Оглавление:
Со времен древнеиндийской, древнекитайской и античной философии проблема человека занимала умы философов. Эта проблема становится еще более актуальной в XX веке, когда научно-техническая революция стала новым фактором в жизни человека, а человеческая личность находится под угрозой нивелирования в «тисках» информационно-технологического общества.
Человек — это особое существо, природное явление, обладающее, с одной стороны, биологическими началами, а с другой — духовными: способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельному языку (это отличает его от животных), высокой обучаемостью, приобретением культурных достижений, высокой степенью социальной организации.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков использовалось понятие «личность» — совокупность врожденных и приобретенных духовных качеств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность — это врожденное качество человека, которое развивается и приобретается в социальной среде; совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Индивидуальность — это уникальный набор черт характера и психики, отличающий одного человека от другого. Личность формируется на основе врожденных характеристик, которые трансформируются под воздействием социально обусловленного воспитания.
Индивидуализм — это тип мировоззрения, ядром которого (в конечном счете) является абсолютизация позиции индивида в его противопоставлении обществу, не какой-то конкретной социальной системе, а обществу в целом. Индивидуализм проявляется как в реальной жизненной позиции — в моральном поведении — так и в различных концепциях — этических, философских, политических и т.д.
Понятие «индивидуализм» было придумано английскими политическими философами современной эпохи. Речь шла не столько об изоляции человека от общества, сколько о необходимости ограничить давление на человека со стороны других людей. Это позитивное понимание индивидуализма как автономии и самоуважения личности отражало дух Просвещения, которое превозносило свободную личность как главного носителя ценностей европейской цивилизации. В социалистической традиции, в отличие от либеральной, преобладала негативная интерпретация индивидуализма как эгоизма и отрицания социальных связей. Мыслители XX века, прогнозирующие дальнейшее развитие человеческого общества, делают очень разные прогнозы относительно индивидуализации его членов. Одни считают, что будущее принадлежит индивидуалистическому духу, другие связывают растущий индивидуализм с деградацией человечества. Основные изменения в интерпретации понятия индивидуализма произошли в 20 веке в связи с переходом от чисто теоретических рассуждений и построения во многом абстрактных концепций к эмпирическим исследованиям.
Конформизм — это морально-политический термин, обозначающий конформизм, пассивное принятие существующего порядка вещей, преобладающих мнений и т.д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритичное следование тому образцу, который оказывает наибольшее давление (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и объективный взгляд).
«Конформизм был, есть и всегда будет главной идеологией большинства во все эпохи. При всех режимах. Человеческая природа остается неизменной. И всегда было и будет определенное меньшинство, которое готово идти до конца, жертвовать благами жизни, ради своих идеалов, ради своих убеждений…».
Качество жизни — самое важное правило
Конформизм (от позднелатинского conformis — подобный, одинаковый) — это социально-психологическая ориентация личности, которая проявляется не в самостоятельном, глубоко продуманном выборе жизненного пути и ценностей, а лишь в пассивном, конформистском отношении к существующему порядку вещей. Конформистское поведение — это конформистское, некритичное поведение. Конформист определяется как тот, кто без разбора придерживается преобладающих в определенных кругах суждений.
Несколько лет назад, в день последних президентских выборов, одна из центральных газет вышла с заголовком «Не будь овцой…». Вышеупомянутое животное не рефлексирует, поэтому ведет себя как стадо, т.е. придерживается общей линии овец. Лучше не выходить, а там будь что будет. Может быть, мы пойдем на барбекю, но все вместе.
В реакциях на результаты голосования ликование по поводу общественного единодушия перемежается с жалобами на рабскую психологию, бездумное послушание и зависимость от политических технологий. Может быть, мы снова стали заложниками стереотипного поведения, шаблонов мышления?
