Оглавление:
Конструирующая роль рассудка в философии И. Канта
Определение 1. И. Кант – это один из выдающихся представителей немецкой классической философии, чьи труды охватывали весь спектр философских проблем от познания до эстетики.
Первый период своей жизни и творческой деятельности Кант посвятил науке – его работы охватывали широкий спектр проблем от механики и космологии, до физической географии. При этом Кант, как и большинство ученых восемнадцатого века стоял на позициях материалистического механицизма, претендовавшего на роль универсального принципа для описания мира и науки.
Суть механицизма довольно проста, привлекательна и хорошо согласуется с чувственными данным человека – весь мир состоит из материи, которая в свою очередь представлена суммой однородных, мельчайших, вечных и неделимых частиц – атомов.
Атомы существуют в пространстве и времени, которые представляют собой абсолютные и независимые субстанции. Пространство рассматривается как некая физическая пустота, заполняемая вещами, мера их взаимного расположения, а время есть мера происходящих событий и процессов в этих вещах.
Пространство и время однородны, они одинаковы в каждой своей точке, время к тому же линейно и течет с определенной постоянной скоростью.
Взаимодействия атомов в пространстве и времени, благодаря которому и существует все многообразие реального мира, происходит по законам классической механики и может быть описано с помощью математических формул. Придерживаясь данной идеи, многие философы пытались найти одну единственную формулу, к которой можно было бы свести все существующие законы и всю науку.
Основы механицизма были заложены еще в семнадцатом веке в работах Бекона, Гоббса, Декарта и многих других, однако своего расцвета он достиг после научных открытий и философских работ И. Ньютона.
Принципы механицизма позволяли успешно описывать множество природных процессов, закономерности их осуществления, не вникая в сущность происходящего, что, впрочем, позволяло использовать полученное знание на практике.
После знакомства с работами Юма, Кант также начинает сомневаться в абсолютном характере пространства-времени и отходит от науки к философии и издает три своих знаменитых критики:
- «Критика чистого разума»,
- «Критика практического разума»,
- «Критика способности суждения».
Обозначая свою философию как критическую Кант говорит о том, что до него, и наука и философия были направлены на познание мира, но оставались догматически слепы в отношении самого инструмента познания – разума, полагая его совершенным и объективным.
Критика чистого разума
В «Критике чистого разума» Кант рассматривает гносеологическую проблематику. Он выделяет три ступени в процессе познания:
- чувственную,
- рассудочную,
- разумную.
В своем представлении о бытие Кант отталкивается от положений материализма – мир состоит из реально существующих вещей, которые воздействуют на органы чувств человека и порождают в нем представления. Эти представления имеют двоякую природу. Их содержание задается опытом и чувственным познанием, однако форма имеет априорный, т.е. доопытный характер.
Таким образом уже на этапе чувственного познания Кант указывает на то, что опыт не абсолютен и не является единственным источником знания. Также как опыт отражает реальные свойства существующих предметов, так и разум человека находит подходящую форму для сопоставления и сравнения этого содержания, подчинения его законам и закономерностям.
Кант признавал две априорные формы – это пространство и время. В его философии они теряют свою субстанциональный характер и становятся содержанием самого субъекта познания, т.е.
пространство и временя не существуют в реальности в мире вещей, а даны лишь в восприятии человека с той целью, чтобы у него существовала возможность познавать окружающий мир, поскольку вне пространства и времени познать что-либо невозможно.
Кант становится на позиции объективного идеализма. Хотя он и признает существование материального мира – мира вещей в себе, последний остается принципиально непознаваемым для человека, поскольку все чувственные данные отражают лишь внешнее содержание вещей, которое упаковывается в априорные формы восприятия, данные из природы человека, но не вещей.
Рассудок и разум. Впечатления от вещей в себе, уложенные в априорные формы есть лишь первая ступень познания, результаты которой ограничены набором случайных эмпирических фактов. Научное познание действительности, представление о предмете достигается лишь благодаря рассудку, главная сила которого заключается в категоризации.
Рассудок способен установиться связи между воспринимаемыми явлениями, классифицировать и рассортировать их создав стройную и непротиворечивую систему окружающего мира.
Однако в отличие от материалистов Кант полагает, что категоризация действительности возможна не потому, что человеческий разум способен ухватить сущностные связи между предметами, а лишь потому что самому рассудку свойственны априорные категории реальности, в соответствии с которыми он и классифицирует свой чувственный опыт. Т.е. реальность организуется сообразно внутреннему трансцендентному единству разума.
Особенности социальной философии Иммануила Канта
Философы эпохи Просвещения рассматривали прогресс в развитии человеческих общественных отношений. Кант в своих трудах пытался найти закономерности развития прогресса и пути воздействия на него. При этом он считал, что на прогресс влияет абсолютно каждый отдельный индивидуум. Поэтому для него была первична разумная деятельность всего человечества в целом.
