Для связи в whatsapp +905441085890

Конфуций (кун-цзы), китайский философ, родоначальник конфуцианства — Биография Конфуция

Биография Конфуция

Конфуцианство (после китайского мыслителя Кунь Цзы — Конфуция; латинизировано как Конфуций) — это этически-политическая и религиозно-философская доктрина о нравственном поведении человека и общественном строе, основанном на морали, которая зародилась в Китае.

Конфуцианство было основано Кунь-цзы (Конфуций) (551-479 гг. до н.э.).

Относительно малоизвестный при жизни, Конфуций стал широко известен после своей смерти.

Согласно китайским летописцам, Конфуций происходил из богатой семьи, а его предки занимали важные административные и военные посты в древнем китайском государстве. Отцом будущего великого учителя был воин Шулян Хе, первые два брака которого не дали наследника. В 63 года он решил взять наложницу, а она родила ему сына. Мать мальчика была 17-летней Янь Чжэньзай. Конфуций родился в 551 году до н.э. в королевстве Lu (современном Шаньдуне).

Однако отец Конфуция вскоре умер, а его мать бежала из дома, опасаясь гнева его законной жены Шулян Хе. Всю свою жизнь она решила посвятить ребенку, которому с детства было предсказано великое будущее. Мало что известно о детстве позднего философа. Ему не нравились обычные детские игры, он предпочитал играть в древние обряды или подношения. Это был послушный, тихий и очень чувствительный ребенок.

Когда Конфуцию было 8 лет, его отправили в государственную школу, где детей учили читать, считать, слушать музыку, стрелять стрелами и водить колесницы. Конфуций учился так усердно и ответственно, что в 17 лет был назначен помощником учителя. После окончания учебы он стал государственным служащим по просьбе матери, и ему не была присвоена самая почетная должность купеческого судебного пристава.

Его обязанностью было контролировать поставки на рынки.

Несмотря на свое скромное положение, Конфуций был очень добросовестным: каждый день внимательно осматривал овощи, мясо и хлеб в магазинах, преследовал нечестных торговцев, изучал образ жизни крестьян. Такой подход к бизнесу принес блестящие результаты, и вскоре Конфуций стал высокоуважаемым человеком. Конфуций посвятил все свое свободное время преподаванию. В 19 лет он женился на девушке из знатной семьи Ки-Коан-ши, вскоре у них родился сын, затем дочь. Конфуций тем временем был назначен инспектором сельскохозяйственных угодий. Лорд Лу лично знал Конфуция. Ему разрешили отменить старые порядки и ввести новые. И в этом положении он ревностно выполнял свои обязанности, так что вскоре жизнь крестьян улучшилась, поля стали приносить много плодов, улучшились домашние породы.

В 528 г. до н.э. умерла мать Конфуция, и древние обычаи, он оставил службу и провел три года в уединении, улучшая свое образование. После нескольких лет постоянного самообразования он достиг основ их учения, которые проповедовал всю оставшуюся жизнь. Конфуций прославился на весь древний Китай, люди со всех концов света приходили к мудрецам за советом или помощью. Его слава распространилась настолько, что он был назначен министром юстиции, что в те времена считалось очень ответственной должностью.

Конфуций (кун-цзы), китайский философ, родоначальник конфуцианства - Биография Конфуция

Основные принципы конфуцианства

Конфуцианство собой целостное этико-религиозное учение. Главный принцип конфуцианства заключался в идее всеобщей справедливости. Оно оправдывало наличие в обществе господ и трудящихся, обосновывало существование умственного и физического труда, призывало к подчинению вышестоящим властям, как к порядку, установленному высшей силой.

Конфуцианство разделяло всех людей на 5 категорий:

  • 1. Люди привычки, которые живут простой естественной жизнью, удовлетворяя самые простые надобности и не пытающиеся что-либо изменить.
  • 2. Люди, получившие знания и живущие в соответствии с законами и обычаями.
  • 3. Люди-философы, невозмутимые и имеющие собственное толкование.
  • 4. Люди, живущие по законам добродетели.
  • 5. Люди, совершенные во всех отношениях.

Согласно доктрине люди каждой из категорий могли совершенствоваться или регрессировать, смотря, какую волю, они используют для своих дел: добрую или злую. За злые поступки людям было предписано получать наказание, а за добрые — вознаграждение.

Главными предметами, которые рассматривало конфуцианство, были этика, мораль и вопросы управления государством. Основной этический принцип конфуцианства — это гуманность. Этот принцип является главным в семейной и общественной жизни человека. Он достигается путем самосовершенствования человека и строгого соблюдения законов и ритуалов, принятых в обществе. Эти законы предписывали уважительное отношение к старшим по возрасту и социальному положению, вежливость, преданность государству.

Согласно конфуцианству постигнуть законы гуманности могут только «благородные мужи» — представители господствующих сословий, простым людям это понимание недоступно. Учение прямо противопоставляет эти социальные слои, обосновывая превосходство одних над другими.

Правители в конфуцианстве являются посланниками неба, а сама власть божественной, причем много внимания уделялось вопросам гуманного управления. Гуманное управление состояло в четком следовании своим обязанностям. Конфуцианство призывало государственных служащих к мудрому управлению, показывая пример благородства собственным примером и не обременять народ строгими повинностями и налогами.

