывает у детей тревогу, так как они хотят во что бы то ни стало добиться хороших результатов;
- ситуация с повышенной ответственностью — в этом случае у ребенка возникает страх не соответствовать ожиданиям взрослого и, следовательно, быть отвергнутым
- уход в мир фантазий, который ребенок считает психологическим убежищем, где разрешаются неразрешенные конфликты и удовлетворяются неудовлетворенные потребности.
Арт-терапия как метод психологической коррекции
Арт-терапия — это набор психокоррекционных техник, которые имеют различия и особенности, определяемые как их жанровой принадлежностью к тому или иному виду искусства, так и направленностью и техникой психокоррекционного терапевтического применения. Арт-терапия основана на использовании визуальной и пластической экспрессии, что особенно актуально, поскольку ребенок не способен выразить собственное эмоциональное состояние словами.
Арт-терапия — это комплекс техник, основанных на использовании различных видов искусства в оригинальной символической форме, позволяющий корректировать психосоматические и психоэмоциональные нарушения и отклонения в развитии личности через стимулирование художественного и творческого (креативного) самовыражения ребенка с проблемами.
Методологические основы направления арт-терапии в психологии разрабатывали такие известные психологи и психотерапевты, как О. Постальчук, М. Мауро, К. Тисдейл, К. Киз, Т. Боронска, М. Либманн, К. Друкер, С. Льюис, Д. Байер, П. Луццатто, Д. Калманович, Б. Ллойд, Д. Мерфи, Э. Крамер, К. Киз и Т. Далли, Д. Вудс, Д. Анли.
Арт-терапия для решения эмоциональных и личностных проблем детей берет свое начало во Второй мировой войне, когда эти методы использовались для работы с детьми, пережившими стресс в нацистских лагерях. Адриан Хилл является основателем термина «арт-терапия» (терапия искусством). Теоретические идеи Z. Фрейда и К.Г. Юнга, К. Роджерса, А. Маслоу послужили концептуальной основой арт-терапии. По мнению ученых, суть арт-терапии заключается в гармонизации развития личности через самовыражение и самопознание в творческих продуктах. Создаваемые человеком продукты способствуют налаживанию конструктивных отношений с сослуживцами.
Механизмов коррекционного воздействия арт-терапии множество. С помощью искусства происходит реконструкция травматической ситуации в особой символической форме, ее решение путем реструктуризации, с использованием творческих способностей личности в основе искусства.
Цели арт-терапии следующие:
- при работе над рисунками, скульптурами и т.д. происходит выброс негативных эмоций и напряжения, что является как социально приемлемым выходом, так и агрессией.
- бессознательные внутренние конфликты разрешаются с помощью визуальных образов.
- проявление невербальными средствами мыслей и чувств индивида.
- развитие чувства внутреннего контроля, экспериментирование с кинестетическими и визуальными ощущениями.
Кроме того, арт-терапия направлена на развитие познавательных и творческих способностей, способствует повышению самооценки, нормализации эмоционального состояния. В психологии арт-терапия существует в пассивной и активной формах. В пассивной форме человек является потребителем картин, книг, музыкальных произведений, созданных другими людьми. Активная форма ориентирована на создание клиентом творческих продуктов.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Психология и культура ноосферного мышления
- Современные проблемы дифференциальной психологии
- Психологические аспекты сопротивления инновациям и пути их преодоления
- Проблемный урок
- Психологическая коррекция стрессовых расстройств
- Психология виртуального общения
- Психология социально-правовой деятельности
- Особенности эмоционально-волевой сферы у подростков со склонностью к интернет-зависимости
- Малая группа и коллектив — Группа как объект социально-психологического анализа
- Различие психики человека и животных