Термин конформизм означает соответствие, пассивное принятие существующего порядка вещей, преобладающих мнений и т.д. Моральный и политический конформизм не следует отождествлять с конформизмом (конформистскими реакциями) как психологическим явлением. Не существует конформистских психопатий. Этот тип в чистом виде встречается только в виде акцентуаций и поэтому не был включен в клинические таксономии. Постепенно сложился образ конформистской акцентуации в характерологии. Еще в конце XIX века Т. Рибо описал «аморфный тип» характера, на первый взгляд лишенный определенных характеристик, дрейфующий и слепо подчиняющийся своему окружению. По мнению Рибо, общество думает и действует за таких людей; их совершенство ограничивается подражанием. П.Б. Ганнушкин метко описал некоторые черты этого типа — постоянную готовность подчиняться голосу большинства, стереотипность, банальность, склонность к блужданию в морали, набожность, консерватизм — но неудачно связал этот тип с низким интеллектом. В действительности, это вовсе не вопрос интеллектуального уровня. Такие субъекты часто хорошо учатся, получают высшее образование, успешно работают в определенных условиях.
Основная черта характера этого типа — постоянная и чрезмерная адаптация к ближайшему знакомому окружению — наиболее ярко проявилась в описаниях американских социальных психологов. Они также отметили недоверие и настороженность к незнакомцам, свойственные этим личностям. Как известно, в современной социальной психологии под конформизмом принято понимать подчинение индивида группе в противовес независимости и самостоятельности. В различных условиях каждый испытуемый демонстрирует определенную степень соответствия. Однако в случае с конформистской акцентуацией характера эта черта проявляется постоянно, поскольку она является наиболее устойчивой.
Представители конформистского типа являются людьми своего окружения. Их главная черта, главное правило жизни — думать как все, вести себя как все, стараться иметь все как все — от одежды и обстановки дома до мировоззрения и суждений по текущим вопросам. Под «всеми» обычно подразумевается ближайшее окружение. Из этого следует, что конформисты не хотят оставаться позади в чем-либо, но они также не любят выделяться, возвышаться. Это особенно ярко проявляется в отношении к модной одежде. Когда появляется новая, необычная мода, нет более ярых презирателей, чем представители конформистского типа. Но как только окружающие осваивают эту моду, то есть брюки или юбки нужной длины и ширины, они сами надевают такую же одежду и забывают о том, что говорили два-три года назад. Конформисты любят руководствоваться в жизни максимами и в трудных ситуациях склонны искать в них утешение («Что потерял, того не вернешь!» и т.д.).
Подросток — конформист
Поскольку конформисты всегда стремятся соответствовать своему окружению, они совершенно не способны противостоять ему, поэтому конформистская личность полностью является продуктом своей микросреды. В хорошей среде они не являются плохими людьми или плохими работниками, но после того, как они попадают в плохую среду, они в конечном итоге усваивают все ее обычаи, манеры и правила поведения, независимо от того, насколько все это противоречит тому, что было раньше, и насколько вредным это может быть. Правда, сначала им трудно приспособиться, но когда это происходит, новая среда становится такой же диктаторской по отношению к поведению, как и предыдущая. В связи с этим конформные подростки легко пьют «для общества» и могут быть вовлечены в групповую делинквентность.
Конформность ассоциируется с заметным отсутствием критики. Все, что говорит им привычная среда, все, что они узнают через привычный канал информации, является для них истиной. Если по тому же каналу они получают информацию, которая явно не соответствует действительности, они все равно принимают ее за чистую монету.
Вдобавок ко всему, конформистские субъекты по своей природе консервативны. Им не нравится все новое, потому что они не могут быстро адаптироваться, им трудно освоиться в новой ситуации. В наших условиях, однако, конформисты не признают этого открыто, вероятно, потому, что в подавляющем большинстве микроколлективов, в которых они оказываются, чувство новизны официально и неофициально высоко ценится, новаторы поощряются и так далее. Их позитивное отношение к новому остается только на словах. На самом деле, конформисты предпочитают стабильную обстановку и порядок, установленный раз и навсегда. Отвращение к новому проистекает из беспочвенного отвращения к странному. Это настолько же простой новичок, появившийся в их группе, насколько и представитель другой среды, другого поведения и даже, как это часто наблюдается, другой национальности.