При этом Кант рассматривал причины несовершенства человеческих отношений и находил их во внутренних конфликтах каждого человека в отдельности. То есть, пока мы страдаем из-за собственного эгоизма, честолюбия, жадности или зависти, мы не сможем создать совершенное общество.
Идеалом государственного устройства философ считал республику, которой управляет мудрый и справедливый человек, наделенный всеми полномочиями абсолютной власти. Как Локк и Гоббс, Кант считал, что необходимо отделить законодательную власть от исполнительной, при этом необходимо упразднить феодальные права на землю и крестьян.
Особое внимание Кант уделял вопросам войны и мира. Он считал, что возможно провести мировые переговоры, направленные на установление вечного мира на планете. Иначе войны разрушат все достижения с таким трудом достигнутые человечеством.
Чрезвычайно интересны условия, при которых, по мнению философа, все войны прекратились бы:
- Все территориальные притязания должны быть уничтожены,
- Должен существовать запрет на продажу, покупку и передачу по наследству государств,
- Постоянные армии должны быть уничтожены,
- Никакое государство не должно предоставлять денежные или любые другие займы для подготовки войны,
- Никакое государство не имеет право вмешиваться во внутренние дела другого государства,
- Недопустимо вести шпионаж или организовывать террористические акты, чтобы подорвать доверие между государствами.
Конечно, эти идеи можно назвать утопическими, но ученый считал, что человечество со временем достигнет такого прогресса в социальных отношениях, что сможет решать все вопросы урегулирования международных отношений путем мирных переговоров.
Иммануил Кант во всех своих трудах отдавал преимущество морали перед политикой, он считал, что права человека первичны и не могут быть нарушены никаким политическим строем.
Гносеологические взгляды Канта
Под гносеологией понимают философско-методологическую дисциплину, исследующую знание как таковое, а также изучающую его строение, развитие и функционирование.
Ученый не признавал догматический способ познания. Он утверждал, что необходимо основываться на критическом философствовании. Свою точку зрения он ясно выразил в исследовании разума и достижимых им пределов.
Кант во всемирно известном произведении «Критика чистого разума» доказывает правильность агностических идей. Агностицизм предполагает, что невозможно доказать истинность суждений, если основываться на субъективном опыте.
Предшественники философа рассматривали объект познания (т.е., окружающий мир, действительность), как основную причину трудностей познания.
Но Кант не соглашался с ними, высказывая предположение, что причина трудностей познания – в субъекте познания (т.е. в самом человеке).
Философ говорит о разуме человека. Он считает, что разум несовершенен и ограничен в возможностях. При попытке выйти за пределы возможностей познания, разум натыкается на непреодолимые противоречия.
Эти противоречия Кант выделил и обозначил как антиномии. Пользуясь разумом, человек способен доказать оба утверждения антиномии, несмотря на то, что они противоположны. Это ставит разум в тупик.
Кант рассуждал, как наличие антиномий доказывает, что у познавательных возможностей человека существуют пределы.
Взгляды на этическую теорию. Философ подробно изучает этику, и выражает свое отношение в работах, ставших впоследствии известными – «Основы метафизики нравственности» и «Критика практического разума». Согласно взглядам философа, моральные принципы берут начало из практического разума, перерастающего в волю.
Характерной особенностью этики мыслителя является то, что внеморальные взгляды и доводы не влияют на моральные принципы. За ориентир он принимает те нормы, которые происходят от «чистой» моральной воли. Ученый считает, что существует нечто, объединяющее моральные нормы, и ищет это.
Мыслитель вводит понятие «гипотетический императив» (также, его называют условным или относительным). Под императивом понимают нравственный закон, принуждение к действию. Гипотетический императив – это принцип действия, который эффективен для достижения конкретной цели.
Также, философ вводит противоположное понятие – «категорический императив», который следует понимать, как единый верховный принцип. Данный принцип должен предписывать поступки, которые объективно хороши. Описать категорический императив можно следующим кантовским правилом: следует поступать, руководствуясь принципом, который можно сделать общим законом для всех людей.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Философия зарубежного востока ХХ века
- Природа как предмет философского осмысления
- Формы общественной регуляции, предшествование нравственности
- Философские основания и выводы теории относительности — Истоки относительности. Принцип относительности Галилея
- Современная западная философия
- Формирование гидростатики как раздела гидромеханики в трудах Галлилея, Стевина, Паскаля (1623-1662)
- Ксенофан, древнегреческий странствующий философ и поэт
- Иоанн Дамаскин, византийский богослов, философ и поэт
- Функции идеологии
- Глобальные проблемы современной цивилизации