Значение идей Конфуция — Этико-политическое учение Конфуция

Конфуцианство — это этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет.

В эпоху войн и феодальной раздробленности конфуцианство пыталось стать мировоззренческой основой укрепления общественного строя и сложившихся форм государственного управления, призывая строго соблюдать древние традиции. Нужно отметить, что философия Конфуция носит традиционалистский характер, то есть он идеализировал определенные предками принципы взаимоотношений между людьми в семье и обществе.

Основные положения учения изложены в трактате «Лунь-Юй» («Беседы и суждения»).

Собственно общая управленческая направленность конфуцианства сводила отношения «начальник-подчиненный» к модели отношений «отец-сын». При этом конфуцианство считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным, существование эксплуататоров и эксплуатируемых, т. е. людей соответственно умственного, управленческого и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются им в рамках заявленной «семейной модели».

Поэтому главными здесь были вопросы этики, морали и управления государством. Отсюда вполне правомерно считать именно конфуцианство первой философской концепцией менеджмента, где правление рассматривалось как этическая доктрина.

Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли («этикета») — норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д.

Согласно Конфуцианству постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь цзы («благородные мужи»). Они же — представители высших слоев общества. Простолюдины — сяо жэнь (дословно — «мелкие людишки») не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление «благородных» простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающееся у Конфуция и его последователей, — яркое выражение социальной направленности, классового характера Конфуцианства. Конфуцианство, уделяя большое внимание вопросам гуманного управления, опиралось на идею обожествления власти правителя, существовавшую до Конфуция, но им развитую и обоснованную. Император объявлялся «сыном неба» (тянь-цзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Конфуцианство, считая, что «управлять — значит исправлять», придавало большое значение учению чжэн мин (об «исправлении имён»), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция, смысл которых в различных переводах сводится к следующему: государь должен быть государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном.

 Роль Конфуцианства

Конфуцианство — этико-политическое и религиозно-философское учение о нравственном поведении человека и основанном на морали, социальном порядке, возникшее в Китае.

Как и некоторые другие восточные религии, Конфуцианство часто интерпретируется как образ жизни, который на протяжении двух тысяч лет поддерживал религиозное единство китайского народа и способствовал этнической консолидации.

Большое внимание уделял Конфуций отношениям между правителем и народом. В основе его представлений об этом лежит одна идея: правитель — думающая личность, а его подданные — серая безликая масса, призванная слепо ему повиноваться. Конфуций не верил, что простой народ в состоянии познать его учение. «Ничтожный человек,- говорил он,- не способен познать веление Неба и не боится его, он презирает великих людей и оставляет без внимания речи совершенно мудрых».

В конфуцианской книге «Цзя-юй» отношения между правителем и народом уподобляются отношениям «между всадником и лошадью». «Всадник» — это император, наделенный великой мудростью, а «лошадь» — народ, не способный к самостоятельным поступкам. Император управлял народом не непосредственно, а при помощи «узды» и «вожжей» — чиновников и законов. «Древнее правление,- говорилось в названной книге,- было таково. Сын Неба считал придворных вельмож своими руками, добродетель и закон — уздой, чиновников — вожжами, уголовные наказания — стимулом, народ — лошадьми.

Чтобы хорошо управлять лошадьми, нужно правильно их взнуздать, нужно ровно держать вожжи и прибегать к стимулу, следует соразмерять силы лошадей и наблюдать за согласным бегом последних; при этих условиях правителю можно не издавать ни одного звука, вовсе не хлопать вожжами и не подстрекать стимулом — лошади сами собой побегут».

Этико-политические взгляды Конфуция и его последователей в форме ортодоксального конфуцианства легли в основу духовной жизни старого Китая. И какую бы сторону этой жизни ни рассматривать — взаимоотношения между людьми, воспитание и обучение, быт и нравы, обряды, привычки,- везде заметно влияние конфуцианских идей.

Каждый китаец во всем должен был руководствоваться конфуцианской моралью, и пусть он не мог прочитать сложных изречений в древних конфуцианских книгах — не это считалось главным. Главное было воспитать любого человека в духе нравоучений Конфуция. «Учение Конфуция,- писал академик В. М. Алексеев,- пронизывая на протяжении веков всю общественную жизнь Китая, не могло не всосаться в кровь народа».

В отличие от мифических богов Конфуций был реальным человеком. И если другие религии обещали верующему блага в потусторонней жизни, то конфуцианство заботилось, прежде всего, об устройстве жизни на этом свете. Низы общества верили в провозглашаемые человеколюбие, добродетель, справедливость, проповедуемые Конфуцием, поддерживали конфуцианский словесный протест против жестокости, алчности, лицемерия.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Религиозно-философское “Возрожденчество” в философии зарубежного востока XX века
  2. Проблема смерти и бессмертия личности
  3. Методологический анархизм как крайнее проявление релятивизма
  4. Гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности — Философия права Гегеля
  5. Понятия «объективного мира» и «субъективного образа»
  6. Теория ноосферы, ее основные положения
  7. Августин: доказательство того, что нам известно о существовании бога
  8. Философская герменевтика. Герменевтический круг
  9. Философия религии М. Хайдеггера
  10. Философия немецкого Просвещения сквозь призму драматургии и поэзии Шиллера — «Вне закона»