Профессиональный успех конформистов зависит от другой характеристики. Они не проявляют инициативы. Очень хороших результатов можно добиться на любой ступеньке социальной лестницы, если их работа или должность не требует постоянной инициативы. Когда ситуация требует этого от конформистов, они соглашаются на любую должность, пусть даже незначительную, и выносят гораздо более высококвалифицированную и даже напряженную работу, когда она четко регламентирована.
Детство, защищенное взрослыми, не создает чрезмерного напряжения для конформистского типа. Возможно, именно поэтому черты конформистского акцента становятся заметны лишь в подростковом возрасте. Все специфические пубертатные реакции подпадают под признак соответствия.
Конформные подростки очень ценят свое место в знакомой группе сверстников, стабильность этой группы, постоянство окружения. Они совсем не склонны менять эту группу, к которой они привыкли и в которой им стало комфортно. Решающим фактором в выборе учебного заведения для них часто является то, куда поступает большинство их сверстников. Одна из самых тяжелых психологических травм, которая, по-видимому, существует для этого типа людей, — это когда знакомая подростковая группа по каким-то причинам изгоняет их. Даже конформные подростки обычно оказываются в сложном положении, когда общепринятые суждения и привычки окружающих вступают в противоречие с их личностными особенностями. Например, рискованные приключения чужды конформизму, но распространены среди подростков. Подростки-конформисты, лишенные собственной инициативы, могут быть втянуты в групповую преступность, употребление алкоголя, их могут подтолкнуть к побегу из дома или склонить к расправе над незнакомыми людьми.
Принятие определенных норм
Реакция эмансипации не проявляется до тех пор, пока родители, учителя и старшие не отделят подростка-конформиста от его привычной среды, когда они противодействуют его желанию «быть как все», перенять общепринятую подростковую моду, увлечения, манеры и намерения. Увлечения конформного подростка полностью определяются его окружением и модой того времени.
Конформная подростковая акцентуация, по-видимому, довольно распространена, особенно среди мальчиков.
Существует особый вариант конформистского типа — конформист-гинергик. Он отличается от других конформистских типов повышенной жизненной самооценкой. Подростки этого типа несколько эйфоричны и подчеркивают свою бодрость, здоровье, хороший тонус и аппетит. Для них также характерен чрезмерно оптимистичный взгляд на свое будущее, вера в то, что все желания исполнятся. Однако это ограничивает их сходство с гипертоническим типом. Ни высокой активности, ни живости, ни предприимчивости, ни стремления к лидерству, их не найти. Они восприимчивы к дисциплине и регламентации, особенно когда за ними наблюдают другие.
Покладистые подростки, если они не сочетаются с заторможенностью, относительно редко попадают на прием к психиатру. Только 3% континентов госпитализированных подростков, которых мы исследовали, были оценены как относящиеся к этому типу. Тем не менее, явная конформная акцентуация — это крайний вариант нормы. Ганнушкин уже отмечал склонность представителей этого типа к реактивным состояниям — ипохондрия после «страшного диагноза», реактивная депрессия после потери близких или имущества, реактивная паранойя при угрозе ареста и т.д. Их уязвимость заключается в чрезмерной восприимчивости к влияниям окружающей среды и чрезмерной привязанности ко всему привычному. Разрушение стереотипа, лишение привычного для них общества может вызвать реактивные состояния, а дурное влияние среды может толкнуть их на путь сильного алкоголизма или наркомании. Длительное воздействие неблагоприятных влияний может вызвать психопатическое развитие неустойчивого типа.
Помимо острых реактивных состояний, опасности алкоголизма и наркомании, возможности психопатического развития неустойчивого типа, следует сказать, что подростковый конформизм может служить временным этапом, как бы предваряющим относительно позднее формирование акцентуации других типов, например параноидного или эпилептоидного.
Усвоение определенных норм, привычек и ценностей является необходимым аспектом социализации индивида (приобретения им качеств, без которых невозможно функционировать в обществе). Психологические механизмы отбора и усвоения индивидом социальной информации зависят от целого ряда факторов: индивидуально-личностных (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценки и уровень самоуважения, потребность в признании со стороны окружающих и т.д.), микросоциальных (положение индивида в обществе, уровень самооценки, уровень самоуважения и т.д.). ), микросоциальные (положение человека в группе, ее значимость для него, степень сплоченности и структура группы), ситуационные (содержание задачи и интерес человека к ней, степень его компетентности, принимается ли решение публично, в тесном кругу или приватно и т.д.), общесоциальные и общекультурные (существующие в обществе условия для развития самостоятельности, личной ответственности и т.д.).
Конформизм в литературе
Термин «конформизм» подвергся специфическому переосмыслению в литературе. До 1990-х годов оно имело явно критический и даже иронический оттенок. Фромм сравнил этот механизм с защитной окраской некоторых животных: они настолько похожи на свое окружение, что практически неотличимы от него. Многие современные аналитики видят этот механизм в поведении избирателей, готовых голосовать за «единство» и за Путина, как предвестник авторитаризма.
На основании психологических экспериментов, проведенных в 1940-1950-х годах с использованием различных методик, многие психоаналитики и социологи подтвердили идею о том, что конформность (поддатливость внешним влияниям) является неотъемлемым свойством индивидуального сознания. Успехи пропаганды все чаще объяснялись с точки зрения податливости сознания, а сама техника пропаганды рассматривалась как искусство использования скрытых источников конформизма.
Психоаналитики подчеркивали такие конформистские характеристики человека, как стирание индивидуальности, нормативность, манипулируемость, консерватизм. Конформизм рассматривался как один из механизмов «бегства от свободы». Человек перестает быть самим собой. Он полностью усваивает тип личности, предложенный ему в качестве общепринятой модели, и становится таким, как все, таким, каким он хочет, чтобы его видели. Различие между его собственным «я» и внешним миром исчезает, как и ощущаемый страх одиночества и бессилия. Отказавшись от своего «я» и став роботом, как миллионы других роботов, он больше не чувствует одиночества и страха. Однако цена, которую придется заплатить, — это потеря собственной личности.
Э. Фромм также проанализировал псевдомышление, которое более известно как аналогичные явления в сфере желаний и чувств. Спросите читателя газеты, что он думает о такой-то и такой-то политической проблеме, и он выдаст вам в качестве «собственного мнения» более или менее точный пересказ прочитанного. Он считает, что все, что он говорит, является его собственным отражением. Если он живет в небольшом сообществе, где политические взгляды передаются от отца к сыну, он может не осознавать, насколько его «собственное мнение» определяется авторитетом строгого родителя из его детства. У другого читателя мнение может быть результатом минутного замешательства, боязни показаться неосведомленным, так что его «мысль» — это лишь притворство, а не результат естественного сочетания опыта, знаний и политических убеждений. Такое же явление наблюдается и в эстетических суждениях.
Подавление критического мышления обычно начинается в раннем детстве. Например, пятилетняя девочка может заметить неискренность своей матери: она постоянно говорит о любви, но на самом деле она холодна и эгоистична, или она постоянно подчеркивает свои высокие моральные стандарты, но при этом состоит в отношениях с незнакомым мужчиной. Девочка чувствует этот разрыв, который нарушает ее чувство правды и справедливости, но она зависит от матери, которая не допускает критики, и, допустим, не может опереться на своего слабовольного отца, поэтому ей приходится подавлять свое критическое суждение. Очень скоро она перестанет замечать неискренность или неверность матери, и она, как считал Фромм, потеряет способность критически мыслить, потому что поймет, что это безнадежно и опасно. В то же время девочка усвоит модель мышления, которая заставит ее поверить, что ее мать честная и порядочная, что брак ее родителей счастливый. Она примет эту мысль как свою собственную.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Агрессия, ее причины и последствия — Агрессивность как инстинктивное поведение
- Дневные и ночные страхи у детей
- Визуальное восприятие
- Психологический тест личностной тревожности. Шкала спилберга-ханина
- Взаимосвязь обучения и психических процессов
- Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем
- Процесс индоктринации в педагогике
- Понятие посттравматического стресса в психологии
- Блюма Вульфовна Зейгарник, советский психолог, основатель отечественной патопсихологии — Научная деятельность Блумы Вульфовны
- Психологические особенности возникновения интернет-зависимости